Научная статья на тему 'Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков'

Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Л. Н.

В статье раскрывается одно из условий эффективности музыкально-эстетического развития подростков средствами вокально-сценической деятельности в системе дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков»

УДК 14.43.43

Л.Н.Иванова

СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье раскрывается одно из условий эффективности музыкально-эстетического развития подростков средствами вокально-сценической деятельности в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: музыкально-эстетическое развитие, вокально-сценическая деятельность;

педагогическое условие, дополнительное образование; музыкально-эстетическая культура.

Ivanova L. N. The creation of cultural and aesthetic environment is as one of the pedagogical conditions of musical aesthetic development of teenagers by means of vocal and stage career in the additional education.

The article is about a condition of the effectiveness of musical and aesthetic development of teenagers by means of vocal and theatrical activities in the additional education.

Key words: musical and aesthetic development, vocal, and theatrical activity, pedagogical conditions, additional education, musical and aesthetic culture.

Музыкально-эстетическое развитие подростка средствами вокально сценической деятельности в учреждениях дополнительного образования требуют постоянного совершенствования организации процесса формирования музыкально-эстетической культуры как системы, в которой системообразующим элементом является реализация комплекса педагогических условий эффективности музыкально-эстетического развития.

В философском энциклопедическом словаре «условие» трактуется как: 1) среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2)обстановка, в которой что-либо происходит [1, с. 98].

В педагогике «условия» чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [2, с.102]. Применительно к исследованию проблемы музыкально-эстетического развития подростка средствами вокально-эстетической деятельности в системе дополнительного образования под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих эффективности этого процесса, реализация которых будет способствовать повышению уровня сформированное™ музыкально-эстетической культуры.

Основной путь решения проблемы музыкально-эстетического развития подростка средствами вокально-сценической деятельности в учреждении дополнительного образования детей - создание педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию структурно-функциональной модели формирования музыкально-эстетической культуры подростка посредством синтеза искусств, как фактора исследуемого процесса.

Анализ литературы по теме исследования, обобщение опыта собственной педагогической деятельности позволили выделить следующие педагогические условия, которые будут способствовать успешному решению задачи музыкально-эстетического развития средствами вокально-сце-нической деятельности в учреждениях дополнительного образования.

К таким условиям мы относим следующие: создание культурно-эстетической

воспитательной среды, позволяющей подростку включаться в самостоятельную музыкальносценическую деятельность по усвоению эстетических ценностей, идеалов; отбор содержания эстетического воспитания с учетом интеграции, синтеза искусств, развивающих эстетическое восприятие подростка; использование личностно-ориентированных методов воспитания, стимулирующих эстетическую направленность подростка на интеллектуально-эмоциональное освоение эстетических ценностей, готовность к музыкально-сценической деятельности.

Реализация первого условия - создание культурно-эстетической воспитательной среды -потребовала от педагога обращения к гуманистически ориентированной концепции воспитания, в основе ко торой сочетаются активная художественная деятельность подростков, усвоение лучших образцов мировой и отечественной культур, свободное творчество, межличностное общение подростков, педагогов, родителей. Субъект-субъектное взаимодействие в рамках культурноэстетической воспитательной среды, основанное на принципах добровольности, общности интересов, равенства, полезности, обеспечивало интегративное влияние на личность каждого

подростка, его музыкально-эсте-тические взгляды, убеждения, идеалы, инициировало высоконравственные поведение и поступки.

Рассмотрим программу подростковой вокально-сценической студии «ВЕТЕР ЮНОСТИ», комплексная деятельность которой может быть отражена в реализации структурнофункциональной модели музыкально-эстетического развития подростков средствами вокальносценической деятельности в учреждении дополнительного образования, при помощи апробированных нами условий в процессе опытно-экспериментальной работы. Дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образо-вательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [3, с.2].

В вокально-сценической студии «Ветер юности» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на подростков, индивидуальный подход, влияние на каждого подростка коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (8-10 человек), и каждый пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольно-сценическом.

Вокальная студия «Ветер юности» специализируется на курсе «Эстрадное вокальное мастерство». Новизна и отличительная особенность программы студии заключена в начальной профессиональной ориентации подростков на протяжении изучения данной программы через погружение в вокально-сценическую деятельность для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области искусства.

Целью программы студии является создание необходимых условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса «Вокально-сценическое мастерство», раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в подростке путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокально сценическое искусство. Основные задачи, которые ставила перед собой программа студии, следующие: развитие и постановка голоса на основе традиций мирового вокального мастерства; изучение теоретических понятий и приобретение практических навыков, необходимых для овладения вокальносценическим мастерством (работа в студии и на сцене); изучение классических, современных, народных и авторских произведений; привитие навыков сценической этики; сценическо-эстетическое оформление концертных номеров.

Студия «Ветер юности» делится на 2 группы: группа начального обучения и группа совершенствования.

На начальном этапе обучения подростки получают необходимые теоретические понятия и практические навыки, позволяющие им добиваться самореализации и, перейдя в группу совершенствования, ставить перед собой более высокие задачи, выполняющиеся на новом этапе студийного образования. Основными компонентами успешного овладения вокальносценическими навыками в процессе сольного обучения являются: чистое интонирование, выразительность исполнения произведения учащимся, умение работать с микрофоном, умение держаться на сцене.

Инвариантная часть специализации - работа с ансамблем предусматривает развитие навыков ансамблевого пения в малой вокальной форме (дуэт, трио, квартет) и большой вокальной форме (смешанный разновозрастной ансамбль, мюзикл). При ансамблевом исполнении подростки должны овладеть навыком, сознательно слышать и слушать свою партию и партию партнёра, сочетая в совместном пении силу и характер звучания и сценического исполнения. При этом у них формируются более сложные слуховые представления -гармонический слух, который соответственно расширяет и обогащает слуховые навыки подростков.

Итоги реализации программы: участие во вне учебных и городских концертах и мероприятиях; участие в городском фестивале детского творчества «Радуга талантов», «Созвездие»; участие в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся в студии, которые находят своё отражение в индивидуальных творческих характеристиках, заполняющихся руководителем ежегодно и позволяющих отслеживать творческое, музыкальноэстетическое и психологическое развитие подростков и ставить правильные индивидуальные задачи для работы.

Общими задачами программы являются:

образовательные: овладевать знаниями, умениями и навыками элементарных основ вокально-сценического исполнительства; углублять музыкально-теоретические знания для обеспечения безотрывности индивидуально-вокального образовательного процесса.

воспитательные: формировать устойчивый интерес к вокально-сценической

деятельности; воспитывать интерес и любовь к вокально-сценическому искусству; воспитывать творческую волю, целеустремлённость.

развивающие: выявлять и развивать певческие задатки подростков и создавать такой режим жизнедеятельности голосового органа, в условиях которого могли бы наилучшим образом проявляться певческие задатки каждого обучающегося; развивать у подростков музыкальные способности (музыкальную память, музыкальный слух, чувство ритма), эстетические чувства и понимание прекрасного; развивать музыкально-слуховые представления - основу обучения навыкам пения; развивать музыкально-исполнительские и вокально-сценические навыки -чистоту интонации, ансамблевость в пении, интонационный строй; развивать интеллектуальный потенциал личности подростка.

Программа студии строится на принципах:

-постепенности, последовательности овладения вокальным, сценическим, речевым мастерством; -единства художественной задачи и вокально-технических средств;

-единства воспитания и обучения, обучения и творческой деятельности подростков, сочетания практической работы с развитием способности подростков воспринимать и понимать вокальные произведения, театральные инсценировки, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и искусстве;

-яркой выраженности познавательно-эстетической сущности вокальной и речевой культуры;

-системы учебно-творческих заданий на основе ознакомления с вокальным, сценическим и речевым видом искусства;

-спирального построения содержания курса путём постепенного расширения и углубления знаний, совершенствования творческих умений и навыков детей от одного уровня к другому;

-направленности содержания программы на активное развитие у подростков музыкальноэстетического, эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д. Авторская идея и новизна данной программы студии заключена:

-в адаптированном подходе программы предмета «Эстрадное вокальное мастерство» в отношении детей младшего школьного возраста и подросткового периода, учёт уровня их психофизических способностей и возможностей к обучению по данному предмету;

- в начальной профессиональной ориентации подростков на протяжении изучения данной программы через погружение в вокально-сценическую среду для формирования нового поколения носителей знаний и умений в конкретной области искусства.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается наглядным примером и демонстрацией); эвристический (проблема формулируется подростками), ими и предлагаются способы её решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. На начальном этапе обучения подростки получают необходимые теоретические понятия и практические навыки, позволяющие им добиваться самореализации и, перейдя в группу совершенствования, ставить перед собой более высокие задачи, выполняющиеся на новом этапе студийного образования.

У подростков в студии формируются музыкально-эстетические взгляды и вкусы; подбор репертуара даёт возможность им высказать на сцене то, что их волнует и тревожит, побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Следует особо отметить, что музыкальное искусство, как яркое выражение чувств, эмоций и настроений, становится областью интересов практически всех подростков [4, с.158].

Работа по курсу «Вокально-сценическое мастерство» приобщает подростков к мировой музыкальной культуре, к сохранению российской национальной музыкальной традиции, подвигает к самостоятельному творчеству, позволяет им выразить свой взгляд на мир.

При работе с подростками учитываются их возрастные и психологические особенности, которые находят своё отражение в индивидуальных творческих характеристиках, заполняющихся руководителем ежегодно и позволяющих отслеживать их творческое и психологическое развитие и ставить правильные индивидуальные задачи для работы [5].

Построение культурно-эстетической воспитательной среды базируется на нескольких положениях:

1.Обучение и развитие не только взаимосвязаны, но и взаимодействуют друг с другом. С одной стороны, музыкальное и сценическое развитие подростков - его уровень и особенности -является важнейшим условием повышения качества усвоения знаний и навыков. С другой стороны, успешное освоение музыкальных знаний и навыков содействует дальнейшему развитию. Это взаимодействие тем целенаправленнее, чем выше качество процесса обучения, чем эффективнее методы обучения. Поэтому огромное внимание должно быть уделено правильно организованному (по содержанию и методам) процессу обучения и перспективности этого обучения для развития.

2. Успешность любой музыкальной или сценической деятельности неразрывно связано с овладением соответствующими умениями и навыками, которые в свою очередь обеспечивают и развитие необходимых для данной деятельности способностей. Здесь снова, но уже в своей специфике, выступает взаимосвязь музыкального обучения и развития. Особое значение имеют отбор и применение таких методов, которые в наибольшей степени содействуют развитию индивидуальных возможностей подростков. Таким образом, правильно организованный процесс музыкального обучения - важнейшее условие для развития музыкальных способностей.

3.Развитие музыкальных способностей - это очень сложный и трудоёмкий процесс. Способности развиваются всегда в сочетании и взаимодействии друг с другом. Основным «ядром» музыкальных способностей является музыкальный слух с его взаимосвязанными компонентами (ладовым чувством, музыкально-слуховыми представлениями, чувством ритма); в основе сценического актёрского мастерства лежит игровая деятельность, которая способствует развитию творческих способностей, поскольку актёрское мастерство само состоит из различных средств воздействия на человека. Также к важнейшим музыкальным способностям относится и музыкальная восприимчивость, отзывчивость на музыку.

Музыкальные и актёрские способности, как составные части искусства в целом в своём развитии связаны с умственной деятельностью (с развитием умственных способностей), а также с формированием памяти, внимания, творческого воображения, воли и т.д.

Однако в этом сложном процессе есть одно звено, которое является ведущим во всём процессе музыкального и речевого развития. Это звено - музыкально-слуховые представления, без которых, ни какая музыкальная деятельность невозможна. Под музыкально-слуховыми представлениями мы понимаем представления о звуко-высотных и ритмических соотношениях звуков. Развитие музыкальных представлений обеспечивает развитие всех музыкальнотворческих способностей. Будучи результатом переработки в человеческом сознании внешних музыкально-слуховых впечатлений и ощущений, эти представления носят несколько обобщённый характер, что позволяет произвольно и планомерно их формировать в процессе обучения.

Формирование музыкально-слуховых представлений органически связано с певческими и речевыми навыками, что на индивидуальных занятиях вокала и культуры речи происходит непрерывное воздействие одних на другие. Музыкально-слуховая сфера развивается интенсивно при использовании правильных приёмов пения и основ классической речевой культуры, чем выше слуховые навыки, тем успешнее идёт процесс овладения вокальными и речевыми навыками.

Все усилия преподавателя направлены на воспитание у подростков вокального слуха, при наличии которого происходит внутренний слуховой контроль функций певческого и речевого аппарата. Вокальный слух способствует установлению взаимосвязи слуха и голоса, эффективно содействует их координации.

Именно на индивидуальных занятиях по вокалу и культуре речи, на групповых занятиях всей студии можно проследить все линии музыкально-творческого развития подростков, начиная с музыкальной восприимчивости на музыку и заканчивая творческим проявлением в исполнении различных музыкальных произведений. Чистое, красивое пение, достаточная координация слуха и голоса, гибкость и подвижность музыкально-слуховых представлений,

свободная импровизационная манера исполнения, органичность в сценическом материале и т.д., так же, как и непрерывное расширение музыкального кругозора и интерес ко всему новому, - всё это входит в единую цель создания культурно-эстетической среды музыкально-творческого развития подростков в процессе обучения навыкам пения и основам актёрского мастерства.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф.Губский, Г.В. Кораблева, ВАЛутченко. - М., 2000. - 575

с.

2. Куприянов, Б.В., Дынина С.А Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. университета им. Н.АНекрасова. - 2001.- № 2. - С. 101-104.

3. Богачева, Ю.В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств / Ю.В. Богачева: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 2007. - 23с.

4. Быкова, О. В. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной детской школе искусств // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 158-159.

5. Терещенко, АП. Музыкальное развитие подростка / АП.Терещенко/ / Семья и школа. - 1989. - №1. - С. 23 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.