8. Полуэктова Е. Б. «ДТДиМ» как учреждение дополнительного образования и как Дворец, где зажигаются звезды // XI Всероссийская
конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (16-20 апреля 2007 г.): Материалы конф. в 6 т. Т. 3:
Педагогика, психология, физическая культура и спорт. Ч. 2: VIII Сибирская школа молодого ученого «Проблемы и перспективы
совершенствования подготовки молодого ученого». Томск, 2007.
9. Устав Дворца творчества юных // ГАТО. Ф. Р-1452, О. 3, Д. 233.
10. Народное образование в СССР / Под ред. М.А. Прокофьева. М., 1985.
Поступила в редакцию 17.11.2008
УДК 37.036:371.39
Л. Г. Тимошенко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ ДОД Центр сибирского фольклора, г. Томск
Актуальность исследований в области эстетического воспитания определяется необходимостью формирования эстетической культуры подрастающего поколения и возросшей потребностью общества в воспитании человека XXI в., умеющего видеть прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное в художественно-творческой деятельности. Н. И. Киященко в работе «Современные концепции эстетического воспитания» говорит о том, что без воспитания, формирования и развития культурно образованного и эстетически развитого человека у России нет шансов быстро и безболезненно войти в сообщество современных цивилизованных и культурных народов [1].
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одним из способов достижения цели является эстетическое воспитание. Оно определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2, с. 32].
В этой связи поиск новых педагогических условий, повышающих эффективность воспитания у детей эстетического отношения к окружающей действительности, является весьма актуальным. Обобщение практического опыта эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования привело нас к заключению, что использование средств традиционной русской культуры, сохранение народных традиций и обычаев и воспитание на этой основе ценностного отношения к русской культуре и истории позволяют, в определенной мере, решить задачи, стоящие перед эстетическим воспитанием.
Анализ литературы показал, что проблема эстетического воспитания нашла отражение в исследованиях многих ученых. Имеются работы В. Н. Шацкой, М. С. Каган, Н. И. Киященко, В. А. Скатерщикова, С. Е. Можнягуна, Б. Т. Лихачева, Ю. Б. Борева, Ю. Б. Алиева, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно-тер-
минологического аппарата, определению сущности и задач эстетического воспитания.
Использование этнокультурных традиций в процессе воспитания и образования раскрыты в трудах В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Г. Н. Волкова, Н. А. Бондаревой, Е. Ю. Волчегорской, А. С. Каргина, Г. Н. Пивнева, Г. М. Науменко, Н. Д. Никандро-ва, Н. А. Хренова, А. В. Руднева.
Интересный и полезный материал содержат в себе ряд диссертационных исследований, выполненных в следующих направлениях: развитие творческих способностей учащихся средствами традиционной русской культуры (О. Ю. Остапчук), рассмотрение проблемы музыкального образования детей на основе практического общения с русскими народными песнями, музыкальными играми, народной музыкой (Е. Ю. Волчегорская), особенности обучения детей народной хореографической культуре (Н. И. Бочкарева), определение роли учреждений дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения (А. Г. Асмолов).
В результате мы пришли к выводу, что научнотеоретические вопросы эстетического воспитания детей средствами традиционной русской культуры в учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время недостаточно разработаны. В частности, не полностью изучены вопросы, связанные с использованием духовной и материальной культуры русского народа как средства воспитания у детей эстетического отношения к окружающей действительности, национального самосознания, гражданственности, толерантности в межличностном и межнациональном общении, возможности различных жанров музыкального фольклора в развитии художественнотворческих способностей детей.
В связи с этим, имеет место противоречие между потенциальными воспитательными и развивающими возможностями, заложенными в традиционной русской культуре и недостаточной разработанностью научно-теоретических вопросов использования в эсте-
тическом воспитании детей средств традиционной русской культуры, органично сочетающих в себе современные и исторически сложившиеся ценности воспитания и опирающиеся на педагогический опыт эстетического воспитания русского народа. Для разрешения указанного противоречия основной проблемой для нас стал поиск педагогических условий, влияющих на эффективность процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей.
Для этого нами были поставлены следующие задачи:
1) Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами традиционной русской культуры в учреждениях дополнительного образования детей.
2) Выявить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий, повышающих эффективность процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами традиционной русской культуры в учреждениях дополнительного образования детей.
3) Разработать содержание эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей на условиях его наполнения средствами традиционной русской культуры, преемственности современных и исторически сложившихся ценностей воспитания, применении проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей.
Последовательно решая задачи, поставленные в ходе исследования, мы проанализировали средства традиционной русской культуры как целостный педагогический и культурно-исторический феномен (устное народное творчество, декоративно-прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды народного календаря, русские народные игры, русский народный костюм), положительно влияющий на воспитание у детей младшего школьного возраста эстетического отношения к окружающей действительности, ценностного отношения к русской культуре и истории, гражданского самосознания, толерантности в межличностном и межнациональном общении. Рассмотрев особенности воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей, преимущества учреждений дополнительного образования в воспитании у детей эстетического отношения к окружающей действительности, пришли к выводу, что большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы, применяемые в образовательном процессе учреждений дополнительного образования, позволяют удовлетворять потребности детей, дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и
социальной деятельности, а следовательно, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на воспитание эстетического отношения к окружающей действительности.
Анализ литературы и педагогической практики позволил нам обосновать совокупность педагогических условий, систематическая реализация которых обеспечивает эффективность воспитания эстетического отношения к окружающей действительности у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей:
- наполнение содержания средствами традиционной русской культуры (устное народное творчество, декоративно-прикладное творчество, музыкальный, песенный, танцевальный фольклор, русские народные игры, народный костюм, праздники и обряды народного календаря);
- преемственность современных и исторически сложившихся ценностей воспитания (духовное и материальное достояние русского народа, помогающее детям осознать свою причастность к тысячелетней богатейшей истории и стремительное распространение средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, появление экранной культуры (кино, телевидения, Интернет));
- использование проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей (факультативный курс по истории русского костюма, занятия декоративно-прикладным творчеством, индивидуальные и массовые формы учебно-воспитательной работы).
Принципиальное отличие и новизна выявленных в ходе исследования педагогических условий заключаются в использовании средств традиционной русской культуры, так как их эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность позволили комплексно использовать педагогические возможности традиционной русской культуры в процессе эстетического воспитания детей.
В процессе реализации педагогических условий были разработаны содержание эстетического воспитания, представленное в экспериментальной программе «Воспитание младших школьников средствами традиционной русской культуры», комплекс учебнометодической литературы для педагогов дополнительного образования детей, направленный на улучшение воспитательно-образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей («Областные особенности русского народного костюма», «История русского народа в праздниках и обрядах», «Школа народных забав»). В основу разработанного содержания, положены цели, предполагающие воспитание эстетических качеств личности, формирование предметных знаний, практических умений и навыков.
Обогащение содержания эстетического воспитания средствами традиционной русской культуры по-
зволило включить предметы, формирующие у детей младшего школьного возраста национальное самосознание, интерес к русской культуре и истории, толерантность в межличностном и межнациональном общении (изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа и народной художественной культуры; различных жанров музыкального, песенного, танцевального фольклора; памятников культуры, отражающих духовное наследие России; календарно-обрядовых фольклорных праздников; материальной культуры русского народа (факультативные занятия по изучению русского народного костюма и декоративно-прикладному творчеству)).
Данное содержание, обеспечивающее воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, формирующее эстетический вкус, развивающее художественно-творческие способности, воспитывающее ценностное отношение к русской культуре, гражданское самосознание и толерантность в межличностном и межнациональном общении реализовывалось через проектную деятельность (факультативный курс по истории русского народного костюма, занятия декоративно-прикладным творчеством, индивидуальную и массовую формы учебно-воспитательной работы).
Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей воспитания и обучения мы решали через приобщение детей к духовному и материальному наследию русского народа, усвоение традиционной русской культуры. Современные и исторически сложившиеся ценности воспитания, дополняя друг друга, создавали условия для более эффективного эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. Преемственность в воспитании и опора на опыт и методические приемы, существующие в самой традиционной культуре, подразумевали определенную этап-ность в овладении песенным, инструментальным и танцевальным фольклором, тем самым отличая процесс освоения народной музыкальной культуры, в разработанном нами содержании эстетического воспитания детей.
Следуя народной традиции хореографического воспитания, обучение детей русским народным танцам разделили на три этапа: первый этап - «игровой», дети 5-7 лет постигали основы танцевальной культуры через игры, в которых использовались инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы. Второй этап - «технический», шло совершенствование полученных знаний, изучение классического эк-зерсиза (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), изучение и исполнение народных танцев. Третий этап - «мастерский», где проводились специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу.
Методика обучения народному хоровому пению осуществлялась через комплексный подход восприятия произведений фольклора, пение, народную хореографию, игру на музыкальных инструментах, театрализацию, а также освоение детьми характерных свойств русского фольклора. Анализ традиционного опыта обучения детей основам народного пения позволил выявить постепенное усложнение певческого материала, учитывающего возрастные особенности детей данного возраста, и использовать традиционную последовательность действий в обучении, обеспечивающую эффективное освоение музыкального фольклора (колядки, заклички, игровые припевки, потешки, прибаутки; величальные, плясовые, хороводные; духовные стихи, былины, исторические песни).
В ходе формирующего этапа эксперимента, целью которого являлась проверка эффективности эстетического воспитания детей средствами традиционной русской культуры, ориентированного на формирование эстетического отношения к окружающей действительности, развитие художественно-творческих способностей, ценностного отношения к материальной и духовной культуре русского народа, воспитание гражданского самосознания, приняли участие учреждения дополнительного образования г. Томска и Томской области (школа искусств с. Новокусково, Асиновского района Томской области; школа искусств г. Асино; школа искусств с. Первомайского; МОУ ДОД «Центр сибирского фольклора», г. Томск, всего около 300 детей младшего школьного возраста). Дети из экспериментальных групп получали дополнительную информацию по декоративно-прикладному творчеству, истории русского народного костюма, о праздниках и обрядах русского народа, обучались различным жанрам музыкального фольклора. Помимо этого, в ходе занятий они имели возможность закрепить полученные знания, умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе учебной и художественно-творческой деятельности через проектную деятельность. Сам процесс обучения и воспитания осуществлялся в игровой эмоционально привлекательной для детей форме.
Эффективность экспериментируемой методики определяли по качеству приобретаемых знаний, умений и навыков учащимися и их отношением к изучаемым предметам, дисциплинам и динамикой изменения указанных показателей в экспериментальных и контрольных группах. Для определения уровня эстетической воспитанности составлялись дидактические задания с учетом элементов знаний по каждой изучаемой теме. Для изучения влияния предложенной методики на развитие эстетического отношения к окружающей действительности был использован комплекс методик: анкетирование; устный опрос; методики, направленные на выявление развития мотивации, мышления, творческих способностей.
Критериально-уровневая шкала для оценивания уровня сформированное™ эстетической воспитанности включала следующие критерии: 1) самостоятельные творческие личностные действия - эстетические знания, эстетические суждения; 2) гуманный характер действий - умение использовать полученные знания в практической деятельности; 3) открытость, общительность, манеры, внешний облик, тип поведения, сообразованные с эстетическим вкусом (по Ю. Б. Бореву) [3, с. 480].
Для оценки уровня сформированности эстетической воспитанности (эстетического отношения к окружающей действительности) у детей младшего школьного возраста были приняты достаточный и недостаточный уровни. При этом мы исходили из установки, что в младшем школьном возрасте у детей только формируются основы эстетической воспитанности, и ее компоненты могут либо достичь (достаточный уровень), либо не достичь (недостаточный уровень) определенного уровня развития.
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы помог определить количественные и качественные показатели эффективности реализации выявленных педагогических условий эстетического воспитания детей средствами традиционной русской культуры.
Сравнительный анализ показал, что уровень эстетической воспитанности до начала эксперимента в контрольных и экспериментальных группах находился почти на одном уровне, а после внедрения выявленных педагогических условий в экспериментальной группе стал на 47,35 % выше (таблица).
Проведенный эксперимент подтвердил, что эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами традиционной русской культуры в учреждениях дополнительного образования детей значительно обогащает образовательное пространство воспитанников, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности, развивает интерес к русской культуре и истории, способствует совершенствованию межнациональных отношений.
Таким образом, можно считать доказанным, что наполнение содержания средствами традиционной русской культуры, преемственность современных и исторически сложившихся ценностей воспитания, применение элементов проектной деятельности повышают эффективность воспитания у детей младшего школьного возраста эстетического отношения к окружающей действительности и формируют ценностное отношение к духовной и материальной культуре русского народа, гражданское самосознание, толерантность в межличностном и межнациональном общении.
Распределение детей по уровням эстетической воспитанности до начала эксперимента и после в контрольных и экспериментальных группах
Группа Кол-во человек Уровни
достаточный недостаточный
Уч-ся % Уч-ся %
ЭГ до эксперимента 78 28 35 50 64,1
КГ до эксперимента 82 29 35,3 58 70,7
ЭГ после эксперимента 78 67 84.8 12 15,1
КГ после эксперимента 82 31 37,5 52 62,4
Литература
1. Современные концепции эстетического воспитания (Электронный ресурс) / Отв. ред. Н. И. Киященко. М., 1998. Режим доступа: http://www.vusnet.ru.
2. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) // Российская газета. 1996. 23 января. С. 32
3. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. С. 480.
Поступила в редакцию 29.10.2008