УДК 370.186
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
© Вероника Валериевна ЛОРЕНЦ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: grigorev_tmb@list.ru
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения педагогической работы по формированию музыкальной культуры подростков в условиях взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования, представлена модель организации данного процесса, а также представлены полученные результаты.
Ключевые слова: музыкальная культура подростков; взаимодействие семьи; школы и учреждений дополнительного образования.
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к самообразованию и самосовершенствованию. В процессе формирования духовности значительную роль играет музыкальная культура [1].
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культурного наследия и искусства детей и молодежи. Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере форми-
рования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно подрастающего поколения, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и на уровне групп (Б.С. Волков,
A.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Семенов,
B.Э. Чудновский, Т.И. Шульга, Н.М. Шкурко, Д.И. Фельдштейн и др.). Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования способов, форм и методов формирования музыкальной культуры подрастающего поколения сегодня имеет особую актуальность [2].
Одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный уклад жизни (семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными ценностями разрушен.
Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались прежними.
В связи с вышеизложенным можно констатировать: сегодня отсутствует основа основ педагогики - единые требования к воспитанникам, что, в конечном счете, ведет к предоставлению подростка самому себе, к свободе выбора, который он в силу своих возрастных особенностей может обратить себе во вред. Совместная деятельность семьи, школы и учреждений дополнительного образования может, на наш взгляд, служить эффективному формированию музыкальной культуры подростков [3; 4].
Рассмотрение проблемы формирования музыкальной культуры подростков, а также роли взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в ее решении позволило нам разработать теоретическую модель, на основе которой затем осуществлялась педагогическая деятельность.
Теоретико-методологической базой построения модели явились идеи отечественных ученых. Важную роль в осмыслении феномена культуры сыграли труды А. С. Запе-соцкого, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана. Э.А. Орловой, А.В. Соколова и других, в них изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры.
Научное осмысление вопросов музыкального воспитания подрастающего поколения берет свое начало в российской педагогике в первой половине XX столетия в трудах Б.В. Асафьева, Л.А. Авербуха, Н.Я. Брюсовой, А.А. Шеншина, Б.Л. Яворского и других, продолжено такими учеными и педагогами-исследователями, как Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Т.Е. Вендро-ва, А. Л. Готсдинер, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Л.М. Кадцын, В. Д. Остро-менский, А.С. Петелин, Е.А. Петелина,
A.Н. Сохор, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов,
B.Н. Шацкая и другими, отражено в работах самых последних лет (Н.А. Ветлугина, Л.А. Ежова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, О.В. Молодых, В.И. Строков, Т.Д. Суслова, Б.М. Теплов, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский и др.).
Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горю-
новой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л. М. Предтеченской и др.
Идеи социально-культурного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах М. А. Ариарского, П. Р. Атулова, Е. И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, М.И. Долженко-вой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, А.С. Ковальчук, Ю. Д. Красильникова, Е. В. Литов-кина, Е.Г. Нефедовой, Г.А. Романовой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Я. Сур-таева, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.
В предложенной модели формирование музыкальной культуры подростков в условиях взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования рассматривается как совокупность ряда компонентов, включающая в себя цель, задачи, условия, принципы, функции, содержание, виды деятельности, методы, средства, формы, критерии, уровни и результат (рис. 1).
Далее мы провели опытно-экспериментальную работу по реализации модели взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие 348 человек: 180 подростков принимали участие в социологическом опросе; 104 подростка в возрасте 12-15 лет принимали участие в педагогическом эксперименте (48 человек составили экспериментальную группу, 56 человек - контрольную группу), 16 педагогов и 48 родителей.
Исследование проводилось на базе: МОУ СОШ № 30 г. Тамбова, МОУ СОШ № 16 г. Тамбова, МБОУ дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 2» г. Тамбова, МБОУ дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Тамбова.
В ходе констатирующего эксперимента с использованием разработанных нами критериев, показателей и уровней исследовалась сформированность музыкальной культуры молодежи посредством закрытого анкетирования.
Разработанная анкета включала 40 вопросов, на каждый из которых предполагалось 4 варианта ответа, причем испытуемый должен был выбрать только один вариант. За ответ под буквой «а» - испытуемый получал 1 балл, за ответ под буквой «б» - 2 балла, за ответ под буквой «в» - 3 балла и за ответ под
буквой «г» - 4 балла. Затем подсчитывалась общая сумма баллов у каждого участника экспериментальной работы. Таким образом, каждый из участников мог набрать минимальное количество баллов - 40, максимально возможное количество баллов равнялось 160.
В нашем исследовании были выделены пять уровней сформированности музыкальной культуры подростков: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Низкий уровень (от 40 до 63 баллов) -знания в области музыкального искусства (даже элементарные) отсутствуют, подросток не заинтересован в их приобретении. Нет осмысления музыки. Не интересуется музыкальными произведениями. Не обладают способностью к эмоциональному отклику на музыку, способность к переживанию эмоционально-ценностного наполнения музыки отсутствует. Не умеет оценивать музыку в соответствии с художественно-эстетическими критериями, музыкальный вкус не сформирован. Музыка не является популярным и значимым видом искусства для подростка, он не занимается деятельностью, связанной с музыкой; крайне редко слушает музыку, причем восприятие происходит пассивно и опосредованно; музыка не занимает места в сфере досуга подростка.
Уровень ниже среднего (от 64 до 87 баллов) - знания в области музыкального искусства поверхностны, активность в самостоятельном приобретении знаний и умений о музыке отсутствует, восприятие музыкального искусства происходит, в основном, пассивно и опосредованно; нет стремления к осмыслению музыки; к анализу воспринимаемых произведений. Иногда может эмоционально откликаться на музыку, но эмоциональные проявления ситуативны, а способность к глубокому переживанию эмоционально-ценностного наполнения музыки отсутствует. Не умеет оценивать музыку в соответствии с художественно-эстетическими критериями, музыкальный вкус не сформирован. Музыка не является популярным и значимым видом искусства для подростка, он редко занимается деятельностью, связанной с музыкой; музыка занимает очень мало места в сфере досуга подростка. Подросток редко слушает музыку, при этом восприятие подростком музыкального искусства происходит пассивно и опосредованно.
Средний уровень (от 88 до 111 баллов) -подросток имеет элементарные знания, умения и навыки в области музыки, но объем их недостаточен, они не прочны. В мотивационной сфере подростка преобладают музыкальные потребности развлекательного и компенсаторного характера, доминируют установки «развлекающегося слушателя» и ориентации на удовольствие, моду, престиж, китч. Обладает способностью к эмоциональному отклику на музыку, но эмоциональные проявления ситуативны, а способность к глубокому переживанию эмоционально-ценностного наполнения музыки находится на низком уровне. Музыка является достаточно популярным видом искусства для подростка, деятельность, связанная с музыкой, в т. ч. ее слушание, занимает достаточно места в сфере его досуга, но восприятие подростками музыкального искусства происходит пассивно.
Уровень выше среднего (от 112 до 135 баллов) - имеет элементарные знания в области музыкального искусства, стремится к осмыслению музыки. Эмоционально откликается на музыку, способен переживать эмоционально-ценностное наполнение музыки. Оценивает музыку в соответствии с художественно-эстетическими критериями, начинает формироваться музыкальный вкус. Музыка является одним из популярных и значимых видов искусства для подростка, деятельность, связанная с музыкой, в т. ч. ее слушание, занимает достаточно места в сфере досуга подростка.
Высокий уровень (от 136 до 160 баллов) -имеет достаточный объем прочных музыкальных знаний, умений и навыков; постоянно стремится к осмыслению музыки, отмечается интерес к музыкальным произведениям, стремится и умеет анализировать воспринимаемые произведения. Всегда эмоционально откликается на музыку, способен глубоко переживать эмоционально-ценностное наполнение музыки. Оценивает музыку в соответствии с художественно-эстетическими критериями, сформирован музыкальный вкус. Музыка является самым любимым и значимым видом искусства для подростка; деятельность, связанная с музыкой, в т. ч. ее слушание, занимает важнейшее место в сфере досуга подростка.
Задачи: развитие эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения; воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности; формирование интереса к музыке, идеалов и музыкального вкуса, оценочности и критичности восприятия культурных феноменов; освоение знаний о музыке как виде искусства, развитие потребности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности
Принципы:
активности, комплексности, социальности, систематичности, целенаправленности, учета творческих задатков,
интересов и возможностей, эмоциональной насыщенности, добровольности, форм. пол. самооценки, насыщения содержания культурными ценностями, учета возрастных особенностей, привлекательности,
индивидуального и дифференцированного подхода и др.
Функции: творческая, дидактическая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная и др.
Содержание: педагогическая программа «Музыкальный мир»
Виды деятельности:
музицирование, театрализованная деятельность, концертная деятельность, обсуждение, дискуссии, фестивали, праздники, тематические вечера, игры, конкурсы, конференции, прослушивание музыкальных. произведений, просмотр выступлений, прослушивание радиопередач, телепередач и пр.
Семья
,Общеобразовательная школа
Школы
искусств:
музыкальные школы и др.
Учреждения дополнительного образования детей
Центры Дворцы творчества:
дополнительного культуры и искусств,
образования: художественного
творчества, эстети- творчества детс.
ческого воспитания 1 культ. и пр.
Дома детского
творчества
детской культуры. искусств и пр.
Организационно-педагогические условия:
- взаимодействие семьи, школы и учреждений доп. обр.;
- признание приоритетности музыкального воспитания;
- использование духовно-смыслового потенциала музыки;
- модельное представление и программное обеспечение;
- привлечение произведений подростковой субкультуры;
- музыкальная культура педагога;
- партнерство субъектов воспитательного процесса;
- предоставление свободы и самостоятельности;
- изменение подходов к диагностике результатов форм музыкальной культуры
Формы деятельности: индивидуальные, групповые, массовые
Критерии: познавательный, мотивационный, эмоциональный, оценочный, деятельностный.
Уровни: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий
Методы: упражнения, организация деятельности, форм. сознания личности, контроля, формирование самообразоват. Деятельности, убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии и пр.
Средства: словесные, практические, визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, средства информации и коммуникации
Результат: повышение уровня сформированности музыкальной культуры подростков
Рис. 1. Модель формирования музыкальной культуры подростков в условиях взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования
Испытуемые в экспериментальной и контрольной группах были проанкетированы и в соответствии с количеством набранных баллов условно были распределены на подгруппы.
Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной и в контрольной группах получены практически одинаковые результаты: у большинства испытуемых обеих групп уровень сформированности музыкальной культуры оказался недостаточно высоким, что обусловило необходимость поиска дополнительных возможностей и проведение целенаправленной работы по формированию у подростков музыкальной культуры. Решение этих проблем, на наш взгляд, оказывается возможным при активизации взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования.
Прежде всего, была осуществлена разработка педагогической программы «Музыкальный мир», предназначенной для формирования музыкальной культуры подростков, новизна которой и отличие от имеющихся программ по музыке заключались в том, что деятельность подростков проходила в условиях взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования.
Основные цели программы «Музыкальный мир» - музыкальное просвещение, повышение музыкальной грамотности и креативной активности подростков, освоение подростками музыкальной культуры социума, развитие потребности в духовном обогащении посредством воспринимаемой и исполняемой музыки, формирование нравственно-эстетических чувств, идеалов и музыкального вкуса, оценочности и критичности восприятия культурных феноменов, что позволяет использовать и вариативно интерпретировать всю сумму знаний, составляющих норму общесоциальной музыкальной эрудированности современного человека.
В программе рассматривались следующие задачи:
- развитие у подростков эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения к музыке и жизни;
- формирование устойчивого интереса к музыке, к различным формам ее бытования;
- воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать
содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности;
- формирование идеалов и музыкального вкуса, оценочности и критичности восприятия культурных феноменов;
- освоение знаний о музыке как виде искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
- развитие у подростков потребности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки;
- развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на элементарных музыкальных инструментах и пр.).
При организации педагогической работы по формированию музыкальной культуры подростков были выделены следующие значимые факторы:
- музыкальная культура определяется не только показателями музыкальной образованности, но и духовного потенциала;
- музыкальная культура включает музыкальные интересы, способности, эмоциональные переживания, музыкальную грамотность, музыкальный вкус, способность к музыкальному самообразованию;
- музыкальная культура предполагает участие в активных формах музыкальной деятельности.
Для апробации программы на базе учреждения дополнительного образования было создано музыкальное творческое объединение - форма групповой работы учреждения дополнительного образования детей, основанной на общности музыкальных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, театрального искусства. Это уникальная система по совершенствованию личности в процессе музыкальной деятельности создается для развития у подростков опыта совместной деятельности, творческой активности и самодеятельности, воспитания потребности в самосовершенствовании.
Музыкальное объединение включало в себя несколько творческих лабораторий (фольклор, эстрадный вокал, вокально-хоровое пение, инструментальная музыка (фортепиано, гитара)), работающих автономно друг от друга, но соединяющих свои ресурсы для решения значительных творческих дел: вечера современной музыки, авторской песни, диско-шоу, игры, дискуссии, тренинги; всевозможные формы общественно полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами, целевые экспедиции - этнографические, фольклорные и т. д.).
Руководство музыкальной деятельностью подростков осуществлялось педагогами дополнительного образования, но к творческой работе привлекались педагоги общеобразовательных школ и родители. Межличностные взаимодействия в объединении осуществлялись неформально, деятельность педагогов и подростков протекала в сотворчестве.
Курс обучения по педагогической программе «Музыкальный мир» в рамках работы творческого объединения предназначен для подростков и рассчитан на 10 месяцев (72 учебных часа, 2 раза в неделю). Длительность занятий варьируется от 90 минут до 3 часов в зависимости от содержания того или иного мероприятия.
После внедрения разработанной педагогической программы «Музыкальный мир»
было проведено повторное анкетирование подростков с помощью тех же методик, что и на этапе констатирующего эксперимента, с целью оценки эффективности программы в формировании музыкальной культуры подростков. Анкетирование проводилось так же анонимно.
В соответствии с количеством набранных баллов испытуемые условно были распределены на группы. После обработки полученных данных мы видим, что у большинства подростков, входящих в экспериментальную группу, уровень сформированности музыкальной культуры повысился (рис. 2).
Контрольный эксперимент заключался в сравнении данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах в отношении сформированности музыкальной культуры. Целью контрольного эксперимента было изучение динамики сформированно-сти музыкальной культуры подростков до и после проведения работы по педагогической программе «Музыкальный мир» и, соответственно, подтверждение ее эффективности.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов показал, что формирование музыкальной культуры у участников экспериментальной группы проходило эффективнее, чем у участников контрольной группы (рис. 3).
60
50
40
30
20
10
0
54
31 29
11
0 0
40
31
0
Высокий выше средний ниже низкий
среднего среднего
4
□ до проведения пед. работы
□после проведения пед. работы
Рис. 2. Сравнительная диаграмма, отображающая динамику сформированности музыкальной культуры подростков до и после проведения педагогической работы (в экспериментальной группе)
б0
50
40
з0
20
10
0
з1
11
0 б
54
з2
4б
1б
0
Высокий выше средний ниже низкий среднего среднего
□в контрольной группе
□в эксперимент. группе
4
Рис. 3. Сравнительная диаграмма, отображающая динамику сформированности музыкальной культуры подростков в экспериментальной и контрольной группах (результаты контрольного эксперимента)
Таким образом, сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, подтвердил: применение
разработанной программы «Музыкальный мир» целесообразно, что, в свою очередь, подтверждает потенциал взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков.
1. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Рига, 1995.
2. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975.
3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
4. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. М., 1991.
Поступила в редакцию 23.01.2012 г.
UDC 370.186
EXPERIENCE AND EXPERIMENT WORK ON REALIZATION OF INTERACTION MODEL OF FAMILY, SCHOOL AND INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION IN FORMATION OF TEENAGER MUSICAL CULTURE
Veronika Valeryevna LORENTS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru
In the article the questions of organization and realization of pedagogical job on formation of musical culture of the teenagers in conditions of interaction of family, school and establishments of additional education are considered, the model of organization of the given process is submitted, and also the received results are submitted.
Key words: musical culture of teenagers; interaction of family; school and establishments of additional education.