Научная статья на тему 'Вокальная подготовка актёра в процессе обучения в вузе'

Вокальная подготовка актёра в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
750
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокал / вокальное образование / вокальное искусство / театр / театральное искусство / обучение вокальному искусству в вузе / vocal / vocal education / vocal art / theater / theatrical art / vocal art training in high school.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екатерина Игоревна Васильева

Данная статья посвящена поэтапному процессу обучения и формирования фундаментальных компетенций вокального исполнительства у студентов направления «Театральное искусство». Подчёркивается острая потребность в оптимизации театрального образовательного процесса и внедрения новых подходов к преподаванию цикла вокальных дисциплин. По мнению автора, успешное формирование компетенций в области вокального искусства будет реализовано только при условии активизации образного мышления, воображения, музыкально-стилевых и театрально-образных представлений, регулярного обогащения эстетического, познавательного опыта. Автором представлена и апробирована педагогическая модель поэтапного вокального воспитания студентов в области театрального искусства с учётом их профессиональной специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Екатерина Игоревна Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL EDUCATION OF A PROFESSIONAL ACTOR IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This article is devoted to the step-by-step process of training and formation of fundamental competences of vocal performance of students of the direction "Theatrical art". The article considers the urgent need to optimize the theatrical educational process and the introduction of new approaches to teaching the cycle of vocal disciplines. According to the author, successful formation of competences in the field of vocal art will be realized only on condition of activation of imaginative thinking, imagination, musical-stylistic and theatrical-figurative representations, regular enrichment of aesthetic, cognitive experience. Author presents and tested pedagogical model of step-by-step vocal education of students in the field of theatrical art taking into account their professional specifics.

Текст научной работы на тему «Вокальная подготовка актёра в процессе обучения в вузе»

ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АКТЁРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10408

Екатерина Игоревна ВАСИЛЬЕВА,

старший преподаватель кафедры музыкального образования Института искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия

e-mail: Ekaterinaprokhorova1993@mail.ru

Данная статья посвящена поэтапному процессу обучения и формирования фундаментальных компетенций вокального исполнительства у студентов направления «Театральное искусство». Подчёркивается острая потребность в оптимизации театрального образовательного процесса и внедрения новых подходов к преподаванию цикла вокальных дисциплин. По мнению автора, успешное формирование компетенций в области вокального искусства будет реализовано только при условии активизации образного мышления, воображения, музыкально-стилевых и театрально-образных представлений, регулярного обогащения эстетического, познавательного опыта. Автором представлена и апробирована педагогическая модель поэтапного вокального воспитания студентов в области театрального искусства с учётом их профессиональной специфики.

Ключевые слова: вокал, вокальное образование, вокальное искусство, театр, театральное искусство, обучение вокальному искусству в вузе.

VOCAL EDUCATION OF A PROFESSIONAL ACTOR IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Ekaterina I. Vasilyeva, senior teacher of the Department of music education, the Institute of Arts and art Education, the Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovykh, Vladimir, Russia

e-mail: Ekaterinaprokhorova1993@mail.ru

This article is devoted to the step-by-step process of training and formation of fundamental competences of vocal performance of students of the direction "Theatrical art". The article considers the urgent need to optimize the theatrical educational process and the introduction of new approaches to teaching the cycle of vocal disciplines. According to the author, successful formation of competences in the field of vocal art will be realized only on condition of activation of imaginative thinking, imagination, musical-stylistic and theatrical-figurative representations, regular enrichment of aesthetic, cognitive experience. Author presents and tested pedagogical model of step-by-step vocal education of students in the field of theatrical art taking into account their professional specifics.

Keywords: vocal, vocal education, vocal art, theater, theatrical art, vocal art training in high school.

Необходимость оптимизации театрального образовательного процесса и внедрения в него новых подходов к преподаванию цикла вокальных дисциплин настоятельно требует разработки сбалансированной

системы музыкального воспитания актёра, позволяющей продуктивно освоить навыки вокального исполнительства, а также её методологического обоснования.

Отметим, что на протяжении XVШ-XX веков компоненты вокального воспитания профессионального актёра занимали важное место в русской театральной педагогике. Художественная природа русского актёра всегда отличалась особой музыкальностью, что во многом и определило вектор развития русского театра. В связи с этим предметы музыкального воспитания нередко входили в перечень обязательных дисциплин многих профильных образовательных учреждений. Сохранилась тенденция и в наши дни. Ведь в современном социокультурном сценическом пространстве востребованы и популярны как драматические, так и музыкальные спектакли, требующие от артиста наличия профессиональных компетенций не только в области актёрского мастерства и драматургии художественного образа, но и вокального исполнительства. В связи с этим возникает ряд вопросов: какое значение имеет и какое место в современной профессиональной театральной среде занимает вокальное исполнительство? Какова специфика вокального воспитания актёра в рамках образовательного процесса в наше время?

К вопросу обучения вокальному искусству актёра обращались многие именитые театральные и вокальные педагоги XX столетия. Так, закономерности вокального искусства в области музыкального театра были открыты и сформулированы К. С. Станиславским. Изучив законы построения музыкальной драматургии и оперного спектакля, он разработал метод работы театральной школы в жанре оперной вокальной музыки. Эффективность его метода работы была подтверждена и полностью апробирована на его оперных спектаклях. И сегодня метод К. С. Станиславского является одним из основополагающих образцов: «Теперь я понял многое в опере и перенёс это в драму. А пока я увлекался оперой ради драмы, я успел полюбить саму оперу. Я понял, что и драму трудно будет двигать дальше, если не понять некоторых законов музыки, гармонии, ритма, темпа. Слово, чувство фразы, чувство музыкальности речи — всё это великолепно раскрывает опера» [3, с. 80].

Особенности классической вокальной подготовки актёров на базе высших образовательных учреждений исследовали: Ю. С. Удалов — профессор, заслуженный работник культуры РФ, автор учебного пособия по сольному пению для театральных и музыкальных вузов (Российская академия музыки имени Гнесиных), Б. В. Окулова — профессор, заслуженная артистка РФ, создатель учебного пособия «Вокальное воспитание драматического актёра» (Ярославский государственный театральный институт), многие другие.

Таким образом, сегодня задача обоснования системы вокального воспитания студентов в области театрального искусства с учётом их профессиональной специфики является актуальной для высшего профессионального театрального образования. На наш взгляд, решение данной задачи должно исходить из научно-методического обоснования, осмысления и практической апробации процесса воспитания студента в области театрального искусства с учётом известных вокальных методик и индивидуально разработанного плана обучения для каждого студента. При этом мы считаем, что успешное формирование компетенций в области вокального искусства возможно только при условии активизации образного мышления, воображения, музыкально-стилевых и театрально-образных представлений, регулярного обогащения эстетического, познавательного опыта студентов.

Это предположение подтверждается опытом работы со студентами направления «Театральное искусство» в Институте искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Эта работа нацелена на формирование комплекса профессиональных компетенций в области вокального искусства у будущих актёров: знаний по теории, владения профессиональной вокальной техникой эстрадного вокала, чистой интонацией, навыками звуковедения в рамках сформированной структуры учебного процесса.

Являясь единственным образовательным учреждением во Владимирской области, осуществляющим профессиональную подготовку кадров высшей квалификации по различным направлениям образовательных программ в области культуры и искусства, Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых с 2002 года осуществляет обучение и воспитание специалистов в области театрального искусства на основе комплекса базовых и вариативных профильных учебных дисциплин, а также углублённой практико-ориен-тированной подготовки на базовых кафедрах института: Владимирского академического областного драматического театра и Владимирской областной филармонии.

В рамках модернизации образовательных программ направления «Театральное искусство» в 2019-2020 учебных годах здесь впервые в образовательном пространстве региона была разработана и успешно апробирована образовательная программа учебной дисциплины «Сольное исполнительство, вокал».

Отметим, что преподавание дисциплин вокального цикла для студентов направления «Театральное искусство» имеет ряд особенностей, которые нашли отражение в авторской программе, разработанной нами для

формирования знаний и навыков в вокальном искусстве у студентов данного направления на протяжении всего периода обучения. Рассмотрим некоторые элементы данной программы.

Овладение мастерством вокального исполнительства у студентов первого курса начинается с выявления уровня начальной вокальной подготовки, которая, как правило, отсутствует у подавляющего большинства первокурсников. Поэтому в рамках первого года обучения акцент сделан на освоении студентами знаний об основах элементарной теории музыки. Опираясь на учебно-методическое пособие В. А. Вахромеева «Элементарная теория музыки», изучается физическая основа музыкального звука и его свойства, музыкальная система: звукоряд и его ступени, энгармонизм и альтерация звуков, обозначение звуков по буквенной системе, тон, полутон и их разновидности, нотное письмо, ключи, длительности и их обозначения.

Освоение знаний элементарной теории музыки дополняется исполнительской практикой. Отметим, что для этого существуют различные вокальные методики (Л. Б. Дмитриева, А. В. Карягиной, О. и Э. Ховард и других), основной целью которых является создание условий, обеспечивающих музыкальное развитие обучающихся, реализацию их возможностей, воспитание эмоционально-чувственной сферы, единство вокальной техники художественного процесса. Однако в процессе вокального воспитания актёра, на наш взгляд, наиболее адекватной является методика вокального воспитания, разработанная американским педагогом, актёром и певцом Сетом Риггсом и представленная им в учебно-методическом пособии по эстрадно-джазовому вокалу «Как стать звездой»: пение в речевой позиции, столь привычное для рабочей позиции актёра, это главная составляющая данной методики.

Приступая к практическим занятиям, студенты знакомятся с основными принципами работы голоса. Для этого необходимо привести гортань в удобное состояние, при котором она не будет двигаться, а внешние мышцы будут расслаблены. Такое положение характерно для разговора в тихой удобной манере, когда внешние мышцы не участвуют в работе гортани, она остаётся в относительно стабильном, или, как мы это называем, речевом положении. Это положение, или позиция, является идеальным для пения. Далее работаем над дыханием. От него зависит длительность, сила звука и его тембральная окраска, поэтому певческое дыхание должно быть глубоким нижнерёберным, вдох и выдох - полноценными и плотными, фундаментально подкреплёнными диафрагменной мышцей. На первом этапе работы обязательными упражнениями считаем дыхательную гимнастику.

Овладение тремя видами музыкальной атаки: твёрдой, мягкой и придыхательной, входит в перечень основных задач студента первого

курса. Атака звука - способ голосоведения при пении. При твёрдой атаке необходимо сконцентрироваться, петь в силовой манере. При мягкой — расслабленно, мягко, нежно, иногда даже «плаксиво», во время придыхательной — звук наполнен большим объёмом воздуха. К середине второго семестра первого года обучения осваиваем малую (лёгкую) форму музыкального произведения — вокализ, беря за основу учебное пособие «Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано» В. Ровнера. Используя нотную партитуру, с учётом приобретённых навыков в области элементарной теории музыки, работаем над звукоизвлечением, голосоведением, короткой и длинной фразировкой музыкальной фразы, чёткой артикуляцией, импровизацией. «Музыкальная импровизация - самый древний вид музыкального искусства, с которой началась история музыки» [2, с. 95].

В рамках обучения второго и третьего курсов акцент сделан на освоении специфики вокального исполнения музыкальных стилей и жанров — «системы концепций, образов и средств воплощения, возникающей на определённой социально-исторической почве и связанной с определённым мировоззрением» [6, с. 16]. Второй год обучения погружает студента в особенности вокального исполнения в жанре романса, баллады и русской протяжной песни, третий - в особенности исполнительской практики джазовой, блюзовой, рок-н-ролльной культуры и рок-музыки. Несомненно, работая в том или ином вокальном жанре, студент знакомится с жанровыми особенностями и спецификой вокальных приёмов, характерных для того или иного жанра.

Работа над музыкальным произведением со студентами театрального направления очень кропотлива и отличается от работы с профессиональным вокалистом. Определив музыкальное произведение в том или ином жанре, анализируем композицию в целом:

1. Подбираем подходящую тональность.

2. Проясняем структуру, штрихи и ритмические рисунки темы.

3. Разбираем мелодию.

4. Погружаемся в художественный текст.

На наш взгляд, возможность филигранного создания и тончайшего проживания сценического образа посредством языка музыки — это уникальная, отличительная особенность поющего актёра. Именно музыкальная палитра придаёт исполнителю чувство внутренней свободы и вдохновения, уверенности в себе. Учитывая индивидуальные способности и природные данные каждого студента, обозначим профессиональные показатели, характеризующие уровень освоения вокального произведения у студента:

1. Правильная постановка голосового аппарата, речевая позиция.

2. Верное звукоизвлечение, нижнерёберное дыхание.

3. Чистота интонирования, чёткая артикуляция.

4. Знание музыкального и художественного текста.

5. Вокальная техника, понимание стиля.

Согласно вышеперечисленным критериям оценки проверяем в течение каждого семестра качество усвоения полученных практических и теоретических знаний в данной области, уровень и степень освоения профессиональных компетенций. В зависимости от курса и учебного семестра структура и вокальная фактура музыкальных произведений, а также распевающих упражнений усложняется.

Четвёртый курс вокального воспитания актёра — итоговый этап, закрепляющий приобретённые им знания и навыки в области вокального исполнительства. На наш взгляд, вокальные компетенции, полученные за весь период обучения, будут полноценно раскрыты, и, в свою очередь, фундаментально подкрепят актёрскую фактуру, существуя в музыкально-театральных жанрах: мюзикл и рок-опера. «Артист музыкального театра - это не просто певец и актёр. В нём должны органически сочетаться музыкально-вокальные данные и навыки с актёрскими данными и навыками, со способностью существовать на сцене» [3, с. 82].

На примере следующих арий: «Memory» («Cats»), «Belle» («Notre-Dame de Paris»), «Aimer» («Romeo and Juliette»), Ария Сальери («Mozart. Opera rock»), Ария Звезды («Звезда и смерть Хоакина Мурьетты»), «Я тебя никогда не забуду» («Юнона и Авось»), «Кто ты?» («Монте Кристо») и многих других, студент знакомится с историей создания того или иного мюзикла и рок-оперы, проводя вокальную работу над произведением, его музыкальной и художественной сторонами.

Отметим, что в течение пяти лет практической преподавательской деятельности в Институте искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых нами были успешно апробированы методы работы с профессиональным вокалистом в области эстрадно-джазового вокала. Однако внедрение сферы вокального образования в структуру высшей профессиональной подготовки по направлению «Театральное искусство» позволило взглянуть на предмет вокального воспитания совершенно иначе, а именно - с позиции актёрской профессии. Несмотря на то, что в процессе подготовки будущих актёров дисциплина «Сольное исполнительство, вокал» занимает довольно скромное место и осуществляется раз в неделю, значение данного курса велико, в первую очередь для самих студентов.

Обобщая педагогический опыт вокального воспитания студентов в области театрального искусства с учётом их профессиональной специфики, можно сделать вывод о том, что разработка сбалансированной системы музыкального воспитания актёра, позволяющая эффективно освоить

навыки вокального исполнительства, должна строиться с учётом певческих способностей и фактуры артиста, а приобретённые умения в области вокального искусства должны дополнять творческую палитру актёра, расширять его творческие возможности и воображение: «Творческое музыкальное воображение - "слуховое" воображение, определяет специфику профессии, подчиняется общим законам развития воображения» [8, с. 258].

Внедрение предмета «Сольное исполнительство, вокал» в образовательный процесс студентов направления «Театральное искусство», с учётом сформированной систематизированной модели обучения, безусловно, расширяет их творческий потенциал, повышает музыкально-интеллектуальный уровень. При условии активизации образного мышления, воображения, музыкально-стилевых и театрально-образных представлений, регулярного обогащения эстетического, познавательного опыта у студентов формируется комплекс профессиональных компетенций в области вокального искусства, куда входят знания в области элементарной теории музыки, владение профессиональной вокальной техникой (речевой позицией, нижнерёберным дыханием, правильным голосоведением, чёткой артикуляцией и другие). Действительно, вокальное воспитание это тот важный пласт художественного образования студента-актёра, который поможет правильно сориентировать его в целях дальнейшего профессионального развития. Считаем, что предметы, связанные с вокальным обучением будущих театральных актёров и педагогов, имеют большое значение в комплексной подготовке специалистов и должны быть встроены в систему профессиональной подготовки, с возможностью включения вокальных тренингов в регулярные рейтинговые проверки для целенаправленного и качественного развития речеголосового аппарата будущих специалистов в области театрального искусства.

Литература

1. Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра : пер. с франц. / сост. и вст. ст. В. И. Максимова, комм. В. И. Максимова и А. Ю. Зубкова. — Санкт-Петербург, Москва : Симпозиум, 2000. — 443 с.

2. Баташев А. Советский джаз : Исторический очерк / под ред. и с предисл. А. В. Медведева. — Москва : Музыка, 1972. - 175 с.

3. Бельская Е. В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 071301 — «Народное художественное творчество». - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2013. — 159 с. : ил.

4. Вахрамеев В. А. Элементарная теория музыки. - 3-е издание. - Москва : 1961. — 244 с.

5. Карягина А. В. Джазовый вокал : Практическое пособие для начинающих. —2-е издание, стер. — Санкт-Петербург : Лань; Планета музыки, 2011. — 48 с.: нот. (+CD). — (Мир культуры, истории и философии).

6. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. - Москва , 1960.

7. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. — Москва : АРТ, 2008. — 490 с.

8. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды : в 2 томах. — Москва, 1985. — 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.