УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
© 2022 Д. О. Скрыпник
аспирант кафедры педагогического образования Севастопольского государственного университета, референт заместителя губернатора - председателя
правительства Севастополя e-mail: deni rossa.skr@mail.ru
Севастопольский государственный университет
Представлен опыт проведенной практической работы со студентами по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, проанализирован теоретический и методологический аспекты исследования патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Разработаны критерии и показатели патриотического и духовно-нравственного воспитания, представлены педагогические условия, необходимые для успешной реализации патриотического и духовно-нравственного воспитания в вузе.
Ключевые слова: патриотизм, духовность, дух, молодежь, нравственность.
PATRIOTIC AND SPIRITUAL-MORAL UPBRINGING YOUTH OF SEVASTOPOL
© 2022 D. O. Skrypnik
Postgraduate student of the Department of Pedagogical Education, Assistant deputy governor - chairman of government Sevastopol e-mail: deni rossa.skr@mail.ru
Sevastopol State University
A questionnaire was conducted among students on the following issues: the history of the city of Sevastopol, domestic literature and their relationship to the Fatherland, including an analysis of the results of the questionnaire. The experience of practical work with students on patriotic and spiritual-moral upbringing is presented, the theoretical and methodological aspects of the study of patriotic and spiritual-moral upbringing of youth are analyzed. The criteria and indicators of patriotic and spiritual-moral education have been developed, the pedagogical conditions necessary for the successful implementation of patriotic and spiritual-moral education in the university are presented.
Keywords: patriotism, spirituality, spirit, youth, morality.
В современных условиях патриотическое и духовно-нравственное воспитание является главным источником устойчивого социально-экономического развития, политической стабильности и национальной безопасности России.
Обеспокоенность проблемой патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи обусловлена активной реорганизацией российской системы образования. Для системы образования становится приоритетом формирование у молодежи ценностей, таких как чувство патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников, подвигам героев Отечества, стремление к добрым взаимоотношениям, любовь к чтению, труду, помощь близким, гордость за свою Родину и др.
В отечественной педагогической науке понятие патриотизма в контексте проблем патриотического воспитания как предмета исследования проанализировано в работах С.А. Тюшкевича, И.А. Полищука, В.К. Левашова, Ю.А. Андреева, методологическая направленность патриотического воспитания выражена в исследованиях Е.Л. Райхлиной, Т.Е. Вежевич, В.В. Гладких, В.Ю. Микрюкова, как комплекс чувств верности, гордости и преданности, любви к Отечеству в трудах
A.Ю. Парашина, В.И. Лутовинова, С.Ю. Ивановой, патриотизм как механизм для объединения общества, преодоления национальных, религиозных и этнических разногласий в работах Д. А. Карманова, А.В. Потемкина, И.Н. Иванченко.
В трудах по педагогической аксиологии рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания (Р.Б. Вендровская, Н.Д. Никандров, Б.Т. Лихачев,
B.А. Караковский) и включения ценностей в содержание образования (Д.Я. Зорина, В. Окунь и др.). Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания отражены в исследованиях И.В. Метлика, Д.С. Лихачева, С.Н. Стрижева, Л.В., Т.И. Петраковой и др.
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность субъектов патриотического воспитания по формированию у населения высокого патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей, чувства верности Отечеству и ответственности за его настоящее и будущее, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, в том числе по защите Родины [1].
К эффективным показателям патриотического воспитания молодежи можно отнести желание участвовать в патриотических мероприятиях, защищать свою Родину, с любовью и уважением относиться к исторической памяти народа. Таким образом, становится актуальным вопрос о патриотическом воспитании молодежи как единого звена мировоззренческой отечественной структуры - российской духовности.
Духовно-нравственное воспитание - это комплекс мероприятий, направленных на формирование нравственных чувств: совести, веры, чувства долга, ответственности, бережного отношения к окружающему миру, готовности к преодолению жизненных испытаний, служению людям и Отечеству [Там же].
В комбинации духовность и нравственность образовывают основу личности, где духовность - значимое свойство сознания, являющееся ядром нравственности. Таким образом, когда говорим о процессе становления личности, имеем в виду процесс духовно-нравственного просвещения.
Духовно-нравственное просвещение формирует основу личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее психическое и физическое развитие.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание тесно связаны с другими направлениями воспитательной работы в вузе и являются частью целостного воспитательного процесса, обеспечивающего формирование личности, обладающей духовными и нравственными качествами, необходимыми для защиты Отечества, уважения к духовному наследию, истории и культуре своей страны.
Представленный материал основан на результатах исследований среди студентов филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе и ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», проведенных методом анкетного
Скрыпник Д. О. Педагогические условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи города Севастополя
опроса. В исследовании приняли участие 263 студента, из которых 159 - женщины, 104 - мужчины в возрасте от 14 до 35 лет. Опрос состоял из двух блоков: исторического и литературного. Анкетирование показало следующие результаты [2].
Исторический блок
1. На вопрос «Севастополь стали называть городом-героем еще во время Великой Отечественной войны. В каком году город Севастополь впервые официально был удостоен высшей степени отличия - звания города-героя?» 135 (51,3%) респондентов ответили правильно: годом присвоения звания «город-герой» является 1965 год, остальные 128 человек (48,7%) выбрали неверный ответ.
2. На вопрос «Сколько дней длилась вторая оборона Севастополя?» 190 (72,2%) студентов ответили правильно (250 дней), остальные 73 (27,8%) респондента -неправильно.
3. Ответы на вопрос «Где в городе Севастополе 23 февраля 1958 года был зажжен Вечный огонь, один из первых в СССР?» 116 (44%) студентов ответили правильно: Вечный огонь в Севастополе одним из первых был зажжен на Малаховом кургане, однако 147 (56%) респондентов ответили неправильно.
Н.М. Карамзин отмечал, что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие» [3, с. 474].
Для формирования патриотически настроенной личности необходимо определенное отношение к своей Родине, к своему языку, истории и культуре, чувство сопричастности к событиям, происходящим в государстве, причастности к судьбе своего народа.
Этому способствуют места памяти (устойчивые образы), которые вызывают положительные или отрицательные эмоции у отдельного субъекта или населения страны, относящиеся к исторической памяти народа.
Анкетирование показало, что основными региональными местами памяти являются: площадь Нахимова, форт «Сталин», Матросский бульвар, Малахов курган, Сапун-гора, парк Победы, Пост № 1 у Мемориальной стены в честь героической обороны Севастополя 1941-1942 годов, памятник затопленным кораблям, музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея», Балаклавский подземный музейный комплекс (Объект 825 ГТС), Херсонес Таврический; к общегосударственным отнесли: Красную площадь и Московский кремль (г. Москва), Петергоф и Эрмитаж (г. Санкт-Петербург), Мамаев курган (г. Волгоград), Новгородский кремль (г. Великий Новгород), озеро Байкал (Иркутская область), Долина гейзеров (Камчатский край), города-герои Севастополь, Москву, Смоленск и др. Таким образом, чем больше мест-феноменов у человека, тем больше он относит себя к малой или большой Родине и сильнее ее любит.
Литературный блок
4. Ответы на вопрос «Распределите произведения по их авторам (Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Чехов А.П.)». 177 (67,3%) студентов знают, что из предложенного перечня М.Ю. Лермонтов написал «Герой нашего времени», «Бородино» и «Воздушный корабль». А.С. Пушкин - «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и «Пир
во время чумы», верно ответили 182 (69%) респондента. Однако многие не смогли правильно дать ответ, что произведения «Каштанка», «Палата № 6» и «Дама с собачкой» написаны А.П. Чеховым, неверно ответили на данный вопрос 147 (56%) респондентов.
5. На открытый вопрос «Раскройте понятия "отечество", "духовность", "духовное единство", "патриотизм", "дух"» из 263 респондентов смогли дать ответ («свой ответ») 113 (43%) студентов, что напрямую зависит от читательской грамотности.
Проанализировав литературный блок, необходимо отметить, что молодежь слабо читает отечественные произведения, на которых воспитывалось не одно поколение россиян. Также большинство молодежи не смогли четко раскрыть сущность понятий "отечество", "духовность", "духовное единство", "патриотизм" и "дух".
Мы не должны забывать слова М. Горького: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству» [4].
Проанализировав исторический и литературный блоки, можно отметить, что молодежь слабо знает подлинную историю своего родного края, боевые традиции, отечественную литературу, - это результат недостаточной воспитательной работы школ и вузов по сохранению исторической памяти.
В воспитательной работе со студентами нужно исходить из того, что знания об основных значимых фактах хранятся в исторических документах, монографиях, событиях, литературных произведениях и искусстве, духовных и материальных ценностях, традициях, непосредственно связанных с Памятью народа.
Во внеучебной работе со студентами эффективными направлениями работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи являются участие в патриотических мероприятиях, квестах, конференциях, экскурсиях, походах, поисковом движении «Вахта памяти», шефствование над ветеранами, детскими домами и интернатами, участие в панельных дискуссиях по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания, обсуждение соответствующих книг и т.д.
Студенческим самоуправлением (советом обучающихся) совместно с Молодежным парламентом города Севастополя с 2016 по 2019 гг. в очном режиме были организованы следующие мероприятия: ежегодный Всероссийский тест по истории Отечества (в том числе региональный кейс по истории города Севастополя), встречи с ветеранами (ВОВ, жителями осажденного Севастополя, блокадниками Ленинграда и др.), походы по «Севастопольской большой тропе», акция «10 000 шагов для трех поколений», флешмоб ко Дню воссоединения Крыма и города Севастополя с Россией, военно-патриотический квест «По дорогам Славы», квест «День Победы», военно-патриоческий фестиваль «Партизанскими тропами», исторический квест «Город, достойный поклонения», торжественное шествие, посвященное Дню народного единства, литературно-музыкальный фестиваль «Алые паруса» (г. Севастополь) и др. В настоящее время большинство мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в связи с введенным режимом повышенной готовности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)) проводится в дистанционном режиме.
В 2016 г. приняли участие в указанных мероприятиях - 598 обучающихся, в 2017 г. - 790 обучающихся, в 2018 г. - 937 обучающихся, в 2019 г. -1 242 обучающихся. Таким образом, темп прироста участников в 2016 г. составил 22,5%, в 2017 г. - 28%, в 2018-2019 гг. - более 34%. Проанализировав полученные
Скрыпник Д. О. Педагогические условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи города Севастополя
результаты, можно отметить, что с 2016 по 2019 г., в результате проводимых мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, стабильный прирост участников составляет 5-7% к принявшим впервые участие в том или ином мероприятии. Следовательно, можно сделать вывод, что участие обучающихся в патриотических и духовно-нравственных мероприятиях обусловлено заинтересованностью самих обучающихся и высокой теоретической и методической подготовленностью наставника по вовлечению во внеучебную деятельность обучающихся (в подготовку встреч, дискуссий, оповещение участников, разработку плана мероприятия, согласования с профильными структурами учреждения или городскими организациями и др.).
В ходе проведенной работы были разработаны следующие критерии и показатели эффективности патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов (рис.).
Как показывает опыт, формирование патриотизма и духовно-нравственного развития происходит при условии высокой теоретической и методической подготовленности наставника (куратора или преподавателя), организации в вузе активной, познавательной, научно-исследовательской, общественной, добровольческой, спортивной деятельности обучающихся и индивидуально-психологической поддержки личности обучаемого.
Воспитание молодежи - крайне важная тема для России, ведь развитие государства напрямую зависит от вкладываемых в последующие поколения ценностей и традиций. Организация патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов в вузе будет успешной, если будут созданы следующие педагогические условия:
- разработан план патриотических и духовно-нравственных мероприятий для развития обучающихся в учебное и внеучебное время;
- организованы курсы повышения квалификации по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся для кураторов групп и профессорско-преподавательского состава Университета;
- организована проектная деятельность обучающихся для формирования патриотических ориентиров и ценностей.
Библиографический список
1. О патриотическом воспитании в городе Севастополе (последняя редакция): закон города Севастополя от 29.11.2018 № 462-ЗС // «Официальный интернет-портал
правовой информации». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document (дата обращения: 04.11.2021).
2. Размещенное исследование (анкета), онлайн-опрос Google Формы. - URL: https://forms.gle/B2Rxv1S2Usk6iMHx5 (дата обращения: 04.11.2021).
3. Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. -Москва: Эксмо, 2009. - 1024 с.
4. Горький М. Афоризмы. Высказывания про книгу. Мудрые высказывания и цитаты / Максим Горький // Интернет-портал афоризмов. - URL: http://www.aforism.su/31 7.html (дата обращения: 04.11.2021).