Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ / МОДЕЛЬ / ПОДХОДЫ / КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дидух Лидия Григорьевна

В статье представлена модель подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе. Представлены структурные компоненты модели подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе.The article presents a model for preparing the future teacher for managing conflicts in the student team. The structural components of the model of preparing the future teacher for conflict management in the student team are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Дидух Лидия Григорьевна

Магистрант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 69

Аннотация. В статье представлена модель подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе. Представлены структурные компоненты модели подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе.

Abstract. The article presents a model for preparing the future teacher for managing conflicts in the student team. The structural components of the model of preparing the future teacher for conflict management in the student team are presented.

Ключевые слова: подготовка будущего учителя к управлению конфликтами, модель, подходы, компоненты.

Keywords: preparing the future teacher for conflict management, model, approaches, components.

Сегодня осуществляется качественно новое развитие профессионального образования во всех странах, которому должно соответствовать принципиально новое управление, опирающееся на иные теоретико-методические подходы, которые учитывал бы мировой опыт, так как прежние, дающие положительные результаты работы образовательных учреждений, не позволяют уже достичь желаемых целей результатов в инновационном режиме [1].

В связи с этим в качестве теоретико-методической основы подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе нами избрана интеграция поликультурного (общенаучного), типологического (конкретно-научного) и партисипативных подходов (Дж. Бэнкс, К.Грант, О.В. Гукаленко, Н.В. Кузьмина [2], И.Ю. Макурина, Л.Л. Супру-нова, А.Ф.Лазурский, Е.Ю. Никитина, О.Н Перова и др.) которая обеспечивает целостное развитие коммуникативной и профессиональной компетенции в решении конфликтных ситуаций; непосредственное участие будущих специалистов в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью с целью взаимного контроля взаимопомощи; активное вовлечение в процесс познания каждого студента, позволяет реализовать им свой интеллектуальный и личностный потенциал, что сказывается на повышении эффективности учебного процесса [3].

Понятие «модель» широко используется в разных научных областях, в связи с чем, определение этой категории содержит различные аспекты. Мо-

дель часто определялась как эвристическая форма для схематического представления новых объектов (Франц), рассматривалась как структура для решения той или иной задачи (Вюстнек); моделью считалась абстрактная структура в качестве заменителя сложного объекта в теории (Вайхингер) и теоретическая схема (Максвелл); модель является гипотезой обьекта (И.И.Ревзин); моделью называлась имитация объекта, какой-либо схемы (В.Фролов) [5]; функция модели сводилась к формализации какого-либо объекта (Б.С. Грязнов); Г.П. Щедровицкий указывал, что функция модели -имитация и воспроизведение процессов.

В словаре Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина модель определяется следующим образом: «Модель в широком смысле - упрощённый, мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования (в том числе и обучения).

Таким образом, понятие «модель» можно определить, как образец, схему, отображающую какие-либо свойства того или иного объекта (оригинала). Модель можно представить в виде гипотезы, выраженной в схематическом изображении [4].

Ведущими идеями интеграции поликультурного, типологического и партисипативного подходов в подготовке будущего педагога к управлению конфликтами в студенческом коллективе является:

- компетенции, выполняющие образовательную, развивающую и конструктивную функции;

- влияние студентов на разрешения значимых конфликтных ситуаций;

- совместное принятие и исполнение решений преподавателем и специалистом;

- диалогическое взаимодействие преподавателя и студента, основанное на паритетных началах;

- добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;

- коллективная ответственность; актуализация потенциала в саморазвитии участников образовательного процесса;

- необходимости системного использования, соучаствующего стиля обучения.

Разрабатывая компонентный состав модели подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе, мы исходили из положения В.А. Сластенина о том что сложившиеся структурно содержательной и процессуальной компоненты современного педагогического образования не соответствуют природе профессиональной деятельности педагога, ибо она не является одновременно и массовой и творческой.

На основе данной интеграции была спроектирована модель подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе, представленная следующими структурными компонентами (рис. 1):

1. Мотивационно-целевого включающего в себя цель, сбор и анализ исходной информации.

2. Содержательного компонента, который включают в себя такие блоки, как управленческий, психолого-педагогический и технологический, для подготовки педагогов в области управления.

3. Оценочно-результативный - выявление показателей подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе.

Проектирование модели подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе условно разделена на несколько этапов:

1. Анализ модели основан на: а) анализе развития педагогического процесса и формулировки проблемы; б) качественное описание предмета исследования в выборе методологических оснований для моделирования; г) определение цели и задачи проектирования, их соотнесение с целями и задачами проектируемого процесса; д) выборе и обосновании принципов на основе которых будет осуществляться проектирование модели.

2. Компоновка модели включает: а) конструирование модели с уточнением зависимости между основными компонентами исследуемого объекта; б) определение субъектов рассматриваемые рассматриваемого процесса; в) выбор методик измерения; г) определение основных функций, содержания, методов, приёмов, средств, форм моделируемого процесса; д) выявление педагогических достижение необходимых для достижения целей проектируемой модели.

3. Проверка адекватности модели предполагает: а) анализ поведения модели в решении поставленных задач; б) применения модели в опытно поисковой работе; в) содержательную интерпретацию результатов моделирования; г) определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария диагностики.

Проектирование модели подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе осуществлялось на основе соотнесения функциональных (полноты частей системы, стремления системы к идеальности, поэтапного развития, технологичности, гибкости, интеграции общепрофессиональной и предметной подготовки студентов вуза) и педагогических (профессиональной направленности, субъектности, коммуникативности, диалогического общения) принципов.

Сконструированная на основе интеграции поликультурного (общенаучного), типологического (конкретно-научного) партисипативного подходов и педагогических принципов модель подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе состоит из взаимосвязанных между собой целевого, содержательного, организационно-исполнительного и оценочно-результативного компонентов. При этом спецификой данной модели является интеграция:

• управленческого блока, предполагающего развитие у будущего

учителя умений и навыков для реализации целенаправленного, систематического воздействия, в процессе которого достигаются заданные результаты, происходит повышение уровня взаимодействия путём отбора и накопления информации;

• психолого-педагогического блока, представляющего собой овладение будущим учителем определёнными психолого-педагогическими умениями и навыками, позволяющими эффективно управлять конфликтами в ученическом коллективе с учётом типологических особенностей учащихся;

• технологического блока, подразумевающего знание принципов, правил, содержания, форм, методов, технологий осуществления управления конфликтами в ученическом коллективе.

Государственный стандарт высшего профессионального образования

1

Целостная образовательная среда вуза

1

Профессиональная компетентность

1

Социальный заказ

I

Теоретико-методическая основа

Т

Теоретико-методические подходы Педагогические принципы

1 Г 1 г 1 г 1 г

Принципы профессиональной направленности, субъектности, коммуникативности, диалогического общения.

Целевой компонент:

Ближайшая цель: подготовка будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе Перспективная цель: достижение будущим учителем более высокого уровня управления

/

Содержательный компонент

1

Управленческий блок

Психолого-педагогический

Т

1

Управленческий блок

т

Оценочно-результативный компонент:

Уровни: достаточный, средний,

высокий. Результат: повышение эффективности подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе

Развитие у будущего учителя умений и навыков для реализации целенаправленного, систематического воздействия, которое способствует управлению конфликтами в ученическом коллективе, происходит повышение уровня взаимодействия путем установления будущими специалистами доверительных отношений

Овладение студентами определённых умений и навыков позволяющий оперативно прогнозировать и регулировать конфликтное взаимодействие, с учётом индивидуальных особенностей студентов

Знание принципов, правил, содержание, формы, методы, технологии управления конфликтами в ученическом коллективе

Организационно — исполнительный компонент:

Этапы: 1. Ориентации

2. семантизации

3.апробации

Функции: организационная, коммуникативная, этического нормирования, социальной адаптации, профессионализации

Педагогические условия:

• ориентация на языковую толерантность;

• субъектно-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;

• использование партисипативных методов управления учебной деятельностью будущего учителя

Рис.1. Модель подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в

ученическом коллективе

Список литературы:

1. Дмитриев A.B. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / A.B. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2001. - 320 с.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование личности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1967. — 183 с.

3. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

4. Никитина Е.Ю. Подготовка будущего учителя к управлению дифференциацией образования / Е.Ю. Никитина - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.- 144 с.

5. Фролов С. С. Социология / С.С. Фролов,- М.: Логос, 1996. - 289 с

References:

1. Dmitriev A.B. Conflictology: studies. manual for universities / A.B. Dmitriev. - M .: Gardariki, 2001. - 320 p.

2. Kuzmina N.V. Sketches of the psychology of teacher's work: The psychological structure of the activity of the teacher and the formation of the personality / N.V. Kuzmina. - L .: Publishing House Leningrad. University, 1967. -183 p.

3. Nikitina E.Yu., Afanasyev O.Yu. Pedagogical management of communicative education of university students: promising approaches / E.Yu. Nikitina, O. Yu. Afanasyev. - M .: MANPO, 2006. - 154 p.

4. Nikitina E.Yu. Preparing a future teacher for managing differentiation of education / E.Yu. Nikitina - Chelyabinsk: Publishing House of ChSPU "Torch", 1998.- 144 p.

5. Frolov S.S. Sociology / S.S. Frolov, - Moscow: Logos, 1996. - 289 with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.