Галицкая Татьяна Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент. E-mail:galitaty@yandex. ru
Григорьева Оксана Викторовна - аспирант кафедры педагогики Российского государс т-венного социального университета. E-mail [email protected]
Т. И. Галицкая, О.В. Григорьева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ
Интерактивные методы обучения сотрудников силовых ведомств играют важную роль в повышении профессионального уровня и степени подготовленности к современным условиям работы. Интерактивные методы обучения отличаются гибкостью и склонностью к инновационным процессам. Как правильно заметила Кашко Т.В., «на современном этапе развития образования многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Данные новаторские методики способны упорядочить взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Интерактивные методы обучения для педагогики являются относительно новым направлением, поэтому до сих пор отсутствуют единые четкие инструкции к их применению» [1].
Важным аспектом интерактивных методов обучения является возможность в процессе их использования осуществлять нравственное воспитание сотрудников силовых ведомств: соблюдение служебной этики поведения, норм и правил общения в коллективе. В ряде педагогических исследованиях нравственное воспитание в общем и целом выступает «как процесс сознательного, целенаправленного, систематического воздействия на чувства, взгляды и убеждения личности с целью выработки у нее устойчивых меха-
низмов формирования морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения, нравственной культуры» [2]. Такая позиция заслуживает внимания, поскольку нравственное воспитание сотрудников силовых ведомств направлено на формирование такой культуры мышления и этических воззрений, которые будут отражать патриотизм и заинтересованность в защите государственных и общественных интересов.
Давая определение педагогическим условиями, исследователи имеют различные трактовки и мнения на этот счет. Так, В.И. Андреев пишет, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [3]. Е. В. Яковлев под педагогическими условиями понимает «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» [4]. На наш взгляд, педагогические условия эффективного применения интерактивных методов - это атмосфера познавательного процесса, которая в совокупности с обстоятельствами учебного процесса способствует наиболее эффективному восприятию получаемой педагогической информации. Использование интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке требует учета условий профессиональной деятельности. Одним из элементов этих условий является общение в профессиональной среде. Сотрудники силовых ведомств должны не только уметь рассчитать, спроектировать или построить диалог, но и участвовать в дискуссии, совещании, должны уметь выступать, отстаивать свое мнение, слушать оппонентов, слышать их и аргументировано выражать свою точку зрения.
Использование интерактивных методов обучения должно быть направлено на формирование таких навыков и умений как: навыки публичного выступления; навыки ведения дискуссий; умения выбирать рациональное поведение в конфликтных ситуациях. Интерактивные методы обучения оперирует одним существенным принципом, который заключается в адекватности
учебных моделей и программ профессиональной деятельности. Поэтому в нем широко практикуются формы совещаний, публичных выступлений, разборы конфликтных ситуаций и т.д.
Также особенность интерактивных методов обучения сотрудников силовых ведомств состоит в том, что данные методы формируют познавательную активность, необходимый уровень учебной мотивации, причем эта активность не носит кратковременный характер. Благодаря использованию интерактивных методов насыщается учебный процесс, происходит передача опыта, активизируется творческая деятельность и ее эмоционально -ценностное восприятие в контексте будущих профессиональных отношений.
Важно отметить, что в процессе профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств, преподаватель должен не только выбрать наиболее эффективные и подходящие интерактивные методы обучения, но и предусмотреть возможность комбинирования этих методов друг с другом для более полного решения проблемы. Разумеется, такой подход будет способствовать более эффективному освоению материала сотрудниками силовых ведомств.
Сочетание разных интерактивных методов обучения позволяет развить коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между сотрудниками силовых ведомств, обеспечивает решение воспитательной задачи (поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению коллег). Использование интерактивных методов в процессе обучения, как показывает практика, снимает психическое напряжение, скованность, дает возможность менять формы поведения, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Педагогические условия обучения сотрудников силовых ведомств можно разделить на:
1. Условия обучения на рабочем месте. Сюда можно отнести введение в должность как практическое знакомство сотрудника со своими обязанностями и требованиями; инструктаж как разъяснение приемов работы с их не-
которой демонстрацией непосредственно на рабочем месте; советы и регулярные указания руководителя и т.д.
2. Условия обучения вне рабочего места. К данному условию относятся такие педагогические категории как традиционные методы обучения (лекции, семинары, дискуссии) и интерактивные методы обучения, которые находят широкое применение в современной педагогике (деловые игры, электронное обучение).
Распространенным и эффективным интерактивным методом обучения сотрудников силовых ведомств является метод дискуссий. На наш взгляд, под методом дискуссии стоит понимать способ разрешения спорного вопроса в педагогической практике, имеющий признак аргументированности. Дискуссия подразумевает, насколько хорошо сотрудники силовых ведомств понимают обсуждаемые вопросы, и не требует использования более формальных критериев оценки.
Стоит подчеркнуть применение такого современного интерактивного метода обучения как портфолио. Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности сотрудников силовых ведомств, использующуюся для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов учебной деятельности. Портфо-лио в рамках профессиональной подготовки сотрудников силовых структур — это своеобразный список учебных достижений обучающихся, который отражает прогресс в обучении и повышении профессиональной подготовки. Портфолио также необходимо для анализа и составления индивидуальных или коллективных учебных программ.
Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у сотрудников силовых структур навыков работы с различными видами учебной и профессиональной информации, формированию профессиональной рефлексии, а также профессиональных и общекультурных компетенций.
Все активнее для обучения сотрудников силовых ведомств используется мультимедийное оборудование. В данном случае повышается эффективность получения, хранения и обработки информации. Еще одним достоинством мультимедийного оборудования является замена диалоговых форм обучения на компьютерные, что может способствовать созданию более эффективных индивидуальных планов обучения. Важность мультимедийного оборудования подчеркнул Дорошенко М.Г., указав, что «ведущей целью применения мультимедийного оборудования на занятии является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную социо-культурную среду. Это происходит за счет использования мультимедиа-проектора, интерактивной доски и компьютера» [6].
Стоит отметить важность такой разновидности интерактивных методов как ролевые игры. Можно с уверенностью сказать, что данный метод хорошо подойдет для обучения сотрудников силовых ведомств, так как им часто приходится принимать внезапные и ответственные решения. Суть данного метода заключается в создании и распределении профессиональных ролей между обучающимися. Это позволяет импровизировать ситуации профессиональной деятельности и профессиональных отношений, где можно было бы в зависимости от особенностей личности сотрудников силовых ведомств действовать и принимать решения. Как верно заметила Реутова Е.А., эффективность применения данного метода заключается в том, что «в ролевых играх одну и ту же роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность» [6]. Вообще, игровые формы организации познавательной деятельности ценны тем, что они позволяют задать в обучении предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности и, тем самым, создать условия для формирования профессионально значимых качеств личности сотрудника силовых ведомств.
Однако стоит отметить, что никакие другие методы и педагогические условия обучения сотрудников силовых ведомств не дают такую высокую эффективность, как самостоятельная подготовка сотрудника. Эффективность данной педагогической категории заключается в том, что сотрудник силовых ведомств непосредственно заинтересован в повышении своего профессионального уровня, а, стало быть, проявление инициативы и интереса способствует наибольшему усвоению сотрудником силовых ведомств особенностей своей профессиональной деятельности.
Самостоятельная подготовка подразумевает систематизацию полученных знаний, практических навыков и умений. Происходит анализ законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере силовых ведомств, материалов СМИ, научной и публицистической литературы.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что интерактивное обучение сотрудников силовых ведомств решает несколько задач:
• развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов;
• решает информационную задачу, поскольку обеспечивает сотрудников силовых ведомств необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
• развивает общие умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение задач;
• обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Применение интерактивных методов в обучении сотрудников силовых ведомств также решает еще одну существенную задачу. Речь идет о снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности.
В целях повышения эффективности обучения сотрудников силовых ведомств, необходимо совершенствовать программные мероприятия образовательного процесса. В качестве основ совершенствования программных мероприятий можно указать следующее:
• конкретизация целей подготовки сотрудников силовых ведомств по различным направлениям их деятельности;
• создание образовательных программ, отражающие вариативное содержание преподаваемых дисциплин;
• формирование системы прогнозирования перспективных потребностей каждым конкретных ведомством;
• обеспечение комфортной среды обучения сотрудников силовых ведомств и системы управления учебно-воспитательным процессом;
• внедрение новых перспективных образовательных программ с учетом потребностей ведомств по самым разным профилям.
Подводя итоги подчеркнем, что при подготовке сотрудников силовых ведомств наиболее применимы и эффективны такие интерактивные методы как метод дискуссий и метод ролевых игр (с учетом применения мультимедийных оборудований), использование портфолио для оценки профессиональных качеств обучающихся, а также самостоятельная подготовка как наиболее стимулирующая процесс обучения педагогическая категория.
В заключении отметим, что наиболее эффективно интерактивные методы обучения сотрудников силовых ведомств реализуются в учебно-воспитательном процессе для развития познавательной активности, самостоятельности и различных видов мышления. Однако педагогические условия, факторы и особенности реализации интерактивных методов как средства подготовки будущих сотрудников силовых ведомств в достаточной мере еще не раскрыты. Поэтому задача подготовки сотрудников силовых ведомств интерактивными методами является актуальной для профессиональной подготовки.
***
1. Кашко Т.В. Мотивационные возможности интерактивной модели организации образовательного процесса в ведомственном вузе МЧС России // URL: http:// chitai -vsegda.ru/------Kashko-TV-Motivatsionnye-vozmojnosti-interaktivnoy-modeli-organizatsii-
obrazovatelnogo-protsessa-v-vedomstvennom-vuze-MChS-Rossii------.html (дата обращения 27.03.2015 г.)
2. Ефремов О.Ю., Солнцев В.О. Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки. 2010. С. 48 // URL: http://www.ssc.smr.ru/media/joumals/izvestia/2010/2010_5_47_53.pdf (дата обращения 29.03.2015 г.)
3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. С. 568.
4. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. С. 158
5. ДорошенкоМ.Г. Сущность и классификация интерактивных средств обучения // URL: http://kcsht.ucoz.ru/publ/uchebnyj_process/sushhnost_i_klassifikacija_ interaktivnykh_sredstv_obuchenija/2-1-0-23 (дата обращения 28.03.2015 г.)
6. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. С. 22.