Научная статья на тему 'Педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя'

Педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДХОД / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ГЕНДЕР / ПАРТИСИПАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ЭМПАТИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СУБЪЕКТ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / СПЕЦКУРС / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / APPROACH / EMOTIONAL STABILITY / GENDER / PARTICIPATIVE METHODS / EMPATHY / TOLERANCE / SUBJECT / FUTURE TEACHER / SPECIAL COURSE / SUBJECT-SUBJECTIVE RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

В данной статье описаны педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию модели развития эмоциональной устойчивости будущих учителей, а именно: создание позитивных субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, организация комфортной учебной деятельности будущего педагога, ориентация будущего учителя на толерантное общение, применение партисипативных методов развития эмоциональной устойчивости, разработка и реализация программы спецкурса «Эмоциональная устойчивость в учебном процессе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex of a Future Teacher's Emotional Stability Development

The article describes pedagogical environmental complex that provides successful realization of future teachers' emotional stability development model, that is; creation of positive subject-subjective relations among the members of the educational process; organization of comfortable studying activity of a future teacher; tolerant communication orientation of a future teacher; usage of participative methods of emotional stability development; realization of the program for special course «Emotional Stability in Educational Process».

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя»

УДК 378: 373 ББК 74.480 : 74.214.21

Савченков Алексей Викторович

аспирант г. Челябинск Savchenkov Alexey Victorovich

Post-graduate

Chelyabinsk

Педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя Pedagogical Environmental Complex of a Future Teacher’s Emotional Stability Development

В данной статье описаны педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию модели развития эмоциональной устойчивости будущих учителей, а именно: создание позитивных субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, организация комфортной учебной деятельности будущего педагога, ориентация будущего учителя на толерантное общение, применение партисипативных методов развития эмоциональной устойчивости, разработка и реализация программы спецкурса «Эмоциональная устойчивость в учебном процессе».

The article describes pedagogical environmental complex that provides successful realization of future teachers’ emotional stability development model, that is; creation of positive subject-subjective relations among the members of the educational process; organization of comfortable studying activity of a future teacher; tolerant communication orientation of a future teacher; usage of participative methods of emotional stability development; realization of the program for special course «Emotional Stability in Educational Process».

Ключевые слова: педагогические условия, подход, эмоциональная устойчивость, гендер, партисипативные методы, эмпатия, толерантность, субъект, будущий учитель, спецкурс, субъект-субъектные отношения.

Key words: pedagogical environmental complex, approach, emotional stability, gender, participative methods, empathy, tolerance, subject, future teacher, special course, subject-subjective relations.

Понятие «условие» является общенаучным. В философии условие трактуют

как категорию, выражающую отношение предмета к окружающим явлениям, без которых она существовать не может. Более того, условия составляют ту среду, обстановку в которой явление возникает, существует и развивается. При этом предмет рассматривается как нечто обусловленное, а условие - относительно внешнее по отношению к предмету многообразие объективного мира [8].

Анализ научной литературы (С.Н. Борунов, И.Т. Фролов и др.) позволил нам выявить основные признаки понятия «педагогические условия» [2,5]:

• совокупность внутренних особенностей (состояний, качеств) предмета исследования, от которых в той или иной степени зависит решение проблемы;

• совокупность внешних объектов образовательной среды, в определенных отношениях с которым находится предмет исследования;

• совокупность внешних объектов и внутренних особенностей, которые определяют существование, функционирование и развитие предмета исследования (эффективное решение поставленных задач);

Если рассмотреть выявленные признаки в совокупности, получится следующее определение понятия «педагогические условия» - совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и материально-

пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач, которые сознательно создаются в образовательном процессе, реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов, в основе которых, по справедливой оценке В. А. Беликова, лежит деятельность [1].

Выявляя педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущих учителей мы учитывали: ведущие идеи синтеза гендерного, ситуационного и дименсионального подходов, систему педагогических принципов (принцип профессиональной направленности, принцип гендерной релевантности, принцип эмпатии, принцип диалогического общения, принцип партисипа-тивности).

Как и любая другая, модель развития эмоциональной устойчивости будущего учителя существует и развивается только при определенных педагогических условиях, хотя мы и не отрицаем влияние иных, например, социальных, экономических и других. Успешность реализации модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя определяется использованием возможностей гендерного, ситуационного и дименсионального подходов, в основу которых положено изучение совокупности методов развития эмоциональной устойчивости, различных компетенций, типологий учащихся, типов ситуаций, разнородных знаний и навыкоа, а так же умение их выбрать в зависимости от ситуации. Модель задается целями, которые оказывают значительной влияние на

содержание обучения и на качество профессиональной подготовки будущего специалиста. Разработанная нами модель представлена мотивационным, содержательным, организационным и оценочно-результативным компонентами.

Вышеизложенные положения, а также анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, данные констатирующего этапа опытно-поисковой работы привели нас к необходимости выделения следующих педагогических условий успешного развития эмоциональной устойчивости у будущего учителя.

Создание позитивных субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. Человек, как субъект, по мнению В.И. Сло-бодчикова [8 с. 153], способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять приемы.

Анализ работ по проблеме дает основание сделать вывод о том, что субъектная позиция будущего учителя в образовательном процессе - это интегративная характеристика его личности, отражающая активно-избирательное, инициативно- ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к образовательной деятельности. В связи с теоретически обоснованной сущностью субъектной позиции будущего учителя в образовательном процессе и понятием структуры личности (А.В. Петровский) нами выделены показатели и три уровня сформированности субъектной позиции будущего учителя (причем каждый следующий уровень предусматривает наличие показателей предыдущего уровня): а) низкий уровень характеризуется наличием у будущего специалиста мотивированности на обучение в вузе, определенной суммы научных знаний по педагогической профессии, рефлексивности; б) средний уровень характеризуется наличием вышеназванных свойств, а также осознанной активностью и самостоятельностью в учебной деятельности, целеполаганием и умением будущего педагога планировать свою учебную деятельность; в)высокий уровень характеризуется наличием вышеназванных свойств, а также критическим отно-

шением к себе и результатам учебной деятельности, адекватной самооценкой, инициативностью в учебной деятельности, мотивацией саморазвития.

Реализация условия позитивных субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса способствует развитию эмоциональной устойчивости всех участников образовательного процесса, является основным фактором формирования психологической готовности будущего учителя к взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, основой для саморазвития и самоорганизации будущих специалистов, позволяет распознавать эмоций учащихся и управлять эмоциональными состояниями участников образовательного процесса.

Организация комфортной учебной деятельности будущего педагога. Создание условий для комфортного развития личности будущего педагога предполагает сотрудничество всех участников педагогического процесса в вузе, способствует созданию комфортной эмоционально-психологической и культурообразующей среды с помощью гуманистического характера взаимодействия «преподаватель - студент», «преподаватель - студенческая группа», «студент -студенческая группа». Условие организации комфортной учебной деятельности будущего педагога реализуется в их учебной и внеучебной деятельности и выражается в системе отношений, создающих психологически комфортную, высоконравственную среду и обеспечивается взаимодействием преподавателей и студентов во всех структурных учебных подразделениях.

Проанализировав научную литературу, мы выделили основные положения организация комфортной учебной деятельности будущего педагога: а) ориентация в содержании учебных предметов (особенно психолого-педагогического цикла) способствует развитию эмоционально - нравственной сферы личности будущего специалиста, что положительно сказывается на формировании у них учебной мотивации и познавательных интересов; б) целевое ориентирование учебных занятий не только на овладение студентами предметных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности студента и их эмоциональной устойчивости; в) дифференцированный подход к обучаемым.

Ориентация будущего учителя на толерантное общение. В первую очередь, толерантность предполагает взаимосвязь и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позиции и ценностям других людей [6, с.305].

В контексте развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов нами выделены основные положения ориентации будущего учителя на толерантное общение: а) позитивный эмоциональный настрой к ситуации в профессиональной педагогической профессии; б) эмпатийное поведение воплощается в «поддерживающей коммуникации» - выборе одобряющих фраз, переспросов, обращениям к эмоциям, чувствам партнера; в) умение использовать вариативные коммуникативные стратегии и тактики и соответствующие им речевые средства, корректировать свое поведение с учетом разноплановых ситуативных факторов; г) некатегоричность суждений при выражении мнения; д) положительная эмоциональное отношение к людям, положительная эмоциональная реакция к субъектам образовательного процесса; е) интерес и эмоциональная отзывчивость к окружающим; ж) позитивное эмоциональное отношение к собственной индивидуальной комбинации профессионально значимых качеств.

Применение партисипативных методов развития эмоциональной устойчивости. На основании того, что практически весь процесс управления состоит из сложной цепочки управленческих актов - действий, в которых достигается частная цель (задача), подчиненная цели деятельности, мы солидаризируемся с мнением Е.Ю. Никитиной, Т.В. Орловой и др. о том, что в более технологическом смысле под методом следует понимать продуманную, то есть осмысленную организованную, приведенную в систему совокупность действий и приемов, используемых руководителем для обеспечения функционирования и развития организации [4, с. 22].

Анализ практики показывает, что успешное применение партисипативных методов возможно при обеспечении следующих факторов: а) профессионализм

и опыт преподавателя, позволяющий вызывать будущих специалистов на диалог и доверительное общение, что способствует развитию их эмоциональной устойчивости; б) презентация, обсуждение и переработка информации в области развития эмоциональной устойчивости вместе со студентами; в) готовность студентов к партнерству с преподавателем, когда они из «слушателей» превращаются в полноправных участников образования.

Партисипативные методы развития эмоциональной устойчивости должны предусматривать возможность их влияния на все этапы полного жизненного цикла решения искомой проблемы и использоваться в комплексе с другими способами повышения познавательной активности будущих учителей, опирающимися как на первичные, так и вторичные мотивы учебной деятельности; широкой информированностью и доступностью информации в исследуемой проблеме; формирование доброжелательной рабочей атмосферы в учебной группе.

Реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы спецкурса «Эмоциональная устойчивость в образовательном процессе». Опытно-поисковая работа показала, что в процессе изучения спецкурса создаются специальные факторы, в которых будущий учитель, опираясь на полученные в высшей школе психолого-педагогические и предметные знания, овладевает искомым качеством. Для этого в рамках спецкурса нами решались следующие задачи: более глубокое понимание будущими учителями сущности эмоциональной устойчивости, овладение навыками управления эмоциональными состояниями участников образовательного процесса, а также умениями использовать эти навыки в профессионально педагогической деятельности и в повседневной жизни.

Для обоснования учебного плана спецкурса были сформулированы основные критерии, которым должны отвечать учебные занятия, проводимые в рамках разработанного нами спецкурса: а) учебные занятия должны носить комплексный характер, а не являться узконаправленными; б) практические занятия должны быть посвящены тем разделам, которые слабо представлены в лекци-

онных курсах, семинарах; в) в основе содержания предлагаемого спецкурса должны лежать современные исследования в области психологии, педагогики, социологии, их связи с основными проблемами в области развития эмоциональной устойчивости; г) в основе содержания предлагаемого спецкурса должны лежать современные исследования в области психологии, педагогики и социологии, их связи с основными проблемами в области развития эмоциональной устойчивости; д) спецкурс знакомит будущих специалистов с новейшими методами исследования и методикой проведения опытно-поисковой работы; е) в результате получения теоретических знаний об эмоциональной устойчивости будущие специалисты должны уметь применять их на практике, уметь прогнозировать и управлять эмоциональными состояниями субъектов педагогического образования, предупреждать напряженные эмоциональные ситуации.

Новизна выделенных педагогических условий развития эмоциональной устойчивости будущих учителей заключается в том, что они не использовались ранее в комплексе для избранного нами предмета исследования. Полученные в ходе осуществления опытно-поисковой работы данные зафиксировали, что уровень развития эмоциональной устойчивости будущего учителя при применении этих условий в комплексе стал выше.

Библиографический список

1. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография / В. А. Беликов. - Челябинск: ЧГПИ: «Факел», 1995. - 141 с.

2. Монахов, В.М. «Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса» / Монахов В.М. - монография, Волгоград, «Перемена», 1995, 125 с.

3. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: Монография. / Е.Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 285 с.

4. Осухова, Н.Г. Технология развития эмпатии у будущих учителей / Н.Г. Осухова // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: сб. науч. ст. -Волгоград, 1993. - С. 19-26.

5. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. науч. тр. / Моск. гос. открытый пед. ин-т // Отв. Ред. Ю.Г. Круглов. - М.: МГОПИ, 1992. - 153 с.

6. Ситняева, Г.А. Толерантные умения как показатель развития делового общения студентов вузов / Г. А. Ситняева // Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации: коллективная монография / под ред. Е.Ю. Никитиной. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - С. 299-330.

7. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. профессора М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

8. Шакурова, Р.Х. С чего начинается управление? / Р.Х. Шакурова // Специалист. -1993. - № 3. С. 33-34, № 4. С. 32-36.

Bibliography

1. Belikov, V.A. Personal Orientation of Educational-and-Cognitive Activity (Didactic Con-sept): Monograph / V.A. Belikov. - Chelyabinsk: CSPU: «Fakel», 1995. - 141 p.

2. Management of Education Quality: Practice-Oriented Monograph and Teacher Edition / Main Editor M.M. Potashnik. - Moscow: Pedagogical Unity of Russia, 2000. - 448 p.

3. Monakhov, V.M. Technological Bases of Projecting and Constructing of Educational Process: Monograph / V.M. Monakhov. - Volgograd: «Peremena», 1995. - 125 p.

4. Nikitina, E.Yu. Theory and Practice of Future Teachers’ Preparing to Education Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: CSPU, 2000. - 285 p.

5. Osukhova, N.G. Technology of Future Teachers’ Empathy Development / N.G. Osukhova // Innovation Technologies in Educational-Pedagogical Process of Schools and Universities: Collected Works. - Volgograd, 1993. - P. 19-26.

6. Problems of Teacher’s Professional-Pedagogical Preparation: Collection of Scientific Papers: MSOPU// MainEditor Yu.G. Kruglov. - Moscow.: MSOPU, 1992. - 153 p.

7. Shakurova, R.Kh. What Does the Management Begin With? / R.Kh. Shakurova // Specialist. - 1993. - № 3. - P. 33-34; № 4. - P. 32-36.

8. Sintayeva, G.A. Tolerant skills as an Example of Business Communication Development of Higher Educational Establishment Students / G.A. Sintayeva / Students’ Preparation to Business Communication Realization: Multi-Author Monograph/ Main Editor E.Yu. Nikitina. - Moscow: «Vlados», 2008. - P. 299-330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.