Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования'

Опытно-экспериментальная работа по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1645
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ETHNIC-CULTURALЕ EDUCATION OF CHILDREN / MUSICAL FOLKLORE / ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркин Никита Игоревич

Представлены результаты практической работы, полученные в ходе констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Опытно-экспериментальным путем проверена гипотеза исследования: музыкальный фольклор является эффективным средством этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркин Никита Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK FOR ETHNIC-CULTURAL

The results of practical job received in a course ascertaining, forming and control experiments are presented. The skilled and experimental way checks up a hypothesis of research: the musical folklore is an effective means ethnic-culturalе of education of children in establishments of additional education.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования»

УДК 374.02

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Никита Игоревич МАРКИН

Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: nikita_markin@rambler.ru

Представлены результаты практической работы, полученные в ходе констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Опытно'-экспериментальным путем проверена гипотеза исследования: музыкальный фольклор является эффективным средством этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: музыкальный фольклор; этнокультурное воспитание детей; учреждения дополнительного образования.

Процесс глобализации, масштабы которого нельзя недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Многонациональный состав населения нашей Родины делает необходимым сохранение и передачу исторических и культурных ценностей всех народов России. Однако освоение региональных этнокультурных особенностей носит интегрирующий характер лишь в случае их осуществления на основе лучших общенациональных традиций, являющихся неотъемлемой частью культуры России и не противореча-

щих идее создания целостного культурного пространства.

Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании младших школьников является фольклор - древний пласт культуры, являющийся неисчерпаемым источником воспитания и развития человека. Музыкальный фольклор является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений.

Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным полем для воспитания у подрастающего по-

коления сознания определенной этнокультурной принадлежности. Специфика деятельности данных учреждений, заключенная в вариативности педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их учащимися, является основным фактором гуманизации воспитательного процесса.

В результате теоретического изучения проблемы была разработана педагогическая модель, состоящая из целевого, содержательно-процессуального и диагностико-ре-зультативного блоков, позволяющая наиболее эффективно осуществлять педагогическую работу по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

Полученные теоретические результаты послужили основой для проведения экспериментальной части исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2009-2011 гг. Базами исследования являлись: детская музыкальная школа № 1 г. Орла, детская школа искусств № 4 им. Д.Б. Кабалевского (г. Орел).

В экспериментальной работе принимали участие 72 человека - 64 человека - дети младшего школьного возраста (8-10 лет) -учащиеся музыкальных школ, педагоги данных учебных заведений в количестве 8 человек.

Последовательность проведения этапов опытно-экспериментальной работы была следующей:

I этап эксперимента (констатирующий) предполагал изучение уровня сформирован-ности этнокультурной воспитанности детей, для чего необходимо было подобрать методики, адекватные задачам исследования, провести анкетирование, сделать выводы;

II этап эксперимента (формирующий) заключался в разработке и внедрении педагогической программы по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в деятельность учреждений дополнительного образования;

III этап эксперимента (контрольный) предполагал качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования.

Констатирующий эксперимент проводился в течение 2009-2010 гг. В нем приняли

участие 64 учащихся младшего школьного возраста (8-10 лет).

Прежде всего нами была разработана анкета, в которую вошли вопросы, которые мы распределили в соответствии с тремя блоками:

I блок - когнитивно-интеллектуальный (этническая осведомленность - знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа, система личностных ценностных ориентаций в соответствии с иерархией групповых ценностей, принятых в этническом сообществе, способность анализировать и обобщать национальный опыт и традиции, способность увидеть новое в стандартной этнокультурной ситуации, умение сравнивать этнокультурные традиции разных народов, видеть противоречия между ними, выявлять лучшие образцы национальной культуры и определять их соответствие условиям современной культуры);

II блок - потребностно-мотивационный (положительное восприятие образа своего народа, восприятие этнокультурных ценностей, положительная этническая идентичность, ориентация на лучшие черты национального характера, интерес к этнической принадлежности);

III блок - операционно-деятельностный (действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре, использование этих традиций в собственной жизнедеятельности, целостность восприятия этнокультурного пространства своего народа; способность действовать в соответствии с данными образцами).

Каждому ответу присваивался балл от 1 до 3 («нет» - 1 балл, «да» - 3 балла). Затем полученные баллы суммировались. Для количественного анализа подсчитывался общий результат.

Индивидуальная оценка выявленного уровня сформированности этнокультурной воспитанности каждого ребенка осуществлялась следующим образом:

39-65 баллов - низкий уровень сформи-рованности этнокультурной воспитанности ребенка;

66-91 балл - средний уровень сформи-рованности этнокультурной воспитанности ребенка;

92-117 баллов - высокий уровень сфор-мированности этнокультурной воспитанности ребенка.

С помощью побалльной оценки определялся уровень сформированности этнокультурной воспитанности каждого ребенка.

Экспериментальную группу составили дети младшего школьного возраста, посещающие детскую школу искусств им. Д.Б. Кабалевского (г. Орел), в количестве 28 человек. Контрольную группу составили дети младшего школьного возраста, посещающие детскую музыкальную школу № 1 г. Орла, в количестве 36 человек.

В экспериментальной группе (28 человек) респонденты распределились следующим образом: детей, имеющих низкий уровень этнокультурной воспитанности, оказалось 8 человек, что составило 29 %, респондентов со средним уровнем этнокультурной воспитанности - 17 человек (60 %), респондентов, имеющих высокий уровень этнокультурной воспитанности, оказалось всего 3 ученика, что составило лишь 11 %.

В контрольной группе (36 человек) респонденты распределились таким образом: детей, имеющих низкий уровень этнокультурной воспитанности, оказалось 11 человек, что составило 31 %, респондентов со средним уровнем этнокультурной воспитанности -

19 человек (52 %), респондентов, имеющих высокий уровень этнокультурной воспитанности, оказалось всего 6, что составило 17 %.

Полученные в контрольной и экспериментальной группах данные оказались достаточно сходными и позволили констатиро-

вать: большинство детей, участвующих в эксперименте, продемонстрировали недостаточный уровень сформированности этнокультурной воспитанности (рис. 1).

Очевидна необходимость поиска средств для повышения уровня этнокультурной воспитанности детей. На наш взгляд, огромным потенциалом в решении данной проблемы обладает музыкальный фольклор.

Формирующий эксперимент проводился в 2010-2011 гг. и заключался в реализации потенциала музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста. На данном этапе необходимо было осуществить разработку и апробацию педагогической программы по этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора и реализовать ее в соответствии с разработанной нами теоретической моделью.

Опытно-экспериментальной базой исследования для проведения формирующего этапа эксперимента являлась детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского (г. Орел). В формирующем эксперименте принимали участие 28 человек - дети, с которыми в дальнейшем проводилась целенаправленная педагогическая работа, а другая группа детей (посещающие детскую музыкальную школу № 1 г. Орла) в количестве 36 человек являлась контрольной (целенаправленная педагогическая работа по авторской программе с ними не проводилась). В формирующем эксперименте также принимали участие 8 педагогов.

60 50 40 30 20 10 0

высоким средним низкии

□ экспериментальная группа ^контрольная группа

Рис. 1. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая количество детей, вошедших в экспериментальную и контрольную группы на этапе констатирующего эксперимента

Прежде всего нами была разработана педагогическая программа по этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора «Живая музыка». Формирование духовных народных ценностей происходит в младшем школьном возрасте при максимальном акценте на развитие его творческого потенциала, а также при наличии следующих личностных компонентов: достаточный уровень развития интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер, широкий кругозор, развитое воображение, развитый эстетический вкус, стремление к творческому воплощению собственных замыслов.

В качестве экспериментальной группы нами выбран хоровой ансамбль школы искусств, который образован в 2010 г. Его посещают учащиеся, занимающиеся в школе искусств в возрасте от 7 до 10 лет. В силу того, что все дети обучаются музыке (фортепиано, гитара, баян, балалайка, домра, гармонь), они знают нотную грамоту. Организатор коллектива имеет возможность заниматься разучиванием произведений, минуя этап теоретического объяснения основ нотной грамоты.

При частоте занятий - 3 раза в неделю по 1 ч, программа рассчитана на 10 месяцев обучения. К учащимся не предъявляется особых требований при приеме, единственный критерий - желание детей. Для посещения кружка выделяется время, свободное от других занятий, занятия проводятся в отдельном, специально оснащенном кабинете, соответствующем санитарно-гигиеническим

требованиям.

Программа реализовывалась посредством обучающих занятий продолжительностью 45 мин., содержащих как теоретическую, так и практическую часть. Ход занятий выстраивался в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, поэтому основная часть урока (20-25 мин.) отводилась на выполнение практических заданий (пение, игра на народных музыкальных инструментах, проведение конкурсов, игр и т. п.). Оставшееся же время распределялось между разыгрыванием на инструменте или распеванием (5 мин.), теоретической частью урока (10-15 мин.) и подведением итогов (2-3 мин.).

Построение учебного материала в программе по этнокультурному воспитанию де-

тей «Живая музыка» осуществлялось исходя из цикличности народного календаря, что способствовало наилучшему усвоению учебного материала. Повторяемость и периодичность народных праздников позволяли ученикам проживать схожие обряды и обычаи, постепенно усложняя и наиболее глубоко понимая их сущность и содержание.

Планирование содержания данной программы предполагало учет календарных дат проведения народных праздников, что способствовало более верному и логичному подбору учебного материала. Однако репертуарное наполнение учебной программы, в отличие от его календарной периодичности, не являлось строго регламентированным и варьировалось в зависимости от потребностей и желаний педагога и учащихся.

Цель программы: этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора.

Задачи курса:

- образовательные - раскрыть учащимся содержательную сущность музыкального фольклора как главного источника народной мудрости, красоты и жизненной силы; предоставить возможность изучения народного фольклорно-музыкального творчества, приемлемого в данном возрасте;

- воспитательные - формировать и развивать такие морально-нравственные качества, как честность, уважение к старшему поколению, милосердие, бережное отношение к народным традициям; формирование национального самосознания детей, уважение к своему народу;

- развивающие - совершенствование творческих задатков учащихся, развитие музыкальных данных детей (слух, чувство ритма, интонирование и т. п.) средствами музыкального фольклора, развитие навыков сценического поведения, пения.

Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом включало в себя беседы и наглядно-практическую демонстрацию народных обычаев. Практические занятия включали музыкальное оформление и непосредственное участие в народных праздниках, обрядах, а также их театральное воплощение.

Помимо этого, проводились мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей в признании национальной само-

бытности и культурных ценностей: проведение фольклорных концертов, праздников и театрализованных представлений, празднование памятных дат, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки.

Проверка результатов происходила в конце каждой четверти и в конце учебного года (итоговая). Также показательными критериями оценки результативности проведенной работы считалась частота участия воспитанников в школьных и выездных концертах, конкурсах, фестивалях.

Особое внимание при реализации программы «Живая музыка» обращалось на взаимодействие субъектов процесса этнокультурного воспитания, а именно воспитанников, их наставников, товарищей, значимых взрослых (членов семьи, окружающих педагогов и т. п.). Главное место занимал педагог, который наиболее часто общался с учениками на индивидуальных занятиях, наставлял в соответствии с моральными и социокультурными установками, разрабатывал структуру, прогнозировал результат работы, проектировал пути достижения целей. Необходимым компонентом для организации среды успешного этнокультурного воспитания являлись родители. Они активно влияли на выстраивание отношений между учеником и педагогом, составление модели и долгосрочного

плана обучения, помогали в организации свободного времяпрепровождения.

После реализации разработанной нами программы в течение 10 месяцев было проведено повторное экспериментальное изучение этнокультурной воспитанности у детей с целью оценки результативности разработанной педагогической программы «Живая музыка» по анкете, которая использовалась на констатирующем этапе эксперимента

Контрольный эксперимент заключался в сравнении данных, полученных до и после проведения педагогической работы по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора. Прежде всего мы сравнили результаты, полученные до и после обучения по разработанной нами программе «Живая музыка» в экспериментальной группе (рис. 2).

При проведении сравнительного анализа очевидно, что у значительного большинства участников эксперимента уровень этнокультурной воспитанности повысился.

Кроме того, мы сравнили результаты сформированности этнокультурной воспитанности в экспериментальной и контрольной группах на момент окончания экспериментальной работы и увидели значительную разницу в результатах (рис. 3).

60 п 50 40 30 н 20 10 0

□ высокий

□ средний

□ низкий

до обучения после обучения

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая распределение респондентов, входящих в экспериментальную группу, в соответствии с выявленными уровнями этнокультурной воспитанности (контрольный эксперимент)

70 60 50 40 30

20 10 0

□ экспериментальная группа ^контрольная группа

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая распределение респондентов с различными уровнями этнокультурной воспитанности в экспериментальной и контрольной группах (контрольный эксперимент)

высокий средний низкий

Таким образом, проведя сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов, мы можем сделать вывод, что проведение педагогической работы с детьми по разработанной нами педагогической программе «Живая музыка» способствовало повышению уровня этнокультурной воспитанности.

Отсюда следует, что применение программы «Живая музыка» в соответствии с

разработанной нами моделью, целесообразно, что полностью подтверждает возможности реализации потенциала музыкального фольклора, разработанных организационнопедагогических условий и правильность выдвинутой первоначально гипотезы.

Поступила в редакцию 25.10.2012 г.

UDC 374.02

EXPERIMENTAL WORK FOR ETHNIC-CULTURALE EDUCATION OF CHILDREN BY MEANS OF MUSICAL FOLKLORE IN ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Nikita Igorevich MARKIN, Oryol State Institute of Arts and Culture, Oryol, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: nikita_markin@rambler.ru

The results of practical job received in a course ascertaining, forming and control experiments are presented. The skilled and experimental way checks up a hypothesis of research: the musical folklore is an effective means ethnic-culturale of education of children in establishments of additional education.

Key words: musical folklore; ethnic-culturale education of children; establishment of additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.