Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике'

Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3044
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC PERCEPTION / AESTHETIC SENSES / AESTHETIC NEEDS / AESTHETIC IDEALS / AESTHETIC JUDGMENT / AESTHETIC OPINIONS / AESTHETIC CONVICTIONS / AESTHETIC ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емелина Т.В., Касаткина Н.Э.

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания школьников в современных условиях, осуществляется обзор нормативных документов, регламентирующий различные подходы к организации воспитания. Обобщается опыт работы педагогов в реализации социально-значимого проекта «Школьная филармония», который направлен на раскрытие творческого потенциала обучающихся, основанный на региональном компоненте. Авторами осуществлена попытка обобщения опыта работы по организации опорно-методической площадки «Система работы по эстетическому воспитанию в рамках взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС». Раскрываются понятия «эстетика», «эстетическое воспитание школьников», выявляются устойчивые мотивы, потребности и предпосылки формирования эстетической воспитанности в реалиях сегодняшней динамично развивающейся действительности. Обоснована необходимость формирования эстетического отношения ученика к действительности, его представления о прекрасном и безобразном, о возвышенном и низменном, о трагическом и комическом, возникающие в процессе освоения учеником окружающего мира. В статье приводятся результаты интеграции основного и дополнительного образования для всестороннего раскрытия творческого потенциала ученика, прописаны методы организации системно-деятельностного подхода в вопросах воспитания и реализации социально-значимого проекта «Школьная филармония» как формы социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Aesthetic Education of Junior Schoolchildren in the Pedagogical Practice

The authors of the article consider the problem of aesthetic education of schoolchildren in modern conditions, carry out a review of normative documents regulating various approaches of the educational organization. The experience of the work of teachers is generalized in the implementation of the socially important project “School Philarmonic,” which is aimed at the disclosure of the creative potential of students, based on the regional component. The authors have made an attempt to summarize the experience of work in the organization of methodical platform “The system of work on aesthetic education within the framework of interaction of general and additional education in conditions of implementation of the federal state educational standard.” The notions such as “aesthetic,” “aesthetic education of schoolchildren,” stable motives, needs and conditions of formation of aesthetic education in today’s dynamically developing reality are revealed in this article. The article substantiates the necessity of formation of aesthetic relation of a student to reality, his notion of the beautiful and the ugly, the sublime and the low-lying, the tragic and the comic, arising in the process of understanding the world. The article presents the results of integration of general and additional education for full disclosure of creative potential of a student, approaches to organization of system-activity approach in matters of education and implementation of the socially important project “School Philarmonic” are prescribed in it as a form of the social interaction.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике»

УДК 37

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Емелина Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «СОШ № 5», аспирант, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: emelinatv@mail.ru

Касаткина Наталья Эмильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: kasatkina@kemsu.ru

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания школьников в современных условиях, осуществляется обзор нормативных документов, регламентирующий различные подходы к организации воспитания. Обобщается опыт работы педагогов в реализации социально-значимого проекта «Школьная филармония», который направлен на раскрытие творческого потенциала обучающихся, основанный на региональном компоненте.

Авторами осуществлена попытка обобщения опыта работы по организации опорно-методической площадки «Система работы по эстетическому воспитанию в рамках взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС». Раскрываются понятия «эстетика», «эстетическое воспитание школьников», выявляются устойчивые мотивы, потребности и предпосылки формирования эстетической воспитанности в реалиях сегодняшней динамично развивающейся действительности.

Обоснована необходимость формирования эстетического отношения ученика к действительности, его представления о прекрасном и безобразном, о возвышенном и низменном, о трагическом и комическом, возникающие в процессе освоения учеником окружающего мира. В статье приводятся результаты интеграции основного и дополнительного образования для всестороннего раскрытия творческого потенциала ученика, прописаны методы организации системно-деятельностного подхода в вопросах воспитания и реализации социально-значимого проекта «Школьная филармония» как формы социального взаимодействия.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические идеалы, эстетические суждения, эстетические взгляды, эстетические убеждения, эстетическое отношение.

THE AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE

Emelina Tatyana Vladimirovna, Deputy Director on Educational Work, Municipal Budgetary General Education Institution "Secondary School No. 5," Postgraduate, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: emelinatv@mail.ru

Kasatkina Natalya Emilevna, Dr of Pedagogical Science, Professor, Professor of Interuniversity Department of General and Intercollegiate University Pedagogy, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kasatkina@kemsu.ru

The authors of the article consider the problem of aesthetic education of schoolchildren in modern conditions, carry out a review of normative documents regulating various approaches of the educational organization. The experience of the work of teachers is generalized in the implementation of the socially important project "School Philarmonic," which is aimed at the disclosure of the creative potential of students, based on the regional component.

The authors have made an attempt to summarize the experience of work in the organization of methodical platform "The system of work on aesthetic education within the framework of interaction of general and additional education in conditions of implementation of the federal state educational standard." The notions such as "aesthetic," "aesthetic education of schoolchildren," stable motives, needs and conditions of formation of aesthetic education in today's dynamically developing reality are revealed in this article.

The article substantiates the necessity of formation of aesthetic relation of a student to reality, his notion of the beautiful and the ugly, the sublime and the low-lying, the tragic and the comic, arising in the process of understanding the world. The article presents the results of integration of general and additional education for full disclosure of creative potential of a student, approaches to organization of system-activity approach in matters of education and implementation of the socially important project "School Philarmonic" are prescribed in it as a form of the social interaction.

Keywords: aesthetic education, aesthetic perception, aesthetic senses, aesthetic needs, aesthetic ideals, aesthetic judgment, aesthetic opinions, aesthetic convictions, aesthetic attitude.

Образование подрастающего поколения является одним из главных ресурсов нашей страны, который послужит гарантом ее национальной безопасности и развития в ближайшем будущем. Основы духовно-нравственного, физического, интеллектуального потенциала закладываются и формируется именно в школе. Школа как образовательная организация - важнейшее звено в формировании, становлении и развитии грамотной, духовной и интеллектуальной эстетически воспитанной личности.

В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение сущности понятия «эстетическое воспитание школьников»: выявление у учащихся школы устойчивых мотивов, потребностей и предпосылок формирования эстетической воспитанности в реалиях сегодняшней динамично развивающейся действительности.

В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных организаций с учетом меняющейся нормативно-правовой базы: переход на ФГОС, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

Данные нормативные документы требуют от образовательной организации внедрения в работу новых форм урочной и внеурочной деятельности школьника, а также глубокой интеграции основного и дополнительного образования, направленной на формирование у школьника «Базовых национальных ценностей». Особое место отводится преподаванию изобразительного искусства,

музыки, мировой художественной культуры, хореографии, медиаобразованию, организации проектной деятельности, разработке факультативных курсов эстетической направленности, деятельности творческих объединений, которые занимаются эстетическим образованием учащихся.

В литературе эстетика (греч. агсб^ико^ -чувствующий, чувственный, от аíc9nца - чувство, чувственное восприятие) представлена как наука о чувственном познании, постигающем, создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Отсюда, это наука о становлении и развитии человеческой чувственности, основным предметом изучения которой является эстетическое знание и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (наряду с прекрасным - возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т. д.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении [5].

А потому мы считаем, что основы эстетического воспитания заключаются в развитии эстетического отношения к миру школьника через эмоционально-чувственную сферу его личности. Эстетическое отношение человека определяется как «процесс возрастающего, совершенно чувственного взаимодействия человека с миром, в котором он не только переживает, но и познает, а также преобразует в соответствии с идеалом себя и окружающей его действительности» [4]. Эстетическое развитие личности проявляется в изменениях её сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сферы, отдельных поступках и поведении человека в целом.

В основе эстетического отношения человека к действительности лежат его представления о прекрасном и безобразном, о возвышенном и низменном, о трагическом и комическом, которые возникли в процессе освоения человеком окружающего мира «по законам красоты». Эти представления проявляются в его эстетических взглядах, их толкование обусловлено сформированностью эстетического идеала, эстетических оценок и эстетических вкусов. Все это обуславливает содержание эстетического сознания, эстетических чувств и эмоций, форм поведения, в которых проявляется эстетическое отношение к миру [4].

Учитывая тот факт, что в настоящее время ярко проявляются противоречия в сфере воспитания школьников, решение вопроса об их эстетической воспитанности, как результата эстетического воспитания, зависит от знания теоретических и практических аспектов эстетического воспитания педагогами и родителями в тесном сотрудничестве. Для организации системно-деятель-ностного подхода в образовании и воспитании школьников реализуется социально значимый проект: «Школьная филармония "С любовью к Родине"» - как форма социального взаимодействия, направленная на раскрытие творческого потенциала обучающихся, основанная на региональном компоненте.

Участники проекта через реализацию своего творческого потенциала воплощают в жизнь приоритетные идеи, реализующиеся в России, такие как воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание, формирование безграничной любви к Родине и гордость за её славное героическое прошлое, изучение исторического прошлого и культурного наследия региона.

Цели проекта:

1. Воспитание подрастающего поколения на примерах военно-исторического прошлого Кузбасса.

2. Формирование у учащихся гордости за свой край, уважения к истории и традициям региона.

3. Реализация творческого потенциала учащихся посредством их самовыражения в серии концертных выступлений и встреч со слушателями.

Задачи проекта:

1. Активизировать информационно-просветительскую и поисково-исследовательскую деятельности.

2. Сформировать у учащихся умение работать с материалами военно-патриотической направленности.

3. Укрепить связи между поколениями и передать опыт от ветеранов к школьникам.

4. Создать на базе школы культурную среду для раскрытия творческого потенциала школьников.

5. Установить прочные связи между школой и жителями микрорайона.

6. Организовать совместную творческую деятельность школьников и их родителей и др.

Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что это - проявление творческой инициативы учащихся, их желание реализовать себя, в результате которого происходит формирование и укрепление духовно-нравственных основ личности, гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и семье.

Реализация проекта осуществляется посредством планомерных, систематических встреч творческого коллектива «Школьной филармонии» и постоянных слушателей в рамках разработанного репертуара на год. Мероприятия проходят в разной форме: творческие гостиные, музыкально-литературные композиции, творческие встречи, концерты-викторины и т. д. - в зависимости от тематики. Участники «Школьной филармонии» разрабатывают сценарии творческих встреч, разучивают их, а затем в соответствии с графиком выступают.

Все концертные программы «Школьной филармонии» включены в план воспитательной работы образовательной организации. Имеется предварительная договоренность о проведении творческих встреч, составлен репертуарный план. Участники «Школьной филармонии» подготавливают концертное выступление, оповещают об этом будущих слушателей, посредством изготовления афиш.

Проект «Школьная филармония "С любовью к малой Родине"» реализуется инициативной группой учащихся школы (21 человек) и хора

(30 человек), при поддержке родителей и учителей. Обязанности по реализации проекта распределены таким образом, что каждый участник имеет свою должность и функции:

Директор и художественный руководитель (руководитель группы, воплотитель идей).

Администратор-режиссёр (написание и реализация сценариев, связь с общественностью).

Рекламная группа (разработка и распространение афиш).

Заведующий художественной частью (сохранность концертного инвентаря и костюмов).

Артисты (актеры, чтецы).

Певцы.

Хор.

Рабочий план реализации проекта включает:

- Литературно-музыкальную композицию «Дети, опаленные войной», посвященную Дню памяти жертв фашизма.

- Музыкально-литературную композицию: «В бой не за орденами шли...», посвященную И. А. Григорьеву, ветерану Великой Отечественной войны, который на протяжении 40 лет сотрудничает со школой и является активным участником всех школьных мероприятий, а также выпускником Кемеровского военно-пехотного училища.

- Музыкально-литературную композицию «Равнение на героя», посвященную Иванову Сергию Викторовичу, выпускнику школы, погибшему в Афганистане и получившему звание Героя Советского Союза посмертно.

- Концерт, посвященный юбилею Кемеровской области «Кузбасс - частица России».

- Литературно-музыкальную композицию «Жизнь героя не знает предела.», посвященную памяти Д. М. Карбышева.

- Литературно-музыкальную композицию «Герой нашего времени» ко дню памяти Героя

Советского Союза Геннадия Ивановича Красиль-никова.

- Литературно-музыкальную композицию «Все для фронта, все для победы», посвященную фронтовым солдатским будням Великой Отечественной войны и труженикам тыла г. Кемерово.

Для реализации проекта организованы репетиции, подготовлены декорации, сценарии.

Проект реализовывался с 2007 года ежегодно, в связи с этим накоплен и обобщен педагогический опыт работы с учащимися школы на основе регионального компонента.

На базе МБОУ «СОШ № 5» г. Кемерово в 2014 году была открыта опорно-методическая площадка «Система работы по эстетическому воспитанию в рамках взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС», где педагоги предметов эстетичного цикла, а также педагоги дополнительного образования обобщали свой педагогический опыт и активно делились своими наработками с педагогами региона. По итогам работы опорно-методической площадки подготовлен к печати сборник методических материалов по эстетическому воспитанию младших школьников, включающий в себя методические рекомендации, разработки классных часов и внеклассных мероприятий. Особое внимание уделяется интеграции общего и дополнительного образования.

Мы считаем, что эстетическое воспитание школьников - это залог успешного развития всей системы образования, так как результатом работы является гармонично развитая личность, способная активно реализовывать себя в динамично развивающемся мире, вобравшая в себя ценности, накопленные предыдущими поколениями, и способная ценить и создавать «прекрасное» в своей собственной жизни самостоятельно.

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

2. Лейтес Н. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.phpaid=1633.

3. Любимова Ю. С., Буткевич В. В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл. - Минск: Пачатковая школа, 2008. - 114 с.

4. Солодова Г. Г., Климова Н. А. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учеб. пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 45 с.

5. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 96 с.

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902349880 (дата обращения: 15.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.