так как запросы формируются именно из вне организации, в том числе родителями, дети которых пока еще не посещают детский сад в силу возраста.
Во время проведения исследования, мы подобрали наиболее подходящее для дошкольной образовательной организации определение понятия «социальное партнерство» - это специфический тип общественных отношений, возникающих при взаимодействии организации, осуществляющей образовательную деятельность, и социума, направленный на достижение общих целей, основанный на принципах добровольности, взаимовыгодности, взаимоподдержки и взаимоответственности.
Литература:
1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2015 - 96 с.
2. Балдицина Е.И. Семья и государство в социальном пространстве современной России: Автореф. дис. ... канд филос. Наук / Е.И. Балдицина. - Ставрополь, 2015 - 24 с.
3. Гладкова Ю.А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия / Ю.А. Гладкова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4 - С. 103-110.
4. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 80-83.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации. ФГОС ДО / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2019 - 80 с.
6. Козлова A.B., Дешеулина Р.П. Работа ДОО с семьей. Методические рекомендации / A.B. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2010 - 112 с.
7. Медова Ю.В. Педагогические возможности социального партнерства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Медова. - Калуга, 2015 - 24 с.
8. Мозжухина Г.Л. Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей: Дис. ... канд. пед. наук. / Г.Л. Мозжухина. - Брянск, 2016 - 32 с.
9. Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Д. Никольская. - Челябинск, 2017 - 25 с.
10. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое Общество России, 2012. - 608 с.
11. Реморенко И.М. Разное управление для разного образования / И.М. Реморенко. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. - 368 с.
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. -М.: Акадения, 2014 - 608 с.
13. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2015 - 80 с.
14. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство / В.Н. Якимец. - М., 2014 - 384 с.
Педагогика
УДК: 374.3
старший преподаватель кафедры художественно-эстетического воспитания, соискатель кафедры педагогики и социологии Лупандина Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г.Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ИПК и ППРО Моисеева Алена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г.Оренбург)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Приобщение учащихся к культурным ценностям искусства и науки является одним из важнейших задач современного образования. В данной ситуации современная система дополнительного образования обладает значительными возможностями по решению проблемы эстетического воспитания учащихся, имея направленность на обогащение, углубление содержания основного общего образования.
В статье представлен опыт теоретического и диагностического исследования эстетического воспитания учащихся в условиях дополнительного образования, охарактеризовано понятие «эстетическое воспитание» в педагогическом контексте. Эстетическое воспитание в исследовании рассматривается как процесс целенаправленного педагогического формирования эстетическо-ценностной, эстетическо-мотивационной и эстетическо-творческой сфер личности средствами искусства, обеспечивающий способность личности к творческому самоопределению и самовыражению в соответствии с идеалом красоты, воплощенным в художественной культуре человечества.
В статье представлена критериально-уровневая характеристика эстетической воспитанности подростков в процессе обучения вокальному исполнительству, в которой каждый из выделенных критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию.
Подробно представлена каждая диагностическая методика, соответствующая одному из выделенных критериев. Описано содержание диагностического исследования по выявлению уровня эстетической воспитанности подростков в условиях дополнительного образования в процессе обучения вокальному исполнительству.
Проведен соответствующий анализ результатов выделенных показателей диагностического исследования. Представлены результаты диагностического исследования, в процессе которого было проведено изучение уровня развития эстетической воспитанности подростков в условиях дополнительного образования в процессе обучения вокальному исполнительству.
Зафиксированная положительная динамика по исследуемым показателям и критериям свидетельствует об эффективности развития уровня эстетической воспитанности подростков в условиях дополнительного образования в процессе обучения вокальному исполнительству.
Ключевые слова: эстетическое воспитание в условиях дополнительного образования, учащиеся подросткового возраста; диагностическое исследование эстетической воспитанности.
Annotation. Introducing students to the cultural values of art and science is one of the most important tasks of modern education. In this situation, the modern system of additional education has significant opportunities to solve the problem of aesthetic education of students, with a focus on enrichment, deepening the content of basic General education.
The article presents the experience of theoretical and diagnostic research of aesthetic education of students in the conditions of additional education, describes the concept of "aesthetic education" in the pedagogical context. Aesthetic education in the study is considered as a process of purposeful pedagogical formation of aesthetic-value, aesthetic-motivational and aesthetic-creative spheres of personality by means of art, providing the ability of the individual to creative self-determination and self-expression in accordance with the ideal of beauty embodied in the artistic culture of mankind.
The article presents a criterion-level characteristic of aesthetic education of adolescents in the process of learning vocal performance, in which each of the selected criteria has a system of indicators that characterize the manifestation of the studied qualities by this criterion.
Each diagnostic technique corresponding to one of the selected criteria is presented in detail. The article describes the content of a diagnostic study to identify the level of aesthetic education of adolescents in the conditions of additional education in the process of learning vocal performance.
The corresponding analysis of the results of the selected indicators of the diagnostic study was carried out. The article presents the results of a diagnostic study, which was conducted to study the level of development of aesthetic education of adolescents in the conditions of additional education in the process of learning vocal performance.
The recorded positive dynamics of the studied indicators and criteria indicates the effectiveness of the development of the level of aesthetic education of adolescents in the conditions of additional education in the process of learning vocal performance.
Keywords: aesthetic education in the conditions of additional education, adolescent students; diagnostic study of aesthetic education.
Введение. Современное российское общество переживает особо сложный период с характерной потерей прошлых ценностных ориентаций. Одной из актуальных задач системы образования является приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям искусства. В значимой мере данная проблема касается сферы музыкального искусства, в частности вокального исполнительства.
Известно, что весьма активная пропаганда в средствах массовой информации низкопробной музыкальной культуры оказывает отрицательное воздействие на эстетическое воспитание подрастающего поколения. В силу возрастных особенностей подобному негативному воздействию подвержены подростки [17].
Особыми возможностями в решении данного вопроса обладает система дополнительного образования детей и взрослых. Вследствие этого одной из приоритетных задач современного дополнительного образования становится эстетическое воспитание подростков средствами вокального исполнительства.
Проблема эстетического воспитания личности является одной актуальных для философов, психологов, педагогов в различные исторические периоды [4]. Вопрос формирования музыкально-эстетической культуры подрастающего поколения через различные виды музыкальной деятельности освещен в трудах Э.Б. Абдуллина [1], Ю.Б. Алиева [2], В.В. Медушевского [8], М.В. Дорониной [3], Л.Г. Суховой [14].
Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о характерном возрастающем интересе к проблеме эстетического воспитания подростков. Так, А.В. Клабукова рассматривает проблему формирования исполнительского мастерства вокалистов на основе деятельностного подхода [5]. Л.Н. Иванова раскрывает условия эффективности музыкально-эстетического развития подростков средствами вокально-сценической деятельности в системе дополнительного образования на основе создания культурно-эстетической воспитательной среды [4]. Вопрос вокального искусства как средства эстетического воспитания детей в дополнительном образовании освещен в работах А.В. Коробейникова [6], Е.А. Лупандиной [7]. О.В. Пивницкая дает характеристику особенностей интонирования в современном эстрадном вокале, указывая на необходимость овладения универсальными вокальными навыками и вокальными техниками [11]. Е.С. Попов пишет о значимости дополнительного образования в вопросе изучения уровня нравственно-эстетического воспитания трудных подростков [13, с. 154]. Исследователь М.А. Петрунина освещает проблему формирования эстетического вкуса учащихся средствами вокально-хорового пения [10]. О.А. Овсянникова раскрывает понятие «педагогический стиль преподавания вокала», рассматривает основные вокальные методы преподавания[9] Исследователь А.Б. Чуйкова акцентирует внимание на проблеме формирования эстетического вкуса детей средствами вокального искусства[18].
Теоретический анализ исследований и современных публикаций показал, что эстетическое воспитание подростков представляет собой процесс целенаправленного педагогического формирования в личности системы эстетических взглядов, эстетического сознания и эстетического отношения к действительности средствами искусства, который обеспечивает личностную способность к самовыражению и самоопределению в творчестве согласно идеалам красоты, реализуемым в художественной культуре общества.
Изложение основного материала статьи. Диагностическое исследование по выявлению уровня эстетической воспитанности подростков проводилось на базе ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко», в исследовании участвовало 16 детей подросткового возраста (11-13 лет) в период с октября по ноябрь 2019 года.
Цель диагностического исследования - выявление уровня эстетической воспитанности учащихся подросткового возраста средствами вокального исполнительства в условиях дополнительного образования.
С позиции определения представим следующие показатели практического аспекта эстетической воспитанности детей подростков: ориентация личности на эстетического образа вокального искусства; эмоционально-чувственное восприятие музыкальных произведений, умение выразить эмоции и чувства;
умение донести до слушателя эмоционально-чувственную стратегию исполняемого произведения. Вышеназванные показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки эстетической воспитанности подростков в процессе обучения вокальному
исполнительству
Показатели Уровни
Высокий Средний Низкий
Ориентация на освоение эстетического образа вокального искусства Проявляет самостоятельность к занятиям по вокальному исполнительству; знает основные ценности музыкального наследия прошлого и современного; знает специфику различных музыкальных жанров; умеет адекватно оценить музыкальное произведение Иногда проявляет интерес к занятиям по вокальному исполнительству; знает основные ценности музыкального наследия прошлого и современного; умеет адекватно оценить музыкальное произведение, знает 2-3 названия различных музыкальных жанров Не проявляет интерес к занятиям по вокальному исполнительству; не может перечислить названия различных музыкальных жанров, не знает их специфику
Эмоционально- чувственное восприятие музыкальных произведений Обладает знаниями о замысле музыкального произведения, проявляет эмоциональность в исполнительстве, использует средства музыкальной выразительности для создания образа, умеет выразить словами эмоциональные переживания, способен обозначать взаимообусловленность собственных мыслей, эмоций и образов с соответствующими художественно-выразительными средствами музыкального произведения, умеет выразить эмоции и чувства Знает замысел музыкального произведения, проявляет эмоциональность в исполнительстве, использует 2-3 средства музыкальной выразительности для создания образа, с ошибками выражает эмоциональные переживания, способен в достаточной степени обозначать взаимообусловленность собственных мыслей, эмоций и образов с соответствующими художественно-выразительными средствами музыкального произведения, умеет выразить эмоции и чувства Имеет размытое представление о замысле музыкального произведения, не проявляет эмоциональность в исполнительстве, не умеет использовать средства музыкальной выразительности для создания образа, не желает выражать эмоции и чувства
Умение донести до слушателя эмоционально- чувственную стратегию исполняемого произведения Развита устойчивая рефлексивная позиция слушателя; обладает эстетическими действиями в вокальной деятельности Находится в развитии устойчивая рефлексивная позиция слушателя; знает эстетические действия вокальной деятельности Не обладает знаниями о позиции слушателя; не знает эстетические действия вокальной деятельности
На основе разработанных критериев мы можем судить об уровне эстетической воспитанности подростков в начале педагогического исследования. Диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Диагностический инструментарий оценки уровня эстетической воспитанности подростков
Показатели Диагностические методики
Ориентация на освоение эстетического образа вокального искусства Тест на выявление уровня эстетической воспитанности подростка
Эмоционально-чувственное восприятие музыкальных произведений Диагностика развития музыкальных способностей (Б.М. Теплов)
Умение донести до слушателя эмоционально-чувственную стратегию исполняемого произведения Диагностика уровня музыкальной коммуникации, авторы В.М. Подуровский, Н.В. Суслова Диагностика «Развитие музыкальных компетенций учащихся», автор К.В. Тарасова
Рассмотрим представленный диагностический инструментарий подробнее. С целью выявления эстетической воспитанности подростка нами был разработан тест на выявление уровня эстетической воспитанности подростка, который дает возможность анализировать отношение подростков к выделенным компонентам, раскрывающим суть эстетического воспитания. Тест составлен из 20 вопросов, предполагающих три варианта ответа (да, нет, иногда).
Мы использовали диагностику развития музыкальных способностей Б.М. Теплова [16]. Уровень развития музыкальных способностей определялся по следующим критериям: ладовое чувство; музыкально-слуховые представления; чувство ритма. Оценивание осуществлялось по следующей системе: до 14 баллов -низкий уровень; от 15 до 27 баллов - средний уровень; от 28 до 33 баллов - высокий уровень развития музыкальных способностей.
Для диагностики уровня музыкальной коммуникации мы использовали диагностические материалы авторов В.М. Подуровского, Н.В.Сусловой, которые направлены на определение особенностей восприятия и воспроизведения акустического материала музыкального языка, семантическое наполнение элементов музыкального произведения у подростков [12, с. 84-85]. В рамках исследования была проведена серия тестов на различном музыкальном материале. С учащимися были отработаны основные мелодические ходы, проанализирован состав мелодии по ступеням, проверены артикуляция и дыхание. По итогам работы подростков просили исполнить песню наиболее хорошо и красиво, насколько это возможно. Было предложено выбрать солистов-запевал для каждого куплета песни. Далее были выслушаны индивидуально все претенденты на роль солистов.
Для диагностики развития музыкальных компетенций учащихся были использованы задания К.В. Тарасовой [15, с. 22]. Оценивание указанных сфер проявления одаренности осуществлялось по четырехбалльной системе. Общие признаки проявления музыкальных компетенций представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели развития музыкальных компетенций учащихся творческого объединения по
вокальному исполнительству
Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Звукообразование Способен воспроизвести одинаково правильно звучание гласных и согласных букв Не совсем одинаково воспроизводит гласные/согласные звуки Не способен воспроизвести одинаково правильно звучание гласных и согласных букв
Музыкальная память Умение воспроизводить более точно музыкальный материал Не точно воспроизводит музыкальный материал Не умеет воспроизводить музыкальный материал
Голосовые данные Легкое звучание с использованием голосовых резонаторов. Хорошая кантилена, прекрасное звучание Хорошая, но не совсем четкая кантилена Нет четкого интонирования, не воспроизводит отдельные ноты
Дикция Произносит звуки четко, соблюдая орфоэпические нормы, правильно ставя ударения Произносит звуки недостаточно четко, не всегда соблюдая орфоэпические нормы и правильно ставя ударения Нечеткое произнесение звуков, не соблюдает орфоэпические нормы, неправильно ставя ударения
Артистичность Выступает ярко, эмоционально и убедительно в вокальном и техническом плане Есть ошибки в техническом плане, но в целом передает эмоциональность и убедительность исполняемого произведения Чувствуется неуверенность, неловкость в исполнении народных композиций на сцене
Таким образом, наличие данного диагностического инструментария позволяет педагогу дополнительного образования определить уровень эстетической воспитанности подростка в процессе обучения вокальному исполнительству в условиях дополнительного образования.
Выводы. Анализ результатов «Диагностики уровня музыкальной коммуникации» показал, что к моменту индивидуальных выступлений 12% подростков сумели исполнить песню правильно и выразительно, с большим желанием сделали это самостоятельно перед всей группой. Была создана достаточно благоприятная ситуация для музыкальной коммуникации. Однако воспользоваться этим смогли далеко не все учащиеся, а только 12% (2 подростка). Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что половина учащихся не справились с ролью «отправителя музыкальной информации», что составляет - 50%. Большинство учащихся, неудачно справившиеся с заданием, показали рефлексивную оценку неудовлетворенностью собственным исполнением. Переживания подростков сопровождались сочувствием остальных учащихся группы. Однако к более успешным учащимся (38%), определенным в качестве солистов, дети проявили гораздо меньший интерес.
Изучение уровня развития музыкальных компетенций учащихся, проводилось в процессе использования заданий. Мы пришли к следующим результатам. Обучающихся с высоким уровнем развития музыкальных компетенций выявлено 31%, средний уровень - 50% детей сделали правильный выбор двух сходных фрагментов, но затруднялись с выбором и анализом средств музыкальной выразительности. 19% респондентов не смогли проанализировать выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, воспроизвести музыкальный материал.
Результаты проведения тестирования на выявление уровня эстетической воспитанности показали, что высокий уровень характерен для 5 (31%) подростков, они продемонстрировали высокий уровень эстетической воспитанности, с характерным проявлением демонстрируемого интереса к вокальному исполнительству. Средний уровень эстетической воспитанности был выявлен у 8 (50%) подростков, он
выражался в предпочтении развлекательной направленности искусства, вне ориентации на классические эталоны музыки. Низкий уровень характерен для 3 (19 %) подростков, которые слабо выражали либо не проявляли никакого интереса к вокальному искусству, ни к другим видам художественной деятельности.
Для оценки уровня музыкальных способностей подросткам исследовательской группы была предложена методика «Диагностика развития музыкальных способностей». После обработки результатов диагностирования, мы получили результаты, анализируя которые, выявили, что из всей группы только 4 подростков (25%) показали высокий уровень знаний, в процессе тестирования подростки показали высокий уровень. 8 подростков (50%) продемонстрировали средний уровень знаний, вполне нормальный творческий потенциал, они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них имеются проблемы, которые не способствуют развитию процесса творчества. Творческий потенциал подростков (25%) невелик, причины могут быть в отсутствии веры в себя и свои возможности, они показали самый низкий результат в ответах.
Таким образом, 50% (средний уровень) подростков показали, что способны к творческому самоопределению и самовыражению в соответствии с идеалом красоты общества. 31% (высокий уровень) не теряют мотивацию, видят в вокальной деятельности свою реализацию как вокалиста-исполнителя, 19 % из исследуемой группы подростков не способны проявить эстетическо-творческие, эстетическо-ценностные, эстетическо-мотивационные сферы личности средствами вокального искусства. Результаты диагностического исследования подростков показали необходимость разработки и реализации комплекса педагогических условий эстетического воспитания подростков в процессе обучения вокальному исполнительству в условиях дополнительного образования.
Литература:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 2013. 432 с.
2. Алиев Ю.Б. Музыка. Методика и дидактика (Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе): учебник. М.: Русское слово, 2019. 512 с.
3. Доронина М.В. Педагогические инновации в области музыкального и художественно-эстетического воспитания в 70-е годы XX века // Вестник Омского государственного педагогического университета. Омск, 2019.№ 2 (23). С. 106-109.
4. Иванова Л.Н. Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Казань, 2013. № 1. С. 97-101.
5. Клабукова А.В. Пути формирования исполнительского мастерства вокалистов в ВУЗАХ на основе деятельностного подхода // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Москва. 2018.№ 3(83) с. 182-193.
6. Коробейников А.В. Вокальное искусство как средство эстетического воспитания детей // От идеи -к инновации: материалы XXV Юбилейной междунар. студ. науч.-практ. конф. Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2018. В 3 ч. Ч. 1,Ч. 2. 265 с.
7. Лупандина Е.А. Роль вокального искусства в эстетическом воспитании современного ребенка // Современные научные исследования и разработки. Астрахань: Научный центр «Олимп», № 6(6) 2016. с. 337-341.
8. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки. - 2-е изд. Москва: Композитор, 2016. 630 с.: ноты, схема; 23 см.
9. Овсянникова О.А. Диагностика педагогического стиля преподавания вокала в вузе // Научно-педагогическое обозрение. Томск. № 1 (7). 2015. С. 51-58.
10. Петрунина М.А. Формирование эстетического вкуса младшего школьника средствами вокально-хорового пения: учебное пособие. Оренбург: ООО Типография Агентство «Пресса», 2019. 51 с.
11. Пивницкая О.В. Особенности интонирования в современном эстрадном вокале: исторический и педагогический аспекты // Музыкальное искусство и образование. Москва, № 3. 2014. С. 127-133.
12. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учебное пособие для ВУЗОВ. М.: ВЛАДОС, 2001. 320 с.
13. Попов Е.С. Изучение уровня нравственно-эстетического воспитания трудных подростков в системе дополнительного образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. Тольятти, 2015. № 1(20). с. 154-157.
14. Сухова Л. Г. Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (19-20 мая 2016). Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. 312 с.
15. Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей. М., Пресса. 2014. 156 с.
16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 355 с.
17. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. Таганрог, 2014. С. 201-205.
18. Чуйкова А.Б. Вокальное искусство как средство формирования эстетического вкуса ребенка // Научные исследования и разработки 2018. XXXIV Международная научно-практическая конференция. М.: Издательство «Олимп», 2018. 533 с.