УДК 378: 372.8
Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State
Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
INTERACTIVE ATTENDING OF ASSIMILATION PROCESS IN CASE OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES STUDING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The paper reveals the entity of interactive training, which has interactive methods and receptions and technologies of training as its components. The interactivity is understood as the key characteristic of a natural basis of interactive training. The author shows her individual vision of the contents of interactive support of the process of practicing the studies material. Interactive specifics of several didactic "nodes" comprising the interactive potential as educational potential in case of pedagogical disciplines studying in higher education institution are characterized. The work proves the effectiveness of the scheme of organization of interactive support for pedagogy students, proposed by the researcher.
Key words: interactive training, interactive support, process of acquiring knowledge, interactivity, pedagogical disciplines, interactive methods and methods of training.
Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Ульяновского государственного педагогического университета
им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДВУЗЕ
В статье раскрывается сущность интерактивного обучения, составной частью которого выступают интерактивные методы и приемы, технологии обучения. Рассматривается интерактивность как ключевая характеристика природной основы интерактивного обучения. Представлена авторская позиция о содержании интерактивного сопровождения процесса усвоения при изучении педагогических дисциплин. Характеризуется интерактивная специфика ряда дидактических «узлов», заключающих в себе интерактивный потенциал как образовательный потенциал при изучении педагогических дисциплин в вузе. В качестве примера представлена авторская организация интерактивного сопровождения процесса усвоения при изучении педагогических дисциплин в конкретном педвузе.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивное сопровождение, процесс усвоение, интерактивность, педагогические дисциплины, интерактивная природа методов обучения, интерактивные методы и приемы обучения.
Современный образовательный процесс в педагогическом вузе призван обеспечить качественный процесс усвоения бакалаврами знаний, умений и навыков как составляющих профессиональных действий, профессиональных компетенций, а также формирование педагогической профессиональной компетентности как единства теоретической и практической готовности будущего педагога к педагогической деятельности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определяя сущность образования, включает в число его предполагаемых образовательных результатов компетенции определенного объема и сложности (Гл. 1, ст. 2), что касается и педагогического образования бакалавров, реализующего профессиональную подготовку педагогических работников [1].
Компетентностная парадигма высшего образования предполагает по направлению подготовки «Педагогическое образование» в педвузе формирование ожидаемых результатов в формате ряда компетенций, которые представлены во ФГОС ВО в некоторой системе (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции), и являют собой взаимосвязанную совокупность знаний, умений, навыков, ценностей, мотивов, отношений, качеств, которая обеспечивает готовность и способность профессионала своевременно решать встающие задачи и выполнять необходимые для этого профессиональные действия и функции. В основе реализации компетентностного подхода к образованию лежит процесс усвоения всех базовых составляющих формируемых компетенций и свободного владения ими в собственной деятельности в процессе обучения.
Известно, что в отечественной образовательной практике наиболее последовательно интерактивные методы, приемы и технологии используются в области гражданского образования, где без них невозможно формирование опыта граждановед-ческой деятельности, ключевых и универсальных компетенций гражданина, гражданской позиции и опыта гражданского поведения. Теоретическое осмысление этой части интерактивного обучения находим в работах ученых и практиков (психологов, педагогов, юристов и др.), которые вносят вклад в теорию и практику отечественного гражданского образования в начале нового тысячелетия (Е.М. Беляков, Н.М. Воскресенская, А.Б. Гутников, А.Н. Иоффе, В.Н. Пронькин, А.С. Прутченков, Я.В. Соколов, А.Н. Тубельский, Н.И. Элиасберг и др.). В их работах изложены основные теоретические аспекты интерактивных методов и приемов обучения, приведены практические образцы целеполага-ния к учебным занятиям на основе применения интерактивных методов, приемов, технологий как компонента интерактивного
обучения, а также интерактивные методики их использования, специфика изучаемого содержания при интерактивном обучении, специфика оценивания и рефлексии при интерактивном обучении. Именно этот вариант интерактивного обучения, реализуемого в граждановедческой образовательной практике образовательных организаций, находит сегодня практическое распространение и реализует достижение ожидаемых результатов в гражданском образовании как педагогической системе, в которой создаются условия для становления гражданско-патриотических качеств личности, ответственной гражданской позиции, гражданских компетенций, опыта участия в гражданской жизнедеятельности [2, с. 8].
В массовой же педагогической практике использование активных и интерактивных методов в обучении происходит чаще в условиях традиционного классно-урочного обучения, что не реализует всего потенциала их интерактивной природы для качественного усвоения результатов обучения и формирования компетенций. А осмысление и изложение теоретических аспектов о применении интерактивных методов обучения не выходит за рамки выводов, уже содержащихся в теории и практике гражданского образования. Создается иллюзия того, что интерактивные методы используются повсеместно в образовании, их применение становится педагогической повседневностью, особенно в связи с необходимостью реализации требований ФГОС. Однако, несмотря на имеющиеся теоретические и научно-методические публикации, теория интерактивного обучения в отечественной педагогике нуждается в дальнейшей разработке: теоретической проясненности интерактивной сущности методов обучения, проработанности технологических аспектов, диагностики эффективности вклада интерактивных методов обучения в формирование компетенций как ожидаемых образовательных результатов, эффективности данных методов в процессе усвоения и др.
Целью данной статьи является изложение авторской позиции по проблеме интерактивного сопровождения процесса усвоения при изучении педагогических дисциплин бакалаврами в педвузе, которое заключает в себе педагогические возможности применения современных интерактивных методов и приёмов, форм, технологий обучения.
Современная педагогическая теория акцентирует внимание на интерактивных аспектах организации усвоения в процессе обучения как продуктивных для обеспечения усвоения обучающимися интегральных результатов на высоком уровне. Элементы интерактивного обучения в виде интерактивных методов и методик, а также технологий используются при изучении педаго-
гических дисциплин в современном педагогическом вузе. Безусловно, в качестве методологических, теоретических и технологических ориентиров используются идеи и выводы, наработанные в гражданском образовании, но также - выводы об интерактивном обучении, которое организуется в высшей школе: об интерактивных методах обучения в высшей школе (Ю.В. Гущин), об интерактивных методах обучения (Н.Н. Двуличанская, С.С. Кашлев, Л.А. Пескова, И.А. Юрловская и др.) о психолого-педагогическом сопровождении формирования компетентности студента интерактивными методами (Е.И. Колесникова), об использовании в обучении инновационных технологий в виде интерактивных и информационных (О.Г. Смолянинова), о содержании интерактивных методов и их эффектах, а также особенностях применения в образовательном процессе (Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина,
A.П. Панфилова, С.Б.Ступина), об активных и интерактивных формах сопровождения и организации самостоятельной работы студентов (В.В. Гордеева), использование интерактивных технологий обучения в процессе преподавания педагогики (Н.В. Коко-ева), об интерактивных формах организации обучения с целью формировании познавательной и социально-коммуникативной компетентностей учащихся (В.Н. Пустовойтов) и др.
Базовыми идеями и выводами для рассмотрения усвоения как процесса и результата выступают идеи известных психологов и педагогов: о содержании и назначении усвоения (Дж. Брунер,
B.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о структурной организации усвоения (П.И. Зинченко, В.А. Крутец-кий, Н.Д. Левитов, А.А. Смирнов, И.И. Ильясов), этапах усвоения (П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина), уровнях усвоения, характеристиках усвоения, характере усвоения.
Выводы учёных об усвоении раскрывают его содержание: а) как интеллектуальную деятельность, в которой познавательные процессы позволяют обеспечить прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала (И.А. Зимняя), б) как механизм, путь формирования индивидуального опыта через приобретение, «присвоение» (А.Н. Леонтьев) социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения; в) как результат учения, учебной деятельности [3, с. 233 - 234].
Все эти содержательные акценты усвоения связаны с формированием компетенций и компетентностей, которое предполагает определенное качество усвоения, в процессе и на основе которого обеспечивается овладение знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, некоторым опытом деятельности (учебной, познавательной, исследовательской, коммуникативной, проектной и др.). Усвоение как процесс и результат требует создания педагогических условий для того, чтобы были обеспечены все его этапы: восприятие, осмысление, обобщение и систематизация, запоминание, применение знаний и умений.
На учебных занятиях в виде семинара или практического занятия в педвузе, организованных в традиционной форме, обеспечить все эти этапы усвоения на качественном уровне, как правило, не удается. Такую возможность создает интерактивная форма организации обучения с помощью интерактивных методов и технологий обучения, когда усвоение происходит сразу при обеспечении всех этапов усвоения.
Под интерактивным обучением мы понимаем обучение (как взаимосвязанную деятельность педагога и обучающихся), которое организуется преимущественно на интерактивной основе: от целеполагания до рефлексии - посредством интерактивных форм, методов, приемов и технологий обучения, что предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса между собой и с интерактивной образовательной средой, интерактивную деятельность для достижения поставленных задач.
В данном содержании понятия имеется в виду, что взаимодействие между субъектами образовательного процесса возможно лишь в диалоге и полилоге; совместная деятельность, направленная на достижение общих целей (задач, результатов) происходит в сотрудничестве; проявляется интерактивность участников этой деятельности; а основные смыслы интерактивного обучения создают понятийное пространство для его уточнения и оформления понятия.
Под интерактивным сопровождением процесса усвоения мы понимаем совокупное сопровождение: психолого-педагогическое, методическое, технологическое, информационное, ком-
муникативное (и др.) интерактивных методов, приемов, технологий, форм, средств обучения, используемых в процессе усвоения, что реализует прикладное обеспечение интерактивной основы обучения.
Интерактивное сопровождение при изучении педагогических дисциплин моделирует, проектирует и «запускает» чаще преподаватель, функции и роль которого при этом отличаются: он выступает в качестве вдохновителя, консультанта, помощника (фасилитатора), иногда эксперта (например, независимого), наблюдателя, возможно, партнера в каком-то виде деятельности. Однако обучающиеся тоже могут быть включены в процесс подготовки интерактивного сопровождения, а в самой интерактивной работе на занятии выступают в роли партнеров, а также в качестве наблюдателей, экспертов.
Важной интегральной психолого-педагогической характеристикой в теории интерактивного обучения является интерактивность, которая в данном контексте представляет собой особого рода активность обучающихся во взаимодействии, где личностная активность (ситуативная и надситуативная), сливающаяся (или «умноженная») в общей активности, востребует или создает знания (в виде информации), реализует при этом способы обеспечения общения, отношения, деятельности, обеспечивает «навигацию» по содержанию совместной деятельности, по поиску способа решения или ответа решения на основе диалога друг с другом. В этом смысле интерактивность не только раскрывает характер и степень взаимодействия между субъектами образовательного процесса, но и выступает основным содержанием для усвоения.
В интерактивном обучении познавательная деятельность обучающихся (бакалавров, магистрантов) осуществляется как совместная на основе: общения, обмена знаниями и мыслями, творческого поиска вариантов решения проблемы (выполнения задания), конструирования знаний, выбора или поиска способа решения проблемы, моделирования ситуаций, умений выполнения процедурных действий, оценивания своих и чужих действий, погружения в активное и деловое сотрудничество, проявления эмоционально-ценностного отношения друг к другу и содержанию деятельности; в живой атмосфере реальной деятельности, где формируются не только представления и знания, но и умения, навыки, начальный опыт научного познания и групповой работы по достижению цели и задач, ожидаемых результатов.
Другими словами, в интерактивной работе на учебном занятии обучающийся не тольок познает и постигает, но и процедурно овладевает способами действий, проявления мотивации, эмоционально-ценностного отношения, учится работать в команде, обретает опыт различного характера: участия в деятельности, общения, деловых и межличностных отношений, достижения цели, рефлексии, что и необходимо для усвоения изучаемого содержания и формирования компетенций.
В интерактивной работе обучающиеся проявляют надси-туативную активность, (содержание и ее значение изложено в психологической теории В.А. Петровского), которая, по мнению психолога, «образует ядро развивающейся личности», представляет собой высшую форму активности и может быть понята лишь в контексте анализа деятельности - «как момент ее собственного движения и развития» [4, с. 39]. Именно такая активность в познавательной деятельности обучающегося заключает в себе некоторые «избыточные» возможности для решения поставленной задачи на занятии, в которые связаны с возможностями общения, совместного интеллектуального поиска, проявления интерактивности, творческих способностей, эмоциональных отношений, сотрудничества. Как считают и педагоги, надситуа-тивная активность обучающегося в совместной интерактивной познавательной деятельности, как доказывают и педагоги, содержит в себе «массив» для его развития [5, с. 27].
С точки зрения усвоения интерактивное взаимодействие на учебном занятии предполагает проявление самостоятельности со стороны его участника, которая проявляется в моментах самореализации, саморегуляции активности, самовоспитания, саморазвития, саморефлексии, и все это происходит через самостоятельную деятельность, которая необходима, как считают ученые, для возникновения нового состояния личности и овладения профессией, личностными качествами и профессиональными компетенциями на индивидуально-личностном уровне [6, с. 168].
В интерактивном обучении, с одной стороны, органично связаны известные дидактические компоненты (цель, задачи, принципы, содержание, методы, средства, формы, технологии,
результаты), но, с другой стороны, они имеют настолько специфическое наполнение и органичные связи между собой, что позволяют выйти на принципиально иные результаты усвоения - компетенции и компетентности как интегральные результаты. Остановим внимание на этих дидактических «узлах» и представим интерактивную специфику их содержания и связей в интерактивном обучении с позиции организующего интерактивное обучение при изучении педагогических дисциплин в вузе. Для удобства выделяем отдельные «узлы», хотя в реальном образовательном процессе они синтетичны и взаимосвязаны.
1. Цели - задачи - ожидаемые результаты - формулируются в связке, строго: от общего и идеального к частному и конкретному; но ожидаемые результаты - это самая четкая и конкретная часть целеполагания, которая «задает» инструментальный подход к их достижению, т.е. обуславливает адекватный выбор методов интерактивной работы обучающихся.
2. Ожидаемые результаты - изучаемое содержание -интерактивные методы усвоения органично связаны через содержание деятельности обучающихся: результаты формулируются через результаты действий обучающихся, которые предпринимаются ими для усвоения изучаемого содержания. Усвоение происходит посредством интерактивных методов и приемов усвоения, которые реализуются действия обучающихся, направленные на общение, совместную деятельность, отношения по поводу достижения планируемых результатов. В интерактивной работе выстраивается опыт усвоения материала, опыт общения, опыт совместной деятельности, что подтверждается известными выводами о тринитарности в обучении, когда его определенные стороны или аспекты нераздельны, взаимообусловлены и выступают в триаде [7, с. 218].
Вместе с тем, все составляющие в этом «узле» связаны процессуальной стороной деятельности обучающихся, которая создает выход на эти результаты. Другими словами: то, чему мы учим и есть то, как мы учим - и в этом состоит главный образовательный смысл интерактивного обучения.
3. Ожидаемые результаты - интерактивные методы обучения - оценивание усвоения: достижение ожидаемых результатов возможно лишь адекватно используемым методам обучения, а их оценивание - по критериям, которые соответствуют тому, что заложено данными методами, и на интерактивной осно-
4. Рефлексия - ожидаемые результаты - интерактивные методы связаны интерактивной основой: в интерактивном формате осмысливается продуктивность интерактивной работы: ее методов и приемов, ее результатов, достижений.
Природа интерактивного обучения требует того, чтобы ее выдерживали во всех компонентах обучения и на протяжении всего учебного занятия. Другими словами, организация интерактивной работы обучающихся лишь на одном из этапов занятия, как бы «автономно» от других этапов, минимально продуктивна и не реализует весь потенциал интерактивной деятельности обучающихся. При изучении педагогических дисциплин в педвузе все семинарско-практические занятия происходят на интерактивной основе, которую автор организует совместно с бакалаврами.
Встреча в кругу проводится на занятии как первый этап в интерактивной форме. Ее целью является «создание» настроя каждого обучающегося на занятие, желания работать на занятии и мобильного рабочего состояния. В качестве педагогических средств при этом используются игры и игровые элементы, упражнения, ситуации, предполагающие некоторое взаимодействие вербальное и невербальное друг с другом, движения, что вместе с тем обретается обучающимися и как личностный и педагогический опыт.
Этап мотивации к занятию может начинаться или содержаться уже в первом этапе, а может быть проведен как самостоятельный и следующий этап на занятии. Его цель: вызвать стойкое желание обучающегося и интерес к теме и ее вопросам, к предстоящей деятельности. При этом могут использоваться педагогические средства: тематический видеоролик с предварительным творческим или проблемным заданием; видеоролик, снятый самими бакалаврами как эпилог к изучаемой теме; слайды с притчей и предварительно поставленным главным вопросом; работа в малых группах (с электронной презентацией, с раздаточным материалом и др.); поэтические и музыкальные видео- и аудио-материалы.
Этап целеполагания на занятии может быть организован: либо как самостоятельный этап, либо в ходе встречи в кругу,
либо на этапе мотивации, педагогическую целесообразность чего оценивает преподаватель и он же организует целеполага-ние, используя известные приемы и техники.
Этап усвоения на занятии (собственно интерактивная работа) представляет собой основной этап, на котором происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса по поводу усвоения изучаемого материала. Этот этап организуется с использованием педагогических интерактивных методов, приемов, технологий, средств, форм, которые уже достаточно представлены и описаны в педагогических публикациях [5; 7; 8; 10; 11], но в практике далеко не всегда реализуются в унисон природе интерактивного обучения.
Этап контроля за усвоением результатов обучения также проводится преимущественно в интерактивной форме, как правило, в сочетании индивидуальной и групповой форм познавательной деятельности. Это означает, что в домашнее задание к семинару входят части: для групповой работы (в малых группах, в парах, тройках) и индивидуальной работы; для теоретической работы и практической работы; для устной и письменной работы, работы с интернет-источниками, интернет-технологиями.
Этап оценивания на занятии организуется на основе оценивания по критериям: наблюдателями, экспертами (преподаватель может быть в их числе); посредством взаимооценки и самооценки; а также с дополнением к оцениванию в виде творческой формы оценивания: в виде присуждения номинации, «медали», «именных часов», «фирменных конфет» и др. Критерии оценивания разрабатываются обучающимися в сопровождении преподавателя, а также самим преподавателем. В оценивании также есть интерактивная основа, заключающаяся как в совместной разработке критериев, так и в совместном оценивании.
Все этапы работы на занятии являются интерактивными, а потому применение интерактивных методов обучения может быть педагогически целесообразно, оправданно и продуктивно именно в связке со всеми другими этапами интерактивного же наполнения, и прежде всего, с этапами целеполагания и оценивания.
Необходимо отметить, что на занятиях по педагогике в основе интерактивной работы, организованной с помощью интерактивных методов и приемов обучения, лежит работа в малых группах: работа в малых группах семенного состава, создание и использование интерактивной выставки, виды дискуссии, где есть место для групповой работы, деловая игра, групповая работа с текстом, групповая работа с понятиями, групповая подготовка электронной презентации, видеоролика, игровые технологии, тренинг, метод проекта, работа с интернет-источниками и интернет-технологиями, групповая работа по решению педагогических ситуаций, групповая работа по выполнению творческих заданий, интерактивная экскурсия в музей, встреча со специалистом, создание «живой газеты» и др.
Работа в малых группах является тем узловым механизмом в интерактивной работе, который содержится в том или ином виде в каждом из интерактивных методов, технологий, форм.
Интерактивная работа бакалавров или магистрантов по изучаемой педагогической теме на учебном занятии обеспечивает выход на необходимое качество усвоения в виде предполагаемых компетенций и позволяет каждому обучающемуся:
- стремиться к ожидаемым результатам, которые намечены, открыты и гласны, поскольку известны критерии их достижения;
- включиться в совместную деятельность, в которой сливаются опыт личного участия, опыт познавательной, исследовательской, со-творческой деятельности, чтобы выйти на достижение критериев оценивания;
- погрузиться в процедурные действия по достижению результатов, что требует от каждого соблюдения правил игры, взаимного и осознанного вклада в работу, проявления личностных качеств, определенного опыта в виде ценностей, знаний, умений, навыков, установок, способов творческой деятельности;
- усваивать знания, проявлять качества, умения, позицию в процессе проявленной интерактивности в условиях совместной групповой деятельности;
- обретать новый опыт постижения знаний в условиях, когда «фокусируются» одновременно: применение имеющихся знаний и опыта, теоретическое осмысление новых знаний, становление нового опыта деятельности.
Важно отметить возможности интерактивной работы для обеспечения качества усвоения с точки зрения этапов усвоения:
интерактивная работа как в некоем образовательном «коктейле» синтетично включает в себя сразу все этапы (по их содержанию, но не по продолжительности): восприятие учебного материала, осмысление, обобщение и систематизация, запоминание, применение знаний, оперирование ими, освоение способов практической деятельности. Опыт организации интерактивного сопровождения обучения в ФГБОУ ВО «Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н.Ульянова» прирастает на занятиях при изучении бакалаврами педагогических курсов, которые организуются преимущественно на интерактивной основе как в реальном режиме, так и дистанционном («Введение в педагогическую деятельность», «Теория обучения», «Теория и методика организации воспитательной работы», «Социальная педагогика», «Педагогическая практика»). В дистанционном интерактивном режиме организуется педагогическое сопровождение магистрантов по педагогической практике в дополнение к реальному сопровождению со стороны преподавателей и методистов. В ходе педагогической практики бакалавры предпринимают попытки самостоятельно применить интерактивные методы обучения, обретая и накапливая таким образом опыт усвоения изученного содержания на занятиях при изучении педагогических дисциплин, а вместе с тем развивая личностные и профессиональные качества, компетенции, совершенствуя свой
Библиографический список
профессиональный уровень, на что обращают внимание ученые [9, с. 137; 10, с. 23].
В практико-ориентированной профессиональной подготовке магистрантов используются интерактивные технологии проектирования и сценирования, ИКТ-технологии, необходимые для усвоения изучаемого содержания и формирования компетенций [11, с. 19]. При изучении бакалаврами дисциплин по выбору, к примеру, курса «Современное гражданское образование» занятия проходят на интерактивной основе, поскольку в цели-за-дачи-ожидаемые результаты входят не только знания, умения, навыки, компетенции, но и опыт гражданского поведения, опыт педагогической деятельности в области организации гражданского образования, что невозможно обеспечить вне интерактивной деятельности обучающихся.
Итак, интерактивное сопровождение процесса усвоения при изучении педагогических дисциплин в педвузе востребует образовательный потенциал интерактивной природы интерактивных методов и приемов обучения, обеспечивает надситуативную активность, интерактивность, самостоятельную деятельность, которые создают основу для процесса усвоения различных результатов обучения, формирования профессиональных компетенций и личностных качеств, для вклада в саморазвитие личности обучающегося как будущего педагога.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 - 2016 года. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Новичкова Н.М. Социально-педагогические концепты гражданского образования. Образование и общество. 2011; 1: 7 - 10.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.
4. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. Российский открытый университет. Москва: ТОО «Горбунок», 1992.
5. Железнякова О.М., Ермохина О.Н. Формирование надситуативной познавательной активности школьников в процессе обучения. Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2006.
6. Петров А.В. Личность и самостоятельность. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 167 - 171.
7. Железнякова О.М. Формы обучения (тринитарный подход). Казанская наука. 2014; 11: 217 - 221.
8. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011; 4. Available at: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
9. Новичкова Н.М. Педагогическая практика как пространство профессионально-личностного становления будущего педагога. Дело его жизни. Чебоксары, 2008: 133 - 139.
10. Пирметова С.Я. Интерактивные методы обучения математике в юридическом вузе как эффективный способ повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 22 - 25.
11. Тихонова А.Ю., Новичкова Н.М. Формирование проектной культуры у магистров в условиях практико-ориентированной профессиональной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 16 - 20.
References
1. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii vRossijskojFederacii» N 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2017- 2016 goda. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Novichkova N.M. Social'no-pedagogicheskie koncepty grazhdanskogo obrazovaniya. Obrazovanie iobschestvo. 2011; 1: 7 - 10.
3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999.
4. Petrovskij V.A. Psihologiya neadaptivnoj aktivnosti. Rossijskij otkrytyj universitet. Moskva: TOO «Gorbunok», 1992.
5. Zheleznyakova O.M., Ermohina O.N. Formirovanie nadsituativnoj poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov vprocesse obucheniya. Ul'yanovsk, Ul'yanovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni I.N. Ul'yanova, 2006.
6. Petrov A.V. Lichnost' i samostoyatel'nost'. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 167 - 171.
7. Zheleznyakova O.M. Formy obucheniya (trinitarnyj podhod). Kazanskaya nauka. 2014; 11: 217 - 221.
8. Dvulichanskaya N.N. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya klyuchevyh kompetencij. Nauka i obrazovanie: nauchnoe izdanie MGTU im. N.E. Baumana. 2011; 4. Available at: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
9. Novichkova N.M. Pedagogicheskaya praktika kak prostranstvo professional'no-lichnostnogo stanovleniya buduschego pedagoga. Delo ego zhizni. Cheboksary, 2008: 133 - 139.
10. Pirmetova S.Ya. Interaktivnye metody obucheniya matematike v yuridicheskom vuze kak 'effektivnyj sposob povysheniya urovnya profes-sional'noj podgotovlennosti vypusknikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 22 - 25.
11. Tihonova A.Yu., Novichkova N.M. Formirovanie proektnoj kul'tury u magistrov v usloviyah praktiko-orientirovannoj professional'noj podgotov-ki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 16 - 20.
Статья поступила в редакцию 12.05.17
УДК 378. 147
Pankratova O.G., postgraduate, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
ELEMENTS OF BILINGUAL LEARNING OF PHYSICS AMONG BACHELORS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is dedicated to theoretical and applied aspects of bilingual learning of physics among bachelors at a pedagogical university. The work reveals basics of bilingual learning and bilingual education at a pedagogical university. The article describes a concept of bilingual language personality in modern information society and open education. The author characterizes teaching of Physics to bachelors (Code 44.03.05 "Pedagogical education", Profile "Physics. Mathematics") at the pedagogical university. The paper shows the sequence of using of elements of bilingual learning and its interim results at the Elementary Physics lessons at the pedagogical university and according to requirements of FGOS of higher education.
Key words: bilingual learning, bilingual education, bilingual language personality, pedagogical university, information society, educational standard.
О.Г. Панкратова, аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]