образ жизни», «Спорт», «Туризм», «Профилактика употребления ПАВ», «Гармония тела, духа, разума» и др.; к направлению «Семья» - «Малая родина», «Милосердие», «Семейные традиции», «Планета», «Половое воспитание» и др.; к направлению «Наша Родина» - «Я - гражданин», «Национальные традиции», «Защитник Отечества», «Электоральная культура», «Детские и молодежные общественные организации» и др.; к направлению «Культура» - «Эстетическое воспитание», «Культура», «Культура поведения», «Творчество», «Искусство» и др.; к направлению «Природа» - «Краеведение», «Защита природы», «Глобальная экология», «Экология человека», «ЭкологиЯ» и др.; к направлению «Труд» - «Трудовое воспитание», «Экономические знания», «Профориентационная деятельность», «Трудовые бригады», «Культура труда» и др.; к направлению «Человек» - «Воспитание толерантности»,
«Противодействие асоциальным явлениям», «Правовая культура», «Культура общения», «Я и Мы» и др.
Эти темы-доминанты должны учитывать возрастные особенности обучаемых и быть сориентированы на возможности в практике
реализации различных образовательных структур.
1. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования. М., 2004. С. 15.
2. Селиванова Н.Л. Воспитательные системы и воспитательное пространство. М., 2004. С. 243.
3. Сокольников Ю.П. Системное понимание педагогической действительности. Общая педагогическая теория. М., 1997.
4. Концепция воспитательной деятельности Воронежской области. Воронеж, 1996.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989. С. 47.
Поступила в редакцию 20.09.2008 г.
Enin A.V. Model of realization of the concept of educational activity in educational establishments of the Voronezh Region. The paper presents the bases of a system of breeding a creatively active pupil personality in out of school activity in the form of a model of realization of the concept of educational activity in educational establishments of the Voronezh Region. The basic components of the model are characterized: steps of personal growth, directions, principles and components of the educational activity content.
Key words: educational system, breeding a creatively active personality, educational activity, model of realization of the concept of education.
МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДНО ИЗ ПРОДУКТИВНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Л.В. Суркова
В статье идет речь о проблеме формирования ценностных ориентаций школьников. Автор описывает новую педагогическую модель использования массовых праздников по формированию ценностей. Она описывает свои подходы к проведению эксперимента и его результаты.
Ключевые слова: праздник, ценностные ориентации, принципы, технологии социально-культурной деятельности, эксперимент.
В современных условиях наиболее важным, на наш взгляд, является такая организация работы образовательного учреждения, когда оно на практике представляет собой «территорию интересов» учащихся, функционирует в режиме «школы полного дня», обеспечивая занятость молодежи и досуговую деятельность детей и подростков. Это может быть достигнуто через формирование единого воспитательного пространства, не-
отъемлемыми компонентами которого является создание инновационных целевых про грамм, внедрение новых педагогических тех нологий, расширение сети детских люби тельских коллективов, укрепление взаимо связи с социально-культурной сферой, объе динение усилий педагогов, родителей, обще ственности в деле воспитания подрастающе го поколения.
Наш опыт работы в социально-культурной сфере приводит нас к убеждению, что праздники как массовая форма социальнокультурной деятельности в силу своей универсальности и синтетичности имеют значительный воспитательный потенциал. Однако анализ современного состояния воспитательной среды общеобразовательных учреждений показывает, что воспитательное значение массовых праздников не оценено должным образом и, как следствие, недостаточно используются их педагогические возможности. Основной недостаток современных школьных праздников это то, что они нередко представляют собой единичные мероприятия, не связанные единством целей и задач, и являются по большому счету либо формальными, либо развлекательными.
Поэтому сегодня назрела необходимость выработать новые педагогические модели праздников, способствующих формированию ценностных ориентаций учащихся, и ввести их в воспитательную систему школы.
В связи с этим была разработана комплексная социально-культурная программа «Страна Культуры» и апробирована на базе средней общеобразовательной школы № 47 г. Пензы. Ее целью было создание целостного воспитательно-коммуникационного пространства образовательного учреждения, способствующего более глубокому осознанию учащимися ценностей и смыслов культуры и выстраиванию в соответствии с ними, оптимальных отношений с микросредой. Узловыми модулями данной программы стали современные массовые праздники, в основе которых лежит утверждение идейно-смысловых ценностей культуры: День красоты, День матери, День Земли, День культуры. Особенность этих праздников в том, что они находятся вне религиозных, национальных и политических различий, утверждая универсальные ценности культуры. Мы объединили их в воспитательный комплекс, подчиненный проблеме - формированию ценностных ориентаций школьников.
Проведенное психолого-педагогическое исследование, выявившее проблемы воспитательной среды школы, позволило сформулировать цель нашего эксперимента: создание социально-культурной модели современных праздников по формированию ценностных ориентаций школьников в условиях
общеобразовательной школы. В ходе эксперимента нами решались следующие организационно-педагогические и социально-культурные задачи:
1) укрепить связи школы с социальнокультурной средой города для объединения усилий в деле воспитания подрастающего поколения;
2) разработать механизм стимуляции социально-культурной активности учащихся и их вовлечения в активную деятельность в рамках проекта;
3) способствовать проявлению творческой инициативы подрастающего поколения через периодический мониторинг их мнения и активное участие в подготовке и проведении праздников;
4) обеспечить необходимую подготовку педагогического коллектива школы;
5) использовать социально-культурные технологии в целях формирования мотивационно-ценностной сферы учащихся, обусловливающей оптимизацию их взаимоотношений с микросредой;
6) обеспечить проведение современных массовых праздников в рамках деятельности детского самоуправления школы;
7) разработать и внедрить социальнокультурную досуговую программу, способствующую оптимизации, упорядочению, целостности воспитательной среды школы, обеспечивающую комплексное позитивное воздействие на мотивационно-ценностную сферу учащихся.
Объектом нашего исследования являлось социально-культурное моделирование современных массовых праздников как средство формирования ценностных ориентаций школьников, а предметом - формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения.
Разработанная программа являлась многоуровневой и реализовывалась на следующих основополагающих принципах: аксиологическом, творческо-художественном, педагогическом, социально-культурном, организационном.
Аксиологический принцип характеризовался тематическим единством программы, которое выражалось в определенной ценностно-смысловой универсалии (философской формуле). В рамках программы мы совмес-
тили ее со смысловыми универсалиями праздников.
По нашей гипотезе, такое совмещение позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть сущность выбранной темы, обеспечивая тем самым комплексное воспитательное воздействие на сознание ученика.
Выявленные проблемы ценностно-мотивационной сферы учащихся позволили сформулировать нам основополагающие терминальные ценности, которые стали целевыми ориентирами воспитания в нашей программе:
- гуманность (определяет оптимальный характер взаимоотношений со средой, заботу об окружающих, ставит в центр интересы других людей, формирует навыки коммуникативной культуры);
- творчество (развивает продуктивное образное мышление, способность к культу-ротворчеству, способствует самоактуализации личности);
- культура (предполагает любовь к ис-
кусству, развитие эстетического вкуса, эмоциональную отзывчивость, социально-
культурную активность).
Однако выбранные нами терминальные ценности, по сути, глобальны и могут формироваться в течение всей жизни. Поэтому в качестве ценностных ориентиров мы выбрали соответствующие терминальным операциональные ценности: альтруизм, коммуникабельность, социально-культурная активность, повышение культурного уровня.
Художественно-творческий принцип программы строился так, что нами были задействованы такие формы работы, которые включали в себя синтез искусств. Мы согласны с мнением Б.Т. Лихачева [1] и М.С. Кагана [2] о том, что искусство способствует формированию у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала, всестороннему развитию личности, умению видеть, чувствовать, понимать и творить красоту.
Художественно-творческий компонент был представлен участием в программе творческих коллективов и исполнителей, мастеров изобразительного и прикладного творчества города, а также различных коллективов художественной самодеятельности школы.
Педагогическим принципом программы являлось воздействие на сознание ребенка и
осуществлялось двумя путями: просвещением, т. е. пассивным восприятием ребенком ценностей и смыслов культуры, лежащих в основании праздников, и самообразованием -самостоятельным их постижением посредством активного участия в социальнокультурной деятельности [3].
Социально-культурным принципом программы являлась социально-культурная деятельность по подготовке и проведению праздников, которая широко использует функциональные и дифференцированные технологии, социально-культурной деятельности. Они включали в себя целый спектр средств, форм и методов социально-культурной деятельности [4].
В программе широко использовались средства социально-культурной деятельности, которые условно можно разделить на художественно-выразительные: искусства и самодеятельного творчества, печатные, устные - сценическая речь и живое слово; технические: аудио и видео, мультимедиа, свет; наглядные или изобразительные - афиши, плакаты, экспонаты, материальные средства, финансовые средства (спонсорская помощь и благотворительные взносы), психоло-го-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища).
Формы социально-культурной деятельности выбирались с учетом потребностей детей в самоактуализации.
Современному массовому празднику отводилась роль своеобразной кульминации, которой предшествует период, обеспечивающий ценностно-смысловую подготовку к нему, которая носила длительный и регулярный характер. Например, социальное проектирование, выпуск тематических школьных газет, конкурсы рисунков, сочинений, культурные акции и т. д.
Такая эмоционально-творческая подготовка к празднику позволила ознакомить и заинтересовать большое количество детей, превратив их из пассивных зрителей в активных участников и организаторов мероприятий в рамках программы. А подведение итогов конкурсов во время праздников еще больше усилило их (праздников) значение как кульминационных, узловых модулей программы.
При разработке программы также учитывались и традиционные школьные дела.
Некоторые из них стали частью программы, получив новую ценностно-смысловую трактовку. Это позволило органично вписать программу «Страна Культуры» в образовательно-воспитательную среду школы, значительно расширив и обогатив сферу ее влияний на личность учащихся.
Основными структурными компонентами организационного принципа программы являлась подготовка и проведение праздников. На организационном уровне осуществлена методологическая и методическая подготовка субъектов моделирования, разработан оптимальный механизм реализации программы, созданы условия для повышения социально-культурной активности учащихся.
Полученные после проведения программы результаты тестирования и специально разработанных анкет представлены в табл. 1.
Из табл. 1 следует, что полученные после формирующего эксперимента результаты тестирования по методу М. Рокича в экспериментальной группе показали значитель-
ное обогащение ценностно-мотивационной сферы учащихся гуманистическими и альтруистическими тенденциями, для школьников стали более значимыми социальнокультурная и эстетическая составляющие. Рост показателей коммуникативности учащихся свидетельствует о значительном уменьшении количества детей, испытывающих сложности во взаимоотношениях со своими одноклассниками и педагогами. Повышение творческой активности школьников говорит об удовлетворенности их потребности в творческой реализации. Рост интереса к посещению культурных центров, а также познанию в области культуры свидетельствует о повышении культурного уровня учащихся.
Для наглядности мы применили гистограммы, отображающие значения различных категорий. В них показана динамика изменений операциональных ценностей: коммуникативности (1), социально-культурной активности (2), культурного уровня (3).
Таблица 1
Показатели изменений ценностно-мотивационной сферы учащихся в ходе социально-культурного моделирования современных массовых праздников
Объекты экспери- мента Опытно- экспери- ментальная работа Возрастные группы Ранжирование ценностей по М. Рокичу Коммуникативность (%) Социальнокультурная активность (реальная) (%) Культурный уровень (%)
н с в н с в н с в
Экспери- ментальная группа Данные констати- рующего экспери- мента Основная школа (5-9 классы) здоровье, наличие хороших друзей, свобода, развлечения, обеспеченная жизнь 33 55 12 80 18 2 61 25 14
Старшая школа (10-11 классы) здоровье, любовь наличие хороших друзей, свобода, интересная работа, 31 53 31 75 20 5 55 35 10
Данные форми- рующего экспери- мента 5-9 классы здоровье, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, счастье других, развитие 14 64 22 60 33 7 25 43 32
10-11 классы активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, счастье других любовь и здоровье 6 72 22 65 26 9 41 46 23
Контрольная группа Данные контроль- ного экспери- мента 5-9 классы здоровье, обеспеченная жизнь, наличие хороших друзей, развлечение, уверенность в себе 34 56 10 70 27 3 53 34 13
10-11 классы здоровье, любовь, интересная работа, обеспеченная жизнь, уверенность в себе 25 56 19 79 15 6 45 46 9
Две первых гистограммы показывают результаты констатирующего и формирующего эксперимента, полученные в результате опроса учащихся основной школы, и две последующих гистограммы свидетельствуют об изменениях, произошедших в ценностномотивационной сфере старшеклассников. Уровни сформированности ценностных ориентаций обозначены соответствующими цветами.
Таким образом, после проведения программы «Страна Культуры» мы получили следующие результаты.
1. Значительно укрепились связи школы с социально-культурной средой города: учреждениями культуры и образования, общественными организациями, принимавшими участие в организации и проведении праздников.
2. Повысилась инициативность и социально-культурная активность учащихся (это достигнуто благодаря заинтересованности школьников в результативности своего уча-
стия в программе, и осуществлялось методами творческого соревнования и поощрения).
3. Была проведена необходимая методологическая и методическая подготовка педагогического коллектива.
4. Были подготовлены и проведены современные массовые праздники в рамках программы, что способствовало упорядочению и организации средств, методов и форм социально-культурной деятельности в школьной среде, а также содействовало активизации детского самоуправления.
Сравнительные показатели констатирующего и формирующего эксперимента наглядно свидетельствуют о положительной динамике и влиянии педагогического моделирования современных массовых праздников на ценностно-мотивационную сферу учащихся, что позволяет оценить программу «Страна Культуры» как достаточно эффективную в плане формирования ценностных ориентаций учащихся.
Данные формирующего эксперимента
(основная школа 5-9 классы)
Данные
констатирующего эксперимента
70
60
50
40
30
20
10
0
□ низкий
□ средний
□ высокий
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
(старшая школа10-11 классы)
80
70
60
50
40
30
20
10
0
□ низкий
□ средний
□ высокий
80
70
60
50
40
30
20
10
0
в
□ низкий
]средний
□ высокий
Рис. 1. Гистограммы сформированности ценностных ориентаций учащихся в результате констатирующего и формирующего экспериментов в экспериментальной группе
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1999.
2. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура - философия - искусство (диалог). М., 1988.
3. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / под ред. А.В. Мудрика. М., 2004.
4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник. Барнаул, 1992.
Поступила в редакцию 3.09.2008 г.
Surkova L.V. Mass holidays as one of productive means of value formation among the schoolchildren. The article deals with the problem of value formation among the schoolchildren. The author presents new types of the mass holiday’s pedagogical modeling as well as describes her approaches to the experiment and its results.
Key words: holiday, life orientations, principles, technologies of social-cultural acitivity, experiment.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КЛАССАХ
Н.М. Самохвалова
В статье исследуются вопросы теории и методики формирования основ музыкального мышления у младших школьников и подростков, обучающихся в фортепианных классах детских музыкальных учебных заведений. Рассматривается генезис основных музыкально-мыслительных действий. Разработан методический комплекс, направленный на повышение эффективности процесса формирования музыкального мышления школьников.
Ключевые слова: музыкальное мышление, интонация, форма, жанр, стиль.
Современная социокультурная ситуация в России предъявляет серьезные требования к педагогической науке и практике во всех их сферах и отраслях. Именно педагогика - в содружестве с другими общественными и гуманитарными науками - закладывает фундаментальные основы жизни людей, способствует формированию всесторонне развитой, современно мыслящей личности. Сказанное в полной мере относится и к «педагогике искусства», в частности к теории и методике музыкального воспитания и образования.
Перед педагогами, работающими в музыкальных учебных заведениях, как профессиональных, так и входящих в систему дополнительного образования, стоит ряд серьезных проблем. Среди них одна из наиболее важных - проблема формирования музыкального мышления, того особого, специфического подвида художественно-образного мышления, посредством которого индивидуум отражает и перерабатывает в сознании явления, феномены и процессы музыкального искусства. Решение этой проблемы предполагает разработку ряда методических установок и рекомендаций, направленных на повышение эффективности процессов фор-
мирования музыкального мышления у детей и подростков в условиях обучения игре на музыкальном инструменте.
Младший школьный возраст является тем начальным периодом, который создает оптимальные условия для формирования базовых структур музыкального мышления. Присущая детям интуитивность восприятий, яркая эмоциональность, живая впечатлительность, способность к ассоциированию -все это создает благоприятные условия для активизации ряда психических процессов, в т. ч. непосредственно связанных с реакциями на музыку. Сказанное имеет достаточные основания быть отнесенным как к младшему школьному возрасту, так и к подростковому возрасту, который одновременно создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития музыкального мышления, в т. ч. и на понятийном уровне.
Среди генетических истоков любых музыкально-мыслительных реакций и действий первостепенная по важности роль принадлежит интонации: «музыка - интонация, - писал Б.В. Асафьев, - без интонирования и вне интонирования музыки нет» [1]. Интонируется все - и мелодия, и гармония, и ритм, -