Genenko O.N. Leisure communication as a factor of drug addiction prophylaxis among teenagers. Having analyzed and summarized major approaches to the problem of prophylaxis of drug addictive behavior among teenagers by means of club communication, the author notes that it is necessary to use different communicative technologies which present themselves a system of preventive measures and allow reducing the intensity of risk factors of forming
drug addiction through raising the level of communicative activity: communicative skills development, active position, competence, forming the need in communication and the ability in get satisfaction from human relations what is achieved through club communication.
Key words: communication, communicative technologies, leisure time, drug addiction.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ
Л.В. Суркова
Поиск более эффективных форм и методов воспитания приводит педагогов к необходимости создания новых воспитательных моделей. Автор предлагает технологические принципы моделирования современных массовых праздников и авторскую модель формирования ценностных ориентаций школьников. Данная модель базируется на основе социально-культурного проектирования праздников.
Ключевые слова: моделирование, социально-культурная деятельность, ценности, социальнокультурные технологии.
В настоящее время в педагогическом пространстве России наблюдается поиск новых более эффективных форм и методов воспитания подрастающего поколения. В результате чего многие исследователи приходят к выводам о необходимости упорядочения и систематизации воспитательных воздействий, что приводит к увеличению роли науки в оптимизации социально-культурного пространства образовательных учреждений. Это выражается, прежде всего, в создании различных воспитательных систем, основой которых являются социально-культурные технологии.
Любая педагогическая технология, в т. ч. и социально-культурная, предполагает использование определенной совокупности форм, методов и приемов педагогической деятельности, представляющих собой цепочку последовательно выполняемых действий (В.П. Беспалько, П.Р. Атулова, М.В. Кларина, В.М. Монахов, В.Ю. Питюкова, Г.К. Се-левко, В.В. Юдина, Е.Н. Степанов, А.В. Золотарева, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников). Их эффективность и жизнеспособность самой воспитательной системы достигается посредством педагогического моделирования, которое, согласно многочисленным исследованиям (Л.И. Новикова, В.А. Караков-ский, Н.Л. Селиванова, Ю.П. Сокольников,
Н.Е. Щуркова, Е.В. Бондаревская и др.), является одной из важных стадий ее построения.
Педагогический энциклопедический словарь определяет моделирование как метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности [1]. Моделирование считают универсальным методом, т. к. оно применяется практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления (стадии целеполагания, выбора средств и образа действия, реализации намеченных целей, анализа и оценки достигнутого результата) [2]. Основной сущностной характеристикой моделирования является его опосредованность, т. к. в качестве своеобразного инструмента познания выступает объект-заместитель оригинала, модель, исследование которой и позволяет получить новое знание об изучаемом социальном явлении.
Кроме того, необходимость моделирования в социально-культурной деятельности обусловлена следующими причинами: сложностью социально-культурных процессов, отсроченностью во времени результатов, трудностью в реальной обстановке проверить варианты решения проблем и другими причинами.
Обычно выделяют следующие компоненты моделирования: цели, содержание, методы, результат.
Результат чаще всего рассматривается как конечный итог, ради которого осуществляется деятельность, или итог деятельности, соотнесенный с целями. Процесс моделирования, по мнению А.В. Золотаревой, достаточно сложен и может условно состоять из следующих этапов:
1) формулировка целей, постановка задач. На этом этапе окончательно оформляются цели и задачи предстоящей деятельности;
2) выбор функции, в рамках которой может быть реализована сформулированная цель. Это могут быть образовательные или социально-педагогические функции деятельности;
3) выявление из множества известных свойств и характеристик выбранной функции наиболее существенной для реализации цели и решения поставленных задач. Свойства и характеристики нужно рассматривать по компонентам модели. То есть на этом этапе выбираются наиболее подходящие для реализации цели содержание, методы, результат;
4) экспериментальное исследование модели. На этом этапе может быть организован эксперимент или проведено апробирование модели в сходных условиях. Может проводиться корректировка в соответствии с результатами эксперимента;
5) разработка плана практических действий по внедрению модели;
6) реализация разработанного плана, достижение намеченной цели [3].
Схема поэтапного создания педагогической модели, приведенная выше, относится к сфере дополнительного образования, в которой работает автор, и, следовательно, имеет свою специфику. Она помогла сориентировать моделирование воспитательной деятельности (досуговой, оздоровительной, образовательной и т. д.) при осмыслении и разработке моделирования одной из массовых форм социально-культурной деятельности -праздников, кроме того, она имеет ряд черт универсализма, которые присущи построению и нашей модели. Так, она включает в себя этапы: целеполагания, планирования, экспериментального исследования и апробации, а также достижения поставленных целей.
Мы пришли к выводу, что основные компоненты педагогического моделирования целесообразно использовать при построении модели современных форм массовых праздников, которые в силу своих функциональных особенностей могут являться одновременно и системообразующими звеньями школьной воспитательной среды.
Вот почему при разработке нашего эксперимента мы обратились к построению педагогической модели современных форм массовых праздников, опираясь на опыт, наработанный в сфере общего и дополнительного образования.
Определив педагогическую цель нашего моделирования как формирование ценностных ориентаций школьников на основе социально-культурного моделирования современных праздников, мы исходили из факторов, влияющих на формирование ценностномотивационной сферы ребенка. Согласно многочисленным исследованиям, их можно разделить на внутренние и внешние. Внешние факторы формируются в недрах макро- и микросреды, в которых живет и развивается ребенок. Макросреда - общественно-политическая формация, идеологическая система государства - находит свое отражение в СМИ, особенностях социально-культурной сферы, информационных технологиях и оказывает непосредственное влияние на микросреду жизнедеятельности ребенка (семью, образовательную среду (школу, учреждения дополнительного образования), сферу межличностного общения), которая в свою очередь воздействует на формирование мотивационно-ценностной сферы подрастающего поколения. Однако характер взаимодействия ребенка со средой носит здесь не только объективный, но и субъективный характер, обусловленный внутренними социально-педагогическими факторами его собственного развития, а также особенностями мотивационно-ценностной сферы. Именно эти последние обусловливают нравственный выбор ребенка, его отношение к микро- и макросреде, определяют характер их взаимодействия. Педагогическая задача, остро стоящая на современном этапе, заключается в необходимости использования позитивного потенциала макро- и микросреды для воспитания духовно- и культурно-ориентированной лично-
сти, способной осуществлять оптимальные коммуникации внутри социума.
Как показывает опыт, достижение педагогических целей моделирования возможно при следующих условиях: сформированной методической базе; административном ресурсе, выраженном, прежде всего, в активном участии администрации образовательного учреждения в организации педагогического моделирования, выработке его концепции и направлений деятельности; организационно-педагогическом ресурсе; ресурсе социально-культурной сферы (творческие коллективы и исполнители, учреждения дополнительного образования детей и подростков, деятели культуры и науки, учреждения культуры, общественные организации); материально-технической базе; художественно-творческом потенциале (художественная самодеятельность образовательного учреждения, кружки прикладного творчества и т. д.).
Комплексное педагогическое воздействие на подрастающее поколение раскрывается через функции моделирования современных форм массовых праздников: развивающей; регулирующей; защитной; компенсаторной; корректирующей.
Наиболее эффективно данные функции реализуют себя через средства, методы и формы социально-культурной деятельности. Они являются основой воспитательного процесса образовательного учреждения, и в этом смысле праздник как массовая форма социально-культурной деятельности заключает в себе потенцию педагогической системы.
Социально-культурная деятельность
представляет собой интеграционную, многофункциональную сферу деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга детей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытие ее способностей. Педагогическое моделирование современных форм массовых праздников организует ее в социально-культурные технологии (функционально-деятельностный
компонент). Согласно Е.Н. Степанову, этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность педагогической модели, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основу составляют со-
вместная деятельность и общение всех участников моделирования [4].
Специфика социально-культурных технологий, выбор средств, форм и методов ее реализации определяется характером поставленных целей и задач, а также возможностями социально-педагогической среды образовательного учреждения. Современные массовые праздники как массовая форма социально-культурной деятельности в силу своей синтетичности и универсальности могут включать в себя целый спектр социальнокультурных технологий.
Таким образом, мы видим возможность целесообразного использования средств социально-культурной деятельности: искусства и самодеятельного творчества, печатных, устных, технических, наглядных, психологопедагогических. Каждое из них включает целый ряд направлений человеческой деятельности, которые также отражены в нашей модели.
Наиболее часто используемые формы работы в ходе нашего эксперимента являются:
1) массовые: концерты, конкурсы, фестивали, презентации, культурные акции, открытия выставок, театрализованные представления, игровые программы, деловая игра, аукционы, олимпиады, тематические праздники (например, праздник Песни, праздник Музыки и др.), вечера;
2) групповые: встречи с интересными людьми, экскурсии, классные часы, круглые столы, диспуты, вечера вопросов и ответов, конференции, форумы;
3) индивидуальные: репортажи, выставки работ, беседы по теме праздника, консультации, в рамках подготовки к празднику тематические занятия в кружках.
Методы как важный компонент социально-культурной технологии, который может быть использован при моделировании современных форм массовых праздников, разрабатывались нами, опираясь на классификацию предложенную профессором В.Е. Новаторо-вым [5], а также на исследования М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой [6] и Е.И. Григорьевой [7]. В результате, считаем целесообразным использование следующих методов: учебно-познавательной, самообразовательной деятельности, включения в социальнокультурную деятельность и формирования опыта общественного поведения, коллектив-
но-творческое дело, метод стимулирования социально-культурной деятельности, социо-
логических исследований турной деятельности.
социально-куль-
внешние:
общесоциальные,
социально-
культурные
Факторы формирования
Функции (развивающая, регулирующая, защитная, компенсаторная, корректирующая)
Организационные
средства:
искусство и самодеятельное творчество, печатные, устные, технические, наглядные, психологопедагогические
Формирование ценностных ориентаций школьников на основе социально-культурного моделирования современных праздников
внутренние:
индивидуальноличностные, психофизиологические
Условия:
методическая база, административный ресурс, кадровый состав, материальнотехническая база, художественно-творческий потенциал участников
Организационные формы массовые (концерты, конкурсы, презентации, культурные акции, театрализованные представления, игровые программы, деловые игры, тематические праздники, вечера отдыха);
групповые (встречи с интересными людьми, экскурсии, классные часы, круглые столы, диспуты, вечера вопросов и ответов, конференции, форумы); индивидуальные (выставки работ, репортажи, беседы, консультации, тематические занятия в кружках).
Организационные
методы:
1. учебно-познавательной, самообразовательной деятельности;
2. включение в социальнокультурную деятельность и формирования опыта общественного поведения;
3. коллективно-творческое дело;
4. стимулирование социально-культурной деятельности;
5. социологических исследований социально-культурной деятельности
Ценности (терминальные, инструментальные)
Критерии:
1. Когнитивные,
2. Мотивационные
3. Операционные,
4. Эмоционально-творческие
Принципы:
1. Событийности,
2. Целостности и комплексности,
3. Преемственности,
4. Планирования и координации;
5. Дифференцированного подхода
Рис. 1. Формирование ценностных ориентаций школьников на основе социально-культурного моделирования современных праздников
В сотрудничестве всех заинтересованных лиц, путем оптимизации различных мнений, с учетом интересов и потребностей учащихся - объектов педагогических воздействий, а также психолого-педагогических возможностей учреждения образования формируется ценностно-ориентационный компонент педагогического моделирования.
Он выстраивается на основе выявления противоречий школьной воспитательной среды и формулирует конкретные проблемы воспитания подрастающего поколения, которые требуют своего решения.
Одна из актуальных проблем воспитания -это социализация и самоактуализация подрастающего поколения в изменчивых социально-культурных условиях современного мира, продиктованная потребностью в оптимальных коммуникативных связях с микросредой. Все это психологи определяют как понятие комфорта. Главным фактором достижения оптимальных коммуникаций со средой является целенаправленная педагогическая коррекция мотивационно-ценностной сферы учащихся, способствующая формированию ценностных ориентаций детей, необходимых для этого. Обычно различают два класса ценностей: терминальные и инструментальные [8]. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Терминальными ценностями нашего исследования являются: гуманизм, познание, творчество, внутренняя культура; инструментальными: воспитан-
ность, социально-культурная активность, коммуникативность, когнитивность. Сфор-мированность данных ценностных ориентаций раскрывается через ряд психологопедагогических критериев: когнитивных, мотивационных, операциональных, эмоционально-творческих.
Необходимым условием построения эффективной педагогической модели является соблюдение принципов ее построения. Нами были выделены следующие принципы: событийности, целостности и комплексности, преемственности, планирования и координации, дифференцированного подхода.
Таким образом, рассмотрев моделирование в контексте создания воспитательной
системы образовательного учреждения, выявив его значимость для этого процесса, опираясь на опыт, наработанный в данном направлении и адаптировав его к нашему исследованию, мы разработали педагогическую модель современных форм массовых праздников, которая может быть применена в условиях образовательного учреждения (рис. 1).
Разработанная нами педагогическая модель решает ряд важных воспитательных задач. Как показал наш эксперимент, она способствует включению воспитательной работы в социально-педагогическую систему; установлению оптимальных коммуникативных связей между ее участниками, обусловленных педагогической коррекцией мотивационноценностной сферы личности учащихся; создает условия как для культурного взаимообога-щения субъектов моделирования, так и для выявления их индивидуальности.
1. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
2. Моделирование воспитательных систем. Теория - практике / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М., 1995.
3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль, 2004.
4. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М., 2004.
5. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник. Барнаул, 1992.
6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.
7. Социально-культурная деятельность / под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2007.
8. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М., 2001.
Поступила в редакцию 9.09.2008 г.
Surkova L.V. Technological principles of modem mass holidays modeling. The article deals with the problem of creating new pedagogical models. The author presents the model of forming values among schoolchildren. This model is based on the forms, methods and technologies of socio-cultural activity.
Key words: modeling, socio-cultural activity, values, socio-cultural technologies.