важных преимуществ музыкально-исполнительской деятельности в том, что она дает возможность формировать музыкальное мышление учащегося в контексте реальных практических действий. Это обстоятельство должно в полной мере использоваться педагогом, у которого есть возможность создавать те или иные представления у ученика, формировать различные понятия на «живом», конкретном музыкальном материале, в непосредственной связи с практическими игровыми действиями. Сам факт исполнения музыки, интерпретации ее, создает оптимальные условия для развития всего комплекса специальных способностей, включая и те, которые прямо или косвенно связаны с музыкальным мышлением.
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. С. 198.
2. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента: Искусство фортепианного интонирования. М., 2005. С. 53.
3. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.; Л., 1964. С. 74-75.
4. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003. С. 90.
5. Теория и методика обучения игре на фортепиано / под ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. М., 2001. С. 141.
6. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., 1938. С. 38.
7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве ф-ной игры. М., 1961. С. 34.
Поступила в редакцию 4.09.2008 г.
Samokhvalova N.M. Optimization of students’ musical thinking forming in performance classes. The article inquires into the questions of theory and methodology of forming the basics of musical thinking of children and teenagers studying in piano classes of musical schools; genesis of the basic musical cognitive actions. The author develops a methodological complex oriented to increasing the efficiency of students’ musical thinking forming.
Key words: musical thinking, intonation, form, genre,
style.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА МУЗЕЯ И ШКОЛЫ
И.М. Вилкова
В статье рассматриваются основные подходы к формированию духовной культуры в условиях взаимодействия школы и музея. Анализируются программы социально-культурного партнерства музея и школы в различных регионах России.
Ключевые слова: музей, школа, духовная культура, социально-культурное партнерство.
Проблема духовного воспитания юных членов общества всегда актуальна и для школы, и для учреждений социально-культурной сферы.
Сегодня, в период изменения общественных структур, социально-экономических отношений, маргинализации общества, эта проблема приобретает особо актуальное значение. Когда процесс демократизации опережает регулирующую нормативную деятельность органов законодательной и исполнительной власти, подобный кризис тяжело понимается подрастающим поколением. Зачастую этот дефицит «компенсируется» не-
гативными явлениями со стороны различных официальных структур.
Досуг подрастающего поколения при низкой культуре его организации не только не приносит ожидаемого положительного результата, но даже оказывает отрицательное влияние. Досуг школьников отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имея возможность выбора занятий по душе, дети часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности на досуге, способствующих полноценному формированию личности. С другой стороны, стремясь к самостоятельности и оригинальности в выборе досуга, они тем не менее ограничены опре-
деленным кругом социальных ролей, статусом, позициями и диспозициями по сравнению со взрослыми членами общества. Не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, дети школьного возраста охотно перенимают от взрослых их модели проведения свободного времени, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического, психологического и культурного развития.
В настоящее время школа осталась главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, в значительной степени сдерживать асоциальное поведение. Но школа не способна постоянно проводить целенаправленную работу по организации свободного времени школьников, в связи с чем возникает потребность в организации досуга, во взаимодействии с различными ведомственными структурами и учреждениями культурно-досугового типа.
Совместная деятельность школы и культурно-досуговых учреждений, в частности музея, должна служить формированию гармоничной развитой личности, способствовать духовно-нравственному воспитанию и удовлетворению духовных запросов детей.
К сожалению, долгое время многие педагоги игнорировали потенциал музейной культуры, которая сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность исторического, адаптационного опыта поколений. Музеи образуют особую сферу культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы.
Музей представляет собой «целостную, искусственную (сконструированную), целенаправленную, адаптивную систему, зарождение которой обусловлено общественными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти» [1].
Сегодня музей - это не только научноисследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое, в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов. В
работе музеев органически сочетаются научные методы, средства художественного выражения, социокультурного воспитания, а музейные предметы выступают непосредственными источниками знаний об истории и культуре общества. При этом огромное значение оказывают музеи на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности. Таким образом, пространство музея в целом и музейная экспозиция в первую очередь способствуют расширению «границ» историко-культурного сознания человека, его нравственной памяти и эстетического вкуса, формируя, в конечном счете, социально-культурное содержание и потенциал личности.
Нельзя не согласиться с Б. Нильсоном и Б. Росеном, что специфика и социальнокультурная сущность музея заключается в том, что основу всей его деятельности составляют памятники материальной и духовной культуры, которые он выявляет, собирает, хранит, изучает и показывает. «Знание и опыт можно передавать по-разному, но ни одно учреждение не сравнится с музеями, обладающими уникальной возможностью воздействовать на все многообразие человеческих чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, даже вкус, ориентацию в пространстве. Музеи сочетают передачу знаний с эстетическим и эмоциональным воспитанием, они пробуждают в человеке творческое начало, и в этом нет им равных» [2].
Однако современный музей не может, да и не должен оставаться только хранилищем раритетов, ему необходимо органично вписаться в современную культуру и по возможности максимально использовать свои возможности историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания населения и, в первую очередь, подрастающих поколений.
В контексте исследования социальнокультурного партнерства музея и школы важно отметить, что с 80-х гг. прошлого века активизируется деятельность музеев по сотрудничеству с общеобразовательными школами. Создаются школьные музеи (боевой и трудовой славы, краеведческие музеи и т. д.). Именно в этот период повсеместно создаются
различные проекты и программы, направленные на взаимное сотрудничество музея и школы. Примером такого взаимного партнерства может служить музейно-образовательная программа «Образование культурой» для различных возрастных групп детей и юношества. Одна из подпрограмм «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии» была разработана для учащихся 10-11 классов (автор Л.В. Шилова) и включена в национально-региональный компонент историко-обществоведческого образования Республики Карелия [3].
В Карелии музейной педагогикой активно занимается Республиканский детский музейный центр (РДМЦ), образованный в 1993 г. при Государственном музее-заповеднике «Кижи». Создание Республиканского детского музейного центра нацелено на преодоление диспропорции между мощным образовательным потенциалом уникального историко-культурного и природного наследия Республики Карелия и низким уровнем его использования в системе образования. Неэффективность старых форм музейной работы с детьми привела к разработке новых форм взаимодействия музея и образовательных учреждений. РДМЦ ставит перед собой цель - «образование культурой» на основе приобщения детей и подростков к их историческим корням, к живому опыту народной культуры через погружение в определенную историко-культурную среду.
Начиная с 1993 г. на о. Кижи стала действовать Республиканская летняя музейноэтнографическая школа для детей из Петрозаводска и из других городов и районов Карелии. Каждое лето проводятся детские музейные праздники. С 2003 г. музей-заповедник «Кижи» и РДМЦ начали реализацию проекта «Летний университет на острове Кижи». Целью проекта было более активное использование потенциала историко-культурного и природного наследия о. Кижи в системе школьного и дополнительного образования [4].
Интересен опыт работы по социальнокультурному партнерству музея и школы в Белгородской области. Ряд школ тесно сотрудничают с учреждениями социума в рамках единого воспитательного пространства. Партнерами являются: Белгородский государственный университет, Центр дистанци-
онного образования «Эйдос», компания «Кирилл и Мефодий», Грайворонский краеведческий музей, детская библиотека, библиотека им. Пушкина, детская школа искусств, Центр творчества детей и подростков, Духовно-просветительский центр, Детский областной санаторий, Дворец культуры и спорта, Детская юношеская спортивная школа, Пограничная комендатура, военкомат. Но особую роль играют музеи. На их базе проводятся выставки и конкурсы, спортивные праздники, месячники, декады, встречи с писателями и интересными людьми и др. Изучение истории родного края в условиях работы поисковых групп, пополнение фондов музея новыми экспонатами, проведение экскурсий, оформление выставок, экспозиций краеведческого музея способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости за свой край.
Сегодня существуют различные современные программы, направленные на партнерство музея и школы. К их числу относятся музейно-экскурсионная программа «Предметный мир культуры» для начальной школы, разработанная в 1994 г. творческой группой «Музей и образование» (Н.Г. Макарова, Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич) вместе со специалистами московских музеев; в которой основное внимание уделяется формированию ценностного, эстетического отношения к культурному наследию, что особенно важно применительно к младшему школьнику.
Программа «Музей и культура», созданная по инициативе Е.Г. Вансловой, реализуется нами в прогимназии № 1768 г. Москвы, и ее основная цель - включение ребенка в мир культуры через музей, формирование человека с гуманистической системой ценностей.
Мы полностью согласны с мнением Г.П. Бутикова, что каждое музейное учреждение должно стать центром духовной жизни региона, институтом социально-культурной деятельности, опирающейся на сконцентрированные в нем ценности истории и культуры. Сегодня этому мешает недостаточная защищенность музеев со стороны государства и общества, присущая некоторым из них односторонняя ориентация на историю, научная неразработанность методологии и методики использования музейной экспозиции
как средства вовлечения разных групп населения в социально-культурную деятельность.
Ряд музеев ограничиваются в своей работе только культурно-просветительными акциями, не пытаясь в полной мере реализовать свой педагогический потенциал, вовлечь посетителей в различные формы социальнокультурного творчества и этим закрепить историко-культурную информацию, способствовать преобразованию исторических знаний в нравственную позицию, в нормы и принципы поведения. Немало музеев плохо учитывают специфику окружающей культурной среды, работают без взаимодействия с другими институтами социально-культурной деятельности. Это явно сужает их воспитательное воздействие, ибо нравственноэстетическая культура, историческое сознание и патриотические чувства успешно формируются только в условиях комплексного воздействия микро- и макросреды [5].
Похвально, что тенденция последних лет - внимание к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы. Музеи становятся центрами как формального, так и неформального образования для всех категорий населения и особенно для школьников. Создаются новые организационные структуры - музейные культурные центры на базе музеев, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов, а главная их цель - образование человека культурой.
Таким образом, основными направлениями социально-культурного партнерства музея и школы в формировании духовной культуры школьников на современном этапе могут рассматриваться:
- систематическая и целенаправленная работа с учащимися школ, направленная на
формирование ценностного отношения к культурному наследию, и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
- развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через разработку и проведение экскурсий самими школьниками;
- использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов на базе общеобразовательных школ с привлечением различных партнеров;
- практическая культурно-образовательная деятельность музеев.
1. Акулич Е.М. Музей как социальный институт: дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2004. С. 101.
2. Нильсон Б., Росен Б. Экология человека и культурно-исторические музеи // Museum. 1989. № 160. С. 50.
3. Шилова Л.В. Республиканский детский музейный центр - консорциум учреждений культуры и образования // Летняя музейнопедагогическая школа на острове Кижи. Петрозаводск, 2000. С. 57-58.
4. Воронина Н.П. Республиканский детский музейный центр. Технология партнерства // Музей и краеведение на Европейском Севере. Петрозаводск, 2001.
5. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. С. 94
Поступила в редакцию 14.09.2008 г.
Vilkova I.M. Forming of spiritual culture of schoolchildren on the basis of socio-cultural partnership of the museum and school. The article deals with the basic approaches to forming spiritual culture in conditions of school-museum interaction. The programs of socio-cultural partnership of museum and school in different regions of Russia are analyzed.
Key words: museum, school, spiritual culture, sociocultural partnership.