БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Инновационная деятельность в системе образования: монография / под науч. ред. Г.Ф. Гребенщикова. -М.: Изд-во Перо, 2011. - 306 с.
2. Инновационные технологии муниципальной системы среднего общего образования: монография / под науч. ред. Г.Ф. Гребенщикова. - Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. - 241 с.
3. Инновационные технологии высшего педагогического образования: монография / под науч. ред. Г.Ф. Гребенщикова. - Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. - 248 с.
4. Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 28-29 ноября 2008 г., Таганрог / под ред. Г.Ф.Гребенщикова. - Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», - 2008. - 418 с.
В.М. Полищук
ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам исследования и освещения проблем конфликтологии в педагогической и психологической литературе. В ней рассматриваются тенденции развития конфликтологии в России.
Ключевые слова: конфликтология, проблематика конфликтологии, педагогическая и психологическая литература
V. M. Polishchuk
ISSUES OF CONFLICT IN PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL LITERATURE
Abstract. T he article is devoted to research and highlight issues of conflict in pedagogical and psychological literature. It discusses the development trends of conflict resolution in Russia
Keywords: conflict, perspectives of conflict, pedagogical and psychological literature
В период социальной стагнации 70-80-х годов конфликтологическая проблематика ни в социологии, ни в педагогике не пользовалась популярностью и не привлекала исследователей. Это, однако, не значит, что ее не замечали. Но писалось и говорилось в основном не о конфликтах (какие могут быть серьезные конфликты в развитом социалистическом обществе?), а о досадных, но вполне регулируемых педагогическим мастерством конфликтных ситуациях.
Не случайно и основательная работа А.В. Зосимовского была названа «Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания. Проблемы управления процессом воспитания» (1971). Лейтмотивом немногочисленных публикаций по этой теме было «...Если кто-то кое-где у нас порой.». То есть - сверхосторожное признание наличия проблемы при явном опасении ее глубокого вскрытия и анализа степени распространенности и опасности для системы образования.
В таком же духе была выполнена и одна из первых серьезных работ по педагогической этике супругов В.Н. Чернокозовой и И.И. Чернокозова - «Этика учителя» (1973).
Несколько выбивались из общего русла две фундаментальные работы, два высокопрофессиональных монографических исследования. Первая - это глубокая обобщающая монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском коллективе» (1978), где раскрывались естественные возрастные противоречия развития ребенка как личности и условия его позитивного и негативного развития в детских коллективах разного уровня сформированности. Уже сама разработка понятия «личностная позиция ребенка» предполагала его право на определенную автономию и на поиск собственного, а не навязанного извне (в том числе и вечно мудрыми педагогами) пути становления.
Вторая монография, отражающая новаторскую для педагогической конфликтологии докторскую диссертацию А.С Белкина «Диагностика педагогической запущенности учащихся: учебное пособие», вышедшая в Свердловске в 1979 г. мизерным тиражом, наглядно демонстрировала логику педагогического диагностирования и широкий спектр как социокультурных, так и педагогических причин, способствующих возникновению и расцвету конфликтов между учителями и школьниками, анализировала условия и возможности их разрешения психолого-педагогическими средствами.
Для 80-х годов было характерным постепенное, медленное наращивание интереса педагогов к конфликтологической проблематике, подключение к ее активной (но - не демонстративной) разработке ряда лидеров новаторского движения.
Выходят блестящие работы Ш.А. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети. Пособие для учи-
теля» (1983), Ю.П.Азарова «Искусство воспитывать» (1985).
Конфликтологическая проблематика системы образования постепенно получает право на существование в педагогической науке, свидетельством чего является, например, защита в Москве в 1985 г. кандидатской диссертации В.М. Афоньковской «Конфликты в коллективе старшеклассников».
Эта проблематика все в большей степени находит отражение и в литературе, адресованной руководителям: например, в книге П.Т. Фролова «Школа молодого директора. Учебное пособие для студентов педагогических институтов» (1988), в литературе для учителей-практиков - В.С. Грехнев « Культура педагогического общения: Книга для учителя» (1990).
Начинает затрагивать эти вопросы и литература по педагогической диагностике. Например, вопросы конфликтных взаимоотношений учащихся как между собою, так и с педагогами затрагиваются в книгах:
• Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова (1987);
• Голубев Н.К. «Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса» (1988);
• Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ
(1989).
В 90-е годы продолжает развиваться тенденция усиления внимания педагогов к конфликтологической проблематике, что отражается в выходе ряда книг, непосредственно затрагивающих вопросы регулирования школьных конфликтов (в первую очередь - между педагогами и учащимися). К числу наиболее значимых из них можно отнести:
• Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя (1991);
• Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе (1991);
• Курганов С. Ю. Ребенок и взрослые в учебном диалоге (1993);
• Конфликты в школе / Под ред. Н.Н.Юрьевой. Ч.1. Введение в проблему (1994);
• Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. 2-е изд. / Под ред. В.Г. Вершловского (1994);
• Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии (1995);
• Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум (1995);
• Никишина Г.В., Соломатин А.М. Педагогическое общение: Учебное пособие для студентов педагогических вузов (1995);
• Сержанд Д. М., Фейенберг А. К. Педагогическое общение: понятие, виды, критерии, способы оптимизации (1996);
• Блага К. Я - твой ученик, ты - мой учитель: Книга для учителя (1997);
• Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов (1997);
• Климов Э. В. Педагогические конфликты (1997);
• Кокунков П.И. Конфликт в социально-педагогическом процессе // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование. Технология разрешения (1997);
• Речкин Н. С. Школьные конфликты. Социологический аспект (1997);
• Молодцова Т. Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (1997);
• Молодцова Т. Д. Подготовка социальных педагогов к работе с дезадаптированными подростками (1999);
• Рыданова И. И. Основы педагогики общения (1998);
• Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления (1998);
• Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя (1998);
• Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций (1999).
Характерными чертами постсоветского периода развития педагогической конфликтологии
являются:
• все более усиливающийся перенос внимания разработчиков проблем с фиксации их наличия на поиск адекватных психолого-педагогических средств их конструктивного разрешения;
• попытки обоснования В.И.Журавлевым, М.М. Рыбаковой, Н.С. Речкиным, И.И. Рыдано-вой права педагогической конфликтологии на существование в качестве относительно самостоятельной области педагогического знания и как специфической структурной части профессионально-педагогической компетенции;
• выхода разработки педагогико-конфлитологической проблематики за столичные пределы в региональные научно-педагогические центры и издательства (Ростов-на-Дону, Омск, Новосибирск, союзная Белоруссия).
В начале 2000-х годов эти тенденции только усиливаются, отражая продолжающийся рост
и прикладного, и научного интереса как к общей конфликтологии, так и к конфликтологии педагогической (с продолжающимся естественным креном в сторону ее психологизации, что вообще характерно для современной педагогики).
Вопросы педагогической конфликтологии все чаще освещаются на страницах центральных и региональных педагогических журналов и сборников научных трудов, по этой проблематике защищаются кандидатские диссертации.
Наконец, была предпринята попытка рассмотреть историографию проблемы познания конфликтов в школе России с позиции профессиональной подготовки будущего учителя (В.В. Ба-зелюк, 2002).
Психологические аспекты конфликтологии всегда разрабатывались интенсивнее, чем педагогические, и на более прочной эмпирической основе, поскольку психология, в отличие от педагогики, после «педологического погрома» 1936 г. все же сохранила свой инструментарий, хотя и была вынуждена использовать его весьма осторожно.
Сама логика внутреннего развития востребованной педагогической психологии подталкивала многоопытных ведущих психологов (В.С. Мерлина [1], Д.Б. Эльконина [2]) к изучению таких вопросов, как причины и поводы педагогических конфликтов, их внутренние движущие силы.
Результатами исследований в этом направлении были публикации Т.В.Драгуновой [3], работа А.Д. Ершова «Социально-психологические аспекты конфликтов. Время поисков и решений» [4].
Конструктивные рекомендации, обоснованные экспериментами, предлагались педагогам как средство повышения их психолого-педагогической культуры в интересных и содержательных работах
И. Страхова «Психологические основы педагогического такта» [5] и А.А. Леонтьевой «Педагогическое общение» [6].
Конфликтологическая проблематика активно стала разрабатываться и в научной школе проф. А.А. Бодалева и нашла свое отражение в серии экспериментов и в вошедшей в классику отечественной психологии книге « Восприятие и понимание человека человеком» [7].
Появляются публикации, непосредственно посвященные психодиагностическому инструментарию конфликтологии (например, А.И. Тащевой по методике исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации). Эти вопросы неизбежно затрагиваются и в популярной (но профессионально написанной) литературе, анализирующей педагогический опыт глазами психолога (Л.М Фридман,1987), психологию взаимоотношения поколений в современном мире (А.В. Толстых,1988). Расширяется и круг авторов такой литературы, адресованной педагогу-практику [8].
Углублению понимания читающими педагогами причин юношеской конфликтности, несомненно, способствуют блестящие работы социолога и социопсихолога И.С. Кона [9].
С конца 80-х годов появляется серия как переводных (Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» [10]), так и отечественных работ психолого-конфликтологического характера, адресованных руководителям-производственникам. В этих работах наглядно демонстрируется и технология анализа конфликтных ситуаций со взрослыми людьми в трудовом коллективе. К их числу следует, в первую очередь, отнести переиздававшиеся книги Ф.М. Бородкина, Коряк Н., И.П. Волкова, Р.Х. Шакурова [12].
Для педагогической конфликтологии это намечало новую линию ранее фактически не проводившихся разработок изучения и регулирования конфликтов типа «руководитель школы - сотрудник» (немыслимую реально в советское время, когда назначенный Партией идеологически выдержанный руководитель был всегда прав).
В этот же период разрабатываются психодиагностические методики, позволяющие изучать и анализировать конфликтные ситуации и причины конфликтного поведения в практикумах по психодиагностике [13].
В 90-е годы, параллельно с выпуском просвещенческо-конфликтологической психологической литературы, в том числе и достаточно высокого качества (Н. Козлов, 1992; Н.В. Гришина, 1993; В. Н. Волков, 1994; Г.В. Бороздина Г.В., 1998), несмотря на все сложности переходного периода, продолжается и углубленная научно-психологическая разработка конфликтологической проблематики.
Наряду с фундаментальными теоретическими работами по социопсихологической проблематике (А.В. Агеев, 1990; Э. Бэрлон, 1997; Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова, 1998) продолжается поиск психологических и психопатологических факторов, вызывающих конфликты, в том числе -и в педагогической системе.
На международной конференции «Методы психологии» в Ростове-на-Дону в 1997 г. психологической проблематике конфликтологии была посвящена целая серия сообщений. Рассматривались такие общие вопросы, как фрустрация и агрессия во внутригрупповых отношениях (М.И.
Вайберт, Г.Г. Вербина, В.И. Маслова), исследование и диагностика «понимательной способности» (М.Р. Миничалиева) и даже такой специфический «инструментальный» вопрос, как описанный в докладе Н.Г. Атаянц метод статистической обработки составляющих конфликта, рассматривавшийся как основа выбора стратегии разрешения конфликтных ситуаций в школьно-педагогическом коллективе. Н.Г. Петина анализировала использование методов конфликтологии для исследования подростковой агрессии.
Продолжается и усиливается непосредственное подключение психологической науки к пе-дагогико-конфликтологической проблематике, что находит отражение в защите психологических диссертаций [14].
На наш взгляд, можно считать, что с начала 2000-х годов создалась благоприятная ситуация для интеграции психологической и педагогической конфликтологии благодаря выходу в серии «Мастера психологии» фундаментальной обобщающей работы Н.В. Гришиной «Психология конфликта» и серии высокопрофессиональных работ по психодиагностике (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, 1999; Н.И. Шевардин, 2003; А.Г. Шмелев, 2003; монографий «Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг», 2004; «Психологическая диагностика», 2005) [15].
Более детальный анализ в ходе нашего исследования позволит, как мы надеемся, более детально проследить эволюцию и тенденции развития педагогической конфликтологии в России.
Последующие исследования будут в значительной степени посвящены нами анализу возможностей использования как педагогического, так и психодиагностического инструментария для изучения и коррекции конфликтов в системе образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мерлин, В.С. Психологические конфликты / В.С. Мерлин // Психоиндивидуальности. - М. - Воронеж,
1996.
2. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989.
3. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. -1972. - №2.
4. Ершов, А.Д. Социально-психологические аспекты конфликтов. Время поисков и решений / А.Д. Ершов. -М., 1973.
5. Страхов, И. Психологические основы педагогического такта / И.Страхов. - Саратов, 1972.
6. Леонтьева, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьева. - М.: Педагогика, 1979.
7. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М., 1982.
8. Гитинова, Н.В. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учащимися (1988); На-танзон Э. Ш. Психологический анализ поступков школьника (1989); Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Кап-лунова И.Н. Изучение личности учащихся и ученических коллективов (1988); Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни (1990).
9. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989.
10. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э. Берн. - М., 1988.
11. Бородкин, Ф.М., Коряк Н. Внимание: конфликт! (1989); Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум (1989); Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив (1990).
12. Практикум по психологии профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. - Свердловск, Сверд. инж-пед. ин-т, 1990.
13. Кудряшкина, Т.А. Уровень невротизации как фактор профотбора на профессию учителя/ Т.А. Кудряшки-на // Вопросы психологии. - 1991. - № 6.
14. Алешкина, Н.И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения / Н.И. Алешкина - СПб,
1997.
15. Гришина, Н.В. Психология конфликта./ Н.В. Гришина - СПб.: Питер, 2000; Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., Питер, 1999; Шевардин Н.И. Основы психологической диагностики. В 3-х ч. - М.: Владос,2003; Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2003; Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. - М.: Аспект-Пресс, 2004; Психологическая диагностика / Под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуре-вича. - СПб.: Питер, 2005.
О.А.Середина
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования управления образовательной системой муниципального образования. В ней рассматриваются особенности управления, принципы, требования к организации в контексте новых ФГОС.
Ключевые слова: управление, образовательная система, образовательная организация, система муниципального образования.
O.A. Seredina
FEATURES OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF THE MUNICIPALITY
Abstract. The article is devoted to the problem of improving the management of the éducation system of the municipality. It discusses the features of management, principies, requirements for the organization in the context of new Federal state standards.
Key words: management, educational system, educational organization, the system of the municipality.
Совершенствование управления муниципальной системой образования обеспечивает решение сложных и трудно решаемых педагогических проблем. Сложность развития муниципальной системы образования заключается в диалектическом характере взаимодействия экономики с потребностями и возможностями общества, состоянием окружающей среды. Муниципальная система образования как инфраструктура социальной сферы отражает состояние общества - его идеологию, экономическое положение, уровень социального развития.
Развивается общество - реформируется система образования. Разработка новых информационных технологий и коммуникаций, изменение связей и отношений между педагогами - учащимися и информационно-предметной средой, возрастание значимости общечеловеческих и культурных ценностей в обучении и воспитание молодежи определяют муниципальное образование как ведущего фактора социального развития общества. Актуальность данного исследования реализуется модернизацией различных уровней системы российского образования, которая проходит в достаточно сложных условиях. С одной стороны, это связано с переходом к рыночным отношениям в экономике, с другой - с изменениями государственного политического курса страны. Это находит свое отражение в том, что в сфере образования происходят различные инновационные процессы: создаются новые типы учебных заведений, расширяется самостоятельность учебных заведений не только с финансовой, но и с образовательной точки зрения, формируется рынок образовательных услуг, разрабатываются стратегии вариативного образования, направленного на максимальный учет личностных потребностей, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся., с компьютеризацией и информатизацией учебных заведений различного типа.
В концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. говорится о разработке и осуществлении мер активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств. «Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны»1. Коммерциализируются различные составляющие информационно-предметной среды: библиотеки, театры, дома культуры, музеи, имеющие различную ведомственную подчиненность, функционирующие изолированно друг от друга, подчас стихийно.
Неоднозначно обстоит дело со средствами массовой информации (газетами, журналами, радио, телевидением), которые напрямую ответственны за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, разжигание расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости. СМИ в условиях муниципального образования отводится, пожалуй, самая главная роль, в силу меньших по сравнению с большими возможностями городов-мегаполисов для организации разнообразного досуга и обеспечения полноценной культурной жизни населения. В результате в муниципальной системе образования развитие учащихся в учебное и внеурочное время, формирование потребностей к самообразованию и саморазвитию ограничены. Таким образом, недостаточная результативность функционирования
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. М.: АПК и ПРО, 2012. С. 20.