Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты влияния ситуации успеха на формирование мотивации к обучению курсантов вузов МЧС России в процессе интерактивного обучения'

Психолого-педагогические аспекты влияния ситуации успеха на формирование мотивации к обучению курсантов вузов МЧС России в процессе интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗЫ МЧС РОССИИ / КУРСАНТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ / SUCCESS SITUATION / LEARNING MOTIVATION / INTERACTIVE LEARNING / UNIVERSITIES OF MES OF RUSSIA / STUDENTS OF UNIVERSITIES SPONSORED BY GOVERNMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашко Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты влияния ситуации успеха на формирование мотивации к обучению курсантов вузов МЧС России в процессе интерактивного обучения. Были уточнены содержания терминов «мотивация к обучению» и «интерактивное обучение». Показаны специфика вуза МЧС России и методы интерактивного обучения, которые могут быть применены в образовательной среде ведомственного вуза. Разграничены понятия «успех» и «ситуация успеха». Анализируется понятие ситуации успеха в рамках различных теорий психологии и педагогики. Выделен ряд позитивных моментов использования ситуации успеха в интерактивном обучении, влияющих на формирование мотивации к обучению. Рассмотрены некоторые сложности, которые могут возникнуть у педагога, при использовании ситуации успеха в процессе обучения, а также результаты применения подобной технологии в образовательном процессе вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашко Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Aspects of the Success Situation Impact on the Development of Learning Motivation During Interactive Learning of Cadets in Russia''s Emercom Universities

The article examines psychological and pedagogical aspects of the success situation impact on the development of learning motivation during interactive learning of cadets in universities of EMERCOM of Russia. Content of the terms "learning motivation" and "interactive learning" are refined. The paper shows the specifics of the universities of EMERCOM of Russia and methods of interactive learning that can be applied to the educational environment. The concepts of "success" and "success situation" are specified. The notion of the situation of success in the various theories of psychology and pedagogy is analyzed. The author highlights a number of positive aspects of using a success situation in interactive learning which influence on the development of learning motivation. The article discusses some of the difficulties that may arise by the use of the situation of success in the learning process. Also the author presents the results of using of such technology in educational process of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты влияния ситуации успеха на формирование мотивации к обучению курсантов вузов МЧС России в процессе интерактивного обучения»

ШШШ^ INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 4

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.01:378.6(470+571) Б01: 10.155077Inted.077.018.201404.049

психолого-педагогические аспекты влияния ситуации успеха на формирование мотивации к обучению курсантов вузов мчс россии в процессе интерактивного обучения

Т. В. Кашко (Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж, Россия)

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты влияния ситуации успеха на формирование мотивации к обучению курсантов вузов МЧС России в процессе интерактивного обучения. Были уточнены содержания терминов «мотивация к обучению» и «интерактивное обучение». Показаны специфика вуза МЧС России и методы интерактивного обучения, которые могут быть применены в образовательной среде ведомственного вуза. Разграничены понятия «успех» и «ситуация успеха». Анализируется понятие ситуации успеха в рамках различных теорий психологии и педагогики. Выделен ряд позитивных моментов использования ситуации успеха в интерактивном обучении, влияющих на формирование мотивации к обучению. Рассмотрены некоторые сложности, которые могут возникнуть у педагога, при использовании ситуации успеха в процессе обучения, а также результаты применения подобной технологии в образовательном процессе вузов.

Ключевые слова: ситуация успеха; мотивация к обучению; интерактивное обучение; вузы МЧС России; курсанты ведомственных вузов.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE SUCCESS SITUATION IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF LEARNING MOTIVATION DURING INTERACTIVE LEARNING OF CADETS IN RUSSIA'S EMERCOM UNIVERSITIES

T. V. Kashko (Voronezh Institute of firefighting service of Russia's EMERCOM,

Voronezh, Russia)

The article examines psychological and pedagogical aspects of the success situation impact on the development of learning motivation during interactive learning of cadets in universities of EMERCOM of Russia. Content of the terms "learning motivation" and "interactive learning" are refined. The paper shows the specifics of the universities of EMERCOM of Russia and methods of interactive learning that can be applied to the educational environment. The concepts of "success" and "success situation" are specified. The notion of the situation of success in the various theories of psychology and pedagogy is analyzed. The author highlights a number of positive aspects of using a success situation in interactive learning which influence on the development of learning motivation. The article discusses some of the difficulties that may arise by the use of the situation of success in the learning process. Also the author presents the results of using of such technology in educational process of higher education institutions.

Keywords: success situation; learning motivation; interactive learning; universities of MES of Russia; students of universities sponsored by government agencies.

С вступлением в XXI в. традиционно остро встает вопрос о методах преподавания. С одной стороны, педагоги всего мира производят мониторинг уже имеющихся моделей, технологий и методов обучения, оценивая при этом их соответствие требованиям времени. С другой, происходит активизация попыток поиска новых методик, которые смогли

бы осуществить качественный скачок в задаче более эффективной подготовки высококвалифицированных специалистов. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности 280705 «Пожарная безопасность», количество аудиторного времени, отводимого на изучение дисциплин

© Кашко Т. В., 2014 49

в рамках интерактивных форм обучения, должно составлять не менее 40 % от всего количества учебного времени.

Принято считать, что интерактивность учебного процесса положительно влияет на формирование мотивации к обучению. Мотивация к обучению - это система потребностей, мотивов и целей, отражающих побуждения к учению, позволяющих стремиться к пониманию общих знаний и овладению учебно-познавательными и профессиональными умениями и навыками [4].

Однако до сих пор актуальным является вопрос о том, как выражается и диагностируется мотивация к обучению. По нашему мнению, выражением мотивации к обучению является познавательная активность учащегося в процессе учебного занятия.

А. К. Маркова считает, что проявления познавательной активности - это «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...» [2, с. 45]. Она признает за учащимся активное начало в познавательном процессе и утверждает, что на основе этого учащийся формируется как активный субъект учебной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, актуальным становится вопрос о формировании мотивации к обучению, ее компонента, познавательного интереса и их выражения, познавательной активности в процессе применения методов интерактивного обучения.

Мы вслед за Е. В. Коротаевой выделяем некоторые условия, от которых зависит степень мотивации к обучению и познавательной активности ученика в рамках учебного процесса в целом и в ведомственном вузе в частности. К таким условиям относятся личная заинтересованность учащегося в овладении знанием; уровень исходных учебных умений и навыков ученика; личностные взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога с учениками; характер коммуникации, который принят в конкретной группе учащихся;

отношения референтных лиц к процессу получения знаний в целом и в рамках отдельных предметов в частности; стиль преподавания, принятый в данном конкретном учебном заведении; социальная ориентация мнения учащихся в профессиональной необходимости какой-либо учебной дисциплины и т. д. [1, с. 56]

Высокий уровень мотивации учебной деятельности может быть сформирован лишь тогда, когда абсолютно все или же большинство из перечисленных выше условий находятся в определенном равновесии, которое оптимально для конкретного ученика. Какое-либо негативное изменение или деформация одного из вышеперечисленных условий влияет на остальные, а также на уровень сформированности мотивации к обучению.

По нашему мнению, данные условия могут быть соблюдены в случае организации образовательного процесса в рамках использования методов интерактивной модели обучения. Мы, как Т. С. Панина и Л. В. Вавилова, считаем, что интерактивное обучение - это определенный способ познания, который осуществляется в формах совместной деятельности всех участников образовательного процесса, т. е. преподавателя и учеников. В процессе интерактивного обучения они выступают в роли субъектов образования, которые осуществляют «равноправное взаимодействие друг с другом, производят обмен информацией, совместное решение возникающих проблем, выполняют моделирование ситуации, оценивают действия сокурсников и свое собственное поведение, реализовывают погружение в реальную атмосферу делового сотрудничества по ликвидации реальных проблем» [3, с. 28].

Учебные заведения силовых ведомств РФ, в том числе и МЧС, имеют определенную специфику в своем функционировании. Переменный контингент в процессе обучения обязан выполнять прямые служебные обязанности и подчиняться жесткому регламенту распорядка дня. Например, курсанты несут наряды, караульную службу; учебное время и время самостоятельной работы строго регламентированы. В связи с этим перед преподавателями

ШШШ^ ШТЕОЫАТКЖ ОБ ЕЭиСАТЮЫ. 2014, N0. 4

стоит проблема разработки интенсивных форм и методов обучения, позволяющих восстановить упущенные знания

В процессе обучения курсантов, ввиду описанной выше специфики данной аудитории, мы использовали следующие методы интерактивного обучения: беседа, диалог, дискуссионный клуб, дебаты, круглые столы, презентации опыта, проблемные ситуации. Данные методы были реализованы в процессе семинарских занятий. Выбор данного вида учебных занятий не случаен, так как семинар -это наиболее сложный вид обсуждения учебного материала. Еще одним фактором в пользу выбора семинарских занятий вместо лекционных является слишком большая аудитория курсантов (часто - 3 группы, в среднем по 25-30 чел.). В данном случае возможность участия каждого курсанта в занятии, что является характерной чертой интерактивной модели обучения, представляет большую сложность.

Однако, исходя из обозначенных выше организационно-педагогических условий, перед нами возникает вопрос о том, как ориентировать курсантов на проявление инициативы и творчества, прививать им стремление помогать друг другу, совместно преодолевать любые трудности, создать хорошее настроение и дружеские отношения в группе, стимулировать проявление инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала. С нашей точки зрения, ключевое значение в осществлении поставленных выше задач выполняет ситуация успеха, которая может быть организована преподавателем для курсанта.

В процессе исследования педагогики успеха мы приходим к выводу о том, что она во многом связана с идеями гуманистической психологии. Таким образом, по мнению У. Глассера, успех должен быть доступным для каждого учащегося: если учащемуся удастся добиться успеха в учебном заведении, то у него присутствуют все шансы на дальнейший успех в жизни.

В психологической практике понятие «успех» рассматривается в рамках социальной психологии. А. А. Андреева считает, что успех является одним из факторов, ко-

торые способны улучшить взаимоотношения между младшим и старшим поколениями. По ее мнению, это процесс, который может помочь учащемуся поверить в свои силы и способности, избежать ошибок и поддержать ученика во время неудач.

Во время изучения концептуальных основ педагогики успеха особое внимание стоит уделить идеям гуманистической педагогики (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Сухомлинский, И. С. Якиманская и др.). С точки зрения данного педагогического направления, признается уникальность человеческой личности, стремящаяся к максимальному уровню реализации своих возможностей. Учебное заведение в рамках гуманистической педагогики должно способствовать созданию условий, в которых происходит осознание и реализация учащимся собственных способностей, потребностей и интересов [5]. При этом нужно учитывать, что ученик имеет право на ошибки и свободный творческий поиск. Педагог должен стимулировать этот поиск не оценкой и, соответственно, поощрением или наказанием, а заинтересованной поддержкой.

необходимо заметить, что понятия «успех» и «ситуация успеха» нуждаются в разделении. Ситуация - это определенное сочетание условий, обеспечивающих успех, в то время как самим успехом является результат подобной ситуации [1, с. 30]. Так, можно прийти к выводу о том, что ситуация - условия, которые могут быть организованы преподавателем.

Исходя из этого, ситуацией успеха можно называть специально организованный целенаправленный комплекс условий, позволяющий достигать определенных результатов в учебной деятельности, сопровождаемых позитивными психологическими и эмоциональными переживаниями.

Однако фактически в педагогике отсутствуют универсальные средства и методы обучения и воспитания, что относится в том числе и к ситуации успеха. Поначалу кажется, что преподавателю ведомственного вуза достаточно несколько раз на занятии организовать ситуацию, при которой курсант испытает удовлетворение и успех от собственной деятельно-

сти, как будет обеспечен высокий уровень познавательной активности и, как результат, мотивации к обучению. Подобное мнение по отношению к ситуации успеха приводит к противоположному результату: постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное, и, возможно, индифферентное отношение к учебной деятельности. Помимо этого, если учащийся постоянно ожидает положительного результата, то это приводит к развитию неспособности в будущем преодолевать трудности, отказу от действий в сложных жизненных ситуациях.

Таким образом, необходимо выявить и проанализировать механизмы взаимодействия ситуации успеха и формирования мотивации к обучению курсантов в учебно-воспитательном процессе вуза МЧС России.

Необходимо отметить, что успех связан с чувствами эмоционального подъема и радости, испытываемые человеком впоследствии полностью выполненной работы. Когда человек помнит об испытанных положительных эмоциях, он и в следующий раз возьмется за подобную работу. Следовательно, если один раз помочь учащемуся однажды достичь положительного результата в обучении, то этим можно сформировать его положительную мотивацию на будущую деятельность.

Исходя из данного положения, некоторые ученые причисляют ситуацию успеха к теории бихевиоризма в психологии, смысл которой заложен в формуле S - Я (есть стимул - есть реакция). В соответствии с данной трактовкой ситуация успеха рассматривается лишь как средство стимулирования к определенному образу учебных действий, т. е. налицо теория управления или программирования поведения. Однако при условиях интерактивной модели обучения главная роль принадлежит курсанту, субъекту учения, а не преподавателю. В ином случае ситуация успеха может выступать в роли небольшой награды курсанта за правильно выполненное привычное действие, что не повлечет за собой желаемого эффекта.

итак, вполне резонно возникает вопрос о привлекательности для ученых-психологов и педагогов исследований в области влияний переживания успеха или же неуспеха на учебную деятельность учащегося. Существует ряд позитивных моментов, которые можно отметить:

1) само переживание успеха может внушить человеку уверенность в своих силах и возможностях;

2) появляется желание еще раз достигнуть положительных результатов с целью переживания радости от успеха;

3) положительные эмоции, которые рождаются в результате и в процессе успешной деятельности, могут создать ощущение благополучия, что благотворно сказывается на общем отношении человека к окружающему миру.

Данные позитивные моменты, используемые в течение интерактивных уроков, способствуют формированию положительной мотивации курсанта к обучению. однако психологи и педагоги считают, что существует возможность негативных состояний и стрессовых ситуаций, которые могут последовать за пережитым чувством успеха. Дело в том, что успех, который достался ценой малых усилий, приводит к завышенной оценке собственных возможностей. Помимо этого, омрачить переживание успеха для курсанта может ситуация, когда результат, важный и значимый для него, не будет адекватно оценен другими людьми. Также удовлетворение от успеха не будет сильным, когда результаты деятельности не имеют особого значения для конкретного курсанта, что накладывает определенный отпечаток на отношение конкретного учащегося к определенному роду деятельности.

Вышеизложенные положения подчеркивают тот факт, что механизм регуляции человеческой активности через эмоции успеха - инструмент очень тонкий. Однако педагогам необходимо знать этот механизм, реализовывать условия ситуации успеха в процессе интерактивного обучения, поскольку данные эмоции влияют на мотивацию к деятельности, регулируют ее, тем самым воздействуя на общее состояние учащегося.

ШШШ^ INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корoтаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е. В. Коротаева. - Урал, УГПУ, 1995. - 88 с.

2. Мaркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Знание, 1996. - 138 с.

3. Пaнина, Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - 4-е изд. - Москва : Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

4. Пoдласый, И. П. Педагогика : 100 вопросов - 100 ответов : учебное пособие для вузов / И. П. Подла-сый. - Москва : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

5. Серитв, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - Москва : Логос, 1999. - 272 с.

Поступила 14.07.14.

Об авторе:

Кашко Татьяна Васильевна, преподаватель кафедры иностранных языков и культуры речи ФГБОУ ВПО «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России» (Россия, г. Воронеж, ул. Краснознаменная, д. 231), kashko_tatiana@mail.ru

Для цитирования: Кашко, Т. В. Психолого-педагогические аспекты влияния ситуации успеха на формирование мотивации к обучению курсантов вузов МЧС России в процессе интерактивного обучения / Т. В. Кашко // Интеграция образования. - 2014. - №° 4 (77). - С. 49-53. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.049

REFERENCES

1. Korotaeva E. V. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja [А^^айоп of ^gmt^e а^^йу of а student]. Yekaterinburg, UGPU Publ., 1995, 88 p.

2. Markova A. K. Ps^^g^ professionalizma [Psyctotogy of professionalism]. Moscow, KMwledge Publ., 1996, 138 p.

3. Ратпа Т. S., Vavilova L. N. Sovremennye sposoby aktivizacii оЬиЛепуа [Modern ways of ^ming аСэтайоп]. Moscow, Academy Publ., 2008, 176 p.

4. Podlasy I. P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov [Pedagogics: 100 questwns - 100 answers]. Mos-tow, VLADOS Publ., 2004, 365 p.

5. Serifov V. V. Obrazovanie i HchMst'. Теоп)а i praktika proektirovanija pedagogicheskih sistem [Education and personality. Тheory and practice of designing of pedagogical systems]. Moscow, Logos Publ., 1999, 272 p.

About the author:

Kashko Tatyana Vasilyevna, lecturer, ^ак of Foreign Languages and Speech Culture, Voronezh Institute of firefighting service of Russia's EMERCOM (231, Str. Krasnoznamennaya, Voronezh, Russia), kashko_tatiana@mail.ru

For citation: ^shto Т. V. Psihologo-pedagogicheskie aspekty vlijanija situacii uspeha па formirovanie motivacii k obucheniju kursantov vuzov MChS Rossii v processe interaktivnogo obuchenija [Psychological and pedagogical aspects of the success situation impact оп the development of learning motivation during interactive ^ming of cadets in Russia's emer^m universities]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, по. 4 (77), pp. 49-53. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.049

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.