Научная статья на тему 'Этнокультурное воспитание детей в социокультурной сфере российского общества от истоков к современости'

Этнокультурное воспитание детей в социокультурной сфере российского общества от истоков к современости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драгович Инна Леонидовна, Пасюкова Лариса Валерьевна

The article deals with some aspects of ethnic and cultural education of children in the ancient Russian state, identifies the traditional fields of cultural policy in the sphere of education in the mentioned period and in the modern times. Besides, the article represents the foundations of the author's original sociocultural project of the ethnic and cultural education of children at the regional level. The author presents the results of experimental work and tries to identify the optimal ways for implementing the socio-cultural project of ethnic and cultural education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Драгович Инна Леонидовна, Пасюкова Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and cultural education of children in the socio-cultural sphere of Russian society: from the origins to the up-to-date state

The article deals with some aspects of ethnic and cultural education of children in the ancient Russian state, identifies the traditional fields of cultural policy in the sphere of education in the mentioned period and in the modern times. Besides, the article represents the foundations of the author's original sociocultural project of the ethnic and cultural education of children at the regional level. The author presents the results of experimental work and tries to identify the optimal ways for implementing the socio-cultural project of ethnic and cultural education.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное воспитание детей в социокультурной сфере российского общества от истоков к современости»

для развития в России системы экологического образования.

В России имеется достаточный, интеллектуальный потенциал для формирования системы всеобщего экологического образования.

Считается, что образование в России началось еще в середине 60-х гг. прошедшего века. Первоначально этот процесс характеризовался включением основ экологии в общее биологическое образование с целью развития элементарной экологической грамотности на уровне «экологической информации».

С 70-х гг. XX в. преобладала задача осуществления «экологического образования», которое рассматривалось как непрерывный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование системы экологических знаний и умений, воспитание ценности отношений к природе и ориентации на бережное рациональное природопользование.

В 80-х гг. результатом обобщения идей экологического образования явилась концепция непрерывного экологического образования, охватывающая всю систему обучения (дошкольное - школьное - вузовское - послевузовское). Это позволило определить направленность целей конкретного содержания экологического образования с учетом его предметных особенностей на каждом этапе учебного процесса.

С 90-х гг. и по настоящее время главной целью экологического образования считается развитие экологической культуры, которая рассматривается как важнейшая часть культуры человека и проявляется в его духовной жизни, поступках, быту, как особое свойство личности понимать ценность природы, характеризуемое совокупностью экологических знаний, умений природопользовательской деятельности, гуманистическим отношением ко всему живому и к окружающей среде.

Необходимо отметить, что развитие экологического образования во второй половине ХХ в. явилось ответной реакцией общества на ухудшение состояния окружающей среды и быстрое истощение природных ресурсов. Важнейшая задача каждого жителя Земли, по словам В.И. Вернадского, - научиться

«управлять собой в отношениях с природой».

1. История естествознания в России / под ред.

Н.А. Фигуровского, В.П. Зубова,

С.Р. Микулинского. М., 1957.

2. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. СПб., 1998.

3. Реймерс Н. Ф. Начало экологических знаний. М., 1993.

Поступила в редакцию 14.04.2006 г.

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕНОСТИ

И.Л. Драгович, Л.В. Пасюкова

Dragovich I.L., Pasyukova L.V. Ethnic and cultural education of children in the socio-cultural sphere of Russian society: from the origins to the up-to-date state. The article deals with some aspects of ethnic and cultural education of children in the ancient Russian state, identifies the traditional fields of cultural policy in the sphere of education in the mentioned period and in the modern times. Besides, the article represents the foundations of the author’s original socio- cultural project of the ethnic and cultural education of children at the regional level. The author presents the results of experimental work and tries to identify the optimal ways for implementing the socio-cultural project of ethnic and cultural education.

Воспитательные российские традиции существуют на протяжении более двух веков. За столь продолжительное время сформировалась устойчивая система воспитания, организуемая в соответствии с необходимостью усвоения подрастающим поколением

общественно-исторического опыта, наследованием и преемственностью заветов предков, традиций и обычаев. Традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных воззрений, регламентировали выбор форм и методов воспитания. Обычаи предоставляли

конкретные образцы поведения, формировали социально значимые качества, такие как дисциплинированность, ответственность,

честность, стремление к самореализации и самоутверждению в общественно-полезной и трудовой деятельности. Обряды, в свою очередь, выступали как элементы проявления традиций и обычаев, связанных с социальной практикой закрепления нравственных норм, категорий зла и добра, справедливости и несправедливости, понятия долга и чести. Происходившие преобразования древнерусского общества модифицировали устаревшие традиции, вводя в практику воспитания новое, прогрессивное. В этих условиях трансформации особую значимость начинают приобретать выдвижение в центр проблем народной педагогики отдельно взятой личности, поиск методов и форм развития таких нравственных и социально значимых качеств, как доброта, отзывчивость, чистосердечность, ответственность, человеколюбие и др.

Исходным пунктом педагогической мысли являлось осознание противоречия между новыми потребностями времени и состоянием людей, вышедших из первобытного общества. В этих условиях передовые мыслители и педагоги взяли на себя задачу сделать этот процесс управляемым в соответствии с новыми идеологическими и нравственными установками проводимой культурной политики. В трудах Кирилла Туровского, Владимира Мономаха, Климента Смо-лятича все уродливое в человеческих отношениях противопоставлялось красоте природы, обрядов и обычаев. Прогрессивных мыслителей древнерусского государства объединяла идея нравственного совершенствования личности, признания за каждым человеком индивидуальной ценности, значимости его личных качеств, формирования чувства любви к родине, преодоления социально-моральных пороков таких, как корыстолюбие, лихоимство, лукавство, лень. Несомненным являлось влияние гуманистических традиций народной жизни, обрядов. Противопоставляя мудрость, духовность, ценностные позиции, выраженные в фольклоре, во всем укладе народной жизни и обрядах, русские просветители проводили идею об обязательной свободе личности, равенстве всех людей, их инициативности и самодеятельности, творческой самореализации в практической дея-

тельности, независимо от их происхождения. Так, Иван Федоров и Петр Мстиславец писали: «Всем равно даны солнце, луна, звезды, земля. Равно сияет солнце на всех, так же и дождит. И всякие блага достаются всем... и плоды земные» [1]. Согласно позиции

И. Пересветова к определению основ патриотического воспитания, только свободная личность способна стать защитником своего Отечества: «Порабощенный бо человек срама не боится, а чести себе не добывает» [2].

Выбираемые способы воспитания и обучения были направлены на удовлетворение потребности языческих верхов и религиознокультовые потребности появляющихся христианских общин. В летописи мы находим свидетельства тому, что Владимир создал школу для детей - «нарочитой чади» - придворной знати, бояр, дружинников, городской аристократии. Именно этой знати нужно было «книжное учение» для осуществления внутренней и внешней политики развивающегося феодального государства. Дворцовая школа «книжного учения» была государственным заведением господствующего класса феодалов. В этих условиях народная педагогика, выраженная в поэтических формулах и бытовой обрядности, выступала средством выражения важных истин, регулирующих общение с окружающими, гуманизацию межличностных отношений [1].

Реализация культурной политики в древнерусском государстве требовала переосмысления роли образования в укреплении государственной власти. Проводимые в жизнь преобразования морального характера через призму воспитания и образования были основаны на опыте предшествующих поколений, соблюдении сложившихся традиций, примере старших в становлении личности, значении активной деятельности и трудолюбия в ее формировании, определении средств и способов воспитания нравственного поведения подрастающего поколения. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха значительное место отводится приучению молодых людей к соблюдению общечеловеческих норм, которые он считает ориентирами личного и общественного поведения подрастающего поколения в обществе: повиновение старшим, уважение равных себе и младших, верность данному слову, предоставление защиты слабым, умение подавлять гнев и тво-

рить добро, проявление сочувствия чужому горю, отрицание лености. Соблюдение молодым поколением перечисленных нравственных правил является критерием достижения истинной воспитанности [3]. В «Наставлении о детях» князя владимирского Константина также предпринята попытка выделить круг нравственных качеств, которые должны составлять основу воспитания детей: быть способными на добрые дела, воздерживаться от гнева, ярости, неоправданных желаний, не слушать наветов льстецов, которые думают только о своем благополучии. Средством формирования нравственности подрастающего поколения, по его мнению, выступает опыт, фактором успешности развития нравственных качеств является следование обычаям и традициям [1]. В «Евангелии учительном» И. Федорова и П. Мстиславца неоднократно подчеркивается равенство всех людей: малых и великих, нищих и богатых, рабов и свободных, старцев и молодых в просвещении. Человек от рождения наделяется различными дарами - «явление духа», «слово премудрости», «слово разума» и подобно трудолюбивой пчеле, по полям летающий, от всякой травы и всякого цвета собирающей прекрасное и полезное, должен собирать сладость словес, услаждающих душу. Они считали, что нужно брать от всех полезное: целомудрие, правду и премудрость, храбрость, человеколюбие, кротость, терпение [1]. В своих работах С. Полоцкий писал: «оттого умножилась в людях злоба, преуспело лукавство, волхование, чародейство, разбой, воровство, убийство, пьянство и нелепые игрища, грабежи, хищения и тому подобное, наконец и восстание против власти. Виною всего этого преимущественно неуменье и нераденье духовных отцов: не учат и не наставляют детей своих.» [4]. Развивая идею, он отмечал, что хорошее и плохое, привитое в детстве с годами разрастается и увеличивается. Начиная обучение «от молодых ногтей», ребенка можно склонить к доброму, сформировать его поведенческие ценности, которыми он будет руководствоваться на протяжении всей жизни. Разоблачая пороки современного ему общества, С. Полоцкий критиковал стремление к наживе, стяжательству, продажности и считал, что человек должен знать не только свое прошлое, понимать настоящее и предвидеть бу-

дущее, но и постоянно мыслить. Реализация мысли человека проявляется в его действиях. При этом С. Полоцкий выдвигал тезис о том, что каждый человек должен стремиться к совершенствованию своей личности и способствовать развитию другого, если же человек чего-то не знает, то он должен учиться. Благосостояние государства, по его мнению, непосредственно зависит от культуры и просвещенности народа, формируемого под влиянием народной педагогики.

Исходя из сведений, представленных в образцах древнерусской литературы, дошедших до наших дней, развитие древнерусской культуры и образования осуществлялось в соответствии с культурными потребностями, общественными интересами восточнославянского общества, существовавшими традициями и обычаями, опирающимся на тезис равноправия, обеспечения свободы, необходимой для самореализации отдельно взятой личности, осмысления ценности просвещения и народной мудрости.

Одним из приоритетных направлений культурной политики современности также является сохранение культурной преемственности, охрана объектов культурного наследия народов России, возрождение традиционной культуры российской провинции. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели и стиля управления. Складывающиеся отношения между органами управления федерального, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, а стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.

В настоящее время проводится немало исследований с целью выявить концептуальные основы и разработать приемы оптимизации учебно-воспитательного процесса посредством конструирования и проектирования педагогических объектов и систем, в направлении гуманизации образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Потребность в разработке и реализации подобных проектных технологий обусловлена тем, что проектирование является разновидностью проблемно-развивающего обучения; определяет современный, инновационный тип образовательных и социально-культурных программ; изменяет тип

мышления участников проекта; реализует идеи личностно-ориентированной педагогики. Использование проектных технологий также позволяет снизить затраты и повысить эффективность управленческого воздействия в сфере культуры и образования.

Выявленные в ходе исследования наиболее существенные условия разработки и реализации проектов этнокультурного воспитания легли в основу разработки соответствующего проекта ориентированного на детей и подростков. При разработке проекта мы опирались на положения, сформулированные в документах ЮНЕСКО «Конвенции о правах ребенка» (1986 г.), «Рекомендациях по сохранению фольклора», Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине развития образования в России, Концепции модернизации российского образования в период до 2010 г., Концепции художественного образования в РФ, Концепции этнокультурного образования, разработанной авторским коллективом под руководством Т.И. Баклановой.

Проект носит универсальный характер и может быть внедрен на уровне региональных и муниципальных органов управления культурой и образованием, по делам семьи, молодежи, в различных типах образовательных и культурно-досуговых учреждениях - дошкольных учреждениях, учебно-воспитательных комплексах (УВК), общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, национальных школах, инновационных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях с этнокультурным (национальным) компонентом, в системе профильного обучения, в культурно-образовательных центрах (КОЦ), библиотеках, клубных учреждениях, центрах народной культуры и центрах досуга, любительских объединениях, клубах по интересам. В реализации проекта могут участвовать различные объединения, союзы, ассоциации, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности с отдельными категориями и группами детей и подростков.

Целью проекта является развитие целостной системы этнокультурного воспитания регионального уровня. Для достижения поставленной цели в рамках проекта выделен комплекс основных задач:

- разработка нормативов и создание механизмов финансового, материально-

технического и иного ресурсного обеспечения системы этнокультурного воспитания;

- расширение состава субъектов этнокультурного воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия социальных партнеров образовательных и культурно-досуговых учреждений;

- создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в сфере этнокультурного воспитания, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения;

- привлечение ресурсов этнокультурного воспитания в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

- оказание помощи семье в этнокультурном воспитании детей и подростков, развитие этнокультурного и психолого-педаго-гического просвещения родителей.

Субъектами этнокультурного воспитания выступают: дети, подростки, их родители, администрация, педагоги, методисты, штатные и нештатные сотрудники образовательных и культурно-досуговых учреждений.

При разработке и реализации социальнокультурного проекта мы исходили из того, что процесс воспитания учащихся на основе традиций народной культуры подчиняется общим педагогическим закономерностям и основывается на соблюдении следующих принципов: принцип гуманистической направленности; комплексного подхода к организации этнокультурного воспитания; преемственности, систематичности и последовательности; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; эффективности социального взаимодействия; мотивации деятельности детей и подростков.

Проект включает четыре программы.

1. Программа историко-культурной направленности разработана на основе культуроохранной технологии социально-культурной деятельности. Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, предусматривает познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению истории и культуры родного края. Основная цель программы: расширить знания по истории родного края, обучить навыкам работы с разнообразными краеведческими

источниками, привлечь учащихся к социальным инициативам по охране памятников культуры, среды проживания. 2. Программа художественно-творческой направленности основывается на культуротворческой технологии социально-культурной деятельности. Программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста. Основной целью программы является: воспитание ребенка - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. 3. Программа рекреационно-оздоровительного направления разработана с учетом рекреационной технологии социально-культурной деятельности. Программа рассчитана преимущественно на детей младшего и среднего школьного возраста. Данная программа определяет особый, инициативный, творческий, целостный подход к организации досуговой деятельности детских коллективов. Цель программы - сформировать устойчивый интерес у детей к народной праздничной культуре, способствовать формированию любви к родной земле, уважения к традициям своего народа. 4. Образовательная программа по народной художественной культуре представляет собой программу дополнительного образования, направленную на комплексное освоение элементов традиционной народной культуры, рассчитана на три года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста. Программа содержит примерный объем знаний и не разделена по годам обучения, что позволяет разработчикам вариативных программ по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения данной образовательной области, не нарушив при этом требования минимального содержания. Основная цель программы: развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в области народной культуры; формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности.

Разработка и реализация проекта этнокультурного воспитания предполагает использование целого комплекса организационных форм: факультативные занятия по интересам и склонностям детей и подростков в виде вариативных курсов, кружки, клубы, любительские и творческие объединения; экскурсии, знакомящие с традициями и исто-

рией развития региона; конференции, вечера, походы, экскурсии; встречи с народными умельцами; коллективные и персональные выставки, открытые обучающие презентаций в форме мастер-классов, аукционы и лотереи, конкурсы, праздники, обряды, ритуалы, концерты фольклорных самодеятельных коллективов.

При выборе методов мы остановились на классификации методов по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых, предложенной И.Я. Лернером и М. И. Скаткиным: объяснительно-иллюстра-

тивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод.

Помимо выше перечисленных также использовались игровой метод, способствующий в доступной форме самоутверждению и самореализации детей; информационно-поисковый, предполагающий создание художественно-эстетических и проблемных ситуаций и их комплексное решение; исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Осуществление этнокультурного воспитания предполагает использование материально-технических, образовательных и организационных средств.

К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, музеи, исторические и культурные памятники, специальное оборудование, средства массовой информации, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают справочно-информационную, учебно-методическую литературу, учебно-наглядные пособия, основные теоретические и научнопрактические рекомендации по организации этнокультурного воспитания.

Организационные средства этнокультурного воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию детей и подростков, и только ком-

плексное их использование способствует достижению целей этнокультурного воспитания.

Для экспериментальной апробации проекта были определены уровни эффективности этнокультурного воспитания, его критерии, ресурсное обеспечение проекта, организационный механизм проекта, способы контроля за его выполнением. Осуществлена экспертиза социально-культурного проекта, направленная на выявление средств реализации проекта в современной образовательной и социально-культурной практике.

В качестве критериев выступали: эффективность по накоплению знаний, умений и навыков, предусмотренных программой исследования; умение применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности; готовность к творческому саморазвитию; способность к анализу, составлению характеристик, определению взаимосвязей и взаимозависимостей; неординарность в решении поставленных задач; настойчивость и целеустремленность в учебнопознавательной, исследовательской, художественно-творческой и других видах деятельности; умение критически оценивать как процесс работы, так и его результат.

К ведущим параметрам отнесены: тщательность и разработанность действий ребенка в различных видах деятельности; потребность ребенка в участии в различных видах деятельности; мотивационная готовность к приобретению знаний умений и навыков и самореализация в практической деятельности; произвольность познавательных процессов таких как: восприятие, внимание, мышление, воображение, память, речь и т. д.; стремление к культурной преемственности исторического опыта предшествующих поколений; наличие коммуникативно-творческих способностей; присутствие волевых нравственных качеств таких как: целеустремленность, ответственность, активность, инициативность, самостоятельность, наличие ценностных ориентаций и развитости интересов и т. д.

Ресурсное обеспечение проекта включает: кадровый состав; материальные ресурсы (помещения, оргтехника); технологические ресурсы (проекты, программы, методики и прочее); информационные ресурсы (фонды, научно-педагогическая библиотека, медиатека и др.); финансовые ресурсы.

Координацию деятельности по реализации проекта, а также систематический контроль за его выполнением осуществляют: Управление образования Северо-Восточного административного округа г. Москвы, Методический цент Северо-Восточного окружного управления образования (лаборатория этнокультурного образования и воспитания), Управление образования Тамбовской области, Комитет по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова.

Разработанный проект позволил конкретизировать положения о этнокультурном воспитании детей и подростков, которые стали целевым ориентиром проектно-педагогической модели.

Исходя из поставленной цели были определены основные задачи:

- сформировать четкие понятийные представления о явлениях и процессах в традиционной народной культуре, элементарные творческие технологические навыки, способствующие выявлению, развитию и реализации творческого потенциала учащихся в различных видах деятельности;

- развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию произведений народного творчества, повышать уровень общекультурного развития детей и подростков;

- проводить систематическую психо-лого-педагогическую диагностику качеств личности ребенка, таких как целеустремленность, активность, самостоятельность и т. д.

Проектно-педагогическая модель включает следующие блоки: содержательно-

целевой, функциональный, критериальный.

I. Содержательно-целевой блок. Содержательно проектно-педагогическая модель построена на комплексном использовании социально-культурных технологий: культуроохранная, культуротворческая, рекреативная, образовательная. Построение содержания модели предполагало организацию этнокультурного воспитания детей и подростков с учетом социокультурных особенностей региона, возможностей и интересов различных групп детей и педагогов, спецификой функционирования учреждений сферы культуры и образования.

II. Функциональный блок. В основе проектно-педагогической модели заложено

субъект-субъектное взаимодействие педагога с детьми, это позволяет преподавателю как

субъекту педагогической деятельности творчески использовать многообразие педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, уровня развития.

Важным условием реализации проектнопедагогической модели является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива учреждений образования и культуры с родителями. Процесс взаимодействия с семьей включает: создание общей установки на совместное решение задач этнокультурного воспитания; разработку общей стратегии сотрудничества; реализацию единого подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение комплексного развития как субъекта детской деятельности.

III. Критериальный блок. Эффективность реализации проектно-педагогической модели выражалась в овладении детьми и подростками практическими умениями, в формировании личности способной к самосовершенствованию, саморазвитию. В то же время практические и творческие работы детей являлись инструментом для проведения комплексного диагностического исследования личностных особенностей, мотивации, познавательной сферы, творческих способностей.

К основным компонентам комплексного развития детей средствами традиционной народной культуры были отнесены:

- морально-нравственный (аксеологи-ческий) компонент - обусловлен приобретенными детьми и подростками в процессе обучения и воспитания нравственными нормами, ценностями, жизненными целями, убеждениями;

- познавательный (гносеологический) компонент определяется объемом и качеством информации, которой располагают дети и подростки. Он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности;

- творческий компонент определяется умениями и навыками продуктивной (создание нового, оригинального) или репродуктивной (воспроизведение готовых образов) деятельности;

- коммуникативный компонент характеризуется степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавли-

ваемых ребенком с другим людьми, использование им разнообразных вербальных и невербальных средств коммуникации, т. е. культурных форм, способов общения и деятельности, позволяющих детям и подросткам активно выражать свои желания, чувства и достигать взаимопонимания в социуме;

- эстетический компонент обусловлен уровнем и интенсивностью художественных потребностей детей и подростков и способов их удовлетворения. Эстетическая активность реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.

Для подтверждения теоретических положений об авторском социально-культурном проекте и выявления оптимальных путей их практической реализации нами был проведен социально-педагогический эксперимент. Цель экспериментального исследования заключалась в обосновании технологических механизмов реализации проектов этнокультурного воспитания детей и подростков в системе среднего общего и дополнительного образования посредством целенаправленного освоения элементов традиционной народной культуры.

В качестве баз исследования были выбраны средние общеобразовательные школы № 950, № 970 г. Москвы, центр детского творчества «Царицыно» г. Москвы, Комитет по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова, Управление образования Тамбовской области.

Предпринятое экспериментальное исследование охватило 165 детей и подростков в возрасте 6-14 лет. Комплектование экспериментальных групп осуществлялось в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями. Первую группу составляли дети в возрасте 6-9 лет (60 человек), вторую группу - подростки 10-14 лет (25 человек) и третью - подростки с девиантным поведением 10-14 лет (80 человек). На формирующем этапе исследования применялись дидактические средства, ориентированные на формирование у детей и подростков знаний, умений и навыков в сфере традиционной народной культуры.

Была разработана система балловой оценки, направленная на определение уровня роста показателей комплексного развития личности ребенка в процессе освоения элементов традиционной народной культуры. Методическую основу исследования состави-

ли адаптированные к задачам исследования диагностические методики (А.А. Андреев, Р.С. Немов, Г. Шоттенлоэр, В.Я. Пропп,

О.В. Защиринская и др.).

Опытно-экспериментальная работа

включала в себя диагностический, формирующий и контрольный этапы. На диагностическом этапе было проведено исследование, направленное на выявление начального уровня развития личностных особенностей, мотивации, познавательной сферы, творческих способностей младших школьников и подростков. Результаты тестирования начального уровня общей ориентации в вопросах традиционной народной культуры, сфор-мированности практических умений показали преобладание низкого и ниже среднего уровней, а также среднего и ниже среднего мотивационной готовности к занятиям.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был подразделен на три стадии. На каждой стадии предусматривалось решение определенно поставленной цели и задач. На первой стадии проводились занятия, в ходе которых дети знакомились с элементами традиционной народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале. Необходимо было идти от развития интереса детей к изучению тематического материала, осознание его внутреннего содержания, характерных особенностей отдельных элементов традиционной народной культуры, к самостоятельной творческой деятельности детей. На второй стадии происходило развитие и углубление интересов и навыков, полученные знания использовались детьми в самостоятельной практической деятельности. Третья стадия формирующего эксперимента предполагала апробацию полученных знаний, навыков и умений в практической художественно-творческой деятельности школьников, фиксировании изменений уровней комплексного развития личности ребенка в процессе освоения элементов традиционной народной культуры. Особое внимание было уделено организации ориентировочно-исследовательской деятельности, в процессе которой учащимися устанавливались существенные связи предметов и явлений; разнообразной продуктивной деятельности (конструирование, моделирование, рисование и др.), способствующей формированию умений предвидеть результат дея-

тельности, планировать ее, выбирать средства для достижения цели.

Систематические контрольные этапы позволяли своевременно определить положительные и негативные стороны экспериментального исследования, уделить внимание развитию тех компонентов комплексного развития личности ребенка, у которых в процессе наблюдения преобладали низкий и ниже среднего уровни, провести корректирование в построении занятий.

Результаты социально-педагогического эксперимента мы оценивали в соответствии с теми требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся, которые были заложены в социально-культурном проекте. Систематизация и обобщение данных опроса учащихся экспериментальных и контрольных групп на завершающем этапе опытноэкспериментальной работы позволили установить, что 61-56 % школьников экспериментальных групп имеют высокий уровень знаний. Они давали полные ответы, правильные определения основных понятий, были способны обосновать свои суждения, привести примеры. До 32 % учащихся со средним уровнем знаний также показали хорошие знания, однако давали ответы, в которых допускались незначительные фактические неточности. 9-3 % школьников показали

уровень знаний ниже среднего. Учащиеся обнаружили знание и понимание изученного материала, но допускали неточности в определении основных понятий, затруднялись привести примеры на основные положения ответа. Отсутствовала четкость и последовательность в изложении материала. Низкий уровень знаний был зафиксирован у 5-3 % детей.

На диагностическом этапе проведения экспериментального исследования уровни знаний о традиционной народной культуре в контрольных и экспериментальных группах имели приблизительно одинаковые показатели, а на контрольном - показатели уровня знаний в экспериментальных группах значительно превышали показатели в контрольных группах (в среднем на 43 %). В контрольных группах значительных изменений не произошло, уровень знаний в них в среднем повысился всего на 3 %.

Анализ результатов выполнения заданий в экспериментальных группах показал, что

практические навыки и умения сформированы у 62-58 % учащихся на высоком уровне; у 27 % - на среднем уровне; у 9 % учащихся на уровне ниже среднего; у 7 % учащихся на низком уровне.

Сравнение начального и конечного результатов в экспериментальных группах демонстрирует процентное снижение показателей низкого и ниже среднего уровней развития практических умений (в среднем на 46 %).

Сравнительный анализ уровней мотивационной готовности детей к занятиям по народной культуре на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялся на основе той же балловой системы оценки уровня мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности, которая использовалась при проведении диагностического этапа эксперимента. Сравнение данных тестирования позволяет сделать вывод, что в экспериментальных группах уровень положительной мотивации к занятиям, построенным на материале фольклорных источников традиционной народной культуры, повысился на 73 %. Как показали результаты теста, учащиеся с интересом относятся к предмету народного творчества, занятия по народной культуре в основном вызывают у учащихся чувство удовлетворения, радости, эмоционального подъема.

В контрольной группе также можно отметить изменение показателей уровня положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности, однако они не настолько значительны, как в экспериментальной группе (снижение показателей низкого и ниже среднего уровней в среднем на 7 %).

Результаты исследования показали эффективность предложенного проекта, что дает основание сделать вывод о том, что разработанный и внедренный социально-культурный проект соответствует таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость, что позволяет обеспечить целевую, содержательную и процессуальную основу этнокультурного воспитания детей и подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

2. Сочинения Ивана Пересветова. М., 1956.

3. Памятники литературы Древней Руси: XI -начало XII. М., 1978.

4. Симеон Полоцкий. Избранные произведения. М., 1953.

Поступила в редакцию 11.07.200б г.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ СРЕДСТВ

С.Н. Пенина, Ю.П. Прокудин

Penina S.N., Prokudin Y.P. Intensification of pre-school training using the person-oriented means. The article motivates the urgent necessity for using the person-oriented means in the process of pre-school training taking into account the goal of intensification of this process. The article represents a model for organizing the pre-school training which allows to distinguish stages in the application of person-oriented means in the pre-school educational establishments and to improve the diagnostics of the adequacy of training of the pre-school age children for elementary education.

В Концепции модернизации российского образования к числу качеств, характеризующих «личность с новыми жизненными установками», отнесены современная образованность, нравственность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, способность к сотрудничеству, мобильность, дина-

мизм, конструктивность. Задача формирования такой личности может быть решена с помощью применения личностно ориентированных технологий на всех образовательных ступенях, прежде всего, в период закладки основ сознания и поведения нового типа, т. е. в дошкольных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.