Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ'

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батарова Татьяна Михайловна

В статье обозначено противоречие между социальным запросом к подготовке учителя"организатора", призванного создать условия в рамках педагогического процесса для самореализации личности ребенка, и отсутствием специальной подготовки будущих учителей в решению организационноуправленческих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT COMMUNICATION AS AN ASPECT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER

A modern teacher should be able to organize the conditions for active cognitive activity and self-realization of the child. In the professional training of a teacher, there is no special course on the development of pedagogically expedient communication for solving organizational and managerial problems.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ»

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Батарова Татьяна Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский православный институт, им. Святителя Алексия. г. Тольятти ( Россия)

MANAGEMENT COMMUNICATION AS AN ASPECT OF THE PROFESSIONAL

TRAINING OF THE TEACHER

Batarova Tatiana

Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor Ass St. Alexius Orthodox Institute of Volga region,

Togliatti (Russia)

АННОТАЦИЯ

В статье обозначено противоречие между социальным запросом к подготовке учителя-"организатора", призванного создать условия в рамках педагогического процесса для самореализации личности ребенка, и отсутствием специальной подготовки будущих учителей в решению организационно-управленческих задач.

ABSTRACT

A modern teacher should be able to organize the conditions for active cognitive activity and self-realization of the child. In the professional training of a teacher, there is no special course on the development of pedagogically expedient communication for solving organizational and managerial problems.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, педагогическое управление, управленческое общение, коммуникативные средства управления.

Keywords: teacher training, pedagogical management, management communication, communicative management tools

Новый социальный заказ общества влияет на систему профессиональной подготовки учителя. Изменения в нормативном поле, в содержании и методиках обучения будущих педагогов связаны с изменением позиции педагога как ведущего субъекта педагогического процесса: происходит переход с позиции учителя - "транслятора", когда во главу угла в педагогическом процессе ставились знания, умения и навыки, на позицию учителя-"организатора", призванного создать условия в рамках педагогического процесса для активизации познавательной деятельности и самореализации личности ребенка.

Одной из важнейших задач высшей школы О.А.Абдуллина [1] считала ранее, и это остается актуальным и сейчас, разработку и обоснование средств совершенствования системы

общепедагогической подготовки, т.к. "... анализ деятельности молодых учителей показывает, что они слабо подготовлены к решению... организационно-управленческих задач" [1,с.6]. Мы целиком с ней согласны.

В ходе анализа нормативных документов: ФГОС, учебных планов, учебников психолого-педагогического профиля подготовки в вузе нами были выявлены противоречия между: усилением управленческой составляющей в структуре новых образовательных стандартов по формированию универсальных учебных действий у учащихся и реальным недостаточно высоким уровнем необходимых управленческих компетенций

учителя, призванного формировать у школьников универсальных учебных действий (УУД).

В отечественной научной литературе позиция учителя как субъекта педагогического управления (термин Ю.В Васильева) имеет устойчивые теоретические позиции:

- роль учителя в управлении исследовали Васильев Ю.В., Сенновский ,И.Б., Симонов В.П., Сластенин В.А., Шамова Т.И., Якунин В.А.и др;

- социально-педагогические условия развития управленческих компетенций учителя изучали следующие ученые: Сенновский И.Б., Кан-Калик В.А., Марэк Ф., Мезина О.Н., Рубин М.А., Дмитриев С.П. и др.;

- управленческая компетентность и культура учителя представлены в трудах следующих авторов : Августимова О.С., Андреева Л.Д., Заславская О.Ю., Кононенко М.А. и др.

Исследование позиции учителя в качестве организатора и управленца педагогическим процессом имеет методологическую основу : в науке обозначены идеи системно-деятельностного подхода в образовании ( ФГОС), концептуальные положения о структуре профессиональной деятельности учителя и педагогическом управлении, о профессионально-значимых умениях педагога (Ю.В. Васильев, Н.Ю. Ерофеева, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, В.А. Якунин и др.); имеются нормативные требования к деятельности учителя в процессе аттестации. Коммуникативные педагогические умения

являются важным компонентом квалификационной характеристики учителя-организатора. Степень их сформированности - показатель уровня деятельности педагога. Одним из коммуникативных инструментов современного педагога является управленческое общение.

«Управленческое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися в рамках педагогического процесса, осуществляемое с целью организации и регулирования продуктивной учебно-

познавательной и воспитательной работы, призванной формировать позитивные ориентации и установки деятельности субъектов

педагогического процесса» [3, с.27]

Многие исследователи выделяют

коммуникативные педагогические умения как профессионально значимые (Баскаков А.М., Кан-Калик В. А., Кузьмина Н.В., Сластенин В.А., Щербаков А.И., Кулюткин Ю.Н. и др.).

"Разночтения" по вопросам сущности и функций педагогического общения в аспекте управления предопределяют возникающую дезориентацию педагогов как теоретиков, так и практиков. Пробелы в теории оборачиваются пробелами в практике. Учителя плохо представляют себе сущность педагогического общения и его роль в управлении педагогическим процессом; зачастую осваивают коммуникативный аспект управленческой деятельности,

руководствуясь интуицией, причем уже после окончания вуза. Представим лишь некоторые результаты нашего исследования.

На наш взгляд, является показательным тот факт, что 68% респондентов -учащихся старших классов (общее число учащихся, принявших участие в анкетировании - 600 человек) - на передний план ставят проявление личностных качеств педагога и его умение организовать взаимодействие с учениками в ходе педагогического процесса, поскольку данный подход является характерным для позиции учителя-организатора, актуальной в наши дни.

Лишь 32% учеников считают приоритетными профессиональные

информационные умения преподавателя, отдавая тем самым предпочтение традиционной позиции учителя-предметника, когда педагог выступал в качестве основного источника информации, и основная его функция заключалась в трансляции знаний по предмету.

Таким образом, мы видим, что большинство обучающихся интуитивно реагируют на изменения, происходящие в обществе, и рассматривают современного учителя не только (и не столько) как источник информации, а в первую очередь как организатора педагогического процесса, призванного создать условия для полноценного раскрытия личности ребенка.

Анкетирование учителей позволило определить, что лишь 6% учителей (от общего количества - 650 респондентов) осваивали основы педагогического общения в ходе подготовки к

профессиональной педагогической деятельности в стенах вуза и 17% педагогов знакомились с проблемами педагогического общения (без его управленческого аспекта) при прохождении курсов повышения квалификации.

Подавляющая часть учителей не имеет теоретической подготовки по столь сложному и профессионально значимому вопросу, как педагогическое общение в управленческом аспекте, в связи с чем педагоги применяют коммуникативные средства чаще на интуитивном уровне, что порой негативно влияет на результативность деятельности и на эмоциональное самочувствие учащихся.

При рассмотрении коммуникативных средств, применяемых учителями на уроках, мы предложили обучающимся в перечне ответов выбрать общеизвестные в педагогической среде методы: 1) распоряжение; 2) требование; 3) замечание; 4) совет; 5) рекомендация; 6) просьба; 7) похвала; 8) порицание.

Подавляющее большинство педагогов, по мнению учеников, отдают предпочтение замечаниям (24%) и требованиям (22%), кроме того у учителей пользуются популярностью порицания (15%) и распоряжения (13%). Выбор перечисленных коммуникативных средств учителями обуславливает установление отношений субъектов педагогического процесса в вертикальной позиции, когда учащимся изначально отводится роль исполнителя воли учителя, а не активного партнера педагогического процесса.

В ходе исследования по диагностической методике Г.М.Михалевской мы выявляли приоритетность применения коммуникативных умений, отражающих функции управленческого общения. В оценке применения функций педагогического общения, учителя и учащиеся проявили единодушие, указав на преобладание в современной школе традиционных подходов в организации отношений между субъектами педагогического общения на уроке.

Более 1/3 респондентов из числа учителей-предметников указывают на сложности в реализации следующих функций управленческого общения: коррекционно-регулятивной,

побудительной функции, функции познания личности. Именно эти функции характеризуют позицию учителя-организатора, являются инструментом создания условий для организации познавательного поиска учениками ответов на вопросы, организации проблемного обучения, сводя к минимуму применение репродуктивных методов.

Реализуя компетентностный подход в образовании (Байденко В.И., Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Лебедев O.E., Митина JI.M., Маркова А.К., Кулюткин Ю.Н., Татур Ю.Г., Трофимова Г.С.) нельзя не учитывать коммуникативную основу педагогической деятельности. Педагогическая деятельность не может быть реализована вне общения. Актуальная в наши дни позиция учителя как организатора, управленца деятельностью

обучающихся предполагает владение

управленческим общением как разновидностью педагогического общения.

Изменению подготовки студентов, будущих педагогов, в данном направлении может способствовать внедрение в образовательный процесс вуза спецкурсов, предполагающих формирование профессионально значимых компетенций, отражающих сущность

коммуникативного аспекта педагогического управления. Управленческая деятельность учителя рассматривается ныне как сфера взаимодействия субъектов образовательного процесса, поэтому ее результативность в значительной мере будет предопределена выбором коммуникативных средств, применяемых учителем.

Управленческое общение - это необходимый сущностно-содержательный компонент

подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности в аспекте управления педагогическим процессом.

Список литературы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение,1990.- 140 с.

2. Баскаков А.М. Педагогические основы управленческого общения в школе. - Челябинск: ЧИПКРО, 1997. - 273 с.

3. Батарова Т.М. Управление персоналом при введении инноваций. Практико-ориентированная монография. - Тольятти, 2010.- 140с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Бедоева Э. Х.,

ст. преподаватель кафедры Педагогики и психологии ЮОГУ

АННОТАЦИЯ

В статье определены три педагогических условия, способствующих эффективному формированию патриотической культуры обучающейся молодежи Республики Южная Осетия средствами региональный туризма.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, взаимодействие педагогов, компетентность, обмен педагогическим опытом,

Понятие «педагогические условия» в научной психолого-педагогической литературе толкуются по-разному. Этимология понятия «условие» трактует его, как «обстоятельство» и «обстановку» [4]. Условие - это среда, обстановка, в которой создаются или устраняются факторы влияния на педагогический процесс. Исследователь Н.М. Борытко считает, что «условия» можно и нужно конструировать, а педагогические условия должны сознательно конструироваться педагогами [2].

Педагогические условия, по мнению исследователя Е.А. Ганина, создают целенаправленный процесс формирование личности с заданными компетенциями. В педагогической деятельности, считает

исследователь, создание педагогических условий связано с психологическим аспектом, предполагающим изучение внутренних характеристик личности с целью направленного воздействия на них. [3].

В исследовании проблемы педагогических условий ученый В.И. Андреев приходит к выводу, что условия требуют «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей».Одной из таких целей является культурно- образовательная среда [1].

Е.П. Белозерцев определяет культурно-образовательную среду, как совокупность

значимых критериев, в которых человек живет, обучается и работает. К ним он относит природные, исторические, материальные, религиозные, культурные особенности жизни человека, которые усиливают положительное влияние среды и способствуют комфортной жизнедеятельности в социуме.

В каждом коллективе системы образования формируется особый климат, особая среда, которая направлена на обогащение культурного опыта членов коллектива, на создание атмосферы доверия и открытости.

Культурно-образовательная среда учебного заведения может развивать у обучающейся молодежи ощущение себя частью своего коллектива, города, Отчизны, этноса, способствовать осмыслению значимости своей роли в формировании такой среды, в которой органично формировались бы патриотическая культура и высокие духовно-нравственные ценности.

В культурно-образовательной среде формируются составляющие патриотической культуры через интеллектуальное, нравственное, эстетическое, гражданское, этическое, физическое, трудовое и традиционное воспитание культуры. При этом СМИ также имеют уникальную возможность передавать обучающейся молодежи наиболее значимые образцы и идеалы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.