Научная статья на тему 'Использование в подготовке личного состава силовых ведомств интерактивных методов обучения'

Использование в подготовке личного состава силовых ведомств интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / ОБУЧЕНИЕ / СИЛОВЫЕ ВЕДОМСТВА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА / ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Оксана Викторовна

В данной статье автор рассматривает структуру, содержание, краткие характеристики, систематизацию и использование в обучении личного состава силовых ведомств интерактивных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование в подготовке личного состава силовых ведомств интерактивных методов обучения»

УДК 378

Григорьева Оксана Викторовна

аспирант кафедры педагогики Российского государственного социального университета kasja79@bk.ru Oksana V. Grigorieva

a postgraduate student of the Russian State Social University,

Department of Pedagogy

kasja79@bk.ru

Использование в подготовке личного состава силовых ведомств интерактивных методов обучения

Use in the preparation of the personnel of law enforcement agencies of

interactive teaching methods

Аннотация. В данной статье автор рассматривает структуру, содержание, краткие характеристики, систематизацию и использование в обучении личного состава силовых ведомств интерактивных методов.

Ключевые слова: интерактивные методы, использование, личный состав, обучение, силовые ведомства, систематизация, содержание, структура, характеристика.

Abstract. In this article the author examines the structure, content, brief characteristics, organization and use of training of personnel of law enforcement agencies interactive methods.

Keywords: interactive methods, utilization, personnel, training, law enforcement agencies, classification, content, structure, characteristic.

Современный мир находится в состоянии длящегося комплексного кризиса, поэтому общество вынуждено активно искать адекватные ответы на вызовы и тренды, свойственные современному этапу. Среди этих вызовов наиболее опасными являются: международный терроризм; трансграничная преступность, вошедшая сегодня в трансконтинентальную форму; неконтролируемые природные, техногенные катастрофы и т.д.

В сложившихся условиях любой социум и любое государство вынуждены формировать барьеры на пути указанных выше вызовов, а также механизмы устранения негативных последствий, ставших их результатами. Чаще всего овеществленной формой выражения таких барьеров становятся государственные силовые структуры и их подразделения.

Именно для данной категории обучающихся, которые впоследствии должны выказать высокий уровень обладания многомерностью профессиональных знаний, умений и, главное, навыков - важен данный

метод, а именно - интерактивный, предполагающий не просто возможность высказываний личных мнений обучающихся, что само по себе является важным, но и вхождения их собственных знаний в систему образовательного процесса. Сам процесс обучения в данной системе предполагает основания его на следующих принципах:

Обучающийся личный состав силовых ведомств показывают более высокий уровень владения конкретными умениями в том случае, если их обязывают, по ходу обучения, «войти» в предмет обучения посредством личностного опыта.

Обучающиеся лучше овладевают материалом в том случае, когда преподаватели инициативно относятся к их личностным средствам и приемам познания.

Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, а с другой стороны, не возражает о приеме и включении в систему обучения личностных мнений обучающихся, особенно если они, эти мнения, частично или полностью не совпадают с его собственной точкой зрения [7, с. 5-6].

Следует отметить, что сама возможность применения интерактивных методов в обучении личного состава силовых ведомств характеризуется многоспектральным использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов и т.д. Причем удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, должен составлять не менее 20% аудиторных. Однако здесь начинают проявляться трудности организации обучения посредством интерактивных методов, которые могут быть следующими: незнание преподавателем сущности, структуры и содержания метода; несформированность умений применять этот метод в процессе обучения, то есть - на практике; непонимание, а, подчас и неприятие данных методов в структуре занятий; недооценка эффективности использования методов интерактивного обучения в учебном процессе.

Трактуя «интерактивное обучение» как специальную форму организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности личного состава силовых ведомств, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, на взгляд автора, необходимо представить свои подходы к различным способам классификации интерактивных методов обучения.

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение

моделей изучаемого явления и деятельности, тогда как в основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. А так как современная военная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых определяются следующие, а именно: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео - и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); тестирование; разминки; обратная связь; дистанционное обучение; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); тренинги. [2]

Для того, чтобы перейти к компаративному анализу стратегических и тактических технологий обучения личного состава силовых ведомств на современном этапе развития военной педагогики, нам необходимо разобраться в их сущности, структуре и, особенно, в содержании, а именно:

Стратегическая образовательная технология понимается нами как «организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности его участников, функцией в образовательном процессе, и ориентированный на достижение стратегических целей образования». К ним можно отнести: лекционные процедуры; дискуссионные процедуры; исследовательские процедуры; тренинговые процедуры; игровые процедуры; процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самообучения; практику [8].

Особенно важным для нас является определение критериального основания в процессе выбора конкретных стратегических технологий: доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное); ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования; тип образовательного заведения; психолого-педагогические закономерности; степень инновационности стратегических технологий по отношению друг к другу и т.д.. [4,с. 64-69]; [6].

«Тактическую» же образовательную технологию мы трактуем в смысле «конкретной разновидности реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленной на достижение тактических целей образования и отличающуюся тематической

направленностью, стилем, продолжительностью, типом коммуникации и др. параметров» [3, с.27-36].

Критериальной основой такого выбора могут стать: педагогическая квалификация педагогов, особенно игротехническая; специфика учебного материала; индивидуальные особенности обучающихся; материально-технические условия обучения; особенности взаимоотношений между педагогами, между педагогами и руководителями кафедр, факультетов, других подразделений.

Как видим, сама процедура выбора методологических и стратегических образовательных технологий на основании названных критериальных основ, в значительной степени, можно отнести к категории объективных, которые определяет не один человек, а некоторое профессиональное и/или государственно-управленческое сообщество. Выбор же тактических образовательных технологий должен осуществляться на уровне конкретного преподавателя, группы преподавателей, кафедры, межкафедральных образований, что, в значительной степени, носит субъективный характер и может гарантироваться соответствующей квалификацией преподавателей, управленческой компетентностью руководителей и организационной культурой образовательных учреждений [1, с. 41].

Исходя из вышеизложенного, основываясь на приведенной трактовке интерактивного обучения и применения интерактивных методов при обучении личного состава силовых ведомств, представим следующую таблицу:

Таблица 1

«Компаративный анализ стратегических и тактических образовательных технологий с точки зрения интерактивных методов»

[5,С. 207 - 242]

СОТ ТОТ

Исследовательские процедуры Игровое моделирование, выявление и анализ конкретных ситуаций, конкретная исследовательская работа, разработка и представление отчетных устных и письменных аналитических работ (коллективных и индивидуальных)

Тренинговые процедуры Тренинги разного типа

Процедуры самообучения Личностно-индивидуальная и групповая самостоятельная работа как под руководством преподавателя, так и - в самостоятельном «поле».

Практика Лабораторные работы, стажировки, учебно-профессиональная деятельность.

Теперь, рассмотрев в сравнении стратегические и тактические образовательные технологии с точки зрения интерактивных методов, перечислим эти методы в определенной систематике в практике подготовки сотрудников силовых ведомств:

Интерактивные методы на лекциях: «Мозговой штурм», «Мозговая атака», мини-лекция, презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением, просмотр и обсуждение видеофильмов, интервью, обратная связь, лекция с заранее объявленными ошибками и т.д.

Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах): разминка, дискуссия, «кейс-метод» (разбор конкретных профессиональных ситуаций), коллективные решения творческих задач, деловые игры и т.д.

Интерактивные методы в лабораторном практикуме: работа в малых группах, проектирование и моделирование профессиональных процессов и ситуаций, ролевая игра, тренинг и т.д.

Интерактивные методы в самостоятельной работе: метод проектов, метод обучения в парах (спарринг-партнерство)

Таким образом: при использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, так как он перестает быть главным, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе подготовки сотрудников силовых ведомств позволят приобрести:

конкретному обучающемуся: опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой; развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии; освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

учебной группе: развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориентационного единства группы; а также, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации и принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

системе «преподаватель <> группа»: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.

В целом, можно утверждать, что, что группа интерактивных методов обучения является одной из наиболее эффективных при подготовке личного состава силовых структур. Однако свою эффективность, в полном объеме, она способна продемонстрировать в том случае, если будет применяться

педагогами, имеющими необходимый уровень профессионального мастерства. Организация образовательного процесса с использованием интерактивных методов предъявляет ряд специфических требований к материально-техническому и иному обеспечению процесса подготовки личного состава. Поэтому эффективная реализация интерактивных методов в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств требует совершенно новых и конкретно-определенных сформированных моделей педагогических условий.

Литература:

1. Борисова, И.И., Ливанова, Е.Ю. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. /Учебное пособие. /Нижний Новгород. 2011. - 65 с.

2. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.

3. Борисова, Н.В., Кузов, В.Б Подход к систематизации универсальных компетенций. / Проектирование ФГОС и образовательных программ в контексте Европейских и мировых тенденций/Материалы XVII 4.Всероссийской научно-методической конференции, Ч.1 - М., Уфа: ИЦПКПС, 2007.

5. Борисова, Н.В., Кузов, В.Б.Многоуровневая педагого-управленческая модель оценки качества образовательных технологий. Доклад на международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005)МГИУ, 2005.

6. Ефремов,О.Ю. Военная педагогика: [учеб. для курсантов высш. воен.-учеб. Заведений]. Издательский дом "Питер", 2008. - 638 с.

7. Змеев, С.И. "Производство" компетентных людей// Новые знания. -1997. - № 1.

8. Косолапова, М.А., Ефанов, В.И., Кормилин, В.А., Боков, Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР - Томск: ТУСУР, 2012. - 87 с. (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3).

9. Краевский, В. В., Хуторской, А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Literature:

1 . Borisov, I.I., Livanov, E.Yu. INTERACTIVE FORMS AND TRAINING METHODS AT the HIGHER SCHOOL. Manual. Nizhny Novgorod. 2011 . 65 pages.

2 . Borisov, N. V. educational technologies as object of a pedagogical choice. Research center of problems of quality of training of specialists, 2000. — 146 pages.

3 . Borisov, N.V., KuzovV.B Approach to systematization of universal competences. / Design of FGOS and educational programs in a context of the European and world tendencies//Materials XVII 4. The All-Russian scientific and methodical conference, P.1 - M., Ufa: ITsPKPS, 2007.

5 . Borisov, N.V.,Kuzov, В.Б.Многоуровневая pedagogo-administrative model of an assessment of quality of educational technologies. The report at the international scientific and practical conference "Quality of remote education. Concepts, problems, decisions (EDQ-2005)MGIU, 2005.

6 . Efremov, O. Yu. Military pedagogics: [studies. for cadets высш. soldier. - studies. Institutions]. St. Petersburg publishing house, 2008. - 638 pages.

7 . Zmeev,S. I. dragons "production" of competent people/New knowledge. - 1997 . - No. 1.

8 . Kosolapova, M. A. Efanov, V. I. Kormilin ,V.A. L.A. Sides the provision on methods of interactive training of students on FGOS 3 at technical university: for teachers of TUSUR - Tomsk: TUSUR, 2012. - 87pages (FGOS, 7th section "Requirements to Conditions of Realization of the Main Educational Programs", item 7.3).

9 . Krayevsky, V. V., Farm, A. V. of a training basis: Didactics and technique. Ucheb.Posobiye for the student. высш. studies. institutions. — M.: Publishing center "Akademiya", 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.