ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОСЕЩЕНИЕ НОЧНЫХ КЛУБОВ КАК ФОРМЫ ДОСУГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Работа представлена кафедрой теории и истории социологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Научный руководитель доктор философских наук, профессор Е. В. Грунт
В статье рассматриваются основные тенденции развития клубов как специфических форм организации досуга и анализируются место н роль ночных клубов в системе досуга. Анализ состояния ночных клубов и факторов, влияющих на их посещение, производился на основе эмпирического исследования, проведенного в феврале 2006 г.
The article is devoted to the basic tendencies of clubs' development. The author considers a club as a specific form of leisure organisation. The condition of night clubs and factors determining club visiting arc analysed on the basis of an empiric study carried out in February 2006.
Конец XX в. был ознаменован для России сменой политического режима, что повлекло за собой и коренное изменение уклада жизни населения. Появление новых профессий с различным видами регламентации бюджета рабочего времени привело к переосмыслению понятий «рабочее время», «свободное время» и «досуг». Появилось большое количество форм организации досуга. Поэтому мы считаем необходимым рассмотрение понятия «досуг», а также выделение клуба как специфической формы досуговой деятельности. Для четкого выделения досуга в общей структуре свободного времени, на наш
взгляд, необходимо отметить его специфические признаки:
1. Досуг выражается прежде всего в деятельности, которая определяется внутренней личной необходимостью, т. е. системой ценностных ориентации, потребностей и интересов с учетом социальных и культурных условий.
2. Существенным признаком досуга является его обособление от времени, связанного с выполнением функциональных задач по месту основной работы. Данный признак вьщеляет досуг в самоценный временной интервал, который может включать в себя и часть рабочего времени, посвящен-
ного личным потребностям сотрудника (например, сейчас нередко говорят о существовании рабочего досуга, особенно у не так давно появившихся в России новых профессиональных категорий, таких как менеджеры, криэйторы и т. д. Эти специалисты, находясь на рабочем месте, могут планировать свое рабочее время, оставляя его часть для занятия собственными делами - интернет-общение, поиск интересующей информации и т. д., не относящейся к профессиональной деятельности).
3. Мы согласны с мнением Ю Н . Круглова о том, что специфическим признаком досуговой деятельности в свободное время является взаимозаменяемость занятий, т. е. свободы их выбора. Однако мы понимаем, что свобода выбора всегда ограничена действием объективных и субъективных факторов. Поэтому свободная деятельность и необходимость являются сторонами диалектического процесса и сосуществуют в
1
досуге .
4. Досуг выполняет ряд функций: гедонистическую, компенсаторную, релаксации, аксиологическую, коммуникативную, самореализации и саморазвития личности.
Рассматривая понятие «досуг» применительно к современному обществу, мы приходим к выводу, что нельзя говорить о наличии сферы действительно свободного времени в современном обществе, так как отсутствует основная его характеристика -свобода видов досуговой деятельности: изначально внешние условия предопределяют весь набор возможных вариантов, среди которых уже предлагается сделать выбор самому индивиду. Таким образом, можно говорить лишь о наличии свободы выбора из предлагаемых на данный момент видов деятельности.
Одним из видов организованного досуга являются клубы. Клубная деятельность появилась достаточно давно, однако собственно социологических определений клуба мало, это связано главным образом с тем, что большинство исследований носят при-
кладной характер и изучают лишь эффективность отдельных организаций, которые называются клубами. В Советском Союзе определить клуб было несколько проще, чем сейчас, поскольку клубы организовывались государством и они были не настолько разнообразными. В настоящее время дифференциация в клубной инфраструктуре привела к неизбежной необходимости выделения клубной формы организации досуга из множества других форм.
Исследования советского периода (Н. Г. Михайлова, В. Ф. Чесвокова, В. Николаев, О. Ромах,Э. М. Сидорова, Л. Ф. Чер-кашенинов, М. Р. Савченко и др.) показывают разносторонность подходов к изучению клубной деятельности, но не рассматривают клубную деятельность как комплексный феномен и не дают четкого определения клуба как формы досуговой деятельности. В период постсоветской России исследования клубной деятельности стали достаточно редки. Это связано с тем, что:
• снижается роль государственных досуговых учреждений в жизни общества;
• наблюдается низкая техническая и материальная оснащенность государственных клубов и дворцов культуры (кот'орая практически не изменилась со времен распада СССР);
• появляется большое количество частных разнородных клубов, которые проводят собственные исследования, носящие маркетинговый характер, что не всегда является доступным для исследователя.
Несмотря на выраженные социокультурные и исторически-временные особенности клубов, существуют некие постоянные характеристики, которые позволяют дать определение клуба и рассмотреть его особенности.
Под клубом мы понимаем форму организованного досуга, созданного для проведения в нем свободного времени добровольно объединяющихся, взаимодействующих субъектов, близких по своим потребностям и интересам.
К формальным (внешним) признакам клубов следует отнести: регистрацию клубов в официальных структурах, обязанность входящих в клуб вносить регулярные членские взносы, аренду помещений клубами, наличие собственного устава, избрание руководства клуба, организацию при клубах читален, помещений для шры в бильярд, карты, вышивания и т. д. К внутренним признакам, составляющим сущностные характеристики клуба, относятся: наличие субъектов, входящих в сообщество, коммуникация, взаимодействие между этими субъектами, наличие частных интересов субъектов, локализованное социокультурное пространство.
Сама клубная инфраструктура сильно различается, таким образом, мы классифицируем клубы по различным основаниям, разделяем клубы на систему соподчиненных элементов.
Классифицировать клубы можно по следующим основаниям:
• область интересов, служащая причиной объединения (научные, художественные, спортивно-туристические и т. д.);
• характер деятельности: активные, пассивные;
• степень удовлетворенности интересов: полностью соответствующие интересам и потребностям, частично соответствующие и не соответствующие интересам и потребностям;
• социально-демографические характеристики членов клуба: возрастные, по уровню благосостояния, уровню образования, полу, национальному признаку;
• частота и обязательность посещения клуба его членами (регулярно, часто, нечасто, виртуально посещаемые);
• форма собственности: государственная, муниципальная, частная;
• юридическая регистрация: легализованные, нелегализованные клубы;
• внутренняя иерархия: четко выраженная, не четко выраженная, формальная, неформальная;
• по размеру клубы бывают: малые, большие;
• по характеру взаимодействия между членами: первичные, вторичные;
Организовывать клубы может государство, органы местного самоуправления либо физические или юридические лица.
При этом необходимо учитывать характер организации: на бюджетной основе; на взносах членов клуба (взносы бывают единовременными и постоянными).В клубах может существовать жесткая иерархия, когда формальные члены обладают официальным статусом, благодаря которому положение членов и их поведение регламентируется нормативными документами. Эти клубы всегда создаются для выполнения какой-либо цели, которая обычно предполагает руководителя (основателя) клуба.
В клубах с жесткой иерархией всегда существует система регламентации участников клуба, а также система субординации.
Для данного вида клубов характерно:
• достаточно жесткая система разделения функций;
• закрепление места, роли и социальной позиции индивида в данном клубе.
Все это необходимо для того, чтобы участники клуба могли наилучшим образом достигать той или иной цели, ради которой создавался клуб.
Клубы с нечетко выраженной иерархией представляют собой противоположность клубам с жестко выраженной иерархией. Такие клубы, как правило, создаются без какой-либо определенной цели и носят развлекательный характер. В таких клубах нечетко выражены внутренние плавила поведения. Социальный контроль в ' таких клубах осуществляется через неформальные нормы, традиции и обычаи.
По количеству членов клубы могут быть большими и малыми. В малых клубах члены находятся в устойчивом непосредственном тесном взаимодействии друг с другом. Численность членов такого клуба не превосходит 100 человек.
В больших клубах социальное взаимодействие между его членами практически отсутствует, затруднена самоидентификация индивида как члена данной группы. Клубы часто имеют филиалы, таким образом, оказываются разделенными в социокультурном пространстве и времени.
Характер социального взаимодействия членов клуба может быть первичным, когда осуществляется социализация индивида, воздействие носит безличностный характер, а члены выполняют какие-либо функции, и вторичным, когда в клубе происходит освоение норм и ценностей. Такие клубы характеризуются высоким уровнем сплоченности и при взаимодействии членов клуба более важны личностные факторы, а не функциональные.
Мы не станем рассматривать все типы клубов, остановимся подробнее па той его разновидности, где нечетко выражена иерархия членов, опосредовано взаимодействие членов клуба. Такие клубы могут быть как официальными, так и неофициальными, могут организовываться на основе музыкальных предпочтений и интересов. Разновидностью таких клубов является ночной клуб.
Ночные клубы достаточно новое явление для российской действительности. Они появились около 12 лет назад и прочно заняли свое место в структуре досуговых организаций.
Рамки статьи не позволяют ' в полной мере рассмотреть специфику ночных клубов, поэтому мы решили остановиться на анализе ведущих факторов.
Проведенное нами социологическое исследование в феврале 2006 г. (исследование проводилось методом опроса, в выборочную совокупность вошло 200 посетителей ночных клубов, помимо этого, данные были дополнены 13 глубинными интервью с организаторами ночных клубов и 12 эссе с постоянными посетителями ночных клубов старше 25 лет) позволило выделить следующие группы факторов.
Одной из основных групп факторов, влияющих на посещение ночных клубов, является социально-демографические. Кажется естественным, что люди в возрасте старше 60 лет редко являются посетителями ночных заведений, как, впрочем, и люди, которые не могут себе этого позволить ввиду своего материального положения. Мы обратимся к характеристикам, которые во многом детерминируют посещение клубов.
Исследование показало, что в ночные клубы ходят как женщины, гак и мужчины. Однако периоды наиболее активного посещения ночных клубов у них приходятся на разные возрастные интервалы. Так, девушки, которым еще нет 18 лет, встречаются в ночном клубе в 2 раза чаще, чем молодые люди этого же возраста. В возрасте от 19 до 23 лет активность обоих полов по посещению клубов становится примерно одинаковой, зато период от 23 до 25 характеризуется в 3 раза большим преобладанием мужчин по сравнению с женщинами. В период 25-29 лет мужчины встречаются в клубе в 4,5 раза чаще по сравнению с женщинами.
Среди опрошенных оказалось 88% студенческой молодежи, 69,5% опрошенных в настоящее время являются студентами 3-4-х курсов вузов, 15,5% - 1-2-х курсов, 3% -
техникумов. Среди студенческой молодежи, посещающей ночные клубы, наиболее часто встречаются гуманитарии (31,6%), художники-архитекторы (21,8%) и представители технических специальностей (21,2%), реже встречаются экономисты и изучающие социальные дисциплины, а совсем редко медики и представители естественных наук. Но несмотря па то что большинство опрошенных оказались студентами, 40% респондентов уже имеют самостоятельный заработок или приработок. Также в ходе исследования была зафиксирована тенденция к «старению» посетителей ночных клубов. То есть нельзя сказать, что посетителями ночных клубов является только молодежь, существуют клубы, посещаемые в большей
степени представителями старшего поколения. Даже в молодежных клубах всегда можно встретить людей старше 35 лет. Соответственно, данная категория посетителей уже имеет постоянный заработок, как правило, самостоятельно ведет домохозяйство и, безусловно, реже, чем молодежь, но все-таки достаточно регулярно посещает ночные клубы.
Исследование показало, что материальный фактор (совокупный доход на члена семьи) не определяет частоту посещения ночных клубов. Ночные клубы посещают как члены, имеющие низкий и средний уровень дохода, так и высокий.
Фактор наличия семьи оказался существенным для посещения клубов. Среди посетителей ночных клубов, конечно, чаще встречаются неженатые /незамужние респонденты (76,3%), а люди, состоящие в зарегистрированном браке, посещают ночные клубы гораздо реже.
Ведущим фактором, влияющим как на посещение клубов, так и на информированность клабберов, является референтная 1руппа клуба. Внутриклубная референтная группа становится и основным источником информации о ночных клубах (88,4% ответивших получают информацию о клубах от друзей и знакомых и 56,8% ответивших считают этот источник наиболее удобным и достоверным). Исследование выявило новую тенденцию использования Интернета как наиболее удобного источника информации о ночных клубах. Безусловно, это связано с развитием сети и компьютеризацией жизни. Это говорит о том, что переход клаббинга из субкультурности в досуговость во многом связан с обезличиванием, виртуализацией отдельного индивида (тенденция, характерная для информационного общества в целом). Но тем не менее внутриклубное общение продолжает существовать. В соответствии с наличием референтной группы можно обозначить наиболее «тусовочные» клубы Екатеринбурга: «Посторонпим-В», «Снег», «Сети» и
т. д., клубы, где наиболее сильное социальное взаимодействие происходит внутри референтной группы.
Важным фактором, влияющим на посещение ночных клубов, являются ценностные ориентации их членов. Ценностные ориентации клабберов во многом определяют посещение, а также мотивацию на дальнейшее посещение ночных клубов.
Рассматривая ценностные ориентации посетителей ночных клубов, можно сказать, что на первом месте для посетителей ночных клубов стоит семья, на втором здоровье и образование, на третьем любовь и карьера, на четвертом - общение с друзьями, на пятом - отдых и развлечения, на шестом - социальный статус.
Эта шкала ценностей вступает в противоречие с частотой посещения клубов. Так, кажется странной значимость здоровья и образования у респондентов, посещающих ночные клубы не реже 2-3 раз в неделю. Это можно объяснить отчасти тем, что многие ответы были либо недостаточно искренни, либо сами опрошенные неадекватно оценивают соотношение между идеальным в их представлении и действительным. На самом деле сложно совмещать частое посещение ночных клубов с активностью во время учебных занятий и со здоровым образом жизни. Так, у многих клабберов (посещающих клубы не реже 2-3 раз в неделю) происходит смещение суточного распорядка, день становится для них временем сна. Поскольку при таком нарушении режима организм человека начинает быстро изнашиваться, многие частые посетители не выдерживают длительного и частого посещения ночных клубов, что опять же приводит к текучести клабберов, «тусовка» очень часто переживасг качественные изменения состава. Возвращаясь к ценностям посетителей клубов, можно сказать, что 37,7% ответивших отдают предпочтение посещению любимого клуба, а не подготовке к важному дневному занятию; 25,7% предпочитают домашний отдых, подготовку к важному
дневному занятию; 24,6% склонны к проведению вечера с любимым человеком (включая посещение ночного клуба вместе с ним/ с ней). Причем к проведению вечера с семьей имеют склонность в основном представительницы женского пола. Многие же мужчины согласны пойти в ночной клуб и там познакомиться с другой девушкой. Именно посетите™ мужского пола более положительно относятся и к случайным половым связям, которые .могут являться результатом посещения клуба. 82,6% ответивших в данной ситуации, выбирая проведение досуга в клубе вместо подготовки к важ-
ным делам следующего дня, отдают предпочтение «клубной ночи», а с утра заняться делами; 17,4% - предпочитают вернуться пораньше из клуба домой, чтобы выспаться и подготовиться. Таким образом, большинство живут по перефразированной пословице «потехе - время, а делу - час».
Таким образом, можно сказать, что посещение ночных клубов детерминируется рядом факторов: социально-демографическими, наличием внутриклубной референтной группы и «атмосферы», наличием хобби и досуговых занятий помимо посещения ночных клубов, ценностными ориентациями.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 КруглоеЮ. Н. Особенности организованного досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: социологический анализ: Автореф. дис. на соис. учен, степени канд. социол. наук. Екатеринбург, 2004. С. 12-13.
2
Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учеб. пособие. М.: Изд-во Москов. госуд. ун-та культуры, 1995. С П .