Научная статья на тему 'Историко-методологические основы использования интерактивных методов в процессе обучения сотрудников силовых ведомств'

Историко-методологические основы использования интерактивных методов в процессе обучения сотрудников силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ОСНОВЫ / ПРИМЕНЕНИЕ / МЕТОД / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОСЛЕВУЗОВСКАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / СИЛОВЫЕ ВЕДОМСТВА / СОТРУДНИКИ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ / HISTORY / METHODOLOGY / BASE APPLICATION / METHOD / INTERACTIVE METHOD / LEARNING PROCESS / TRAINING / POST-GRADUATE RETRAINING / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Оксана Викторовна

В данной статье автор рассматривает историко-методологические основы применения интерактивных методов обучения сотрудников силовых ведомств в процессе послевузовской переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS INTERACTIVE METHODS IN THE LEARNING PROCESS LAW ENFORCEMENT OFFICERS

In this article the author examines the historical and methodological basis for the use of interactive teaching methods of law enforcement agencies in the course of post-graduate training.

Текст научной работы на тему «Историко-методологические основы использования интерактивных методов в процессе обучения сотрудников силовых ведомств»

УДК 378.1

ГРИГОРЬЕВА Оксана Викторовна, аспирант кафедры педагогики Российского государственного социального университета, Россия kasja79@bk.ru

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

В данной статье автор рассматривает историко-методологические основы применения интерактивных методов обучения сотрудников силовых ведомств в процессе послевузовской переподготовки.

Ключевые слова: история, методология, основы, применение; метод, интерактивный метод; обучение, процесс, процесс обучения; переподготовка, послевузовская переподготовка; силовые ведомства, сотрудники силовых ведомств.

GRIGORIEVA Oksana Viktorovna, Postgraduate student of the Russian State Social University, Department of Pedagogy, Russia

kasja79@bk.ru

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS INTERACTIVE METHODS IN THE LEARNING PROCESS LAW ENFORCEMENT OFFICERS

In this article the author examines the historical and methodological basis for the use of interactive teaching methods of law enforcement agencies in the course of post-graduate training.

Keywords: history, methodology, base application; method, interactive method; learning process, a learning process; training, post-graduate retraining; law enforcement agencies, law enforcement officers.

Актуальность статьи обосновывается тем фактом, что современный мир характеризуется многократным увеличением как темпорального (временного) аспекта скорости протекания взаимодействия между членами человеческого сообщества, так и возникающими на ее основе новыми вызовами и трендами, выражающимися в новых, все усложняющихся и возрастающих по уровню требований для каждого человека, с точки зрения вхождения его в данное общество. И, естественно, педагогика как наука и практика обучения, развития и воспитания в полной мере испытывает на себе это влияние, поэтому для полного соответствия нашему интерактивному миру и применяются в системе образования интерактивные методы обучения. Эти методы призваны уравновесить систему межличностной коммуникации между людьми, а в нашем случае -между обучаемым (преподавателем) и обучаемыми (слушателями различных форм послевузовского образования сотрудников силовых ведомств).

Рассматривая методологическую основу интерактивности, обратимся к конструктивистскому направлению в философии, методологии и педагогике, которое стало ведущим во второй половине ХХ в. По сути дела, конструктивизм ведет свое происхождение от латинского слова «constructio», в дословном переводе понимаемого как «построение». Это, по существу, особое течение в философии, в основании которого находится положение об инициативности субъекта познания, который при этом применяет специфические рефлексивные процедуры при построении (конструировании) образов, понятий и рассуждений [7].

Рассмотрим данное философское направление в контексте его методологической основы для интерактивного обучения. Прежде всего, отметим, что в таком ракурсе данное направление является тем утверждением, что всякая познавательная деятельность является конструированием. В разработке данного направления приняли участие следующие ученые: Г. Абель, Н. Гудмен, Г. Динглер, В. Камлах, К. Лоренц, П. Лоренцен, Г. Фреге и др. [1, с. 5-17].

Исходя из вышеизложенной краткой характеристики этапов становления и развития методологической основы разработки и обоснования активных (интерактивных) методов обучения, на данный момент для дальнейшего рассмотрения самих этих методов необходимо отметить, что определение понятия «интерактив» в контексте дословного перевода его с английского языка, которое происходит от слов «inter» (внешний) и «act» (действие), в словосочетании -«интерактивный», в данной статье трактуется как «...способность обучающегося взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо». Поэтому в данном случае автор статьи понимает интерактивное обучение как «.диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и слушателя, представителя ряда силовых ведомств современной России» [8].

Далее необходимо сказать, что сами интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, в том его аспекте, в котором он применяется в качестве системы «совместного обучения», в смысле совокупности именно коллективного обучения, то есть обучения в процессе взаимодействия преподавателя и слушателей, в котором все эти категории предстают перед нами в виде полноправных субъектов учебно-познавательной и воспитательной педагогической деятельности. В данном случае преподава-

тель естественно и органично представляет собой организатора процесса совместного обучения, являясь, по сути дела, своеобразным лидером учебной группы и, прежде всего, лицом, формирующим основные дидактические и методические, а также организационные условия, которые необходимы для активных действий слушателей. Как мы видим, само интерактивное обучение лежит в области непосредственного взаимодействия всех без исключения слушателей со своим предыдущим опытом и опытом своих коллег в самом широком смысле данного слова. Поэтому новая информационно-аналитическая знаниевая база и «прорастает» в рамках этого опыта, подчас выходя за его рамки, что и является главной целью применения интерактивных методов [5].

Теперь, имея представление о методологической базе интерактивных методов обучения, автор статьи считает возможным и необходимым перейти непосредственно к изложению этапов зарождения и внедрения интерактивных методов в процесс обучения сотрудников силовых ведомств как нашей страны, так и других стран.

Характеристика некоторых исторических этапов зарождения и внедрения интерактивных методов в процесс обучения сотрудников силовых ведомств

Этап 1. Первая половина третьего десятилетий ХХ в.

В это время на смену традиционно-пассивным методам освоения информационно-теоретического материала и практических действий на курсах подготовки и переподготовки представителей силовых ведомств приходят начальные формы, средства, приемы и методы так называемых активных методик обучения и познания нового в образовательном процессе. К таким попыткам интерактивного обучения можем отнести: метод имитационных игр, из которого впоследствии вырос и развился метод «Деловых игр», лабораторные методы изучения нового материала, методы «бригадного» обучения, производственные методы, метод трудовых экскурсий, методы разнообразных практик и др. Особо следует отметить, что эти методы были максимально приближенны к реалиям профессиональной деятельности слушателей курсов подготовки и переподготовки представителей силовых ведомств [2, с. 64].

Этап 2. Вторая половина третьего десятилетия ХХ в.

В связи с известными политико-экономическими событиями в нашей стране, в области педагогики, а именно в части ее педологических теорий и практик, понимаемых как самостоятельные направления в науке и практике, ставившие своей целью интеграцию подходов и методов различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к общим положениям развития человеческой личности и отнесенные к вредным подражательским методикам современной тому времени буржуазной науки, они были централизованно запрещены. Как итог - все вернулось на рельсы традиционной (классно-урочной) системы без каких-то либо новшеств и отклонений [3].

Этап 3. Пятое-шестое десятилетия ХХ в.

Так как в СССР интерактивные методы были признаны вредоносными заодно с теорией и практикой педологии, то центр их дальнейшего развития, естественно, переместился за рубеж, а именно в США. В самих США и других странах обращению к данным методам интерактивного обучения во всем многообразии форм и всех уровней образовательной системы, в том числе и силовых ведомств, способствовали следующие факторы внешней и внутренней жизнедеятельности этих обществ, а именно: новые важные исследования в области прикладной педагогики; динамика увеличения количества и качества требований к общему объему знаний, умений и навыков представителей силовых ведомств; прогрессивный многомерный прикладной опыт ряда ведущих как высших учебных заведений, так и множества корпоративных систем переподготовки кадров.

Однако, несмотря на позитивные основания разработок и внедрения интерактивных методов в каждодневную практику курсов подготовки и переподготовки представителей силовых ведомств европейских стран и США, они натолкнулись на систему негативных факторов, препятствующих данному процессу. К этим факторам автор статьи относит следующие: идеологические, культурно-традиционные, административные, контролирующие, педагогические и т.д. [3].

Педагогика «общения» стремительно переросла в педагогику «прагматизма», которая хотела превратить сотрудников силовых ведомств в объекты целенаправленного интенсивного влияния различных факторов: политико-экономических, социокультурных, этнических и т.д. [3].

В СССР в эти годы проходят некоторые процессы дальнейшей разработки методик интерактивного обучения. Основанием для такого заключения могут служить исследования и некоторые практические элементы применения их в деятельности В.А. Сухомлинского [3].

Этап 4. Седьмое десятилетие ХХ в.

Необходимо отметить факт того, что именно в это время, с 70-х гг. XX в., методы и разработанные технологии интерактивного обучения твердо и динамично реализуются в образовательных системах всех уровней, в том числе и в ракурсе всех обучающихся категорий, рассматриваемых в данной статье, как западноевропейских, так и других стран.

В нашей стране в это время понемногу выходят труды ученых и практиков, в основном лежащие в области «педагогики сотрудничества», по сути дела - предтечи интерактивных методов. В этой области работают такие известные советские ученые, как В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова и многие другие [3].

Этап 5. Восьмое десятилетие ХХ в.

Научно-теоретические и прикладные исследования, осуществленные в США в 80-х гг. ХХ в., неопровержимо доказали, что использование в практике образовательного процесса интерактивных методов в значительной степени повышает как процент, так и уровень овладения новым информационным дидактическим материалом во всем множестве обучающихся категорий [4].

Этап 6. Девятое десятилетие ХХ в. - первое десятилетие ХХ1 в. В новых условиях российской действительности, начиная с момента «перестройки» и по настоящее время, преподаватели широко стали применять разнообразные исследовательские методы, в том числе и интерактивные. По сути дела, само интерактивное обучение - до сих пор еще недостаточно изученная область современной педагогики, и поэтому, естественно, пока отсутствует единообразие в понимании как самого метода, так и системы его реализации, особенно в ракурсе современных вызовов и трендов глобализирующегося мира [9].

Исходя из всего изложенного, основными выводами по данной статье могут стать следующие:

Интерактивные методы имеют разную природу методологического основания для своего существования и дальнейшего исследования.

Автором статьи выделена и представлена система этапов зарождения и развития интерактивных методов.

Обоснована актуальность дальнейшего изучения интерактивных методов в новых условиях мирового образовательного пространства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бурмистров С.Л. Философская компаративистика и история философии // ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2008. № 1.

2. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. - СПб.: Питер, 2008. - 640 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Изд-во: Тетра Системс, 2011. -224 с.

5. Кибирев А.А., Веревкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - 117 с.

6. Халипов В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. - М.: Луч, 1996. - 271 с.

7. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+; РООИ «Реабилитация» / Под общей редакцией И.Т. Касавина. 2009. - 1 248 с.

5. Якимова Л.Г. Применение интерактивной модели виртуальной лаборатории в учебном процессе ВУЗов МЧС России. Дис...канд. пед. наук по специальности: 13.00.0S - Теория и методика профессионального образования. СПб., 2012. - 170 с.

9. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации [Электронный ресурс] www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategic Planning/concept.

REFERENCES

1. Burmistrov S.L. Filosofskaya komparativistika i istoriya filosofii // KHORA. ZHurnal sovremennoy zarubezhnoy filosofii i filosofskoy komparativistiki. 2008. № 1.

2. Efremov O.YU. Voennaya pedagogika. - SPb.: Piter, 200S. - 640 s.

3. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obshchestve do kontsa XX v.: Uchebnoe posobie dlya pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. / Pod red. akademika RAO A.I. Piskunova. - M.: TTS Sfera, 2001.

4. Kashlev S.S. Interaktivnye metody obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Izd-vo: Tetra Sistems, 2011 .-224 s.

6. Kibirev A.A., Verevkina T.A. Interaktivnye metody obucheniya: teoriya i praktika: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, slushateley uchrezhdeniy dopolnitelnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - KHabarovsk: KHK IPPK PK, 2003. - 117 s.

6. KHalipov V.F., KHalipova E.V. Vlast. Politika. Gosudarstvennaya sluzhba. Slovar. - M.: Luch, 1996. - 271 s.

7. Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki. - M.: Kanon+; ROOI "Reabilitatsiya" / Pod obshchey redaktsiey I.T. Kasavina. 2009. - 1 24S s.

5. YAkimova L.G. Primenenie interaktivnoy modeli virtualnoy laboratorii v uchebnom protsesse VUZov MCHS Rossii. Dis.kand. ped. nauk po spetsialnosti: 13.00.08 - Teoriya i metodika professionalnogo obrazovaniya. SPb., 2012. -170 s.

9. Kontseptsiya dolgosrochnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategic Planning/concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.