Научная статья на тему 'Досуговое общение как фактор профилактики наркозависимости подростков'

Досуговое общение как фактор профилактики наркозависимости подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОСУГ / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / LEISURE TIME / DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гененко Оксана Николаевна

Проанализировав и обобщив основные подходы к проблеме профилактики наркозависимого поведения подростков посредством клубного общения, автор отмечает, что необходимо использовать разнообразные коммуникативные технологии, представляющие собой систему превентивных мер, позволяющих уменьшить выраженность факторов риска формирования наркозависимости через повышение уровня коммуникативной деятельности: развитие коммуникативных умений, активности, компетентности, формирование потребности в общении и умения получать удовлетворение от человеческих взаимоотношений, что достигается через клубное общение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leisure communication as a factor of drug addiction prophylaxis among teenagers

Having analyzed and summarized major approaches to the problem of prophylaxis of drug addictive behavior among teenagers by means of club communication, the author notes that it is necessary to use different communicative technologies which present themselves a system of preventive measures and allow reducing the intensity of risk factors of forming drug addiction through raising the level of communicative activity: communicative skills development, active position, competence, forming the need in communication and the ability in get satisfaction from human relations what is achieved through club communication.

Текст научной работы на тему «Досуговое общение как фактор профилактики наркозависимости подростков»

ДОСУГОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

О.Н. Гененко

Проанализировав и обобщив основные подходы к проблеме профилактики наркозависимого поведения подростков посредством клубного общения, автор отмечает, что необходимо использовать разнообразные коммуникативные технологии, представляющие собой систему превентивных мер, позволяющих уменьшить выраженность факторов риска формирования наркозависимости через повышение уровня коммуникативной деятельности: развитие коммуникативных умений, активности, компетентности, формирование потребности в общении и умения получать удовлетворение от человеческих взаимоотношений, что достигается через клубное общение.

Ключевые слова: общение, коммуникативные технологии, досуг, наркозависимость.

В современных условиях проблема целенаправленной корректировки процесса развития новых общественных отношений приобрела особую актуальность. Нельзя не заметить, что их формирование идет довольно болезненно. Сместилась система этических ценностей. Разрушение норм, управляющих взаимодействием, достигло той стадии, которая именуется аномией. Произошло катастрофическое снижение уровня коллективизма. Непривычные для нас процессы социального расслоения, дифференциации общества на богатых и бедных породили серьезную социальную напряженность. Система повседневного взаимодействия с другими людьми, социальными группами, обществом в целом за годы перестройки и постперестройки не только не гармонизировались (что в принципе предполагалось зачинателями реформы), но, наоборот, обострилась.

Наркомания относится к «социальным заболеваниям», поэтому важно ее предупреждение не только на биологическом, но и на психологическом, социальном и педагогическом уровнях. В связи с гормональным дисбалансом и происходящими в организме изменениями подросток находится в состоянии дополнительного стресса при адаптации к жизни, поэтому необходимо научить его регулировать, осознавать и контролировать эмоции, переводить их из одной модальности в другую, не прибегая к формам саморазру-шающего поведения.

Необходимы средства, позволяющие развивать вербальные и невербальные навыки общения, принимать решения, формировать позитивные взаимоотношения с окружающими, что будет способствовать усиле-

нию факторов защиты, препятствующих началу употребления ПАВ. Потенциал коммуникативных технологий социально-культурной деятельности в антинаркотической пропаганде с подростками очень значителен, т. к. умелая организация общения - средство выработки правильных оценок, формирования способностей справляться с трудностями, что, в итоге, способствует уменьшению факторов риска употребления наркотических веществ.

В этом случае трудно переоценить благотворное воздействие социально-культурной деятельности на систему общественных связей и отношений. Эта функция осуществляется, прежде всего, через работу по организации повседневного общения. Она реализуется практически во всех видах досуговых центров, но наиболее яркое выражение находит в разнообразных структурах клубного типа.

Важно при этом подчеркнуть, что речь здесь идет не просто об общении (в принципе оно может развиваться и вне социокультурных институтов), а о клубном общении. Соединение досуга с культурой, с широкой общественной жизнью, насыщение возникающих в этой сфере контактов духовным содержанием как раз и составляет суть и сердцевину социокультурной деятельности.

Умелая организация повседневного общения - важное средство гармонизации социальных связей. Развивая устойчивые культурные контакты, досуговые центры создают уникальные возможности для оперативного распространения определенных сведений, свободного обмена мнениями, выработки правильных оценок и т. д. Двусторонний по-

ток информации способствует лучшему взаимопониманию, созданию атмосферы доверия, формированию доброжелательности и стремления к сотрудничеству. Нельзя не отметить, что менеджер досуга выступает здесь как специалист в области «паблик рилейшнз» и прямо нацелен на педагогическое регулирование межличностных отношений.

Говоря о сущности механизма коммуникативных технологий (включая диалоги, язык жестов, мимику и многое другое), следует подчеркнуть, что структура коммуникационной модели предельно проста. Она подразумевает наличие источника (отправителя) информации; самого информационного сообщения; передатчика, преобразующего (кодирующего) сообщение в сигнал, удобный для передачи; получателя или пункта назначения информации (адресата); обратной связи.

В качестве инициатора коммуникативного процесса выступает отправитель - источник информации. На эффективность использования той или иной коммуникационной технологии оказывают определенное влияние качественные характеристики источника информации - его статус, надежность, квалификация. Эффективность коммуникативного процесса зависит и от целого ряда других факторов - общей ситуации, темы сообщения, времени оглашения информации.

Коммуникативный процесс в том виде, в каком он функционирует в социально-культурной сфере, отличается многообразием используемых здесь технологий.

Среди них, прежде всего, следует назвать специфические для каждого социальнокультурного института (школы, театра, музея, планетария, рекламного агентства и т. д.) технологии кодирования и оформления информационного сообщения для последующей коммуникации. Суть кодирования состоит в переводе исходной идеи, замысла, сюжета на язык, доступный и понятный получателю в лице конкретной аудитории зрителей, слушателей или читателей.

Досуговое общение представляет собой сложную многофункциональную систему взаимодействия людей и рассматривается различными науками.

Выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности [1]:

- предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект;

- потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке;

- коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение;

- действия общения - единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;

- задачи общения - та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства общения - те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт общения - это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности, по мнению Б.Ф. Ломова, строится как «система сопряженных актов» [2]. Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. На практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта-организатора коммуникативной деятельности другого субъекта.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно, на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникации означает, прежде всего,

трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это происходит, в трех основных коммуникативных формах:

- монологических (преобладают коммуникативные действия - высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов - участников общения);

- диалогических (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);

- полилогических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно ее реализовать).

Каждый акт общения - цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

- вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

- оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т. д.);

- ориентация в коммуникативной ситуации;

- выбор другого объекта для возможного взаимодействия;

- постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;

- выработка подхода к субъекту взаимодействия;

- пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию;

- привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера;

- оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;

- самонастройка субъекта-инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера;

- выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;

- коммуникативное воздействие субъекта-инициатора на субъекта-партнера;

- оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие;

- стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера;

- «ответный ход» субъекта-партнера по

общению.

В совместной деятельности осуществляется не только социальная детерминация индивидуальной психики, но и сложное взаимодействие между внутренними и внешними факторами человеческого поведения, которое порождает новые социально-психологические образования. В различных формах общения практически реализуются и, что очень важно, регулируются общественные отношения.

Человек как субъект общения в процессе установления связи с другими людьми приобретает качества коммуникатора и источника информации. Особенности проявления личности зависят от места человека в системе общественных отношений, от позиций в сетях коммуникационного взаимодействия в группах и коллективах, от индивидуальных способностей к налаживанию контактов и т. д. В связи с этим существует проблема коммуникативной активности личности, благодаря которой человек включается в состав различных общностей людей. Недостатки в овладении средствами и способами общения создают предпосылки социально-психологической замкнутости человека.

Коммуникативные функции служат целям социальной интеграции человека в различные формы общностей через расширение контактов между ними посредством каналов индивидуальной и массовой взаимосвязи.

Социальная интеграция определяется не только наличием развитой взаимосвязи, но и характером взаимоотношений между людьми как внутри каждой общности, так и вне ее. Взаимоотношения либо укрепляют единство людей в сообществах, либо обособляют их друг от друга, разрывая групповое единство. В образовании общностей заключена одна из важнейших жизненных функций общения, и реализуется она поддержанием положительной взаимосвязи партнеров.

Можно выделить пять аспектов подготовки к общению:

1) развитие особенностей мышления,

2) формирование навыка свободного владения речью;

3) развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия и спонтанность);

4) формирование определенных установок в сфере общения, а именно:

- отношения к партнеру по общению как к цели,

- интереса к процессу общения,

- терпимости к общению как диалогу;

5) развитие и формирование новых коммуникативных умений.

Клубное общение - сложное явление, т. к. представляет собой целую систему составляющих разного порядка и характера.

Социально-культурная деятельность отличается бесконечным разнообразием форм кодирования общественно-политической,

научной, художественной, социальной и другой информации с последующим их использованием в клубном общении.

В одних случаях технология кодирования направлена на организацию межличностного и межгруппового общения. Для межличностного общения предметом кодирования информации являются диалоги и беседы с глазу на глаз, инструктажи, консультации, интервью. В межгрупповом общении в качестве предмета кодирования выступают официальные речи, лекции и семинары, конференции и заседания «круглых столов», совместные дискуссии, сессии вопросов и ответов. Широко известны и такие формы кодирования информации, как устные заявления, свидетельства, совещания персонала, производственные совещания, консультации и консилиумы. Специфический характер кодирования носят многочисленные способы неформальных коммуникативных контактов - неформальное обсуждение, интервью, коллективные мероприятия, персональные отчеты.

Свой «язык» кодирования информации широко применяется в документации: учебных программах, справках, отчетах и т. д.

В каждом конкретном случае сообщение социально-культурного характера с помощью тех или иных средств - беседы, доклада, выступления в газете, пресс-конференции, пресс-релиза, радиорепортажа, встречи с глазу на глаз и т. д. - приобретает черты ярко выраженного коммуникационного акта.

Социально-культурные институты эффективно используют технологии аудиовизуальной коммуникации, направленные на производство фильмов, аудио- и видеороликов слайдовых материалов, проведение диа-проектных и стендовых презентаций социокультурных объектов, изготовление пленок

для диапроектирования на плоскость, магнитофонные записи.

В центрах массового отдыха и развлечений широкое развитие получили мультиэкранная подача материалов, многоцелевое использование видеокассет, устные выступления с использованием видеоматериалов, тренажерные игры и сообщения. Специальной техникой коммуникативного назначения оборудованы выставки, парки, стадионы, санатории, турбазы и пансионаты, автофургоны, передвижные аттракционные комплексы и многие другие объекты социально-культурного обслуживания массовой аудитории.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что потенциал клубного общения в антинаркотической пропаганде с подростками очень значителен, т. к. умелая организация общения - средство выработки правильных оценок, формирования способностей справляться с трудностями, что, в итоге, способствует уменьшению факторов риска употребления наркотических веществ. Специфика профилактики наркозависимого поведения подростков посредством клубного общения заключается в своеобразии воздействия на формирующуюся личность через активное социальное взаимодействие с окружающим миром и повышение уровня коммуникативной деятельности личности.

Для профилактики наркозависимого поведения подростков посредством клубного общения необходимо использовать разнообразные коммуникативные технологии, представляющие собой систему превентивных мер, позволяющих уменьшить выраженность факторов риска формирования наркозависимости через повышение уровня коммуникативной деятельности: развитие коммуникативных умений, активности, компетентности, формирование потребности в общении и умения получать удовлетворение от человеческих взаимоотношений.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

2. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. М., 1976. С. 23.

Поступила в редакцию 7.09.2008 г.

Genenko O.N. Leisure communication as a factor of drug addiction prophylaxis among teenagers. Having analyzed and summarized major approaches to the problem of prophylaxis of drug addictive behavior among teenagers by means of club communication, the author notes that it is necessary to use different communicative technologies which present themselves a system of preventive measures and allow reducing the intensity of risk factors of forming

drug addiction through raising the level of communicative activity: communicative skills development, active position, competence, forming the need in communication and the ability in get satisfaction from human relations what is achieved through club communication.

Key words: communication, communicative technologies, leisure time, drug addiction.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

Л.В. Суркова

Поиск более эффективных форм и методов воспитания приводит педагогов к необходимости создания новых воспитательных моделей. Автор предлагает технологические принципы моделирования современных массовых праздников и авторскую модель формирования ценностных ориентаций школьников. Данная модель базируется на основе социально-культурного проектирования праздников.

Ключевые слова: моделирование, социально-культурная деятельность, ценности, социальнокультурные технологии.

В настоящее время в педагогическом пространстве России наблюдается поиск новых более эффективных форм и методов воспитания подрастающего поколения. В результате чего многие исследователи приходят к выводам о необходимости упорядочения и систематизации воспитательных воздействий, что приводит к увеличению роли науки в оптимизации социально-культурного пространства образовательных учреждений. Это выражается, прежде всего, в создании различных воспитательных систем, основой которых являются социально-культурные технологии.

Любая педагогическая технология, в т. ч. и социально-культурная, предполагает использование определенной совокупности форм, методов и приемов педагогической деятельности, представляющих собой цепочку последовательно выполняемых действий (В.П. Беспалько, П.Р. Атулова, М.В. Кларина, В.М. Монахов, В.Ю. Питюкова, Г.К. Се-левко, В.В. Юдина, Е.Н. Степанов, А.В. Золотарева, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников). Их эффективность и жизнеспособность самой воспитательной системы достигается посредством педагогического моделирования, которое, согласно многочисленным исследованиям (Л.И. Новикова, В.А. Караков-ский, Н.Л. Селиванова, Ю.П. Сокольников,

Н.Е. Щуркова, Е.В. Бондаревская и др.), является одной из важных стадий ее построения.

Педагогический энциклопедический словарь определяет моделирование как метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности [1]. Моделирование считают универсальным методом, т. к. оно применяется практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления (стадии целеполагания, выбора средств и образа действия, реализации намеченных целей, анализа и оценки достигнутого результата) [2]. Основной сущностной характеристикой моделирования является его опосредованность, т. к. в качестве своеобразного инструмента познания выступает объект-заместитель оригинала, модель, исследование которой и позволяет получить новое знание об изучаемом социальном явлении.

Кроме того, необходимость моделирования в социально-культурной деятельности обусловлена следующими причинами: сложностью социально-культурных процессов, отсроченностью во времени результатов, трудностью в реальной обстановке проверить варианты решения проблем и другими причинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.