УДК 373
Г. С. Бережная
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ
Рассматривается проблема типологии конфликтов в школьной конфликтологии. Дан краткий обзор наиболее используемых классификаций. Представлена разработанная автором на основе функционального подхода типология конфликтов.
This article focuses on the typology of conflicts within school conflict studies. It provides a brief overview of basic classifications. The offered typology is based on the functional approach to conflict typology.
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 28 — 32.
Ключевые слова: школьная конфликтология, типология конфликтов, конфликты в школе, функциональный подход, подготовка педагогов.
Key words: university, research, education, science, business, types of integration.
Классификация конфликтов — необходимый элемент системного подхода в школьной конфликтологии. Задача классификации — привести в систему знания о школьных конфликтах, создать базу для разработки стратегии и тактики управления ими. Классификация, основанная на существенных признаках конфликта называется типологией [1]. Конфликт — явление многомерное, обладающее рядом характеристик, которые могут быть положены в основу классификации. Таким образом, возникает методологическая проблема выбора дефиниций классификации. Одновременное использование множества критериев в одной типологии приводит к тому, что она становится слишком громоздкой, неудобной для применения и в теоретическом анализе, и тем более в прикладных целях. Также существует практическая сложность в создании типологии, так как в отличие от естественных наук в конфликтологии невозможно провести «чистый» эксперимент. В связи с этим в конфликтологии произошел отказ от одной полной типологии. Наибольшее распространение получил аргументированный выбор частного основания, обладающего свойством интегративности, которое и становится принципом выявления сходства и различий [3, с. 25].
Типологии школьных конфликтов разрабатывались С. В. Баныки-ной, Г. Л. Ворониным, В. И. Журавлёвым, О. А. Ивановой, М. М. Рыбаковой, Н. В. Самоукиной, Т. В. Врачинской, В. И. Митюк и др.
Так как конфликты в школе есть форма проявления обострившихся противоречий межу субъектами педагогического взаимодействия, перечислим субъектов деятельности в школе, которые могут вступать в конфликты. Это представители школьной администрации, учителя, ученики и их родители. Следовательно, можно говорить о конфликтах между администраторами, учителями, учениками, родителями учеников, администрацией и учителями, администрацией и родителями, учителями и учениками, учителями и родителями учеников, учениками и администраторами, родителями и учениками [4].
В классификации М. М. Рыбаковой выделяются конфликты деятельности, конфликты поведения и конфликты отношений [9]. В. И. Митюк систематизирует конфликты по причинам их возникновения в авторитарной и гуманитарной моделях взаимодействия педагога и учащихся [8]. Мотивационные конфликты, конфликты, спровоцированные недостатками организации школьного обучения, и конфликты взаимодействий представлены в типологии Н. В. Само-укиной [10]. В. И. Журавлев описывает и систематизирует конфликтные стрессогенные ситуации, характерные для работы со
29
старшими школьниками, подростками, младшими школьниками. Затем конфликты группируются по содержанию и сценарию [6]. Т. В. Врачинская проводит классификацию на основе анализа объекта конфликта и выявляет деятельностные, организационные, когнитивные, ценностно-ролевые, этические конфликты [5]. Типология О. А. Ивановой охватывает конфликты между учителями и учениками и строится на базе анализа учительских ошибок; в ней выделяются конфликты мотивов и стимулов, информационные конфликты, конфликты взаимодействия, конфликты организации деятельности, конфликты оценки [7].
Представленные выше типологии не дают в полной мере информации о нарушениях в деятельности педагогов, которые становятся причиной конфликтов. Отчасти эта задача решена О. А. Ивановой, но только относительно конфликтов, связанных с нарушениями взаимодействия между учителями и учениками. За рамками исследования остаются конфликты между другими субъектами педагогического процесса, связанные с дисфункциями представителей администрации, пе-дагогов-психологов, социальных педагогов.
Однако для организации профилактики конфликтов в школе и конфликтологической подготовки педагогов необходима классификация, позволяющая определить, с нарушением выполнения каких функций связано возникновение конфликтов, и соответственно скорректировать меры, предпринимаемые для их предупреждения и разрешения. Эту задачу можно решить, если в основу типологии положить функциональный анализ деятельности педагогов. Функциональный подход фиксирует в педагогической деятельности некоторую постоянную систему функций, составляющих ее суть и специфику как особого вида трудовой деятельности. Проанализировать педагогическую деятельность согласно этому подходу — значит дать ее характеристику с точки зрения профессиональных функций, реализуемых педагогами, а также способов их согласования [11]. Именно невыполнение / некачественное выполнение ряда функций педагогами, а также их рассогласование приводят к возникновению многих школьных конфликтов, которые возможно было предупредить. Поэтому, рассмотрев причины конфликтов в общеобразовательных учреждениях, которые достаточно полно представлены в педагогической литературе [1; 2; 6; 8; 10], мы на основе функционального подхода к анализу деятельности педагогов разработали следуюшую типологию.
1. Конфликты, возникающие из-за профессиональных дисфункций в учебно-воспитательном взаимодействии. Эта группа объединяет конфликты, вызванные нарушениями в реализации дидактической и организационной функций, функции общения.
1.1. Конфликты, связанные с дидактической дисфункцией, возникают из-за методических ошибок учителей. Как правило, это ошибки в методике оценивания достижений учащихся, манипуляции оценками, непонятное, бессистемное объяснение нового мате-
риала, слишком сложный, перегруженный специальной терминологией язык, отсутствие повторения, неумение заинтересовать предметом, связать тему с реальной жизнью, неожиданные частые проверочные работы.
1.2. Конфликты, связанные с организационной дисфункцией,
возникают из-за плохой организации класса, отсутствия гибкости в постановке и реализации целей урока, необеспеченности поставленных целей урока материальными и психофизиологическими средствами со стороны учащихся, нарушения баланса между целями урока и оснащенностью учебного места учащегося.
1.3. Конфликты, связанные с нарушением функции общения, возникают из-за ошибок в реализации коммуникативного компонента деятельности педагога. Основными причинами данной группы конфликтов являются крик учителя, приказной тон, подмена деловых отношений эмоциональными, неоправданные отрицательные оценки личностным качествам школьников, нарушения педагогической этики, ошибки в тактике взаимодействия, дискриминация по отношению к отдельным учащимся.
2. Конфликты, возникающие из-за профессиональных дисфункций в управлении. В эту группу включены инновационные конфликты и конфликты, связанные с нарушением организационной и коммуникативной функций.
2.1. Конфликты, связанные с организационной дисфункцией, обусловлены неоптимальной организацией труда учителей. Они возникают из-за нечеткого разграничения полномочий между представителями школьной администрации, неудобного расписания уроков, неравномерного распределения учебной нагрузки и классного руководства, разной загруженности учителей общественными поручениями и дополнительными обязанностями, неожиданных проверок, необъективного или неравномерного распределения ресурсов, неудачного в плане психологической совместимости подбора учительского коллектива, работающего в одной параллели, косвенного «сталкивания» учителей.
2.2. Конфликты, связанные с нарушениями в социальнопсихологическом аспекте управления, возникают как следствие невнимания руководителя к психологическим и социальным аспектам управления: предпочтения авторитарного стиля управления, оценочно-императивного характера требований, отсутствия индивидуального подхода, неадекватности стиля руководства уровню развития коллектива, недооценки профессионального честолюбия педагогов, нарушения принципов морального и материального стимулирования труда учителя.
2.3. Инновационные конфликты возникают вследствие поспешного и непродуманного введения инноваций в школе.
3. Конфликты, возникающие из-за профессиональных дисфункций психолого-педагогического сопровождения. Это конфликты, связанные с нарушением функции обеспечения благо-
32
приятного социально-психологического климата в школе. Данная дисфункция становится причиной прежде всего разнообразных конфликтов в ученической среде: межгрупповых, между одним учеником и классом, конфликтов лидерства и неопределенного социального статуса.
Таким образом, в представленной типологии конфликты рассматриваются как следствие неадекватного выполнения профессиональных функций школьными педагогами. Типология может быть использована для разработки программ профилактики конфликтов в школе, а также для дифференцированной конфликтологической подготовки различных категорий работников образования.
Список литературы
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.,
2003.
2. Баныкина С. В., Степанов Е. И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. М., 2006.
3. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. СПб.,
2004.
4. Воронин Г. Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. 1994. № 3.
5. Врачинская Т. В. Теоретические основания типологизации конфликтов в педагогическом взаимодействии // Высшее образование сегодня. М., 2010. № 5. С. 59 — 62.
6. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
7. Иванова О. А. Система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.
8. Митюк В. И. Типология конфликтов между учителем и учеником и система работы по их предупреждению и разрешению в школе : дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 1998.
9. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
10. Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют.» : психологический практикум. Дубна, 2000.
11. Карпов А. В. Функциональный анализ управленческой деятельности // Психология менеджмента. ЦКЬ: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=304 (дата обращения: 21.05.2012).
Об авторе
Галина Сергеевна Бережная — д-р пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About author
Prof. Galina Berezhnaya, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]