СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
КЛАББИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА ЗАВИСИМОСТИ
А.Н. Грязное, И.М. Грязное, Э.Н. Гилемханова
В статье рассмотрен клаббинг как новая форма зависимости. Обоснована необходимость дальнейшего изучения социально-психологических особенностей клабберов и рассмотрения их как представителей специфической социальной группы.
Ключевые слова: аддикция, клаббер, клаббинг, клубная субкультура
The article describes clubbing as a new form of addiction. It is necessary to continue researches devoted to social and psychological peculiarities of clubbers as representatives of specific social group.
Key words: addiction, clubber, clubbing, club subculture
Проблема изучения аддикций, к сожалению, является одной из самых важных, острых и сложных социально-психологических проблем современной России. Анализ ситуации с заболеваемостью, рост уровня склонности к той или иной зависимости позволяет некоторым специалистам сделать вывод о том, что эпидемия ад-диктивного поведения идет по восходящей линии и достигла критического уровня [1, 3]. Вместе с тем на современной информационной стадии развития, общество и технологии достигли такого уровня, когда ряд ученых говорят об изменении социальных условий существования. Исследователи Н. Сандберг, А. Уаинбергер и Д. Тап-лин [11] прогнозируют дальнейшее
нарастание сложности существования как следствие увеличения доступа к информации и информационной перегрузки, «сдвиг убеждений» и упадок традиций. Трансформация самосознания сопровождается обесцениванием многих устоявшихся идентификационных категорий. Данное явление получило название кризис социальной идентичности [6, 10]. В молодежной среде кризис социальной идентичности приобретает особую, усугубленную выраженность, обусловленную двумя аспектами. Во-первых, психологическими особенностями самого студенческого возраста, его многогранностью и сложностью становления личностных черт [7]. Максимализм суждений; эгоцентризм;
критичность к мнению взрослых; стремление к утверждению своей независимости, оригинальности; повышенная внушаемость; конформизм по отношению к сверстникам; высокий уровень склонности к той или иной аддикции [2, 5]; пик интеллектуальных и познавательных возможностей; время принятия ответственных решений (выбор профессии, спутника жизни, становление мировоззрения). Во-вторых, высокими требованиями, предъявляемыми современной социальной действительностью к индивиду: пропаганда индивидуализации, повышенная информационная нагрузка, плюрализм мнений, экономический и духовный кризис, многообразие идеологических установок приводят к дезорганизации молодежи в выборе ценностей, целей, взглядов и отношений к окружающей действительности.
В результате, в последнее время мы наблюдаем расцвет различных формальных и неформальных молодежных объединений («фрики», «скинхеды», «Мы», «диггеры», «тол-кинисты», «ЭМО», «готы», др.) [8], каждое из которых предлагает собственные мировоззренческие установки и ценностно-мотивационные ориентиры. Появление данных молодежных объединений является закономерным явлением, отражающим изменение социально-экономического положения молодежи. В сложившемся многообразии молодежных субкультур малоизученным остается контингент молодежи, именуемой «клабберы».
Термин «клаббер» появился в 80-е годы в США по отношению к рейверам1. «Клаббер» происходит от английского слова «clubber»: club (клуб) + er (производный суффикс в английском языке, традиционно используемый при образовании профессий). В России понятие «клаббер» появилось недавно. В научном употреблении термин «клаббер» до настоящего момента выявлен не был.
Обосновать неизученность данной категории в России малочисленностью представителей клабберов нельзя. Нами проведено пилотажное исследование, показавшее, что среди студенчества 10% идентифицируют себя с клабберами и 4% хотели бы ими стать.
Оценивая распространенность данного явления, перед нами выстроилась амбивалентная картина. При том, что не менее 35% респондентов ни разу не слышали этого слова или не имеют представления о том, что оно означает, клубная индустрия и порождаемая ею клубная субкультура характеризуются положительной динамикой. Клаббинг становится важным звеном в инфраструктуре современной жизни. Оценивая представленность клабберов среди знакомых, лишь 10% опрошенных отмечают отсутствие таковых. На рисунке 1 представлен график, отражающий количество клабберов в кругу знакомых, исходя из которого, можно судить, о широкой распространенности данного явления в молодежной среде.
1 Рейверы - это молодые люди, которые любят тусовки и вечеринки, своеобразную музыку и яркую одежду.
Рис. 1. Представленность клабберов среди знакомых
Понятие «клаббер» может быть прояснено с помощью исследования его в понятийном плане. Если рассмотреть интерпретации понятия «клаббер» в молодежной среде, то преобладает формально количественный подход: 40 из 60 студентов связали понятие «клаббер» с частотой посещения клуба («Человек, который часто ходит в клубы», «Клубный человек, который постоянно посещает клубы») и 33 - с пристрастием к клубу («Человек, любящий клубную жизнь», «Человек, который любит тусовки, музыку и ночную жизнь»). Однако на специализированных сайтах клаббе-ров мы видим, что клаббер не только тот, кто часто ходит в клубы, но и носитель определенной субкультуры. Среди контекстного анализа сайтов клабберовмывыделилиследующиеха-рактерные высказывания: «Клаббер -это образ жизни», «Люди, которые живут клубной индустрией, признак элитарности рейв движения», «Клуб - второй дом», «Клаббер придерживается определенного стиля одежды, имеет сформированные музыкальные предпочтения, умеет хорошо двигать-
ся под музыку», «Образ и смысл жизни», «Клабберы ценят клуб за энергетику», «Считают себя клаббером не по каким-то нормам, понятиям или убеждениям, а по своему внутреннему состоянию...».
При описании понятия респонденты часто используют и терминологию данной субкультуры (слэнг) -«зависает», «тусит», «тусовщик», «клубник». Рассмотрим подробно некоторые определения, данные нашими респондентами, что нам дает возможность их далее рассматривать как специфическую социальную группу со своей специфической субкультурой.
Контент-анализ определений показывает, что одним из часто используемых конструктов является конструкт «жизнь» и его производные. Это указывает на задействование базовых ценностных и мотивационных структур личности клаббера. То есть клаббинг, как явление молодежной субкультуры, перестраивает иерархию ценностно-мотивационных диспозиций. Принципиальным, на наш взгляд, является рассмотрение клаб-
Человек, который знает и разбирается в клубной - музыке, ходит в ночные клубы носит брендовую у одежду
/ Человек, постоянно веселящийся в клубах,
/ раскрепощенно ведет себя в любой компании
Человек, живущий активной ночной жизнью
Клаббер - это
—Человек, который не представляет свою жизнь без \ клубной жизни
\ Человек, который вечно тусит в клубах, обожает
\ музыку, оценивается определенным образом
\ Человек, который тусит в клубе, это его смысл жизни
бинга как формы зависимости, наряду с общепризнанными зависимостями (алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, гэмблинг), в том числе социально одобряемыми поведенческими зависимостями: трудоголизм, спортивная аддикция, аддикция отношений, аддикция к трате денег, религиозная аддикция [4, 9, 12]. Клаббинг выражает зависимость от определенных условий существования, которые могут быть получены и реализованы в условиях клубной жизни. Однако до сих пор остаются неизученными личностные особенности клаббера, интерперсональные отношения клаб-беров в своей специфической социальной группе и взаимоотношения с социумом (окружением), ценностно-мотивационная сфера клаббера.
Из вышеизложенного мы предлагаем ввести в социальную психологию определения клаббинга, которые еще не стали конвенциальными, но
уже четко очерчивают границы существующей проблемы.
Клаббинг - это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации на «клубной жизни» с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Клаббинг - патологическая склонность к клубной жизни, которая заключается в частых повторных участиях в клубной жизни, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания в этих сферах.
Клаббинг как феномен молодежной культуры относится к социально одобряемым формам нехимических зависимостей и представляет собой разновидность ухода от реальности,
зависимость от клубной жизни, клубной культуры, клубного образа жизни.
Клаббинг - это сильное влечение, т.е. пристрастие субъекта к ведению праздного образа жизни (клубной жизни).
Без комплексного исследования клаббинга как феномена молодежной субкультуры невозможно содействовать успешной социально-психологической адаптации данного контингента к социуму, их профессиональному становлению, а также противостоять алкоголизации и наркотизации в молодежной среде. Исследования клаб-бинга с точки зрения социологии, психологии личности и социальной психологии позволяют подойти к созданию комплексных планов, интегрирующих личность клаббера в общество, налаживанию диалога на фоне все возрастающего отчуждения молодежи.
Выводы:
1. В современной науке изучению молодежных неформальных организаций отводится второстепенная роль, о чем свидетельствует малое количество научных публикаций, посвященных данной проблеме.
2. Целесообразно рассматривать клаббинг как новую форму социально-одобряемой зависимости.
3. Необходимо продолжить изучение клабберов в социально-психологическом контексте как специфическую социальную группу.
Литература:
1. Грязнов А.Н. Интерперсональные отношения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией/ А.Н. Грязнов, З.Р. Асы-лова// Казанский педагогический журнал. -2009. - №7-8. С. 96-103.
2. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А. Становление личности в профессиональном образовании: психолого-медицинский аспект// Казань: изд-во ИПиПО РАО, 2009. (выход 2-я половина 2009 г.) - 112 с.
3. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А. Детерминанты аддиктивного поведения молодежи. // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Принципы, технологии и диагностика качества воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования», Казань, 22 апреля 2009. / Под ред. Г.В. Му-хаметзяновой и др. - Казань: ИПП ПО РАО, 2009. - 7 с.
4. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //Аддиктоло-гия, №1. 2005
5. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. С. 8-15.
6. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. -Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004. - С.111-113.
7. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: "Смысл", 2002, с.166-216.
8. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000.
9. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. - 768с.
10. Самошкина И.С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии VIII Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов-2001"Ы;;р://со^2001.дет.ги/ samosh.html
11. Сандберг Н., Уайнбергер А., Тап-лин Дж. Клиническая психология. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2005. («Психологическая энциклопедия»).
12. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. -М..: Когито-Центр, 2006. - 367 с.