Научная статья на тему 'Некоторые результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей воспитания детей и подростков на основе православных традиций'

Некоторые результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей воспитания детей и подростков на основе православных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корабелыцикова И. А.

The article is devoted to experimental work on revealing peculiarities of education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions. Within the framework of pedagogical experiment the author developed and introduced into an educational process the program «Socio-cultural education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions». The results of the experiment prove the practical value of the developed program, and realization of the given model in institutes of an orthodox orientation of the supplementary educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some results of experimental work on revealing peculiarities of education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions

The article is devoted to experimental work on revealing peculiarities of education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions. Within the framework of pedagogical experiment the author developed and introduced into an educational process the program «Socio-cultural education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions». The results of the experiment prove the practical value of the developed program, and realization of the given model in institutes of an orthodox orientation of the supplementary educational system.

Текст научной работы на тему «Некоторые результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей воспитания детей и подростков на основе православных традиций»

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

И.А. Корабельщикова

Korabelshchikova I.A. Some results of experimental work on revealing peculiarities of education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions. The article is devoted to experimental work on revealing peculiarities of education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions. Within the framework of pedagogical experiment the author developed and introduced into an educational process the program «Socio-cultural education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions». The results of the experiment prove the practical value of the developed program, and realization of the given model in institutes of an orthodox orientation of the supplementary educational system.

Дискуссии по поводу необходимости и значимости возрождения традиций православия в последние несколько лет достигли своего апогея. Сторонники возрождения традиций православной школы справедливо считают православие неотъемлемой частью истории и культуры нашей страны и выступают за внедрение программ православного воспитания в образовательный процесс. Противники в данном вопросе настаивают либо на многоконфессиональности нашей страны и толерантности всех конфессий, либо на светскости нашего образования, а поэтому недопустимости изучения православных традиций в школе.

Выход из этой ситуации, по нашему мнению, возможен, если использовать программы православного воспитания в учреждениях системы дополнительного образования. Данный вид учреждений обеспечивает учащимся, а также их родителям свободу выбора видов, форм деятельности, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение в определенном кругу, а религиозным организациям возможность вести образовательный и воспитательный процесс в рамках учебных программ. Юридически это подтверждается Приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 июля 2003 г. «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». Приказ, опираясь на ряд следующих законов: о «Свободе совести и о религиозных объединениях», закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав

ребенка», - подчеркивает, что в условиях светскости государства религиозное (в частности православное) образование и воспитание можно получить только с добровольного согласия родителей и учеников. А это, по нашему мнению, реально в рамках системы дополнительного образования.

Как показывает практика деятельности православных учреждений в России, обращение к православному образованию сегодня перспективно, поскольку связано с восстановлением ключевых педагогических традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Между тем наследие традиций православия, а также их роль в воспитании детей и подростков ни в годы воинствующего атеизма, ни в годы секуляризованной по содержанию российской государственности не получило теоретического осмысления.

Проанализировав основные идеи в православном святоотеческом наследии, представленные педагогическими теориями К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, Н.И. Пирогова, И.А. Ильина, свт. Феофана Вышен-ского, свт. Тихона Задонского, свт. Игнатия Брянчанинова и др., а также подходы современных исследователей Е.П. Белозерцева.

В. А. Беляевой, Е.И. Исаева, В.И. Косика,

Н.Д. Никандрова, Т.И. Петраковой, В. А. Слас-тенина, В.И. Слободчикова, И. Гликмана, Т.В. Скляровой, Э.А. Чурсиной, И.В. Метлика, А. В. Колодина, Е. Комаровой к данной проблеме, мы выявили основные понятия и критерии, определяющие православные традиции.

Таким образом, традиции - это опора на народную культуру, педагогику, эмпириче-

ски сложившийся порядок образования человека. Традиции есть достояние истории и культуры народа, и в данном случае духовной и нравственной сторон его жизни. Отход от традиций ведет к разрыву исторической связи поколений, и как следствие теряется многовековой опыт наших предков. Кроме того, традиции имеют двойственную структуру: являясь незыблемыми, в то же время отражают историческую эпоху, в которой воспроизведены, т. е. идут в ногу со временем, модернизируются и преобразовываются [1].

Само понятие «православные традиции» рассматривается нами в виде:

• канонов Православной Церкви или Церковного предания, которое, существуя около 2000 лет, в корне своем осталось неизменно, сохранив основные постулаты христианской религии. Церковное предание включает в себя богослужебные и пастырские традиции;

• образа жизни людей, называющих себя православными христианами, который предполагает опору на религиозную мотивацию в повседневной деятельности, включая профессиональный труд и участие в делах общества, позволяющий сохранить традиционные православные ценности и передать основные принципы своего вероисповедания последующим поколениям;

• православного святоотеческого наследия, представленного педагогическими теориями свт. Феофана Вышенского, свт. Тихона Задонского, свт. Игнатия Брянчанинова, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского,

Н.И. Пирогова, И.А. Ильина и др. богатым педагогическим опытом православных ученых и опытом русского народа;

• православного искусства, сохранившего широкий спектр высокохудожественных музыкальных, изобразительных и литературных образцов православия;

• «народного православия», представленного обрядовыми традициями, связанными с народным календарем; устными народными преданиями, легендами, апокрифами.

Обозначив православные традиции как социально-культурный феномен, мы рассмотрели отечественный исторический опыт религиозного воспитания детей в России и определили основные этапы развития православного воспитания:

- первый этап (IX - первая половина XVII в);

- второй этап (начало XVIII - XIX вв.);

- третий этап (конец XIX - начало XX вв.);

- четвертый этап (начало XX в. - вторая половина 80-х гг.);

- пятый этап (начало 90-х гг. XX в. -XXI в).

Для выявления содержательного компонента православных традиций в современном воспитании детей и подростков мы обратились к изучению организационных основ функционирования учреждений дополнительного образования православной направленности [2]. Изучение направления деятельности действующих в России православных внешкольных учреждений позволило выделить пять основных структурных форм, для каждой из которых характерно определенное содержание, цели и задачи.

1. Структурная форма «Школа».

Примером структурной формы осуществления духовного воспитания «школа» в современных учреждениях дополнительного образования православной направленности являются: Воскресная школа, «Русская школа», православные отделения школы искусств, центры православной культуры по работе с детьми и подростками.

2. Структурная форма «Студия».

Структурную форму православного воспитания «студия» в полной мере отражают следующие учреждения допобразования детей: центры православной культуры и образования, духовно-просветительские центры, духовно-оздоровительные центры, детские студии духовного пения, православной кухни, монастырского шитья, православного театра и т. д .

3. Структурная форма «Станция».

Структурная форма «станция» в системе

дополнительного образования православной направленности представлена: станциями

православных следопытов, православными станциями детского и юношеского туризма и экскурсий, историко-краеведческими отрядами, изучающими историю заброшенных монастырей, возрождение которых является целью их трудов.

4. Структурная форма «Клуб».

К структурной форме православного образования «клуб» относятся православные военно-патриотические клубы и центры,

клубы православных авиаторов, моряков, казачьи отряды и кадетские корпуса.

5. Структурная форма «Естественный клуб».

Социокультурный контекст естественного клуба - это общность людей, имеющих сходные или близкие интересы; занятия. К православным естественным клубам относятся: отряды по восстановлению монастырей, скаутские регионоведческие отряды, православные интернет-кафе, православные молодежные движения.

Ведущее место среди учреждений дополнительного образования православной направленности занимает Воскресная школа. На сегодняшний день Русская Православная Церковь насчитывает более 27 тысяч приходов и практически при каждой церкви имеется воскресная школа [3-5]. Воскресная школа в настоящее время является организацией с большими возможностями и перспективами и в то же время массой нерешенных проблем. Одной из проблем является отсутствие интересных методических разработок в области изучения традиций православия. В этой связи нами разработана программа «Социальнокультурное воспитание детей и подростков на основе православных традиций», направленная на расширение знаний учащихся в уникальной сфере российского православия.

Разработке программы предшествовала исследовательская работа, направленная на выявление положительных и проблемных тенденций современного православного воспитания. В исследовании выяснялось отношение общества к возрождению православных традиций, а также роль Православия в воспитании детей и подростков. Исследование проходило в 4 регионах (Тамбове и области, Липецке и области, Москве, Пензе).

Опрос показал, что люди, чрезвычайно разнообразные по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям, степени воцерковленности, в большинстве своем (94 %) считают очень важным изучение традиций Православной Церкви.

74,5 % опрошенных интересуются историей и культурными традициями России, а 6,3 % сами изучают историю Родины, и лишь 16 % относятся к этому безразлично или считают это неинтересным.

На вопрос «Согласны ли Вы, что православие является духовно-нравственным ис-

точником воспитания?» «да» ответили лишь 37 %, «скорее да, чем нет» - 23 %, остальные 40 % дали отрицательный ответ. Следовательно, можно утверждать о преобладании у респондентов мнения, что традиции православия могут служить основой воспитания молодого поколения.

За обучение своих детей в школе, где профильным является изучение истории, культуры и православных традиций России, выступили 48 % родителей. 19 % опрашиваемых такая школа не заинтересовала. 30 % респондентов выбрали вариант «затрудняюсь ответить». Анализ ответов на данный вопрос выявил потребность общества в изучении культуры и традиции своей Родины и необходимость знакомства с православными традициями своих детей.

Абсолютное большинство опрашиваемых (90 % респондентов) согласились с утверждением, что «современному человеку необходимо разбираться в своей религиозной культуре». Из респондентов, составляющих остальные 10 %, лишь 3 % совсем не согласны с этим и 7 % затруднились ответить.

Таким образом, проанализировав полученные результаты опроса, можно констатировать несомненный интерес общества к традициям Православия, а также желание восстановить прерванную в XX в. преемственность этих традиций путем знакомства детей и подростков с православной культурой в учреждениях дополнительного образования.

Изучение мнения родителей и педагогов относительно проблем и перспектив православного воспитания на первом этапе эксперимента определило направленность дальнейшей работы по данной проблеме.

О важности знакомства детей с православными традициями заявили 94 % родителей и 100 % педагогов, отметив, что изучаемый материал оказывает влияние в большей степени на нравственные качества и эстетические вкусы, характер и кругозор, при этом развивает творческие, интеллектуальные способности и художественные навыки (рис. 1).

Вопрос о необходимости подготовки родителей к православному воспитанию в семье, где педагоги в большинстве своем выразили крайнюю необходимость обучения родителей, подчеркнул тенденцию, характерную для XX в. - воцерковление старшего поколения через младшее.

100

□ интелектуальные способности □ кругоз □ нравственные качества

□ характер □ эстетические вкусы □ творческие способности

^ художественные навыки

Рис. 1. Влияние изучения православных традиций на нравственные качества и эстетические вкусы, развития творческих и интеллектуальных способностей и художественных навыков

Проблему дидактической готовности педагогов к работе с материалом подчеркнули следующие результаты ответов: 80 % опрашиваемых педагогов считают, что им необходима дополнительная методическая подготовка, лишь 6,7 % чувствуют себя вполне подготовленными к данной работе, 20 % отмечают необходимость организации специальных курсов и методических семинаров по православному воспитанию.

Вопрос «Какова наиболее характерная эмоциональная реакция воспитанников в процессе освоения учебного материала по традициям Православия?» дал следующие результаты: 47 % педагогов отметили ярко выраженную заинтересованность учащихся,

53 % заинтересованность в зависимости от изучаемой темы, 6,7 % нейтральные эмоциональные реакции. Результаты данного вопроса констатировали отсутствие у воспитанников отрицательной эмоциональной реакции на изучаемый материал.

При оценке уровня знаний своих учеников - 66,7 % педагогов отметили средний уровень, 6,7 % низкий, 26,7 % сочли, что знания учеников достаточно хорошие.

Вопрос о знании учащимися конкретных областей православной культуры позволил выделить малознакомые и вероятно слабоос-вещенные разделы. Среди них: история зарождения традиций Православной Церкви, история и теория иконописи, основные законы церковного пения и знание произведений

духовной музыки, традиции народного православия, а также влияние православного искусства на развитие русской культуры. Именно эти вышеперечисленные области легли в основу разработанной нами экспериментальной программы «Социально-культурное воспитание детей и подростков на основе православных традиций».

Программа носит просветительский характер и предназначена для проведения углубленных по содержанию занятий с детьми и подростками. Данный курс ориентирован на расширение знаний учащихся в уникальной сфере российского православия и имеет целью формирование у подростков целостного представления о православных традициях. Программа включает в себя: общие сведения о зарождении и развитии русского православия; историю и каноны иконописи, основные законы церковного пения, знакомство с монашеским миром; элементы «народного православия», представленные обрядовыми традициями, преданиями. Кроме познавательной, программа преследовала следующие задачи: формирование определенного религиозного мировоззрения, эстетическое и нравственное развитие, стремление к высоким духовным идеалам. Православное искусство в данной программе является основой духовно-нравственного и творческого воспитания подрастающего поколения, так как тема духовности наиболее доступна учащимся в виде музыкальных, лите-

ратурных и изобразительных образцов православия.

Программа была внедрена в образовательный процесс Воскресной школы Казанского мужского монастыря г. Тамбова в 2005 учебном году. На начальном этапе внедрения программы в рамках констатирующего эксперимента было проведено тестирование учащихся для выявления параметров эмотивного, когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов учебновоспитательной работы и уровня знаний в области традиций православия. В тестировании участвовали 20 учеников Воскресной школы. Предложенный ученикам тест содержал 33 вопроса. Результат тестирования показал достаточно высокий уровень освоения материала по православному воспитанию среди учащихся воскресной школы, по всем четырем компонентам учебно-воспитательной работы. Вместе с тем выделились и недочеты в обучении.

В нижеприведенной диаграмме представлен уровень освоения материала участниками эксперимента по каждому из параметров (рис. 2).

При анализе параметров эмотивного компонента учитывалось отношение учащихся к изучению материала и творческой деятельности в сфере православной культуры. Показатели эмоционального компонента оказались самыми высокими, почти 96 % опрашиваемых полностью согласились с высказываниями о том, что им нравятся уроки, на которых их знакомят с традициями православия. Лишь 3 % выразили несогласие с этим или не смогли ответить. 98 % учащихся

заявили, что им доставляют большую радость практические занятия православным творчеством (пение, иконопись, театральные постановки). Интересуются священным писанием 90 % учащихся воскресной школы. С удовольствием посещают святые места 93 % опрашиваемых. В целом анализ эмотивного компонента в 89,6 % ответов выявил высокий уровень заинтересованности учащихся традициями православной культуры.

При рассмотрении мотивационных параметров подготовки учащихся в области православных традиций выделились высокие показатели (74, 16 %), определяющие стремление учащихся больше знать о традициях православия и оказывать посильную помощь в возрождении православных традиций в России.

При анализе деятельностного компонента подготовки учащихся изучался опыт практической деятельности подростка в области православной культуры. Анализ результатов тестирования по данному параметру дал следующие результаты: 90 % опрошенных участвуют в подготовке концертов, посвященных православным праздникам, 67 % посещают Церковные службы, концерты духовной музыки, выставки православной живописи, 77 % оказывают помощь нуждающимся, используют свои знания по Православной культуре на уроках гуманитарного цикла в школе. Таким образом, анализ вышеприведенных данных свидетельствует о высокой степени заинтересованности подростков в практической деятельности православных учреждений.

1

Рис. 2. Уровень освоения материала участниками эксперимента

При рассмотрении параметров когнитивного компонента подростков выявлялся уровень их оценки собственных знаний, умений и навыков в области православной культуры. Оценка этого уровня показала недостаточно высокий результат: учащихся, знакомых с историей зарождения традиций Православия, оказалось 33 %, почти ничего не знающих в этой области 57 %, и 10 % школьников материал был абсолютно не известен. Примерно такие же результаты были получены при анализе вопросов об особенностях иконописи, духовной музыки, народного православия, монастырской жизни. В целом низкий уровень когнитивного компонента обосновал необходимость внедрения программы «Социально-культурное воспитание детей и подростков на основе православных традиций» в образовательный компонент Воскресной школы Казанского монастыря г. Тамбова.

Результат экспериментальной работы определялся с помощью повторного тестирования экспериментальной группы на выявление деятельностного, эмотивного, мотивационного и в особенности когнитивного параметров, после проведения всего курса программы. Анализ данных показал значительно возросший уровень когнитивного (с 68 % до 91 %), мотивационного (с 74 % до 84 %) и эмоционального (с 89,6 % до 91 %) параметров (рис. 3).

В среднем количество положительных ответов на предмет знания истории зарождения православных традиций изменилось с

33 % до 61 %, особенностей иконописи с 43 % до 63 %, основ церковной музыки с

54 % до 78 %, народного православия с 48 % до 74 %.

Кроме того, для проверки полученного результата мы рассмотрели психологические параметры подростков, входивших в экспериментальную группу, и сравнили их с результатами тестирования контрольной (учащимися старших классов средней общеобразовательной школы № 30 г. Тамбова). Обе группы протестировали рядом адаптированных авторских тестов и методик, выявляющих сформированность нравственных качеств, ценностные ориентации, личностные характеристики, выявление уровня тревожности и агрессии.

В результате тестирования у 86 % участников экспериментальной группы была выявлена достаточно нравственная ориентация на окружающих, воспитанность. Определился высокий уровень личностных характеристик, присущих православному мировоззрению (терпение - 80 %, совестливость - 84 %, любовь к окружающим - 78 %, честность -93 %, усердие - 88 %, послушание - 90 %, справедливость - 94 %, доверие - 77 %, уважительное отношение к родителям - 99 %).

Методика, выявляющая степень тревожности, у 89 % участников экспериментальной группы показала нормальный уровень само-оценочной и общей тревожности и несколько завышенный уровень школьной и межличностной. Продиагностировав участников

экспериментальной группы по методике

□ до внедрения

□ после внедрения

Рис. 3. Сравнение показателей уровня освоения материала

Таблица 1

Сравнительные результаты, полученные в ходе тестирования, в %

Рассматриваемые характеристики личности Экспериментальная группа Контрольная группа

Нравственная ориентация на окружающих у 89 %учащихся у 57 % школьников

Высокий уровень терпимости 63 28,5

Совестливость 62 58

Любовь к окружающим 78 73

Честность 93 63

Усердие 88 78

Послушание 90 60

Справедливость 84 73

Доверие 79 45

Уважительное отношение к родителям 99 90

Высокий уровень тревожности 17 42

Высокий уровень проявления враждебности 27 57

Высокая степень обидчивости 33,5 64,3

А. Бассе и А. Дарки на выявление агрессии, мы констатировали низкий уровень проявления враждебности у 96 % испытуемых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительные результаты, полученные в ходе тестирования контрольной и экспериментальной групп, представлены в табл. 1. Они доказали действенность внедренной в образовательный процесс Воскресной школы программы.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа по воспитанию детей и подростков на основе православных традиций позволяет говорить о практической значимости разработанной программы и реализации данной модели в учреждениях православной направленности системы дополнительного образования.

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М., 2004. С. 276.

2. Куприянов Б.В., Салина Е.А., Крылова Н.Г., Миновская О. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного воспитания детей / под ред. А.В. Мудрика. М, 2004. С. 240.

3. Отчет о работе XV Международных Рождественских образовательных чтений «Школа в XXI веке». Режим доступа: // hhtp:www. Prokimen.ru. Загл. с экрана.

4. Захарченко М.В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре. СПб., 2001.

С. 348.

5. Вальков К. И., Пономарева Н.И. Светское образование и православное воспитание. СПб., 1999. С. 167.

Поступила в редакцию 12.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.