Научная статья на тему 'Особенности подготовки будущих педагогов-психологов к деятельности по преодолению и профилактике конфликтов'

Особенности подготовки будущих педагогов-психологов к деятельности по преодолению и профилактике конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INDIVIDUALIZATION / CONFLICT / INTEGRATION / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуржанова Т.Т., Махметова Д.Т.

В данной статье рассматриваются особенности педагогических условий, необходимых для подготовки будущего педагога-психолога к управлению конфликтами в студенческом и ученическом коллективе. Подробно рассмотрены подходы к индивидуализации обучения, использованию управленческих задач, использованию инновационных технологий обучения для развития широкого педагогического кругозора будущих специалистов. Также описаны критерии развития междисциплинарного взаимодействия и основные аспекты эффективности данной кампании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS TO OVERCOME AND PREVENT CONFLICTS

This article discusses the features of pedagogical conditions that are necessary for the preparation of a future teacher-psychologist to manage conflicts in the student team. Approaches to individualization of training, the use of management tasks, and the use of innovative training technologies for the development of a broad pedagogical Outlook of future specialists are considered in detail. The criteria for the development of interdisciplinary interaction and the main aspects of the effectiveness of this campaign are also described.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки будущих педагогов-психологов к деятельности по преодолению и профилактике конфликтов»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ

Нуржанова Т.Т.

к.п.н, доцент, академический профессор кафедры педагогики и психологии ЖГУ им. И. Жансугурова

Махметова Д. Т. преподаватель

кафедры педагогики и психологии, ЖГУ им. И. Жансугурова

FEATURES OF TRAINING FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS TO OVERCOME AND

PREVENT CONFLICTS

Nurzhanova T.

PhD, associate Professor, academic Professor of the Department ofpedagogy and psychology,

ZhSU named after I. Zhansugurov Makhmetova D.

teacher of the Department ofpedagogy and psychology, ZhSU named after I. Zhansugurov

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются особенности педагогических условий, необходимых для подготовки будущего педагога-психолога к управлению конфликтами в студенческом и ученическом коллективе. Подробно рассмотрены подходы к индивидуализации обучения, использованию управленческих задач, использованию инновационных технологий обучения для развития широкого педагогического кругозора будущих специалистов. Также описаны критерии развития междисциплинарного взаимодействия и основные аспекты эффективности данной кампании.

АBSTRACT

This article discusses the features of pedagogical conditions that are necessary for the preparation of a future teacher-psychologist to manage conflicts in the student team. Approaches to individualization of training, the use of management tasks, and the use of innovative training technologies for the development of a broad pedagogical Outlook of future specialists are considered in detail. The criteria for the development of interdisciplinary interaction and the main aspects of the effectiveness of this campaign are also described.

Ключевые слова: педагогические условия, индивидуализация, конфликт, интеграция, высшее образование, профессиональная подготовка.

Keywords: pedagogical conditions, individualization, conflict, integration, higher education, professional training.

Приоритетным направлением в отечественной системе высшего образования, является изучение и развитие различных аспектов подготовки квалифицированных специалистов в педагогической сфере. Также предусмотрены различные направления развития методической оснащенности в процессе организации учебного процесса в высшем учебном заведении. Вопрос развития педагогической компетентности в разрешении конфликтных ситуаций, были рассмотрены следующими исследователями: А.М.Валяев, Г.И.Козырева, В.И.Ильина, В.А.Розанова, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури, Л.В.Рахматуллина, М.М.Рыбакова и др.

Рассматривая специфические особенности конфликтных ситуаций в образовательной сфере, необходимо определить сущность данного явления. Проблему конфликтов в педагогической сфере рассматривали следующие авторы: Н.И.Леонов, О.Н. Лукашонок, Н.Е.Щуркова, С.Ю.Темина, С.В.Баны-кина, Е.И.Степанов, И.А.Рудакова, С.В.Жильцова, Е.А.Филипенко, А.Я.Анцупов. В их трудах определяются понятия «конфликта», также рассматриваются основные направления развития у будущих

педагогов способности к психической саморегуляции во время конфликтных ситуаций. К тому же в исследованиях этих авторов, приводятся различные обучающие технологии, которые могут быть полезны, как для подготовки будущих специалистов к работе с конфликтными явлениями, а также позволит развить у действующих педагогов способность прогнозирования развития социально-педагогических явлений в конфликтной ситуации.

В обществе превалирует негативное отношение к конфликтам. Поскольку это явления представляет собой стресс для всех участников. Однако, в психологии, социологии, педагогике, в последние годы альтернативной является точка зрения о том, что конфликт мобилизирует интеллектуальные, а также духовные ресурсы, что в дальнейшем обеспечивает развитие. То есть, прогресс, через сильный эмоционально-когнитивный «взрыв». При этом, по мнению Н.И. Леонова [1], в педагогической сфере конфликтом считается противостояние в структуре «учитель-ученик». Преодоление данного негативного явления предполагает использование специфических технологий.

В социальных сферах наблюдается тенденция направленности к изучению специфики конфликтов между субъектами педагогического процесса, а также между уровнем компетентности педагогов-психологов к нейтрализации конфликтных ситуаций. Профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов представляет собой систему, которая может быть эффективна лишь при определенных педагогических условиях. Педагогические условия подготовки будущих педагогов-психологов к разрешению конфликтов в образовательной среде, представляют собой ряд взаимосвязанных средств в учебном процессе. Правильно организованные условия образовательной среды - обеспечивают максимальную реализацию возможностей студентов. При этом, происходит высокая степень освоения знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления управления конфликтными ситуациями. Также формирование адекватной педагогической позиции будущих педагогов-психологов в отношении конфликтов, представляет собой широкий простор для внедрения инновационных подходов. Данные инновации могут быть отражены на различных уровнях перестройки системы образования. Основываясь на исследования западных психологов, было установлено взаимоотношение стиля поведения учителя и поведения учащихся. Из этого стало ясно, что демократический стиль поведения учителей, может обеспечить понижение уровня агрессии у учащихся, а также снизит уровень конфликтной ситуации. Тем самым можно утверждать, что умение устанавливать конструктивные отношения с детьми - хороший признак мастерства педагога [1, стр. 81].

О необходимости трансформации профессионального уровня будущих педагогов-психологов, прописано в Законе Республики Казахстан «Об Образовании», в этом документе сформулированы требования к содержанию образования. Развитие личности, обеспечивается на основе интеграции различных видов культур. Точнее базируется на удовлетворении личностных потребностей в саморазвитии, а также на углублении и расширении образовательного диапазона.

Как утверждает А.М.Валяев [2], в условиях модернизации образования проблема подготовки будущих педагогов-психологов к управлению конфликтами в ученическом коллективе реализует следующие задачи:

1. Достижение нового современного качества профессионального образования;

2. Повышение профессионализма работников образования;

3. Развитие образования как открытой государственно - общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

На этапе организации учебной деятельности направленной на развитие способности решать конфликтные ситуации, необходимо определить, какие есть виды конфликтов. Это позволит более эффек-

тивно разработать план и направление развивающей работы. Нами отмечена классификация, которую выделил К.Левин. Он определил несколько видов конфликтов: 1. Конфликт «стремление - стремление» (необходимо выбрать одну из приятных вещей). 2. «избегание - избегание» (выбор из двух одинаковых отрицательных вещей). 3. «стремление

- избегание» (один и тот же объект одновременно притягивает и отталкивает). Также внутриличност-ный конфликт принимает различные формы. Наиболее распространенной формой такого конфликта является противоречие между внутренними стремлениями и требованиями со стороны[3]. Те-мина

С.В. Баныкина [4] определяет, что в аспект обучения будущих педагогов-психологов методикам управления конфликтами, входит несколько парсипативных методов подготовки, которые включают в себя несколько групп:

1. Социальные группы. Они направлены на создание равных возможностей для всех учащихся независимо от их реальных учебных возможностей для высказывания своего мнения, предложений, критики. Также ликвидируют запретные для обсуждения зоны. Обеспечивают доступность учебной информации и закрепляют идеи сотрудничества как принципа ценности ученического коллектива. Также создают возможности для интенсивного делового и неформального общения учащихся. Предполагают формирование и развитие организационной культуры на основные идеи сотрудничества - широкое информирование студентов по всем актуальным вопросам управления конфликтами в ученическом коллективе.

2. Психологические группы. Основывается на психологической атмосфере толерантности и эм-патии. Обеспечивают выведение из учебной группы студентов, ухудшающих психологический климат. Также основывается на персональном психологическом консультировании студентов. Организация учебных групп с учетом типологической совместимости и развитие у будущих учителей мотивов сотрудничества.

3. Организациионные группы, которые предполагают установление правил: будущий педагог-психолог не имеет права принимать единолично важные решения в аспекте исследуемой проблемы. Обязательно необходимо определить границы участия и обязательность вынесения работы по разрешению определенных проблем на учебную группу.

Рассматривая направления развития педагогических условий, мы можем выделить несколько ключевых аспектов: - индивидуализация обучения;

- использование системы планирования управленческих задач; - применение в учебном процессе партисипативных методов. Следует рассмотреть исследовательскую работу Г.И.Козырева[5], в которой рассматривается сущность педагогических условий. Исходя из индивидуальных особенностей всех учащихся, а также учитывая психофизиологические и возрастные особенности, возникает необходимость проводить индивидуализацию обучения по разрешению конфликтных ситуаций. Основная

идея заключается в обеспечении углубленности овладения теоретическими знаниями. Кроме этого, возможно прогнозирование индивидуальных траекторий, формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций.

Как полагает в своем исследовании А.Я. Анцу-пов [6], индивидуализация обучения в процессе подготовки будущих педагогов-психологов к управлению конфликтами в педагогических сообществах, строится на следующих этапах:

1. Изучение типологических особенностей студентов;

2. Постановка перспективных управленче-ско-партисипативных задач в организации учебной работы;

3. Моделирование конфликтных ситуаций с целью овладения навыками управления и разрешения конфликтными процессами;

4. Контроль деятельности каждого студента с целью выявления трудностей в процессе решения конфликтов различного уровня сложности;

5. Устранение возникающих учебных проблем в процессе обучения должен строится на основе применения косвенных и прямых партисипа-тивных методов; К косвенным партисипативным методам относятся: анкетирование, голосование, организация опросов. К прямым методам партиси-пации относят: общение, то есть диалоговое определение конфигураций в процессе совместной деятельности.

6. Организация самостоятельной работы будущих педагогов-психологов.

Фактором эффективности индивидуализации в процессе обучения управлением конфликтами, является профессиональная компетенция преподавателя, который реализует принцип индивидуального подхода.

Следующим условием является планирование системы управленческих задач. Исходя из проведенного нами анализа литературы по данной проблеме, мы можем отметить работу В.И.Ильина[7]. В данной работе управленческая задача детально рассматривается, как результат осознания будущим педагогом-психологом значимости своей управленческой деятельности. При этом, по мнению В.И.Ильина, эффективность формирования управленческой грамотности у будущих педагогов-психологов, базируется на алгоритме ПОТРЕБНОСТЬ -МОТИВ-ЦЕЛЬ-СПОСОБ-РЕЗУЛЬТАТ.

По мнению В.А.Розановой [8], планирование управленческих задач понимается, как подготовка к освоению значимыми компетенциями, которые будут эффективны в процессе взаимодействия с различными категориями людей. Направленность заданной деятельности должна обеспечиваться за счет профессионально-ориентированного опыта. При этом, в образовательный процесс внедрение

данного опыта осуществляется по средствам пар-тисипативных задач.

Также следующим этапом повышения профессионализма в разрешении конфликтов, является внедрение управленческо-партисипативных задач в процесс обучения будущих педагогов-психологов.

В своих исследованиях М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури [9], выделили ряд управленческо-партисипативных задач:

1. Стратегические задачи. Формируют у студентов знания и умения в области конфликтологии. В эти задачи входит развитие представлений о себе, как о субъекте управления конфликтными ситуациями. Также эти задачи включают в себя развитие умений выявлять актуальные проблемы управления конфликтами.

2. Тактические задачи. Данные задачи направлены на объединение теоретических и практических знаний в области управления конфликтами.

3. Оперативные задачи. Их ключевая особенность состоит в развитии коммуникативно-компетентных навыков менеджмента в конфликтах. В этот компонент включены направления по активизации познавательной деятельности в области разрешения конфликтных ситуаций. Также в этот пункт, включено повышение квалификации по психолого-педагогическому менеджменту в сфере межличностных взаимодействий.

Большой интерес для нашего исследования представляет понятие «Конфликт» на педагогическом уровне. Нам импонирует мнение о том, что конфликты в образовательной сфере проявляется в столкновении противоречивых тенденций, подходов, позиций сторон по какому-либо аспекту образовательной проблематики с определенным количеством активных субъектов, направленном на преодоление возникающих противоречий в процессе функционирования и развития образовательной системы, характеризующееся определенным исходом [10].

Л.В. Рахматуллина [11] определяет, что понятию «управление» в педагогических исследованиях присуща определенная специфика, которая заключается в особом значении субъект - субъектных отношений, что говорит о необходимости выдвигать на передний план цели, связанные с внутренними потребностями развития обучаемых. Вслед за этим, определение управление конфликтами, мы понимаем сознательную деятельность, которая осу-ществляеется по отношению к конфликту на всех этапах его возникновения, развития и завершения, имеющую целью изменение естественной динамики конфликта. Таким образом, в таблице 1 мы представляем виды деятельности, которая направлена на осуществление профилактических и конструктивных действий по преодолению конфликтных явлений.

Таблица 1.

Виды деятельности управления конфликтами

Вид деятельности Характеристика Основные положения

Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности Вид деятельности субъекта управления, направленный на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии - изучение объективных и субъективных условий, и факторов взаимодействия между людьми; - изучение индивидуально-психологических особенностей.

Предупреждение конфликта Вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта - основывается на прогнозировании; - является составной частью общего процесса управления системой.

Стимулирование конфликта Вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта Руководитель должен быть готов к конструктивному управлению.

Регулирование конфликта Вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения - признание реальности конфликта; - достижение соглашения между конфликтующими сторонами; - создание соответствующих органов по регулированию конфликтного взаимодействия.

Разрешение конфликта Вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций.

Таким образом, содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, а основная цель управления конфликтами заключаться в предотвращении деструктивных конфликтов и адекватном разрешении конструктивных. Говоря об управлении конфликтами, необходимо особо подчеркнуть идею Лукашонок О.Н. и Щурковой Н.Е. [12], которая раскрывает вопрос подготовки будущих педагогов-психологов к управлению конфликтами. Так, управленческая подготовка будущих педагогов-психологов, предполагает овладение знаниями теоретических и прикладных основ педагогического управления, первоначальными управленческими умениями, опытом эмоционально ценностных отношений к объектам и субъектам управления, выраженными в управленческой культуре. Подготовка будущих педагогов-психологов к управлению конфликтами, на наш взгляд, является частью их общепедагогической подготовки. В связи с этим подготовка к управлению конфликтами понимается нами как процесс овладения теоретическими знаниями и практическими умениями педагогического управления, основными видами деятельности управления (прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение) конфликтами в ученическом коллективе. Таким образом, подготовка компетентного педагога в области управления конфликтами предполагает высокий уровень общей и профессиональной культуры, фундаментальные знания в области методологии, педагогики, психологии и конфликтологии.

Литература

1. Леонов Н.И. Конфликтология: - М.: Московский психо лого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. - 192 с.

2. Валяев, А.М. Формирование практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе. -М., 2007.- с.10

3. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд.НПО «МОДЭК», 2002. - 144 с.

4. Баныкина С.В., Степанов Е.И. «Конфликты в современной школе: изучение и управление». М.: КомКнига, 2006. -184 с.

5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.

- М.: Владос. 1999.

6. Анцупов А.Я. «Профилактика конфликтов в школьном коллективе». -М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -208с.

7. Ильин В.И. Структура конфликта в организации. // Социальный конфликт, 2003, №3.

8. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. / В.А. Розанова - М.: "Экзамен", 2003.

- 192 с.;

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: 1992. - 517 с.

10. Рудакова И.А., Жильцова С.В., Филипенко Е.А. «Конфликтология для педагогов». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -155 с.

11. Рахматуллина Л.В.Управление педагогическими конфликтами. -- Набережные Челны, 2010.

12. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. «Конфликтологический этюд для учителя». - Изд. «Российское педагогическое агенство», 1998. - 80с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.