Научная статья на тему 'Клаббинг как новая форма зависимости'

Клаббинг как новая форма зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2186
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / КЛАББЕР / КЛАББИНГ / КЛУБНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ADDICTION / CLUBBER / CLUBBING / CLUB SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязнов Алексей Николаевич, Грязнов Игорь Михайлович, Гилемханова Эльвира Нурахматовна

В статье рассмотрен клаббинг как новая форма зависимости. Обоснована необходимость дальнейшего изучения социально-психологических особенностей клабберов и рассмотрения их как представителей специфической социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes clubbing as a new form of addiction. It is necessary to continue researches devoted to social and psychological peculiarities of clubbers as representatives of specific social group.

Текст научной работы на тему «Клаббинг как новая форма зависимости»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

КЛАББИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА ЗАВИСИМОСТИ

А.Н. Грязное, И.М. Грязное, Э.Н. Гилемханова

В статье рассмотрен клаббинг как новая форма зависимости. Обоснована необходимость дальнейшего изучения социально-психологических особенностей клабберов и рассмотрения их как представителей специфической социальной группы.

Ключевые слова: аддикция, клаббер, клаббинг, клубная субкультура

The article describes clubbing as a new form of addiction. It is necessary to continue researches devoted to social and psychological peculiarities of clubbers as representatives of specific social group.

Key words: addiction, clubber, clubbing, club subculture

Проблема изучения аддикций, к сожалению, является одной из самых важных, острых и сложных социально-психологических проблем современной России. Анализ ситуации с заболеваемостью, рост уровня склонности к той или иной зависимости позволяет некоторым специалистам сделать вывод о том, что эпидемия ад-диктивного поведения идет по восходящей линии и достигла критического уровня [1, 3]. Вместе с тем на современной информационной стадии развития, общество и технологии достигли такого уровня, когда ряд ученых говорят об изменении социальных условий существования. Исследователи Н. Сандберг, А. Уаинбергер и Д. Тап-лин [11] прогнозируют дальнейшее

нарастание сложности существования как следствие увеличения доступа к информации и информационной перегрузки, «сдвиг убеждений» и упадок традиций. Трансформация самосознания сопровождается обесцениванием многих устоявшихся идентификационных категорий. Данное явление получило название кризис социальной идентичности [6, 10]. В молодежной среде кризис социальной идентичности приобретает особую, усугубленную выраженность, обусловленную двумя аспектами. Во-первых, психологическими особенностями самого студенческого возраста, его многогранностью и сложностью становления личностных черт [7]. Максимализм суждений; эгоцентризм;

критичность к мнению взрослых; стремление к утверждению своей независимости, оригинальности; повышенная внушаемость; конформизм по отношению к сверстникам; высокий уровень склонности к той или иной аддикции [2, 5]; пик интеллектуальных и познавательных возможностей; время принятия ответственных решений (выбор профессии, спутника жизни, становление мировоззрения). Во-вторых, высокими требованиями, предъявляемыми современной социальной действительностью к индивиду: пропаганда индивидуализации, повышенная информационная нагрузка, плюрализм мнений, экономический и духовный кризис, многообразие идеологических установок приводят к дезорганизации молодежи в выборе ценностей, целей, взглядов и отношений к окружающей действительности.

В результате, в последнее время мы наблюдаем расцвет различных формальных и неформальных молодежных объединений («фрики», «скинхеды», «Мы», «диггеры», «тол-кинисты», «ЭМО», «готы», др.) [8], каждое из которых предлагает собственные мировоззренческие установки и ценностно-мотивационные ориентиры. Появление данных молодежных объединений является закономерным явлением, отражающим изменение социально-экономического положения молодежи. В сложившемся многообразии молодежных субкультур малоизученным остается контингент молодежи, именуемой «клабберы».

Термин «клаббер» появился в 80-е годы в США по отношению к рейверам1. «Клаббер» происходит от английского слова «clubber»: club (клуб) + er (производный суффикс в английском языке, традиционно используемый при образовании профессий). В России понятие «клаббер» появилось недавно. В научном употреблении термин «клаббер» до настоящего момента выявлен не был.

Обосновать неизученность данной категории в России малочисленностью представителей клабберов нельзя. Нами проведено пилотажное исследование, показавшее, что среди студенчества 10% идентифицируют себя с клабберами и 4% хотели бы ими стать.

Оценивая распространенность данного явления, перед нами выстроилась амбивалентная картина. При том, что не менее 35% респондентов ни разу не слышали этого слова или не имеют представления о том, что оно означает, клубная индустрия и порождаемая ею клубная субкультура характеризуются положительной динамикой. Клаббинг становится важным звеном в инфраструктуре современной жизни. Оценивая представленность клабберов среди знакомых, лишь 10% опрошенных отмечают отсутствие таковых. На рисунке 1 представлен график, отражающий количество клабберов в кругу знакомых, исходя из которого, можно судить, о широкой распространенности данного явления в молодежной среде.

1 Рейверы - это молодые люди, которые любят тусовки и вечеринки, своеобразную музыку и яркую одежду.

Рис. 1. Представленность клабберов среди знакомых

Понятие «клаббер» может быть прояснено с помощью исследования его в понятийном плане. Если рассмотреть интерпретации понятия «клаббер» в молодежной среде, то преобладает формально количественный подход: 40 из 60 студентов связали понятие «клаббер» с частотой посещения клуба («Человек, который часто ходит в клубы», «Клубный человек, который постоянно посещает клубы») и 33 - с пристрастием к клубу («Человек, любящий клубную жизнь», «Человек, который любит тусовки, музыку и ночную жизнь»). Однако на специализированных сайтах клаббе-ров мы видим, что клаббер не только тот, кто часто ходит в клубы, но и носитель определенной субкультуры. Среди контекстного анализа сайтов клабберовмывыделилиследующиеха-рактерные высказывания: «Клаббер -это образ жизни», «Люди, которые живут клубной индустрией, признак элитарности рейв движения», «Клуб - второй дом», «Клаббер придерживается определенного стиля одежды, имеет сформированные музыкальные предпочтения, умеет хорошо двигать-

ся под музыку», «Образ и смысл жизни», «Клабберы ценят клуб за энергетику», «Считают себя клаббером не по каким-то нормам, понятиям или убеждениям, а по своему внутреннему состоянию...».

При описании понятия респонденты часто используют и терминологию данной субкультуры (слэнг) -«зависает», «тусит», «тусовщик», «клубник». Рассмотрим подробно некоторые определения, данные нашими респондентами, что нам дает возможность их далее рассматривать как специфическую социальную группу со своей специфической субкультурой.

Контент-анализ определений показывает, что одним из часто используемых конструктов является конструкт «жизнь» и его производные. Это указывает на задействование базовых ценностных и мотивационных структур личности клаббера. То есть клаббинг, как явление молодежной субкультуры, перестраивает иерархию ценностно-мотивационных диспозиций. Принципиальным, на наш взгляд, является рассмотрение клаб-

Человек, который знает и разбирается в клубной - музыке, ходит в ночные клубы носит брендовую у одежду

/ Человек, постоянно веселящийся в клубах,

/ раскрепощенно ведет себя в любой компании

Человек, живущий активной ночной жизнью

Клаббер - это

—Человек, который не представляет свою жизнь без \ клубной жизни

\ Человек, который вечно тусит в клубах, обожает

\ музыку, оценивается определенным образом

\ Человек, который тусит в клубе, это его смысл жизни

бинга как формы зависимости, наряду с общепризнанными зависимостями (алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, гэмблинг), в том числе социально одобряемыми поведенческими зависимостями: трудоголизм, спортивная аддикция, аддикция отношений, аддикция к трате денег, религиозная аддикция [4, 9, 12]. Клаббинг выражает зависимость от определенных условий существования, которые могут быть получены и реализованы в условиях клубной жизни. Однако до сих пор остаются неизученными личностные особенности клаббера, интерперсональные отношения клаб-беров в своей специфической социальной группе и взаимоотношения с социумом (окружением), ценностно-мотивационная сфера клаббера.

Из вышеизложенного мы предлагаем ввести в социальную психологию определения клаббинга, которые еще не стали конвенциальными, но

уже четко очерчивают границы существующей проблемы.

Клаббинг - это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации на «клубной жизни» с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Клаббинг - патологическая склонность к клубной жизни, которая заключается в частых повторных участиях в клубной жизни, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания в этих сферах.

Клаббинг как феномен молодежной культуры относится к социально одобряемым формам нехимических зависимостей и представляет собой разновидность ухода от реальности,

зависимость от клубной жизни, клубной культуры, клубного образа жизни.

Клаббинг - это сильное влечение, т.е. пристрастие субъекта к ведению праздного образа жизни (клубной жизни).

Без комплексного исследования клаббинга как феномена молодежной субкультуры невозможно содействовать успешной социально-психологической адаптации данного контингента к социуму, их профессиональному становлению, а также противостоять алкоголизации и наркотизации в молодежной среде. Исследования клаб-бинга с точки зрения социологии, психологии личности и социальной психологии позволяют подойти к созданию комплексных планов, интегрирующих личность клаббера в общество, налаживанию диалога на фоне все возрастающего отчуждения молодежи.

Выводы:

1. В современной науке изучению молодежных неформальных организаций отводится второстепенная роль, о чем свидетельствует малое количество научных публикаций, посвященных данной проблеме.

2. Целесообразно рассматривать клаббинг как новую форму социально-одобряемой зависимости.

3. Необходимо продолжить изучение клабберов в социально-психологическом контексте как специфическую социальную группу.

Литература:

1. Грязнов А.Н. Интерперсональные отношения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией/ А.Н. Грязнов, З.Р. Асы-лова// Казанский педагогический журнал. -2009. - №7-8. С. 96-103.

2. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А. Становление личности в профессиональном образовании: психолого-медицинский аспект// Казань: изд-во ИПиПО РАО, 2009. (выход 2-я половина 2009 г.) - 112 с.

3. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А. Детерминанты аддиктивного поведения молодежи. // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Принципы, технологии и диагностика качества воспитательной деятельности в учреждениях профессионального образования», Казань, 22 апреля 2009. / Под ред. Г.В. Му-хаметзяновой и др. - Казань: ИПП ПО РАО, 2009. - 7 с.

4. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //Аддиктоло-гия, №1. 2005

5. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. С. 8-15.

6. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. -Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004. - С.111-113.

7. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: "Смысл", 2002, с.166-216.

8. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000.

9. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. - 768с.

10. Самошкина И.С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии VIII Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов-2001"Ы;;р://со^2001.дет.ги/ samosh.html

11. Сандберг Н., Уайнбергер А., Тап-лин Дж. Клиническая психология. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2005. («Психологическая энциклопедия»).

12. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. -М..: Когито-Центр, 2006. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.