Научная статья на тему 'Применение интерактивных методов в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу'

Применение интерактивных методов в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTIVE LEARNING / INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES / INTERACTIVE LEARNING METHODS / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КУРСАНТЫ / КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Т.В.

В статье рассмотрены возможности использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих специалистов на примере курсантов образовательных учреждений системы МВД. Практика показывает, что обучение в интерактивном режиме повышает качество профессиональной подготовки. Это связано с тем, что сотрудникам системы МВД приходится действовать подчас в экстремальном режиме и пассивно усвоенные знания не смогут сыграть существенной роли при выполнении профессиональных задач. В статье приводится пример кейса, который может быть использован в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу. Автор делает вывод о том, что применение интерактивных технологий в процессе преподавания дисциплин по уголовному праву помогает существенно повысить интерес курсантов к обсуждаемым вопросам, сформировать необходимые профессиональные компетенции. Взаимодействие курсантов друг с другом во время выполнения заданий кейсов положительно сказывается на процессе усвоения материала, так как позволяет реализовать также и взаимообучение курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING DISCIPLINES BY THE CRIMINAL PROCESS

The article discusses a possibility of using interactive teaching methods in the training of future specialists on the example of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Practice shows that online training improves the quality of training. This is due to the fact that employees of the Ministry of Internal Affairs sometimes have to act in an extreme mode and passively acquired knowledge will not be able to play a significant role in the performance of professional tasks. The article provides an example of a case that can be used in the process of teaching disciplines in criminal procedure. The author concludes that the use of interactive technologies in the teaching of criminal law subjects helps to significantly increase the interest of cadets to the issues discussed, to form the necessary professional competence. The interaction of cadets with each other during the tasks of the cases has a positive effect on the process of mastering the material, as it allows realizing mutual training of cadets.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных методов в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу»

УДК 343.1

Sedih T.V., Cand. of Sciences (Political Studies), Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure, Krasnodar University

of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: sedix81@mail.ru

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING DISCIPLINES BY THE CRIMINAL PROCESS. The article discusses a possibility of using interactive teaching methods in the training of future specialists on the example of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Practice shows that online training improves the quality of training. This is due to the fact that employees of the Ministry of Internal Affairs sometimes have to act in an extreme mode and passively acquired knowledge will not be able to play a significant role in the performance of professional tasks. The article provides an example of a case that can be used in the process of teaching disciplines in criminal procedure. The author concludes that the use of interactive technologies in the teaching of criminal law subjects helps to significantly increase the interest of cadets to the issues discussed, to form the necessary professional competence. The interaction of cadets with each other during the tasks of the cases has a positive effect on the process of mastering the material, as it allows realizing mutual training of cadets.

Key words: interactive learning, innovative learning technologies, interactive learning methods.

Т.В. Седых, канд. полит. наук, ст. преп. каф. уголовного процесса, ФГКОУ ВО «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации», Ставропольский филиал, г. Ставрополь,

E-mail: sedix81@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

В статье рассмотрены возможности использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих специалистов на примере курсантов образовательных учреждений системы МВД. Практика показывает, что обучение в интерактивном режиме повышает качество профессиональной подготовки. Это связано с тем, что сотрудникам системы МВД приходится действовать подчас в экстремальном режиме и пассивно усвоенные знания не смогут сыграть существенной роли при выполнении профессиональных задач. В статье приводится пример кейса, который может быть использован в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу. Автор делает вывод о том, что применение интерактивных технологий в процессе преподавания дисциплин по уголовному праву помогает существенно повысить интерес курсантов к обсуждаемым вопросам, сформировать необходимые профессиональные компетенции. Взаимодействие курсантов друг с другом во время выполнения заданий кейсов положительно сказывается на процессе усвоения материала, так как позволяет реализовать также и взаимообучение курсантов.

Ключевые слова: интерактивное обучение, инновационные технологи обучения, интерактивные методы обучения, курсанты, кейс- технологии.

Одной из важнейших задачей современного высшего образования является развитие личности, способной успешно функционировать в обществе и самостоятельно решать поставленные задачи - как профессионального, так и личного плана. Студент должен не только получить теоретические знания, но и овладеть практическими умениями действовать в конкретных жизненных ситуациях, строить собственную жизненную стратегию и нести личную ответственность в процессе профессиональной самореализации.

В этой связи по-прежнему актуальными являются вопросы, касающиеся выбора методов и технологий обучения. Следует отметить, что основные методические инновации XXI в. связаны с разработкой и апробацией интерактивных методов обучения в процессе преподавания различных дисциплин.

В современной педагогике различают несколько моделей обучения, которые успешно на данный момент сосуществуют в практике подготовки как специалистов различных направлений в условиях вузов и ссузов, так и в общеобразовательных учебных заведениях. Модели обучения по типу взаимодействия в системе «преподаватель - обучаемый» представлены в табл. 1.

Тем самым в интерактивном режиме процесс обучения происходит в среде постоянного непосредственного взаимодей-

ствия всех участников. Интерактивные технологии можно рассматривать в качестве альтернативы информационным технологиям обучения, т.к. они предполагают активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.

При этом студент и преподаватель являются равноправными субъектами обучения. Таким образов, интерактивное обучение - это, в первую очередь, диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие преподавателя и студента, а так же студентов между собой [1].

Интерактивные технологии нашли широкое применение в условиях образовательных учреждений системы МВД. Практика показывает, что обучением непосредственно в интерактивном режиме удаётся повысить качество обучения и более эффективно подготовить кадры для данного ведомства. Это приобрело свою актуальность в связи с тем, что сотрудникам системы МВД приходится действовать подчас в экстремальном режиме и пассивно усвоенные знания не смогут сыграть существенной роли при выполнении профессиональных задач.

Первостепенным в интерактивном обучении является активность студентов. Однако не любое проявление активности можно назвать интерактивным обучением. Для более глубокого понимания тонкостей интерактивного обучения выделяют различные виды активности участников делят (табл. 2).

Таблица 1

Модели обучения по типу взаимодействия в системе «преподаватель - обучаемый»

№ Модель обучения Характеристика

1. пассивная учащийся (студент) выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2. активная учащийся (студент) выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3. интерактивная учащийся (студент) активно взаимодействует как с преподавателем, так и с другими учениками (студентами) в совместных проектах.

Таблица 2

Виды активности учащихся (студентов) в условиях интерактивного обучения

№№ Виды активности Их проявление

1. физическая (курсанты меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют и т. д.),

2. социальная (курсанты задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т. д.)

3. познавательная (курсанты вносят дополнения и поправки в изложение ведущего, сами находят решение проблемы)

В интерактивном обучении участники должны взаимодействовать как с физическим, так и с социальным окружением (друг с другом и с преподавателем), а так же с изучаемым содержанием. Основополагающее правило подобного обучения: все три вида активности должны быть взаимосвязаны и разнообразны. Двигательная (физическая) активность еще не означает взаимодействия участников с изучаемым содержанием; игровые двигательные упражнения, если они изолированы от содержания, выступают как «разминки»; задания на общение, не связанные с содержанием, превращаются в отвлечённое средство оживления обстановки.

Одним из средств организации совместной творческой деятельности с курсантами на занятиях является использование RP-технологии педагогического взаимодействия, которая применяется в практике гражданских вузов, но в ходе её универсальности, отлично зарекомендовала себя также и при подготовке курсантов образовательных учреждений системы МВД.

Как отмечает Т.Н. Добрынина [2], RP-технологиия педагогического взаимодействия - это уровневая технология, в которой используется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, по развитию креативных способностей, результат которых - определенный продукт мыслетворче-ства студента (курсанта), впитавший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, который формировался на протяжении всей его жизни.

RP-технологии педагогического взаимодействия состоят из RP-уровней, предопределяющих планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения и контроля к продуктивным.

Под RP-уровнями понимают систему заданий, которая воплощается в двух противоположных уровнях, дополняющих друг друга:

1. R - репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля.

2. Р - продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности курсантов и т. д.

Например, при изучении дисциплин возможна следующая схема:

• R-уровень: опрос курсантов, направленный на диагностику степени осведомлённости по определённой проблеме;

• Р-уровень: разработка творческих проектов, электронная презентация творческих проектов, решение занимательных задач, выполнение научно - исследовательского проекта по изучаемой дисциплине и т. д.

На занятиях по уголовному праву нами широко применяется кейс - технология, которая относится к продуктивному уровню. Например, мы используем систему кейсов, таких как данный кейс:

Кейс «Методика расследования краж

23 ноября 2017 года, примерно в 6 часов 30 минут утра, в дверь квартиры И.Г., проживающего по ул. Победы 44, позвонил сосед и сообщил, что служебный автомобиль И.Г. обворован. И.Г. быстро оделся и с соседом вышел во двор. Во дворе, под окнами его квартиры, на прежнем месте, стоит его служебный автомобиль, присыпанный снегом (ночью шел снег), с которого часть деталей было снято. Вчера, 22.11.2017., Морозов Д.В. поздно вечером вернулся домой из командировки и оставил автомобиль во дворе. Внешне осматривая автомобиль и место его стоянки, И.Г. и его сосед обратили внимание на то, что

вокруг автомобиля на свежем снегу отобразились объемные следы обуви в виде трех дорожек, которые были направлены от автомобиля на улицу Мира. Морозов Д.В. и сосед, двигаясь по данным следам обуви, вышли на улицу Победы, затем повернули на улицу Семашко и далее вошли во двор дома № 60 по улице Ленина, где эти следы были направлены к находящемуся в глубине двора гаражу, после чего вновь выходили со двора на улицу и направлены к остановке общественного транспорта на ул. Победы для движения в центр города. Гараж и дом были замкнуты, на стук никто не отзывался.

Следователь, прибыв на место происшествия в 8 часов 30 минут, установил, что на автомобиле отсутствуют капот, передние фары, решетка радиатора, запасное колесо, магнитофон, рычаг переключения скоростей.

Дом и гараж, к которым привели следы, были закрыты, признаков нахождения в них людей не было, поэтому следователь взламывать гараж не стал, а сообщил, что в течение дня сюда будут наведываться оперативные работники и при появлении хозяйки или племянника, гараж будет осмотрен.

У соседей следователь установил, что в доме по улице Семашко № 60 проживает одинокая пожилая женщина, которая всегда на зиму уезжает жить к дочери в другой город, в это время за домом присматривает её племянник, который часто ночует в доме и использует гараж как ремонтную мастерскую.

Задания:

1. С учетом следственной ситуации составить подробный план осмотра места происшествия.

2. Как вы считаете и почему, правильно ли поступил следователь, приняв решение не взламывать гараж, а оставил домовладение под наблюдением.

3. Выдвинуть и обосновать следственные версии.

4. Составить план расследования.

5. Составить планы допросов потерпевшего Морозова Д.В., хозяйки дома №60 по улице Лермонтова и её племянника.

6. Определить и обосновать все возможные судебные экспертизы по делу.

7. Составить постановления о назначении необходимых судебных экспертиз [5].

Курсантам предлагается решить данный кейс, для чего они разбиваются на группы по 3- 4 человека для совместной работы. Кейс выполняется письменно, далее курсанты защищают свой кейс, при этом другие курсанты учебной группы активно участвуют в обсуждении, вносят свои коррективы. Преподаватель направляет работу курсантов в нужное русло.

Практика показала, что применение интерактивных технологий в процессе преподавания дисциплин по уголовному праву помогает существенно повысить интерес курсантов к обсуждаемым вопросам, сформировать необходимые профессиональные компетенции. Взаимодействие курсантов друг с другом во время выполнения заданий кейсов положительно сказывается на процессе усвоения материала, так как позволяет реализовать также и взаимообучение курсантов. При этом, если соблюдать при составлении кейсов важное правило - представленный материал не должен иметь явного однозначного решения - в процессе обсуждения кейсов курсанты учатся критичному восприятию действительности, умению приводить аргументы в отстаивании своего варианта решения кейса.

Таким образом, уровневое построение изучения дисциплин, предполагающее сочетание как репродуктивных, так и продуктивных технологий, позволяет создать условия для объективного, оптимального, социально- и личностно-обусловленного формирования и развития профессиональной компетентности будущих специалистов системы МВД. Это особенно важно в современных условиях, когда большое внимание уделяется качеству обучения.

Библиографический список

1. Ляшенко Ю.А., Рудакова Ю.С. Использование интерактивных методов обучения в преподавании правоведения. Информация и образование: границы коммуникаций. 2014; 6 (14): 368 - 370.

2. Добрынина Т.Н. Интерактивная форма семинарских занятий в высшей школе. Педагогическое образование и наука. 2009; 8: 70 - 75.

3. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по дополнительной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». Ростов-на-Дону, 2011.

4. Седых Т.В. Процессуальная деятельность следователя по взаимодействию с руководителем следственного органа. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47).

5. Available at: https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/506164/

References

1. Lyashenko Yu.A., Rudakova Yu.S. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya v prepodavanii pravovedeniya. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2014; 6 (14): 368 - 370.

2. Dobrynina T.N. Interaktivnaya forma seminarskih zanyatij v vysshej shkole. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009; 8: 70 - 75.

3. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya magistrov, aspirantov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki, obuchayuschihsya po dopolnitel'noj programme dlya polucheniya kvalifikacii «Prepodavatel' vysshej shkoly». Rostov-na-Donu, 2011.

4. Sedyh T.V. Processual'naya deyatel'nost' sledovatelya po vzaimodejstviyu s rukovoditelem sledstvennogo organa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47).

5. Available at: https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/506164/

Статья поступила в редакцию 10.10.18

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State

University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

STRUCTURE AND CONTENTS OF LEGAL NIHILISM AND THE POSSIBILITY OF ITS PREVENTION. Legal consciousness is a system of beliefs, knowledge, skills, attitudes towards the rule of law, to law enforcement agencies that regulate the behavior of people in the "person-right" system. The structure of legal consciousness includes legal ideology, legal psychology, the implementation of legal norms. The opposite of legal consciousness is legal nihilism. It manifests itself in the conscious non-observance of laws, the formation of anti-legal ideology, psychology. The general logic of overcoming legal nihilism in the consciousness of affairs in the field of affairs includes a number of fundamental provisions. The main ones are the demonstration of contradiction, inconsistencies with common sense for distorted assessments and views, a clear understanding of the basics of legal nihilism, its manifestations.

Key words: legal nihilism, right, police, prevention, legal consciousness.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ

Правовое сознание представляет собой систему убеждений, знаний, навыков, взглядов к законности, к правоохранительным органам, регулирующих поведение людей в системе «человек - право». В структуру правового сознания входит правовая идеология, правовая психология, реализация норм права. Обратным правовому сознанию является правовой нигилизм. Он проявляется в сознательном несоблюдении законов, формировании антиправовой идеологии, психологии. Общая логика преодоления правового нигилизма в сознании сотрудников органов внутренних дел включает в себя ряд принципиальных положений. Основными из них являются демонстрация противоречий, несоответствия здравому смыслу имеющихся искаженных оценок и взглядов, четкое уяснение сущности правового нигилизма, его проявлений.

Ключевые слова: правовой нигилизм, право., сотрудники МВД, профилактика, правовое сознание.

Правовое сознание - система научных знаний, навыков, умений, взглядов, представлений, идей, чувств, эмоций, настроений, убеждений, оценочных отношений к нормам права, к законам, к подзаконным актам, к законности, к правомерному поведении, к правонарушениям, к правам, к обязанностям, к правоохранительным органам и т. д., регулирующих поведение людей в системе «человек - право» и характеризующих отношение людей к действовавшему, действующему и желаемому законодательству государства.

В структуру правового сознания входят следующие компоненты:

• правовая идеология (научное правовое сознание);

• правовая психология (обыденное правовое сознание);

• реализация норм права (поведенческий компонент) [1].

Правовая идеология - совокупность правовых, нравственных, религиозных идей, правовых принципов, теорий, концепций, категорий, взглядов, требований экономически и политически господствующего класса, с большей или меньшей точностью отражающих экономические, политические, правовые явления и процессы, в соответствии с которыми формируется правовое сознание личности, различных слоев населения, социальных групп, общества в целом.

Правовая психология - совокупность правовых взглядов, идей, чувств, установок, ценностных ориентаций, заблуждений,

привычек, иллюзий, возникающих у всего общества в целом, конкретных социальных групп, различных слоев населения или конкретной личности под воздействием непосредственных условий их труда и жизни, а также их отношений к праву, к закону, к законности, к правомерному поведению, к правонарушениям, к сотрудникам правоохранительных органов, к органам государственной власти и т. д.

Выделяют следующие общеправовые принципы [1] (см. табл. 1):

В правовом сознании можно выделить следующие функции:

- идеологическая функция - правовые нормы формируют мировоззрение у субъектов права;

- познавательная функция - процесс и результат познания источников права (знания - узнавание, знания - репродукция, знания - понимание, знания - убеждение, знания - применение и знания - творчество);

- оценочная функция - правовая квалификация юридических действий и событий субъектами права с учетом уровня правовых знаний и оцениваемые категориями добра и зла, справедливости и несправедливости (совокупность отношения людей к источникам права, к законности, к правомерному поведению, к преступной деятельности, к законопослушным гражданам, к правонарушителям, к сотрудникам правоохранительных органов, к своим деяниям и т. д.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.