УДК 379.828/793
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА КЛАББИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЕ
© Марина Игоревна ДОЛЖЕНКОВА
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
культуроведения и социокультурных проектов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: dolgenkovam@mail.ru
Актуальность обусловлена необходимостью обобщения и обоснования опыта и перспективных направлений функционирования современных ночных клубов, а также явления «клаббинг». Раскрыты социально-педагогические и культурологические аспекты социально--культурных процессов, связанных с клубной культурой. Рассмотрена сущность клаббинга как особой субъектной культуры. Представлены определения понятий «клаббинг» и «клабберы», раскрыты структурные и содержательные компоненты клаббинга, определены специфические особенности клубной жизни, клубной музыки и клубной танцевальной культуры. Дана типологизация современных клубов, а также проводимых ими клубных вечеринок. В частности, выделены «попсовые», «статусные» и «андеграундные» клубы, показаны особенности танцевальных, музыкальных, элитных, кофейных и концептуальных ночных клубов, выявлены социально-психологические особенности «клубной атмосферы», охарактеризованы коммуникативные процессы в клубной среде. В частности, представлены некоторые особенности клубного этикета и клубных правил, определяющих требования фейс-контроля, дресс-кода и правил поведения в клубе. Охарактеризованы наиболее востребованные вечеринки ночных клубов: пати, тематические вечеринки Military Party, New Year Party; Fashion Party, White Party, Flower Party, Beach Party, Гавайская вечеринка, пижамная вечеринка, «приват пати», опэн эйр и др.
Ключевые слова: клубная культура; субъектная культура; ночной клуб; клаббинг; клабберы; структура и мероприятия ночного клуба; клубная музыка; клубные танцы
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-11(163)-82-88
Клубная культура за более чем трехсотлетний период своего развития претерпела существенные изменения. Тип аристократической сословно ограниченный клубной общности, характерный для ХУШ-Х1Х веков, сменился типом массового культурно-просветительного досугового учреждения в ХХ веке, а на рубеже ХХ-XXI веков превратился в исключительно развлекательное учреждение [1].
В современных условиях широкое развитие получают ночные клубы как наиболее привлекательные для молодежи центры активных развлечений, неотъемлемая часть ночной жизни любого города. Досуговые программы ночных клубов отличаются разнообразием и могут удовлетворить интересы самой взыскательной аудитории. Широкий спектр развлечений ночного клуба представлен танцполом, живой музыкой, современной хореографией, стриптизом, бильярдом, боулингом, суши-баром, кофейней или кафе, конкурсной игровой программой, яркими, оригинальными шоу. Тем самым можно
классифицировать ночные клубы как многопрофильные развлекательные центры.
Возникает и приобретает широкое развитие явление клаббинга (clubbing) - особого рода субъектной культуры, основанной на функционировании танцевальной досуговой общности. Субкультура клаббинга - это специфическое досуговое поведение, характеризующееся регулярным посещением клубов, особым позитивным настроением, самовыражением через танец, манерой взаимодействия людей и особым сленгом, увлеченностью и компетентностью в области электронной клубной музыки и творчества диджеев, осведомленностью и участием во всех клубных событиях. Интенсивность клаббинга всегда обусловлена идеей хорошего времяпрепровождения. Клаббинг - специфичное общественное пространство, в котором преодолены или ослаблены социальные, моральные и ценностные рамки и нормы, сдерживающие проявления эмоций. Клаббинг становится жизненным ориентиром, особым способом получения удовольствия, веселья и развлечения.
Завсегдатаями клубов являются клаббе-ры (clubbers) - люди, достаточно избалованные и пресыщенные программами ночных клубов, хорошо разбирающиеся в их эстетике и содержании. Клаббинг не следует сводить только к молодежной субкультуре: возраст клаббера колеблется от двадцати до шестидесяти лет. Типичный посетитель ночного клуба - это холостой человек (мужчина или женщина) в возрасте от 18 до 30 лет, обладающий средним уровнем дохода [2]. Посетители клубов условно делятся на 3 категории:
1) «вечно ищущий» (27 %) - постоянный посетитель, позитивно относящийся к ночной клубной жизни;
2) «успокоившийся» (44 %) - постоянный посетитель, равнодушный инновациям в ночных клубах в силу уже сформированных досуговых предпочтений;
3) «выпадающий» (29 %) - посетитель, негативно относящийся к развитию ночных клубов, не намеренный посещать их в дальнейшем [3].
Неотъемлемыми структурными составляющими организации внутриклубного пространства ночного клуба являются: бар, чил-лаут (место для отдыха), танцпол, диджей-стойка, сцена.
Клубы максимально удовлетворяют коммуникативные потребности молодежи, там можно отдохнуть, потанцевать, познакомиться и пообщаться с новыми людьми [4, с. 210]. Хороший клуб должен отличаться качественной музыкой, эксклюзивностью дизайна помещений, хорошо организованной системой контроля посетителей при входе (фейс-контроль, дресс-код), наличием широкого ассортимента продукции в баре, удобными чиллаутами для отдыха, оригинальными тематическими вечеринками, надежной системой безопасности, адекватным самым современным тенденциям шоу-бизнеса техническим оснащением, позволяющим воплотить любые постановочные замыслы и специальные эффекты. Популярность ночного клуба определяется качеством работы бармена, танцовщиков, MC (ведущего), диджея. Все это создает особую внутриклубную атмосферу - специфическое культурное пространство ночного клуба, в котором общаются и взаимодействуют близкие по своему социальному статусу и интересам люди. Тан-
цы, общение, игры, конкурсы и современная музыка способствуют релаксации, разрядке и заряжают положительными эмоциями.
Исследователи предпринимают многочисленные попытки классифицировать ночные клубы, исходя из содержания их деятельности и статуса посетителей. В частности, выделяют следующие типы клубов:
- попсовые» (примерно 75 % от общего количества), характеризующиеся отсутствием постоянной аудитории, преобладанием легкой музыки в стиле поп или диско;
- «статусные», характеризующиеся высокой стоимостью входных билетов, чрезвычайно строгим фейс-контролем, эффектной шоу-программой, разнообразной, но неопределенной в стилистическом отношении музыкальной направленностью. Специфическая атмосфера клуба достигается дорогим эксклюзивным дизайном интерьера, устойчивостью и однородностью аудитории, обладающей высоким социальным статусом;
- «андеграундные» (примерно 15 % от общего количества), характеризующиеся сложившейся атмосферой, определенной стилистической направленностью музыки, достаточно строгим контролем посетителей, большинство из которых можно отнести к среднему и низшему потребительскому ценовому сегменту.
Ночные клубы интенсивно развиваются, появляются их специфические разновидности: танцевальные клубы, музыкальные клубы, элитные клубы, кофейные клубы, игорные клубы (в специальных досуговых зонах).
Самый распространенный и популярный тип ночных клубов - танцевальные клубы, которые, в свою очередь, подразделяются на диско-клубы (преобладает поп-музыка) и техно-клубы (доминирует исключительно техно-музыка).
Клубные танцы, являясь одним из важнейших элементов клаббинга, представляют собой экспансивный способ самовыражения, свободного движения и физического раскрепощения. Причем мода на парные танцы постепенно утрачивает лидерство на танцполе. На протяжении долгих лет в танцевальной культуре ночных клубов акцент делался на мужественности танца: мужские танцевальные стили характеризуются подчеркнутой агрессией (слэм-данс панков) или конкуренцией (северный соул, диско и брейк).
Динамика танцевального поведения в клубе, как правило, претерпевает несколько этапов.
Первый этап - это предтанцевальная стадия, когда посетители начинают адаптироваться к клубу, собираются на периферии пространства (у баров или по краю танцпо-ла), разглядывают и оценивают пришедших, приглядываются; второй этап - стадия, когда танцпол постепенно заполняется, особенно заметно это, когда диджей ставит популярную мелодию и танцевать выходит наиболее активная компания; третий этап - своего рода разминка, когда танцующие буквально погружаются в танцевальную атмосферу; четвертый этап характеризуется максимальным количеством участников на танцполе; наконец, пятый этап - время, когда толпа танцующих начинает редеть, остаются самые стойкие, которые протанцуют до утра, пока в клубе не включат яркий свет.
Музыкальные клубы популярны среди утонченных меломанов самого разного возраста. В них звучит «живая» музыка, а также записи в исполнении известных композиторов, бардов, музыкантов-инструменталистов и певцов. Репертуар музыкальных ночных клубов крайне разнообразен, распространены рок-клубы, рэп-клубы, джаз-клубы, поп-клубы, клубы ретро и клубы классической музыки. В каждом из таких музыкальных клубов - особая художественная атмосфера, которой соответствуют дресс-код и поведение посетителей. Клубная музыка с громыхающим басом и быстрыми бодрящими ударами драм-машины отличается специфичным энергичным танцевальным стилем, постоянно подзаряжающим акустически и стимулирующим агрессивные проявления в поведении посетителя. Как альтернатива сердечному ритму, бас «заводит» и «заряжает» все клубное пространство. Исследователи отмечают, что постепенно ритмы клубной музыки стали быстрее, резко увеличилась эмоциональная насыщенность музыки. По мере ускорения ритмов изменился характер танца: исполнители углубляются в собственные переживания, контакты партнеров становятся все более опосредованными. Коллективное восприятие музыки кардинально усиливает ее воздействие и изменяет сам характер общения людей на танцполе [5].
Элитные клубы - место отдыха людей с высоким достатком и положением в обществе (селебритис), в них крайне жесткие фейс-контроль и требования дресс-кода. Деловые люди используют элитные клубы не только для отдыха, но и для деловых переговоров и подписания контрактов в неофициальной обстановке или в специально предусмотренных для этого клубных VIP-залах.
В элитных клубах высшем уровнем качества отличаются сервис, интерьер, развлечения (шоу, боулинг, бильярд и т. п.) [6, с. 2].
Кофейные клубы - это своего рода работающие круглосуточно кофейни, там не предлагают никаких других напитков, кроме кофе, с самым разнообразным ассортиментом сортов и вкусов. Кофейные клубы адресованы поклонникам этого напитка, их завсегдатаи хорошо знают друг друга, приходят ради общения с кругом сходных по интересам лиц. В клубе «царит» культ кофеманов, искусства приготовления и употребления кофе. Широко распространенной является традиция общения посредством доски объявлений, где посетители оставляют свои отзывы о работе клуба, пишут послания друзьям, сообщают номер своего телефона. Во многих кофейных клубах существуют специальные комнаты для отдыха.
Тем самым клаббинг предполагает разнообразие клубных стилей, в нем представлены: транс и хип-хоп клубы, маскарады и вечеринки фетишистов, гей-клубы и клубы трансвеститов, клубы в азиатском стиле, техно-вечеринки, хаус-клубы, драм-н-бейс арены, вечеринки в стиле соул или фанк, общедоступные тусовки.
Для клабберов наиболее привлекательными и популярными становятся концептуальные ночные клубы, а также популярные тематические клубные вечеринки, обеспечивающие выявление способностей и актуализацию творческого потенциала личности [7].
Вечеринка - это основная форма клаб-бинга, социальной основой которой являются спокойная, теплая, свободная дружелюбная и вежливая атмосфера, ослабление социальных ограничений, однако, каждый участник должен «играть по правилам», активно взаимодействовать с окружающими, сохраняя при этом определенную эмоциональную и социальную дистанцию.
Для клубной вечеринки также характерен определенный сценарий общения: доминирует спокойный тип коммуникации со старыми и потенциальными новыми друзьями. Клабберы ощущают себя намного увереннее в групповом взаимодействии - непринужденно разговаривают, танцуют с незнакомцами, завязывают новые знакомства на танц-поле и в кулуарах.
Наиболее востребованными являются следующие тематические мероприятия: пати (вечеринка, тусовка, обычная дискотека), мегапати (выступление именитых диджеев), тематические вечеринки (День всех влюбленных, Halloween Party (костюмированная вечеринка в ночь с 31 октября на 1 ноября, где основными действующими лицами являются ведьмы и призраки); Military Party (военная костюмированная вечеринка, посвященная праздникам 23 февраля и 9 мая); New Year Party (новогодняя вечеринка); Fashion Party (вечеринка, посвященная моде), White Party (вечеринка в белом), Flower Party (цветочная вечеринка, посвященная флористике), Beach Party (пляжная вечеринка), Гавайская вечеринка (программа для посетителей в одежде пестрых расцветок с бусами из живых цветов), Пижамная вечеринка (программа для посетителей в одежде для сна), а также Пенные вечеринки, Дни мороженого, «Приват пати» (частная вечеринка для ограниченного круга людей по особому приглашению), Опэн эйр (вечеринка на открытом воздухе), КаZантип (ежегодное, летнее место сбора клабберов страны на юге России) и др. ). Популярными в клубах становятся так называемые «тихие дискотеки», при входе на которые каждому посетителю выдаются наушники, поддерживающие технологию Bluetooth: транслируемую всем на наушники музыку слышно только в наушниках, она никому не мешает.
Коммуникации клаббера часто перерастают в длительные дружеские отношения, общение в социальной сети, создание виртуальных досуговых общностей.
Клабберу очень важно завоевать репутацию талантливого тусовщика: если организаторы расценивают клаббера как активного, креативного, способного на многое, - его начинают признавать и специально приглашать на вечеринки.
В качестве важнейшего достоинства клаббинга рассматривается возможность оставаться самим собой, поскольку атмосфера клуба - в высшей степени креативная, клаб-бинг является не только сферой потребления, но и созидания, в нем крайне значимы аспекты самовыражения и реализации творческого потенциала. Однако свобода самовыражения клабберов ограничивается правилами того конкретного клуба, в котором они находятся. Для посетителей клуба характерен некоторый снобизм, подчеркивающий определенную дистанцию и различия между ними, вместе с тем неотъемлемая характеристика клубной культуры - терпимость и повышенная толерантность. В клубах отсутствует насилие, что позволяет клубным тусовщикам освободиться от ограничений, дать волю своим чувствами и полностью раскрыть себя. Ночные клубы действительно недостаточно демократичны и общедоступны, их неотъемлемой частью является фейс-контроль, многие клубы проводят довольно жесткую ценовую политику. Основной задачей фейс-контроля является выявление и отсеивание несовершеннолетних, подозрительных, неподобающе одетых и находящихся в состоянии алкогольного опьянения посетителей. Работник клуба должен проводить процедуру осмотра быстро и аккуратно, особенно в отношении девушек.
По правилам большинства ночных клубов существуют льготы по оплате входа в них в определенных ситуациях или в определенные дни. Например, бесплатным может быть вход по будням только до 23.00, или 25 января исключительно для студентов. Некоторые ночные клубы предоставляют возможность бесплатного входа для девушек (мужчины в присутствии девушек тратят намного больше денег на напитки и закуски). Бесплатный вход в клуб может быть обеспечен наличием флаера, который позволяет разовое или многократное бесплатное посещение ночного клуба или предоставляет существенную скидку в оплате входа [8].
Важным компонентом эстетики клаб-бинга является одежда посетителей, отделяющая их от повседневного мира, инициирующая и создающая разнообразие, пестроту, зрелищность. Клабберы с удовольствием экспериментируют с разными нарядами,
образами, имиджем и стилем, преодолевая собственные ограничения, комплексы, чувство дискомфорта. Многие наряды самостоятельно изготавливаются участниками тусовки. В клубах с дресс-кодом и в фетиш-клубах имеются специальные раздевалки для посетителей, чтобы те могли сохранить относительную анонимность до прибытия, а затем перевоплотиться в свои клубные образы (среди наиболее эпатажных костюмов - образы танцовщиц, карнавальных королев, резиновых медсестер, клоунов, епископов, ковбоев, разбойников, шаманов, чертей, ангелов, ретро-кинозвезд). От клаббера часто требуется соответствие клубному дресс-коду (своду правил, касающихся одежды посетителей): не соответствующий клубному дресс-коду человек не пройдет фейс-контроль [9].
Смысл клубной жизни связан с интеграцией общения и творчества. В клубах люди испытывают интенсивное чувство эмоционального отрыва, всеобъемлющего счастья. Они становятся более экспрессивными, общаются с повышенным энтузиазмом, обмениваются эмоциями в атмосфере праздника. Подобный эмоциональный отрыв позволяет почувствовать себя уверенно, отбросить условности, слиться с толпой и наслаждаться этим, получая удовольствие. В клубах бессмысленно быть хмурым неудачником, напротив, следует быть счастливым и экспрессивно выражать свое счастье. Особые элементы клаббин-га - обмен улыбками и взглядами. Клубный взгляд должен объединять людей, он демонстрирует уверенность в себе, а также непосредственную оценку проводимого мероприятия (адекватно ли одет сам клаббер, нравится ли ему публика и чего следует ожидать).
Клаббингу свойственна атмосфера приключения и авантюризма, позволяющая посетителям выходить за пределы принятых в обществе ограничений повседневности. Клаббинг изменяет язык, создает новые метафоры и выражения, связанные с уходом от обыденности: люди говорят о свободе, освобождении, непринужденности, бесшабашности, безумии, безудержных развлечениях, что выражается в таких сленговых выражениях, как «улететь», «обдолбанный», «торк-нутый», характеризующих состояния раскованности и преодоления ограничений.
Критики клаббинга часто позиционируют его как во многом примитивный, телес-
ный отдых, танцевальное взаимодействие, способствующее релаксации, воссозданию психических и физических сил. Нередко слышатся высказывания, что клаббинг - опасен, чрезмерно аморален и беспорядочен, асоциален, поскольку разрушает рамки «допустимого». Ощущение свободы, присущее клубному пространству, позволяет людям делать все, что им вздумается, если это не причиняет вреда остальным [10]. Действительно, в клаббинге есть немало социально-опасных аспектов: с одной стороны, ночные клубы отражают досуговые интересы и потребности молодежи, способствуют ее творческой самореализации, с другой стороны, именно в клубах локализуются негативные тенденции молодежной среды, связанные с утратой духовных ценностей, распространением алкоголизма и наркомании. К сожалению, приходится признать, что клаббинг неразрывно связан с употреблением клубных наркотиков (алкоголь, экстази, марихуана), посредством которых возникает обманчивое ощущение веселья, волны энергии, добавляющей сил, помогающей преодолеть смущение и страх, клаббер чувствует себя уверенным, энергичным, значимым, заметным и спокойным. Музыка воздействует на танец, наркотики влияют на музыку, а танец изменяет восприятие наркотиков и музыки. Среда клубного досуга «расцвечивается» спектром потенциальных возможностей, причем цвета становятся особенно насыщенными, вокруг все кажется более пышным, живым и просветленным, речь становится яркой, в мозгу непрерывно генерируются идеи.
Непреложным аспектом клаббинга также является сфера секса, которая заполняет и эротизирует среду клуба. Она представляет собой своего рода открытую и веселую игру взрослых людей, неотъемлемую часть клубного веселья. Клубным тусовщикам важно, чтобы окружающие оценили их сексапиль-ность. Именно поэтому многие ночные клубы устанавливают возрастные рамки для посетителей (не менее 21 года) [11].
Тем не менее, проблема преодоления асоциальных и антисоциальных проявлений в клубной среде продолжает быть актуальной не только для правоохранительных органов, но и для структур, связанных с социальной защитой и работой с молодежью.
Таким образом, современная культура клаббинга может быть позиционирована как особая субъектная культура, интегрирующая в досуговые общности любителей клубной музыки и клубного танца. Такая субкультура характеризуется особыми эстетическими и этическими ценностными установками ее носителей, особой манерой поведения и взаимодействия, специфическим сленгом и манерой одеваться, особыми рекреационными потребностями. Специфика этой субъектной культуры диктует необходимость соответствующих подходов со стороны специалистов социально-культурной деятельности, организаторов работы с молодежью.
Список литературы
1. Туев В.В. Феномен клуба: Историко-педагогический анализ: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998. 547 с.
2. Либерова М.С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. М., 2009. 225 с.
3. Абдрехимова А. Петербургские Ди-джей-бары как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2007. Т. 10. Спецвыпуск. С. 114-121.
4. Иванов В.Н., Сергеев В.К. Клуб - вчера, сегодня и завтра (человек как субъект и объект культуры). М., 2003.
5. Гольденцвайг Г.Д. Клуб, которого не было: хроники арт-директора. М.: Захаров, 2009. 238 с.
6. Лешукова П.И. Клубы элит в российском регионе: теоретико-методологический аспект // СОЦИС. 2009. № 9.
7. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба, 1917-1941. М.: Жираф, 2000. 159 с.
8. Адаховская Е.А. Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2008. 177 с.
9. Джексон Ф. Клубная культура. Екатеринбург: Изд-во «У-Фактория», 2005. 324 с.
10. Шугальский С.С. Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса как социокультурная реальность: дис. ... канд. филос. наук. М., 2013. 176 с.
11. Рыбакова Н.В. Досуг молодежи в культурном пространстве города: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2008. 24 с.
References
1. Tuev V.V. Fenomen kluba: Istoriko-pedago-gicheskiy analiz [Club phenomena: Historical and pedagogical analysis]. Dissertatsiya ... dok-
tora sotsiologicheskikh nauk. Moscow, 1998. 547 p. (In Russian).
2. Liberova M.S. Izmenenie form dosuga molodezhi rossiyskoy provintsii: sotsi-ologicheskiy analiz [Changing forms of leisure time for youth people in Russian province: sociological analysis]. Dissertatsiya ... kandidata sotsiologicheskikh nauk. Moscow, 2009. 225 p. (In Russian).
3. Abdrekhimova A. Peterburgskie Didzhey-bary kak ob"ekt sotsiologicheskogo analiza [DJ-bars in Petersburg as object of sociological analysis]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii -The Journal of Sociology and Social Anthropology, 2007, vol. 10, pp. 114-121. (In Russian).
4. Ivanov V.N., Sergeev V.K. Klub - vchera, se-godnya i zavtra (chelovek kak sub"ekt i ob"ekt kul'tury) [Club - yesterday, today and tomorrow (human as a subject and object of culture)]. Moscow, 2003. (In Russian).
5. Gol'dentsvayg G.D. Klub, kotorogo ne bylo: khroniki art-direktora [Club, that didn't exist: art-director chronicles]. Moscow, Zakharov Publ., 2009. 238 p. (In Russian).
6. Leshukova P.I. Kluby elit v rossiyskom regione: teoretiko-metodologicheskiy aspect [Elite clubs in Russian regions: theoretical-methodological aspect]. SOTSIS - Sociological Studies, 2009, no. 9. (In Russian).
7. Khazanova V.E. Klubnaya zhizn' i arkhitektura kluba, 1917-1941 [Club life and architecture, 1917-1941]. Moscow, Zhiraf Publ., 2000. 159 p. (In Russian).
8. Adakhovskaya E.A. Nochnye kluby kak forma organizovannogo dosuga: sotsiologicheskiy analiz [Night clubs as form of organised leisure time: sociological analysis]. Dissertatsiya ... kandidata sotsiologicheskikh nauk. Ekaterinburg, 2008. 177 p. (In Russian).
9. Dzhekson F. Klubnaya kul'tura [Club culture]. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2005. 324 p. (In Russian).
10. Shugal'skiy S.S. Sotsial'nye praktiki molodezhi v sfere razvlecheniy megapolisa kak sotsiokul'tur-naya real'nost' [Social practice of youth people in the sphere of metropolis entertainment as social cultural reality]. Dissertatsiya ... kandidata filosofskikh nauk. Moscow, 2013. 176 p. (In Russian).
11. Rybakova N.V. Dosug molodezhi v kul'turnom prostranstve goroda [Leisure time for youth people in cultural space of city]. Avtoreferat dis-sertatsii ... kandidata filosofskikh nauk. Saratov, 2008. 24 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 26.06.2016 г. Received 26 June 2016
UDC 379.828/793
THE ESSENCE AND SPECIFICS OF THE CLUBBING PHENOMENON IN THE MODERN LEISURE CULTURE
Marina Igorevna DOLZHENKOVA
Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Cultural Studies and Social-Cultural Projects Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: dolgenkovam@mail.ru
The relevance is caused by the requirement of generalization and justification of experience and the perspective directions of the "clubbing" phenomenon, and modern night clubs functioning. Social, pedagogical and culturological aspects of the socio-cultural processes, which are connected with club culture are discovered. The essence of a clubbing is considered as a special type of subjective culture. Definitions of the concepts "clubbing" and "clubbers" are presented, the structural and substantial components of a clubbing are given and specific features of club life, club music and club dancing cultures are identified. The typology of modern clubs and also holding the club parties is given. "Pop", "status" and "underground" clubs are characterized and allocated. The features of dancing, musical, elite, coffee and conceptual night clubs, social and psychological features of the club "atmosphere" and communicative processes in the club environment are revealed. Some features of the club etiquette and the club rules, related with the face control, the dress code and behaviour rules are presented. The most demanded parties of night clubs are characterized: party, theme party Military Party, New Year Party; Fashion Party, White Party, Flower Party, Beach Party, Hawaiian party, Pajama party, "Private Party", Open Air Party and others.
Key words: club culture; subject culture; night club; clubbing; clubbers; structure and actions of night club; club music; club dances
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-82-88
Информация для цитирования:
Долженкова М.И. Сущность и специфика феномена клаббинга в современной досуговой культуре // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 11 (163). С. 82-88. DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-11(163)-82-88.
Dolzhenkova M.I. Sushchnost' i spetsifika fenomena klabbinga v sovremennoy dosugovoy kul'ture [The essence and specifics of the phenomenon of clubbing in the modern leisure culture]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumani-tarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 11 (163), pp. 82-88. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-82-88. (In Russian).