Научная статья на тему 'Разрешение семейных конфликтов в деятельности конфликтолога'

Разрешение семейных конфликтов в деятельности конфликтолога Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6042
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГ / АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНФЛИКТОЛОГА / СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ / CONFLICT / CONFLICTOLOGIST / ALGORITHM OF CONFLICTOLOGIST'S ACTIVITY / FAMILY CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пташко Татьяна Геннадьевна

В условиях современного общества семья сталкивается с трудностями психологическими, экономическими, социальными, что приводит к возникновению разного рода конфликтов в семейных отношениях. Под конфликтом мы рассматриваем насильственное межличностное противоречие, которое может сопровождаться насилием, и как следствие, приводить к ущемлению прав, достоинства другой личности. В силу несовместимости взглядов, потребностей, интересов людей конфликт чаще всего характеризуется их негативным психическим состоянием, враждебностью, приводит к разрушению их психики. Без грамотного специалиста сложно предупредить, минимизировать данное противостояние. Таким специалистом сегодня выступает конфликтолог. Конфликтолог как субъект профессиональной деятельности, владеющий навыками рефлексии, должен обладать аналитическим мышлением, способностью к самоопределению в трудной ситуации разрешения конфликта. Непременным условием его профессионализма является опора на научное наследие методов, технологий работы, что позволяет оказать консультативную, информационную и научно-практическую помощь в области разрешения конфликтов. В процессе самообразовательной и научной деятельности, с опорой на разработанные в науке и практике методы и технологии работы, конфликтолог создает алгоритмы, программы, позволяющие совершенствовать деятельность по разрешению семейных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOLUTION OF FAMILY CONFLICTS IN THE ACTIVITIES OF THE CONFLICTOLOGIST

In the conditions of modern society, the family faces difficulties psychological, economic, social, which leads to the emergence of all sorts of conflicts in family relations. We consider the conflict as a violent interpersonal contradiction, which can be accompanied by violence, and as a result, lead to infringement of the rights and dignity of another person. Due to the incompatibility of the views, needs, interests of people, conflict is most often characterized by their negative mental state, hostility, leads to the destruction of their psyche. Without a competent specialist it is difficult to warn, to minimize this confrontation. This specialist is a conflictologist. Conflictologist as a subject of professional activity, possessing the skills of reflection, should have analytical thinking, the ability to self-determination in a difficult situation of conflict resolution. An indispensable condition of his professionalism is the reliance on the scientific heritage of methods and technologies, which makes it possible to provide advisory, informational and scientific and practical assistance in the field of conflict resolution. In the process of self-educational and scientific activities, based on the methods and technologies developed in science and practice, the conflictologist creates algorithms and programs to improve the work on resolving family conflicts.

Текст научной работы на тему «Разрешение семейных конфликтов в деятельности конфликтолога»

Ptashko Tatyana Genad'evna RESOLUTION OF FAMILY ..

psychological science

UDC 159.9

РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНФЛИКТОЛОГА

© 2019

Пташко Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454902, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: ptashko75@mail.ru)

Аннотация. В условиях современного общества семья сталкивается с трудностями - психологическими, экономическими, социальными, что приводит к возникновению разного рода конфликтов в семейных отношениях. Под конфликтом мы рассматриваем насильственное межличностное противоречие, которое может сопровождаться насилием, и как следствие, приводить к ущемлению прав, достоинства другой личности. В силу несовместимости взглядов, потребностей, интересов людей конфликт чаще всего характеризуется их негативным психическим состоянием, враждебностью, приводит к разрушению их психики. Без грамотного специалиста сложно предупредить, минимизировать данное противостояние. Таким специалистом сегодня выступает конфликтолог. Конфликтолог как субъект профессиональной деятельности, владеющий навыками рефлексии, должен обладать аналитическим мышлением, способностью к самоопределению в трудной ситуации разрешения конфликта. Непременным условием его профессионализма является опора на научное наследие методов, технологий работы, что позволяет оказать консультативную, информационную и научно-практическую помощь в области разрешения конфликтов. В процессе самообразовательной и научной деятельности, с опорой на разработанные в науке и практике методы и технологии работы, конфликтолог создает алгоритмы, программы, позволяющие совершенствовать деятельность по разрешению семейных конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, конфликтолог, алгоритм деятельности конфликтолога, семейный конфликт

RESOLUTION OF FAMILY CONFLICTS IN THE ACTIVITIES OF THE CONFLICTOLOGIST

© 2019

Ptashko Tatyana Genad'evna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant professor, Social work, Pedagogics and Psychology Department Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University (454902, Russian Federation, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: ptashko75@mail.ru)

Abstract. In the conditions of modern society, the family faces difficulties - psychological, economic, social, which leads to the emergence of all sorts of conflicts in family relations. We consider the conflict as a violent interpersonal contradiction, which can be accompanied by violence, and as a result, lead to infringement of the rights and dignity of another person. Due to the incompatibility of the views, needs, interests of people, conflict is most often characterized by their negative mental state, hostility, leads to the destruction of their psyche. Without a competent specialist it is difficult to warn, to minimize this confrontation. This specialist is a conflictologist. Conflictologist as a subject of professional activity, possessing the skills of reflection, should have analytical thinking, the ability to self-determination in a difficult situation of conflict resolution. An indispensable condition of his professionalism is the reliance on the scientific heritage of methods and technologies, which makes it possible to provide advisory, informational and scientific and practical assistance in the field of conflict resolution. In the process of self-educational and scientific activities, based on the methods and technologies developed in science and practice, the conflictologist creates algorithms and programs to improve the work on resolving family conflicts.

Keywords: conflict, conflictologist, algorithm of conflictologist's activity, family conflict

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время все значимее становится изучение семьи, так как именно здесь формируется и развивается личность, происходит овладение ею социальными ролями и функциями, необходимыми для дальнейшей жизнедеятельности в обществе[1]. Именно многоаспектное её изучение и исследование является важным для современной науки и практики. Благоприятный психологический климат в семье нарушается в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты, члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт, в отношениях господствует отчуждение.

В данном случае речь идет уже о неблагополучии. Среди множеств классификаций неблагополучных семей отдельно выделяют такой тип как конфликтная семья [2-11]. Конфликтные отношения в семье не всегда определяются. Необходима диагностическая процедура, которая позволила бы отнести супружескую пару к определенной группе семей, а затем практическая работа, которая бы поспособствовала разрешению семейных конфликтов и дальнейшему налаживанию внутрисемейных отношений [12]. Эту деятельность призван обеспечивать такой специалист как конфликтолог.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В своей деятельности конфликтолог должен опираться на методы и технологии. В научной литературе

рассматривают разные направления, которые могут быть применимы в деятельности специалиста.

Ведущим направлением работы, которые выделяют авторы, является диагностика. Так, по мнению Э. Эйдемиллера, что важным являются диагностическая беседа или интервью, тесты, направленные на изучение разных аспектов семейных отношений в качестве средств диагностики семейных проблем, психологического статуса членов семьи и их взаимодействия [13].

Вторым направлением работы является психологическое консультирование [14, с. 115]. Заключительным направлением работы с семьей является психотерапия, она организует коррекцию дисгармонии семейных отношений, ставших источником травматизации личности и обеспечивает улучшение членов семьи психологическими средствами.

Метод возникновения семейной терапии относят к 50-м годам XX столетия и связывают с работами Н. Аккермана [15]. В настоящее время существуют многочисленные направления семейной психотерапии - это психоаналитическая, системная, стратегическая психотерапия, поведенческая и др. Все они отличаются психологической трактовкой основных проблем семьи как источника психических и соматических заболеваний и применяемыми методами для коррекции семейных конфликтов [16]. Семья как источник психической трав-матизации личности, нарушения в функционировании семьи является основным объектом семейной психотерапии и в целом под семейной терапией понимается система психологических воздействий на семью с целью оптимизации ее функционирования [17, с. 287].

психологически науки

Пташко Татьяна Геннадьевна РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ...

Таким образом, авторы говорят о том, что семейную психотерапию можно применять как один из видов разрешения семейных конфликтов, направленный на коррекцию межличностных отношений в семье с целью устранения не только эмоциональных расстройств, но и налаживанию внутрисемейных отношений.

Для минимизации и предупреждения конфликта, специалисту необходимо понимать причины его возникновения. В научной литературе мы находим разнообразие подходов к выявлению причин конфликтного поведения. Так, с позиций классического психоанализа, основанного на теории Г.Дикса, одной из главных причин неблагополучия семьи являются защитные механизмы, выработанные в детстве [18, с. 251]. Г. Дикс в своей теории изучения брака писал о том, что конфликты, существовавшие в детстве, фатально неизбежны и фактически неустранимы для супружества. В брачном союзе супруги отстаивают неприкосновенность своего «Я» на фоне чего могут возникать семейные разногласия.

В рамках социокультурного подхода Т. Парсонса рассматривается вопрос исследование распределения ролей в семье. Мужчинам свойственна инструментальная роль, женщинам, соответственно, экспрессивная. Мужчина-носитель инструментальной роли решает проблемы контактов семьи с внешним миром, а женщина ответственна за внутренние проблемы, то есть за пищу, уют, здоровье членов семьи, воспитание детей и т. д. Причины конфликтов связаны с тем, что человек не различает ролевых ожиданий и притязаний. Соответственно, неудовлетворенность потребностей в одной сфере может вызвать конфликт в другой, либо проявляться в состоянии постоянного неудовлетворения, напряжения, раздражения [19]. Согласно такому подходу, при коррекции ролевых ожиданий исчезают поводы семейных конфликтов. Но не менее важным является тот факт, что в нестабильных семьях с нарушением удовлетворенности своих потребностей и неправильным распределением ролей представляется проблема ответственности супругов за принятие каких-либо решений.

Сторонники концепции «элементарного социального поведения» (Дж. Хоманс, Р. Стюарт) полагают, что конфликты в семье появляются при низкой оценке получаемых вознаграждений и высокой оценке издержек.

Используются и другие техники разрешения семейных конфликтов. Определенный интерес представляет взгляд специалистов X. Корнелиуса и Ш. Фэйр. Выстраивая соответствующие цепочки действий, они описали возможные последствия конфликтов [20].

Еще одной технологией разрешения семейных конфликтов является психологическая самопомощь [21]. Самопомощь - это оказание помощи любым взрослым членом семьи (мужем, женой, ребенком в юношеском и старшем возрасте) самому себе психологическими методами и средствами в целях достижения психического здоровья, собственной личной зрелости и благополучных гармоничных отношений в семье [22, с. 364].

Преодоление семейных проблем с применением доступных, понятных обоим супругам психологических форм и методов с соблюдением необходимых правил семейной жизни рассматривается как особый вид психологической помощи. Среди эффективных методик рассматривается методика «семейного термометра» В. Сатир [23, с. 56]. Она состоит из свободных дискуссий между супругами в виде открытого, искреннего, доверительного, эмпатийного и безопасного диалога о проблемах семьи, а так же о роли мужчины и женщины, о системе ценностных и ролевых представлений, о принятии ценностей, сближении взглядов, о понимании, о стиле семейного руководства и методах воспитания и т.д.

Существует и уникальная методика, которая используется в крайних случаях, методика «искусственного развода». Она предусматривает сознательное разъединение, расхождение на определенное время в общении, проживании, в проведении свободного времени, в том

числе за счет организации альтернативного отдыха вне семьи [24, 25].

Вместе с тем, конфликтологу необходимо выстраивать и собственные алгоритмы деятельности по разрешению конфликтов с применением разработанных методов и стратегий.

Формирование целей статьи. Раскрыть теоретические основы методов работы конфликтолога, представить алгоритм деятельности конфликтолога по разрешению семейных конфликтов и программу разрешения семейных конфликтов «Семейный союз».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В рамках практической деятельности нами был разработан алгоритм разрешения конфликта.

Таблица 1- Алгоритм разрешения семейных конфликтов в деятельности конфликтолога (составлено автором)

I этап - подготовительный

II этап- встреча со стороной Фазы встречи: Создание основы для диалога

Понимание ситуации Поиск вариантов выхода

Подготовка к встрече между сторонами

III этап - встреча сторон (примирительная встреча) Фазы встречи: Создание условий для диалога между сторонами

Организация диалога между сторонами Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон Обсуждение будущего

Заключение соглашения

Рефлексия встречи

Получив информацию от клиента, определить необходимость работы с ним с использованием восстановительных программ, определить место и время встречи с обоими из клиентов.

На первой фазе встречи одной из наиболее важных задач конфликтолога является создание доброжелательной и безопасной атмосферы во время встречи. А так же конфликтолог обязан представиться и объяснить клиентам какую роль и функции он выполняет. На второй фазе конфликтолог должен понять сам и помочь понять участникам конфликта разные аспекты произошедшего, важные с точки зрения самих участников и принципов процедуры. На третьей фазе задачей конфликтолога является поддержание принятия стороной ответственности за восстановительный выход из конфликта. На четвертой фазе конфликтолог проясняет суть предстоящей процедуры, и разъясняет принятие стороной своей роли на встрече.

На данном этапе встречи создается благоприятная атмосфера, организовывается взаимопонимание в процессе диалога. Клиенты обсуждают варианты разрешения ситуаций и принимают механизмы реализации решений, а так же обсуждается, кто будет контролировать выполнение соглашения.

При разрешении семейных конфликтов используются такие техники как: «Супружеский договор», эта техника может поспособствовать тому, чтобы супруги были максимально конкретными в общении друг с другом. «Семейный совет». Целью этой техники является - создание благоприятной атмосферы общения между партнерами, а так же конструктивность увеличения близости между супругами и ослабление борьбы за власть, тем самым дать возможность разрешать внутрисемейные проблемы самостоятельно. Опросник «Реакции супругов на конфликт». Он позволяет диагностировать восприятие и понимание супругами друг друга и конфликтной ситуации, а также индивидуально-специфические защитные паттерны супругов.

На последних фазах встречи фиксируются достигнутые результаты и договоренности, а так же обсуждается удовлетворенность процедуры.

Данный алгоритм используется в деятельности конфликтолога в рамках специально разработанной программы. Раскроем положение о программе разрешения семейных конфликтов «Семейный союз»

I. Общие положения

1.1.Конфликтолог - это специалист-эксперт по оказанию консультационной, методической, аналитической, информационной и научно-практической помощи

Ptashko Tatyana Genad'evna RESOLUTION OF FAMILY ..

psychological science

в области разрешения конфликтов.

1.2.Конфликт - это противоборство партнеров, целью которого является достижение экономических, социальных, политических и духовных интересов, причиной которого является объективное расхождение этих целей в условиях ущемления нравственного достоинства.

1.3.Семейный конфликт - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.

1.4.Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; в соответствии с Кодексом Медиаторов России, протоколом от 28.04.2012 №3 Президиума НП «Национальная организация медиаторов».

II. Цели

2.1.Целью данной программы является создание комплекса занятий по формированию в семье гармоничных отношений, построенных на взаимном уважении, понимании, любви, включающее в себя профилактику, диагностику и методы конструктивного разрешения семейных конфликтов.

III. Организация программы

3.1.Подготовительный этап

3.1.1.Разработка методического материала для проведения ключевых мероприятий;

3.1.2.Поиск единомышленников в данной сфере;

3.1.3.Решение организационных вопросов с реализацией программы;

3.2.Этап реализации программы.

3.2.1.«Встречи» - форма проведения мероприятий. Представляет собой определенные встречи, в которых будет проходить работа конфликтолога с семьей. Для каждой встречи устанавливаются цели и содержание мероприятий. В программе «Семейный союз» разрабатываются следующие встречи: «Знакомство», «Профилактика семейных конфликтов», «Удовлетворенность браком», тренинг «Миру мир», «Супружеские взаимоотношения», тренинги «Счастье», «Детско-родительские отношения», «Семья как система», «Завершающая встреча».

IV. Участники и организаторы

4.1.Организатором программы является конфликтолог.

4.2.Участниками программы являются супружеские семьи разного возраста

Данная программа направлена на выполнение информационно-консультационной работы, формирование навыков бесконфликтного общения в семьях и гармонизацию отношений внутри семьи.

Задачи программы:

1. Сформировать навыки культуры межличностных отношений в рамках профилактики семейных конфликтов;

2. Разработать комплекс занятий, позволяющих диагностировать и разрешать семейные конфликты.

Таблица 2 - Основные этапы реализации программы (составлено автором)

№ Наименование занятия Содержание занятий

I. Подготовительный этап

1 Разработка методического материала для проведение мероприятий Проанализировать теоретические источники по профилактики, диагностики и разрешению семейных конфликтов.

2 Поиск единомышленников Заключить устное соглашение с организациями, которые могут участвовать в данной программе

3 Решение организационных вопросов с базой реализации программы Семейная пара (и другие члены семьи) и поиск места для реализации программы «Семейный союз»

II. Реализация программы

4 Знакомство с семейной парой Цель: создание доброжелательной атмосферы для семьи, обсуждение и анализ семьи и семейной структуры. Характеристика следующих параметров: стаж брака, возраст супругов и разница в возрасте, образование супругов и род занятий, количество и возраст детей, семейный бюджет (размер и способы распределения), жилищные условия. Анализ семейной структуры, с помощью опросника «Шкала супружеской адаптации и сплоченности». Данный опросник позволит оценить уровень семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи) и уровень семейной адаптации (характеристика того, насколько гибко или ригидно способна семейная система приспосабливаться).

5 Профилактика семейных конфликтов Цель: определение уровня конфликтности в супружеской паре В В отношениях между супругами часто бывают недоразумения, противоречия, столкновения интересов. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации», разработанная Ю.Е.Алешиной и Л.Я.Гозманом представляет собой 32 вербально описанные ситуации семейного взаимодействия для супруга и супруги, которые носят конфликтный характер.

6 Удовлетворенность браком Цель: определение степени неудовлетворен-ности-удовлет-во-ренности браком С помощью тест-опросника, разработанного В.В. Столиным, Т.Л. Романовой конфликтолог сможет определить степень удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степень согласования-рассогласования удовлетворенности браком у семейной пары.

7 Тренинг «Миру мир» Цель: формировать бесконфликтное отношение друг к другу Тренинг «Миру мир» (2 часа), позволит продемонстрировать многообразие подходов к проблеме семейных конфликтов. Сформирует внутренний коммуникативный потенциал семьи; позволит осознать положительные и отрицательные факторы доминирующего поведения. Тренинг для супругов поможет в изучении разрушительных иррациональных убеждениях и «откроет» супругам вторичные выгоды от нерешенного конфликта. Проведенный тренинг предоставит супругам сформировать навыки бесконфликтного взаимодействия и позитивного отношения друг к другу

8 Анализ супружеских взаимоотношений Цель: выявление особенностей распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке Опросник «Общение в семье», разработанный Ю.Е.Алешиной, Л.Я. Гозман, измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, а также взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения. С помощью проективного теста «Семейная социограмма», разработанная Э. Г. Эйдемиллером, диагностируется характер коммуникаций в семье.

9 Тренинг «Счастье» Цель: определение семейных ценностей, формирование важных качеств каждого члена семьи; снижение напряженности в отношениях; Проведение тренинга «Счастье» (2 часа) на определение и ранжирование семейных ценностей; на осознание важности определенных качеств характера для создания благоприятной семейной атмосферы; потренироваться в сознательной постановке и снятии «блоков коммуникации» позволяет продемонстрировать на практике в игровой форме идею о том, что каждая семья — объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами; тренировать умение давать «обратную связь» супругу(е).

10 Определение уровня детско-родительских отношений Цель: определить межличностные отношения в системе «родитель-ребенок»; Для оценки особенностей детско-ро-дительских отношений можем использовать следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина; методика PARY, разработанная В.С. Шефер и Р. К. Беллом; методика Рене - Жиля; Семье можно предложить написать краткое сочинение на тему «Особенности функционирования моей семьи». При анализе сочинения можно опираться на «Модель Мак - Мастерса», разработанную И Левином и др ■

психологически науки

Пташко Татьяна Геннадьевна РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ...

11

12

13

Формирование семьи как системы

Цель: оценка динамики семейных взаимоотношений;

Тренинг повышения родительской конфликтной компетентности

Заключительная встреча Цель: подведение итогов после занятий, составление рекомендаций;

Возникновение причин неблагополучия и динамику семейных взаимоотношений позволит определить методика «Семейная социограмма». С помощью нее конфликтолог сможет оценить положение каждого члена семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье: прямой или опосредованный. «Шкала семейного окружения» предназначена для оценки социального климата в семье, а диагностику коммуникации в семье и взаимоотношения между ее членами поможет определить «Семейная генограмма»;

Целью тренинга является формирование конфликтной компетенции и работа над взаимодействием и сотрудничеством родителя с ребенком. Задачами тренинга являются: сенсибилизация навыков восприятия; активизировать эффективные коммуникации внутри семьи; разрушение ролевых стереотипов; ознакомление конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций; повышение родительской компетентности, становление уверенности и успешности в общении с ребенком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целесообразно после каждого комплекса проведения занятий для супружеской пары составлять психограмму супружества, разработанную А.Н.Волковой по следующим направлениям: зоны конфликтов супружества, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; степень личной совместимости; общий прогноз отношений в паре; рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы с парой в целом и с каждым супругом в отдельности. В основе психограммы супружества будет предоставлен сравнительный анализ результатов, полученных в результате проведенных занятий.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, для помощи семье в вопросе разрешения семейных конфликтов должна быть выстроена работа такого специалиста как конфликтолог. Благодаря специально разработанной программе, специалист может сделать важные выводы по структуре семьи, они могут быть связаны с истоками возникших проблем, с причинами, позволяющими найти семье конструктивное разрешение конфликтов. Для работы с семьей конфликтологу необходимо создавать атмосферу доверительного психологического климата, чтобы супруги сами были заинтересованы в решении внутрисемейных проблем.

Профилактика семейных конфликтов позволит супругам выработать конфликтологическую компетенцию, относиться друг к другу с доброжелательностью, развивать способность к сопереживанию и сочувствию, к пониманию внутреннего состояния супруга(и). Диагностический метод позволит семье учитывать интересы всех членов семьи, на занятиях, проводимых совместно с конфликтологом уметь снять напряженность, тем самым нормализовать внутрисемейные отношения. Метод сотрудничества должен быть ведущим в разрешении семейных конфликтов. Проблема разработки новых технологий, алгоритмов деятельности конфликтолога по предупреждению и разрешению семейных конфликтов требует дальнейшего изучения и исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2010. 800 с.

2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2002. № 6. 34с.

3. ЦелуйкоВ.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.:ВЛАДОС.ПРЕСС, 2003. 272 с.

4. МантроваМ.С., Степаненко Н.А. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 113-116.

5. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное небла-

гополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.

6. Ибрагимова Л.А., Чубанова Г.Р. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 105-110.

7. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.

8. Кяргярзадемиандобад М.К. Особенности психокоррекции детей переходного возраста в азербайджанских семьях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 174-176.

9. Ефимова Д.В., Макарова П.С. Толерантное отношение в семье или терпимость к моральному разложению общества //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 4 (32). С. 104-106.

10. Гусова А.Д. Психологические особенности современной семьи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 206-209.

11. Ван В. Застарелая семейная ссора: опыт коммуникативно -прагматического анализа //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 19-23.

12. Корчагина Ю. В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей и семей группы риска социального сиротства. М.: МГПИ,2010.108с.

13. Тихонова О.И. Межкультурный подход к проблеме внутрисемейных отношений // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». 2012. Том 24 (65), № 1-2. 252 с.

14. Здравомыслов Л. Г. Социология конфликта. учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. 317 с.

15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие / под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.

16. Светлов В.А. Современный словарь по конфликтологии. М.: ФЛИНТА: НОУВПО «МПСУ», 2014.

17. Соколова Н.А. О принципах медиации //Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Челябинск, 2016. 153 с.

18. Семьеведение: учебник / под ред. Е. И Холостовой, О.Г. Прохоровой, Е.М. Черняк. М.: Издательство Юрайт, 2013. 403 с.

19. Дикс Г.В Напряжение в браке: от клинических исследований к психологической теории взаимодействия .Лондон, 1967. 248 с.

20. Посысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М.: Изд — во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. 328 с.

21. Немов Р.С. Психология. М. : Юрайт, 2010. 639 с.

22. Фесенко О.П. Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки). М.: Флинта, 2014. 128с.

23. Морозов А.В. Психология влияния: хрестоматия. Харьков: Гуманит. центр, 2009. 558 с.

24. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Институт практической психологии. 1996. 171 с.

25. Шерман Р.Н. Структурированные техники семейной терапии: Руководство. М., 2001. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.