Научная статья на тему 'Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков'

Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1838
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL EDUCATION / TEENAGERS / SOCIAL ACTIVITY / FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY / POTENTIAL OF CLUB ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов Игорь Витальевич

Рассмотрена проблема формирования социальной активности подростков как необходимое условие современного социального обновления. Определена сущность социальной активности подростков как устойчивой стратегии их социального поведения, проявляющейся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а также самосовершенствоваться на основе интересов и ценностей общества. Дана характеристика структуры социальной активности подростков (мотивационный, ориентировочный, регулятивный и продуктивный компоненты), критериев и показателей ее сформированности. Определен и проанализирован потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков, как совокупность ее средств (педагогически целесообразных клубообразующих (коммуникативная, досуговая, любительская) и сопутствующих им видов деятельности (ценностно-ориентационная, рефлексивная, организаторская, общественно-полезная), а также их процессуальных компонентов (содержание, формы и методы)), применение которых способствует эффективности названного процесса. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности позиционируется как одна из ее важнейших задач независимо от конкретной организационной формы клуба, его пространственной локализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF CLUB ACTIVITY IN THE FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF TEENAGERS

The problem of teenagers’ social activity formation as a necessary condition of modern social renewal is considered. The essence of social activity of teenagers as a stable strategy of their social behavior is defined. It reveals in the conscious orientation on socially approved behavior and socially-significant activity, the mastering of social adult roles which let them adopt successfully in society, reorganize it and also improve their skill basing on interests and values of society. The characteristics of structure of social activity of teenagers (motivational, oriented, regulative and productive components), the criteria and indices of its formation are presented. The potential of club activity in the formation of social activity of teenagers as a complex of its means (pedagogically valuable, club forming (communicative, leisure, amatory) and accompanying types of activity (value-oriented, reflective, organizational, socially-useful) and also process components (content, forms and methods)) are defined and analyzed. Their application provides process efficiency. The formation of teenagerssocial activity by means of club activity is described as one of the most important problems regardless of certain organization form of the club, its space localization.

Текст научной работы на тему «Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков»

УДК 061.237

ПОТЕНЦИАЛ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

© Игорь Витальевич КОЛЕСОВ

директор центра «Спортивный и ивент-менеджмент» Государственный университет управления 109542, Российская Федерация, г. Москва, Рязанский проспект, 99 E-mail: [email protected]

Рассмотрена проблема формирования социальной активности подростков как необходимое условие современного социального обновления. Определена сущность социальной активности подростков как устойчивой стратегии их социального поведения, проявляющейся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а также самосовершенствоваться на основе интересов и ценностей общества. Дана характеристика структуры социальной активности подростков (мотивационный, ориентировочный, регулятивный и продуктивный компоненты), критериев и показателей ее сформированности. Определен и проанализирован потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков, как совокупность ее средств (педагогически целесообразных клубообразующих (коммуникативная, досу-говая, любительская) и сопутствующих им видов деятельности (ценностно-ориентационная, рефлексивная, организаторская, общественно-полезная), а также их процессуальных компонентов (содержание, формы и методы)), применение которых способствует эффективности названного процесса. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности позиционируется как одна из ее важнейших задач независимо от конкретной организационной формы клуба, его пространственной локализации.

Ключевые слова: социальное воспитание; подростки; социальная активность; формирование социальной активности; потенциал клубной деятельности

DOI: 10.20310/г1810-0201 -2016-21-9(161 )-72-78

В условиях социальной нестабильности трудно переоценить необходимость раскрытия источников обновления общества, где молодое поколение и его социальное развитие представляется едва ли не ключевым фактором, способным привести к изменениям, направленным на прогрессивное обновление общества [1]. Важнейшим из таких источников является социальное воспитание подростков, формирование их социальной активности.

Социальная активность подростков - это стратегия их социального поведения, проявляющаяся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в социуме, осуществлять его преобразование, а также самосовершенствоваться на основе интере-сов и ценностей общества [2, с. 61].

В структуру социальной активности подростков входят мотивационный, ориентировочный, регулятивный и продуктивный

компоненты. Критерием сформированности мотивационного компонента социальной активности подростков является направленность на интересы и потребности общества, а показателями выступают альтруизм; социально ориентированные личностные ценности; широта и социальная значимость активности. Критерий ориентировочного компонента - социальная зоркость. Пока-зателями, посредством которых раскрывается названный критерий, являются знание содержания базовых социальных ценностей, ролей и норм поведения; признание личного и социального значения базовых социальных ценностей и норм; умение прогнозировать последствия своих действий для себя и общества. Критерием регулировочного компонента социальной активности подростков выступает сопричастная автономность, а показателями - социальная чуткость, самокритичность, настойчивость. И, наконец, критерием продуктивного компонента является сверхнормативность социально значимой деятельности и поведения, проявляющаяся в таких по-

казателях, как реалистичные притязания, инициативность, стремление к принятию дополнительной ответственности.

Названные критерии позволяют отнести социальную активность подростков к низкому, среднему или высокому уровням сфор-мированности.

Под формированием социальной активности подростков мы понимаем целенаправленный, организованный процесс создания педагогических условий, спо-собствующих действию механизмов, обеспечивающих возникновение, закрепление и развитие в структуре личности мотивационного, ориентировочного, регулировочного и продуктивного компонентов социальной активности.

Как показывает практика, социальное воспитание детей, в т. ч. формирование их социальной активности, не является сегодня приоритетной задачей школы. При этом есть основание утверждать, что из всех функций образовательной школы в силу объективных причин наибольшее отставание, растерянность и апатия проявляются в сфере воспитательной деятельности, социального воспитания [3].

В этих условиях не следует упускать из вида потенциал клубной деятельности, являющейся уникальным средством социального воспитания и обладающую существенным потенциалом в формировании социальной активности подростков, которые сегодня используются недостаточно.

Клубная деятельность - это социально регулируемый, педагогически целесообразный, институционально оформленный и пространственно локализованный процесс общения и активного культурного досуга, основывающийся на принципах позитивной свободы, добровольности, социально значимой направленности, общего интереса, самоорганизации, атрибутивности, нормативности, занимательности, в ходе которого происходит социальная адаптация и индивидуализация личности в социуме, развивается ее социальная активность.

Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков - это совокупность ее средств, применение которых способствует формиро-ванию мотивационного, ориентировочного, регулировочного и продуктивного компонентов социальной активности.

Средствами клубной деятельности, способствующими формированию социальной активности подростков, является совокупность педагогически целесообразных клубо-образующих (коммуникативная, досуговая, любительская) и сопутствующих им видов деятельности (ценностно-ориентационная, рефлексивная, организаторская, общественно-полезная), а также их процессуальных компонентов (содержание, формы и методы).

Формирование социальной активности личности (в т. ч. подростков) позиционируется как одна из важнейших задач клубной деятельности независимо от конкретной организационной формы клуба, его пространственной локализации и т. д. Это подтверждает анализ нормативных документов, методических рекомендаций по организации работы в клубах, программ, реализующихся в них, учебников и учебных пособий, использующихся для подготовки специалистов дополнительного образования детей, многочисленных научных публикаций, так или иначе касающихся клубной деятельности.

Так, в Положении «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», рекомендованном решением Коллегии Минкультуры РФ от 29 мая 2002 г. № 10, указывается: «Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха» [4].

С.А. Комиссарова одной из приоритетных задач современного клуба называет реализацию социальных моделей досугового поведения, способствующих нрав-ственному развитию и реализации социальной и культурной активности личности [5].

Или, например, дворовый клуб «Досуг» микрорайона Выхино-Жулебино г. Москвы помимо организации занятости и досуга детей, подростков и молодежи по месту жительства на территории микрорайона одной из важнейших задач своей деятельности считает «формирование активной жизненной и гражданской позиции несовершеннолетних» [6].

Вместе с тем следует отметить, что включение задачи формирования социальной

активности личности в число приоритетных задач различных клубных объединений и учреждений еще не означает, что она будет решаться. Практика показывает, что зачастую выдвигаемые цели и задачи носят декларативный характер, «остаются на бумаге». К сожалению, это особенно характерно для кризисных этапов социально-экономического развития, когда тем же клубным учреждениям приходится выживать, сокращать штатный состав педагогов, бороться за привлечение детей и подростков в клубы, т. к. их численность является одним из показателей эффективности работы. В таких условиях трудно не скатиться до применения преимущественно развле-кательных форм досуговой деятельности, вызывающих обоснованный интерес у молодежи, но которые содержательно и технологически достаточно трудно сов-местить со стремлением формировать ее социальную активность.

Как мы уже отмечали, клубная деятельность - это интегративное образование. Ее содержание определяется содержанием входящих в нее клубо-образующих и сопутствующих им педагогически целесообразных видов деятельности. Выделяемые сегодня виды клубных объединений указывают на преобладающие в них виды клубообразую-щей деятельности:

- любительский клуб - объединение подростков, имеющих общие интересы к определенному виду деятельности (хобби), определяющей профиль клуба: филателия, фотография, домоводство, литературная, театральная, музыкальная деятельность, краеведение, спорт и т. д.;

- клуб-мастерская (разновидность любительского клуба) - объединение подростков, увлекающихся техническим, художественным творчеством и т. д.;

- клуб-коммуна - объединение подростков для решения личностных проблем, связанных с ограниченными возможностями, трудностями в социальной адаптации, для решения социальных проблем определенной территории: социально-реабилитационная деятельность; социальное проектирование и т. д.;

- клуб-тусовка - объединения подростков для совместного проведения досуга: свободное общение; предметная деятельность различной направленности, отличающаяся от

любительских видов деятельности меньшей глубиной, но большей широтой [7; 8].

Как видим, клубообразующие виды деятельности (за исключением социального проектирования) напрямую не ориентированы на формирование социальной активности подростков. Однако любой вид любительской деятельности предполагает освоение новых знаний, умений, осуществляется в ходе взаимодействия и общения ее участников. Сам характер общения в клубе отличается неформаль-ностью, малой регламентированностью, но в каждом клубе обязательно устанавливаются его правила и нормы. Ребенку не навязывают их, он постигает и принимает их в ходе самого общения, а иногда становится их автором.

Клуб - это добровольное открытое объединение. Подросток может прийти в клуб в любое удобное для него время. Первоначально предметом его интереса может стать зона отдыха, свободного общения. В процессе общения формируется определенный круг сверстников, приобре-тающий характер стабильной компании, досугового объединения со всеми присущими ему признаками: стабильностью состава, периодичностью встреч, традициями, ценностными ориентациями. В ходе такого общения подросток лучше узнает себя, свои положительные и отрицательные качества, т. к. сравнивает себя с другими, что часто становится стимулом для самосовершенствования [9].

Поскольку клуб - это малоформализо-ванная структура, не содержащая жесткой иерархии социальных статусов и ролей, подросток обретает опыт общения в условиях равного авторитета, учится договариваться, согласовывать действия с другими, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами.

В клубе, где нет жесткой ролевой дифференциации, подросток имеет возможность освоить разные социальные роли: новичка и старожила, обычного участника общения и его инициатора, оратора и слушателя, исполнителя, помощника и организатора, ведомого и ведущего. Практика показывает, что подростки, ставшие завсегдатаями клуба, часто бескорыстно помогают новичкам освоиться в новом для них коллективе, берут на себя роль опекуна, шефа, что способствует формированию у них альтруизма, являющегося

одним из показателей направленности на интересы и потребности общества как критерия сформированности мотивационного компонента социальной активности.

В ходе клубного общения из обыкновенного его участника может вырасти изобретатель новых форм свободного времяпрепровождения, организации интерес-ных праздников и событий. И это уже будет не потребительской, а созидательной деятельностью, деятельностью не только по удовлетворению своих потребностей, но и на радость и пользу другим.

Клубный досуг, его содержание, формы показывают подрастающим людям образцы активного, полезного, развивающего отдыха. Усваивая их, подростки берут их с собой в другие коллективы, во взрослую жизнь, делая свою жизнь и жизнь других людей достойнее, интереснее.

Поскольку клубы не ограничиваются только сферой свободного общения и развлекательного досуга, а предлагают подросткам различные виды любительской деятельности, то придя в клуб изначально для приятного времяпрепровождения, под-росток может заинтересоваться какой-нибудь из них. Начиная постигать азы определенного мастерства, искусства, ребенок понимает свою несостоятельность в этих видах деятельности. Ему приходится соизмерять желания со своими возможностями, преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Конечно, в клубе не натаскивают детей на высокий профессиональный уровень, например, по обработке древесины или радиомонтажу. Овладение технологиями развивает у них операционное мышление и дает возможность самим выстраивать технологическую цепочку по осуществлению желаемого. В конечном итоге это формирует активную жизненную позицию и делает реальным уровень притязаний, учит опираться на собственные возможности.

В ходе освоения любительской деятельности у подростков не только формируются новые знания и умения, но и осознание ее сложности, трудоемкости, понимание того, что такое «муки творчества». Это учит детей ценить созданное умом и руками человека, ценить предметы материальной и духовной культуры, отрицательно относиться к любым

актам вандализма, разрушению, понимать значение и ценность созидания.

Клуб - это открытое объединение. Его открытость можно рассматривать в двух аспектах:

1) открытость для новых членов;

2) открытость для взаимодействия с социумом.

Если первый аспект актуален для клубного объединения уже на момент его образования, то второй аспект характеризует уровень его развития, достижений его членов и клуба в целом. Речь идет, прежде всего, о достижениях в любительской деятельности, которыми хочется поделиться с другими. И тогда мы видим выставки, выездные концерты, ярмарки, спектакли, участие в соревнованиях, т. е. мы видим выход из клубного пространства в социум. Постепенно такие формы клубной деятельности обретают социальное звучание и важный личностный смысл для членов клуба. А это уже другой уровень активности - социальный.

В ходе активной социально-полезной деятельности у подростков развиваются самостоятельность, мотивация достижения, способность проявлять инициативу. Участвуя в организации и осуществлении различных дел «не для себя», подростки учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, развивают рефлексивные способности. Анализ того, что получилось, а что - нет и почему, способствует формированию самокритичности.

Динамика развития социальной активности подростков в клубной деятельности, таким образом, предстает как переход от активности, направленной на самореализацию, к активности, связанной с улучшением жизни клубного объединения, коллектива, и, наконец, к активности на благо общества. Примером этому может служить получившая широкое распространение добровольческая деятельность различных клубов. Подростки сами находят объекты такой деятельности, у них формируется социальная чуткость.

Таким образом, уже в клубообразующих видах деятельности, непосредственно не нацеленных на формирование социальной активности подростков, имеется соответствующий воспитательный потенциал.

Вместе с тем, как мы уже отмечали, клубная деятельность - это социально регу-

лируемый, педагогически целесообразный процесс. Поэтому помимо клубообразующих в клубе реализуются и другие виды деятельности, имеющие социально-воспи-тательный характер. Эти виды деятельности специально организуют педагоги, не упуская из вида основного принципа клубной деятельности -добровольности. Здесь нет привычной для школьного образования обязательности, назидательности, т. е. нет того, что может оттолкнуть подростка от деятельности. Эти виды деятельности либо органично вплетаются в сферу свободного общения, досуга, либо выступают в качестве самостоятельных направлений клубной жизни, но в своем содержании обязательно учитывают интересы подростков.

К таким видам деятельности мы относим ценностно-ориентационную, рефлексивную, организационную деятельность.

Поскольку подростковый возраст - период активного самопознания, то педагогам, как правило, не составляет большого труда вызвать детей на откровенный разговор, касающийся самых разных проблем, с которыми они стал-киваются в повседневной жизни: нарушение контакта с родителями, проблемы лидерства, самооценки, проблемы выбора жизненного пути, любви и дружбы. В ходе такой беседы педагог-организатор сообщает детям много полезной информации, формирует представления о социально-одобряемых способах поведения, в т. ч. в трудных жизненных ситуациях, т. е. представления о содержании социальных норм и ценностей. В ходе таких бесед у подростков часто возникает потребность научиться правильному поведению, чтобы стать социально успешным человеком. И тогда с ними можно проводить тренинги, в т. ч. и направленные на формирование альтруизма, социальной чуткости, самокритичности, настойчивости и т. д.

Для привлечения подростков к ценност-но-ориентационной деятельности в некоторых клубах с успехом используют такую форму работы, как «Кино не для всех». Подросткам предлагается посмотреть фильм, в основу которого положены глубокие философские и социальные проблемы, поднимаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Такие формы работы позволяют влиять на формирование нравственных ценностей и смысловых ориентиров, таких как

сострадание и милосердие, терпимость, добро, взаимопомощь, порядочность [10].

Клуб - это добровольное объединение подростков, но это не значит, что клубная деятельность носит стихийный, неорганизованный характер. Принадлежность к клубу оформляется статусом члена сообщества. Когда объединение станет их клубом, тогда у подростков появляется ответственность за содержание и организацию любой деятельности. Тогда они сами начинают ее планировать, распределять обязанности, анализировать и оценивать, принимать на себя ответственность за ее ход и результаты. В клубе формируется актив. Во многих клубных объединениях и учреждениях проводятся занятия с детьми, на которых у них формируют лидерские качества, организационные умения.

Помимо содержания и форм клубной деятельности существенным потенциалом в формировании социальной активности подростков обладают способы взаимо-действия педагогов и детей. В клубном объединении педагог выполняет роли старшего товарища, наставника, поэтому взаимодействие строится по субъект-субъектному принципу, а ребенку оказывается больше доверия, делегируется больше прав, а значит, и ответственности.

Заканчивая анализ потенциала клубной деятельности в формировании социальной активности подростков, следует отметить, что существуют подростковые клубы, изначально ориентированные на социальные инициативы детей. Тогда к приоритетам клубной деятельности относится помощь подросткам в создании и реализации социально значимых проектов. Но таких клубов немного. Кроме того в клубах-учреждениях в отличие от клубов-объединений часто используется программно-целевой подход к организации клубной деятельности детей, обусловленный социальным заказом системе дополнительного образования, культуры, социальной защиты. В таких клубах дети вовлекаются в реализацию специальных воспитательных программ, разработанных педагогами и направленных на формирование социальной активности подростков. Однако практика реализации подобного рода программ не нашла широкого применения и вызывает дискуссии об их соответствии принципам клубной деятельности.

Список литературы

1. Иванов М.Г. Социальная ответственность студентов как аспект социального воспитания // Психолого-педагогический журнал Гау-деамус. 2008. № 1 (13). С. 76-83.

2. Иванова Л.К., Колесов И.В. Социальная активность подростков: сущность и содержание // Психо лого-педагогический журнал Гаудеа-мус. 2015. № 1 (25). С.54-62.

3. Плоткин М.М. Теория и практика социального воспитания школьников: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2003.

4. О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры: решение Коллегии Минкультуры РФ от 20.05.2002 г. № 10 // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 3.

5. Комиссарова С.А. Формирование культуро-творческого потенциала отечественной клубной деятельности // Социальная политика и социология. 2009. № 11. С. 198-205.

6. Бондаренко В.С., Прохорова О.Г. [и др.]. Видовое разнообразие социально-воспитательной работы по месту жительства / под общ. ред. В.Г. Бочаровой, А.С. Найданова. М., 2009.

7. Куприянов Б.В. Роль и место клуба в дополнительном образовании детей // Воспитание школьников. 2015. № 1. С. 55-62.

8. Клубные формы работы с детьми. URL: http://stud24.ru/sociology/klubnye-formy-rabo-ty-s-detmi/298320-892125-page1.html (дата обращения: 06.05.2016).

9. Грушевицкая И.Н. Досуговая деятельность в системе начального профессионального образования как фактор социализации старших подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. Т. 11. № 11. С.182-185.

10. Королев С.В. Клубная деятельность как одно из средств группового сопровождения воспитанников. URL: http://pandia.ru/text/78/461/ 22637.php (дата обращения: 06.05.2016).

References

1. Ivanov M.G. Sotsial'naya otvetstvennost' studen-tov kak aspekt sotsial'nogo vospitaniya [The social responsibility of students as an aspect of social education]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-pedagogical journal Gaudeamus, 2008, no. 1 (13), pp. 76-83. (In Russian).

2. Ivanova L.K., Kolesov I.V. Sotsial'naya aktiv-nost' podrostkov: sushchnost' i soderzhanie [Social activity of adolescents: essence and con-

tents]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-pedagogical journal Gaudeamus, 2015, no. 1 (25), pp. 54-62. (In Russian).

3. Plotkin M.M. Teoriya i praktika sotsial'-nogo vospitaniya shkol'nikov [Theory and practice of social education of students]. Avtoreferat disser-tatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Moscow, 2003. (In Russian).

4. Russian Federation. (2002) Decree № 10 of the Board of the Ministry of Culture of the Russian Federation of May 20, 2002, O nekotorykh me-rakh po stimulirovaniyu deyatel'nosti munitsip-al'nykh uchrezhdeniy kul'tury [About some measures of municipal cultural establishments activity stimulation]. Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul'tury [A guide of cultural establishments' manager], 2002, no. 3. (In Russian).

5. Komissarova S.A. Formirovanie kul'turo-tvorcheskogo potentsiala otechestvennoy klub-noy deyatel'nosti [Formation of cultural-creative potential of native club activity]. Sotsial'naya politika i sotsiologiya - Social policy and sociology, 2009, no. 11, pp. 198-205. (In Russian).

6. Bondarenko V.S., Prokhorova O.G. et al. Vido-voe raznoobrazie sotsial'no-vospitatel'noy raboty po mestu zhitel'stva [Specific diversity of social-educational work according to inhabitancy]. Moscow, 2009. (In Russian).

7. Kupriyanov B.V. Rol' i mesto kluba v dopolni-tel'nom obrazovanii detey [The role and place of club in additional education of children]. Vospi-tanie shkol'nikov [Pupils upbringing], 2015, no. 1, pp. 55-62. (In Russian).

8. Klubnye formy raboty s det'mi [Club forms of working with children]. URL: http://stud24.ru/so-ciology/klubnye-formy-raboty-s-detmi/298320-892125-page 1 .html (accessed 06.05.2016).

9. Grushevitskaya I.N. Dosugovaya deyatel'nost' v sisteme nachal'nogo professional'nogo obrazo-vaniya kak faktor sotsializatsii starshikh podrostkov [Leisure activities in the system of initial professional education as a factor of socialization of older adolescents]. Vestnik Kostroms-kogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova - Bulletin of the Kostroma state university. N. Nekrasov, 2005, vol. 11, no. 11, pp. 182-185. (In Russian).

10. Korolev S.V. Klubnaya deyatel'nost' kak odno iz sredstv gruppovogo soprovozhdeniya vospitan-nikov [Club activities as a means of group support for pupils]. URL: http://pandia.ru/text/ 78/461/22637.php (accessed 06.05.2016).

Поступила в редакцию 17.02.2016 г. Received 17 February 2016

UDC 061.237

POTENTIAL OF CLUB ACTIVITY IN THE FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF TEENAGERS

Igor Vitalevich KOLESOV

Director of Center "Sports and Event-management"

State University of Management

99 Ryazanskiy ave., Moscow, Russian Federation, 109542

E-mail: [email protected]

The problem of teenagers' social activity formation as a necessary condition of modern social renewal is considered. The essence of social activity of teenagers as a stable strategy of their social behavior is defined. It reveals in the conscious orientation on socially approved behavior and socially-significant activity, the mastering of social adult roles which let them adopt successfully in society, reorganize it and also improve their skill basing on interests and values of society. The characteristics of structure of social activity of teenagers (motivational, oriented, regulative and productive components), the criteria and indices of its formation are presented. The potential of club activity in the formation of social activity of teenagers as a complex of its means (pedagogically valuable, club forming (communicative, leisure, amatory) and accompanying types of activity (value-oriented, reflective, organizational, socially-useful) and also process components (content, forms and methods)) are defined and analyzed. Their application provides process efficiency. The formation of teenagers' social activity by means of club activity is described as one of the most important problems regardless of certain organization form of the club, its space localization.

Key words: social education; teenagers; social activity; formation of social activity; potential of club activity

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161 )-72-78

Информация для цитирования:

Колесов И.В. Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 9 (161). С. 72-78. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161 )-72-78.

Kolesov I.V. Potentsial klubnoy deyatel'nosti v formirovanii sotsial'noy aktivnosti podrostkov [Potential of club activity in the formation of social activity of teenagers]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 9 (161), pp. 72-78. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161)-72-78 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.