Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедоева Э.Х.

В статье определены три педагогических условия, способствующих эффективному формированию патриотической культуры обучающейся молодежи Республики Южная Осетия средствами региональный туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА»

обучающихся предполагает владение

управленческим общением как разновидностью педагогического общения.

Изменению подготовки студентов, будущих педагогов, в данном направлении может способствовать внедрение в образовательный процесс вуза спецкурсов, предполагающих формирование профессионально значимых компетенций, отражающих сущность

коммуникативного аспекта педагогического управления. Управленческая деятельность учителя рассматривается ныне как сфера взаимодействия субъектов образовательного процесса, поэтому ее результативность в значительной мере будет предопределена выбором коммуникативных средств, применяемых учителем.

Управленческое общение - это необходимый сущностно-содержательный компонент

подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности в аспекте управления педагогическим процессом.

Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение,1990.- 140 с.

2. Баскаков А.М. Педагогические основы управленческого общения в школе. - Челябинск: ЧИПКРО, 1997. - 273 с.

3. Батарова Т.М. Управление персоналом при введении инноваций. Практико-ориентированная монография. - Тольятти, 2010.- 140с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Бедоева Э. Х.,

ст. преподаватель кафедры Педагогики и психологии ЮОГУ

АННОТАЦИЯ

В статье определены три педагогических условия, способствующих эффективному формированию патриотической культуры обучающейся молодежи Республики Южная Осетия средствами региональный туризма.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, взаимодействие педагогов, компетентность, обмен педагогическим опытом,

Понятие «педагогические условия» в научной психолого-педагогической литературе толкуются по-разному. Этимология понятия «условие» трактует его, как «обстоятельство» и «обстановку» [4]. Условие - это среда, обстановка, в которой создаются или устраняются факторы влияния на педагогический процесс. Исследователь Н.М. Борытко считает, что «условия» можно и нужно конструировать, а педагогические условия должны сознательно конструироваться педагогами [2].

Педагогические условия, по мнению исследователя Е.А. Ганина, создают целенаправленный процесс формирование личности с заданными компетенциями. В педагогической деятельности, считает

исследователь, создание педагогических условий связано с психологическим аспектом, предполагающим изучение внутренних характеристик личности с целью направленного воздействия на них. [3].

В исследовании проблемы педагогических условий ученый В.И. Андреев приходит к выводу, что условия требуют «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей».Одной из таких целей является культурно- образовательная среда [1].

Е.П. Белозерцев определяет культурно-образовательную среду, как совокупность

значимых критериев, в которых человек живет, обучается и работает. К ним он относит природные, исторические, материальные, религиозные, культурные особенности жизни человека, которые усиливают положительное влияние среды и способствуют комфортной жизнедеятельности в социуме.

В каждом коллективе системы образования формируется особый климат, особая среда, которая направлена на обогащение культурного опыта членов коллектива, на создание атмосферы доверия и открытости.

Культурно-образовательная среда учебного заведения может развивать у обучающейся молодежи ощущение себя частью своего коллектива, города, Отчизны, этноса, способствовать осмыслению значимости своей роли в формировании такой среды, в которой органично формировались бы патриотическая культура и высокие духовно-нравственные ценности.

В культурно-образовательной среде формируются составляющие патриотической культуры через интеллектуальное, нравственное, эстетическое, гражданское, этическое, физическое, трудовое и традиционное воспитание культуры. При этом СМИ также имеют уникальную возможность передавать обучающейся молодежи наиболее значимые образцы и идеалы

традиционной и современной национальной и общечеловеческой культуры.

Субъектами формирования культурно-образовательной среды в регионе являются учреждения образования, культуры, молодежной политики, туризма и др. Они разрабатывают и реализуют нормативно-правовые акты,

формирующие культурно-образовательную среду региона, в рамках которой происходит познание обучающейся молодежью историко-культурных истоков народа, осознание неповторимости родины, неразрывной связи с родными местами, людьми, семьей, друзьями; гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений, понимание исторической

ответственности за происходящее в обществе и государстве, понимание особенностей

менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народа, изучение героизма поколения отцов, боровшихся за свободу и независимость страны.

Региональная культурно-образовательная среда способствует формированию интереса у обучающейся молодежи к историко-культурным ценностям региона, к памятникам природы, архитектуры, археологии, к культурно-историческим памятникам, что повышает уровень групповой и личной идентификации. Знания, полученные непосредственно при личном знакомстве с достопримечательностями региона закладывают основы патриотизма, формируют ценности, способствуют сохранению традиций, формируют в сознании обучающегося модель будущего родины. Все это может стать важным условием формирования патриотической культуры обучающейся молодежи, в том числе средствами регионального туризма. Именно культурно -образовательная среда позволяет передавать самые значимые ценности обучающейся молодежи, в том числе и средствами регионального туризма. После непосредственного знакомства через

туристическую деятельность с природными, культурно-историческими ценностями родного края формируются знания об Отчизне.

Молодежная политика и система патриотического воспитания являются

главнейшими проводниками государственной политики, вся деятельность по формированию патриотизма в молодежной среде должна быть согласована с государственной политикой страны в этом направлении. Взаимозависимая политика и скоординированная работа всех государственных и общественных структур требует научно-теоретического, нормативно-правового, методико-педагогического, финансово-экономического, материально-технического и информационного обеспечения.

Сегодня в Осетии остро стоит вопрос о модернизации существующей системы патриотического воспитания, т.к. для разделенного осетинского народа встает вопрос борьбы за объединение разделенного этноса. Культурно -образовательная и воспитательная среда должна

формировать в среде осетинской молодежи общероссийскую гражданскую идентичность, т.к. большинство граждан РЮО являются гражданами РФ. Задача заключается в привлечении к созданию единой культурно-образовательной среды юга и севера Осетии обучающейся, работающей молодежи, научных кадров, учителей и преподавателей вузов, членов общественных организаций.

Необходимо обновить содержания патриотического и гражданского воспитания, необходимо создать нормативно-правовую и информационную основы формирования патриотической культуры молодежи Осетии, стимулировать социальную активность молодежи путем использования средств регионального туризма для патриотического образования, а также вооружить обучающуюся молодежь знаниями о правах человека, о жизнедеятельности государства, о системе выборов. Важно научить молодежь критически мыслить, сотрудничать, анализировать социальные и политические ситуации, активно участвовать в политической, гражданской и общественной жизни страны. Другим важным шагом является организация управления системой воспитания и формирования патриотической культуры обучающейся молодежи средствами регионального туризма.

Культурно-образовательная среда является системой взаимодействия в жизнедеятельности человека, выступающая как условие и критерий интеллектуального, социального и личностного развития обучающейся молодежи. Эта среда наполнена духовным содержанием, которое определяется уровнем развития людей, духовными потребностями, национальными и

общечеловеческими ценностями. Культурно-образовательная среда делает образование доступным и, как следствие, повышает общий уровень образованности молодежи. Вследствие чего складывает благоприятная среда для формирования позитивного отношения к Родине. Личностные качества оказывают положительное влияние, если способствуют формированию позитивного отношения к другим людям и к своему родному краю.

Следовательно, первым и важнейшим условием формирования патриотической культуры обучающейся молодежи является создание культурно-образовательной среды, влияющей на формирование региональной идентичности молодежи в рамках личностно значимого подхода.

Формирование патриотической культуры предполагает формирование и развитие личностных качеств, таких, как активность в патриотической деятельности, во взаимодействиях с обществом. Патриотическая активность человека отражается в его сознательной деятельности на благо общества, народа, родины.

Несомненно, что личность, которая осознанно формирует свою патриотическую культуру, способна самосовершенствоваться, развиваться в соответствии с правилами человеческого

общежития, правилами гуманности и толерантности.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы правильно организовать такую деятельность, которая бы отвечала интересам и потребностям обучающейся молодежи.

Региональная туристическая деятельность укрепляет взаимоотношения между молодыми людьми, раскрывает с разных сторон личностные качества и способности каждого участника туристической деятельности, формирует те качества, которые необходимы для формирования патриотической культуры.

Туризм, при правильной его организации является составляющей культурно-

образовательной среды и направлен на удовлетворение патриотических интересов обучающейся молодежи и потребности в неформальном общении в походах, экспедициях, экскурсиях и т.д.

Региональный туризм позволяет обучающейся молодежи проявлять себя в организаторской деятельности, приобретать умения и навыки управленческой и культурологической

деятельности, что оказывает большое влияние на личность и развивает позитивное отношение к окружающим людям и к родному краю. Следовательно, вторым педагогическим условием формирования патриотической культуры обучающейся молодежи средствами регионального туризма является активная туристская деятельность. В туристской деятельности обучающейся молодежи формируются такие личностные качества, как способность нести ответственность за свои действия, приобретаются патриотические знания и убеждения, устанавливается гуманность в межличностных коммуникациях, появляется способность регулировать взаимоотношения с окружающими людьми. Все эти качества развиваются в культурно -образовательной среде с помощью средств региональной туристской деятельности.

Региональный туризм предполагает практическую патриотическую деятельность: экологические акции, уход за культурно-историческими памятниками, поисковую деятельность, исследовательскую деятельность.

Особая роль отводится такому направлению регионального туризма, как событийный. Национальные праздники, музыкальные фестивали, праздники, связанные с памятными датами истории Отечества должны становиться традиционными и привлекать в регион туристов из других стран. В ходе подготовки к мероприятию молодежь изучает, усваивает, понимает и принимает знания патриотического характера, приобретает навыки патриотического поведения, усваивает умения и этику традиционной культуры своего народа и, как следствие, формирует свою личную патриотическую культуру.

Обучающаяся молодежь должна заниматься работой по организации музеев боевой славы, досок Почета и уголков «Моя Родина», «Старый

город», «Честь и слава Родины» и т.д. Это способствует формированию культурно-исторической компетентности у подрастающего поколения, усиливает на основе традиционных нравственных ценностей патриотическую функцию системы современного образования.

Важным шагом, на наш взгляд, является организация в учебных заведениях патриотических клубов, активизация патриотической деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, основанных на принципах добровольности, самостоятельности,

инициативности. Важно участие делегаций обучающейся молодежи в патриотических мероприятиях международного, межрегионального масштаба, в патриотических молодежных форумах.

Обучающаяся молодежь участвует в сетевых информационных проектах, активно обсуждает и комментирует политические события,

межнациональные конфликты, защищая в дискуссиях интересы своей страны, своего народа. В учебных заведениях необходимо дать возможность молодежи демонстрировать открыто свою патриотическую позицию через молодежные теле-, радиостудии, иные средства массовой информации. Необходимо создание условий для участия молодежи в СМИ, в пропаганде патриотизма, демонстрации в средствах массовой информации образцов, примеров патриотического поведения, патриотической деятельности по возрождению традиционной духовности. Необходимо дать возможность обучающейся молодежи заявить о готовности к самореализации на благо общества и государства. Также перед обществом стоит нелегкая задача обеспечения правовой защиты молодежи от информационной продукции, причиняющей вред их физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью. Вот тот объем практической деятельности молодежных СМИ, который обеспечит формирование патриотической культуры обучающейся молодежи.

Особое значение в формировании патриотической культуры обучающейся молодежи имеет традиция использования в практической деятельности государственных и региональных символов на патриотических мероприятиях и в повседневной жизни образовательных учреждений. Изучение истории Отечества, государственной символики, внедрение процедур и церемоний патриотической направленности, их широкое информационное освещение служит

формированию патриотической культуры обучающейся молодежи.

Третьим педагогическим условием формирования патриотической культуры является поиск и разработка педагогами принципиально новых подходов к созданию культурно-образовательной среды в каждом учебном заведении и в обществе в целом, а также плодотворное взаимодействие педагогов по обмену опытом и поиску новых форм и методов работы по формированию патриотической культуры

средствами регионального туризма. Социальный эффект от такой работы консолидирует общество, укрепляет государственность, формирует единое гуманитарное пространство между Россией и другими государствами.

Культурно-образовательная среда

способствует развитию межличностных отношений обучающейся молодежи посредством практической туристской деятельности в регионе, способствует взаимодействию педагогов по обмену опытом и поиску новых форм и методов работы по формированию патриотической культуры средствами регионального туризма. Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что культурно-образовательная среда способствует формированию патриотической культуры обучающейся молодежи.

Использованная литература:

1.Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. -С. 127.

3. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей // http://www.ito.su/2003/Vn/VII-0- 1673.html.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Рус. яз., 1981. - 816 с.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

6. Философский словарь. - М., 1986. -С. 497-498.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА.

Гурьева Александра Арияновна

учитель МБОУ «Майинский лицей им.И.Г.Тимофеева» МР Мегино - Кангаласский улус.

Тел: 89142273404

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности организации преподавания основ правовой культуры в политехнических школах Республики (Саха) Якутия: опыт, инновации, перспективы развития. Актуальность обусловлена тем, что правовые знания - важнейший компонент функциональной грамотности современного школьника.

Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, формирование, система, методика, программа, структура, технология.

Актуальность: развитие демократических тенденций, основ гражданского и правового общества в России ставят перед современным образованием цель - воспитание гражданина с высокой правовой культурой, социальной активностью, глубокими знаниями в области права, политики. В условиях модернизации образовательного процесса ключевым направлением выступает воспитание гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, родного края, региона.

Основной задачей любого образовательного учреждения является всестороннее развитие и воспитание ребенка, исходя из этого, важнейшим направлением развития личности школьника выступает правовое обучение, в процессе которого ребенок получает первоначальные представления о праве, формируется основы гражданской позиции.

В современном мире невозможно ориентироваться без правовых знаний, поэтому практическая реализация навыков защиты своих прав, высокая правовая грамотность-одна из приоритетных элементов учебно -воспитательного процесса и важнейшая составляющая

функциональной грамотности современного старшеклассника. Независимо от профиля школы, правовое направление должно является одним из наиболее приоритетных компонентов

образовательной программы школы.

Цель статьи: предоставить опыт работы политехнической сельской школы по формированию гражданской позиции на примере преподавания курса правоведения.

Изучение государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ ООО ФГОС, позволяет выявить большую значимость проблематики формирования гражданской позиции старшеклассников. Анализ практической деятельности политехнических школ Республики Саха (Якутия) свидетельствует о недостаточном внимании к вопросу формирования гражданской позиции как качества личности обучающихся, необходимых для осуществления своих гражданских прав.

В связи с ростом проблемы правового нигилизма, аполитичности, проявление абсентеизма, девиантного поведения,

необходимости воспитания выпускника основной школы социально активного, мобильного,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.