Научная статья на тему 'Изучение представлений студентов о супружеских конфликтах в молодой семье'

Изучение представлений студентов о супружеских конфликтах в молодой семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
677
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТАХ / КОНФЛИКТНЫЕ СФЕРЫ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНФЛИКТНОСТЬ / A YOUNG FAMILY / MATRIMONIAL CONFLICTS / REPRESENTATIONS / REPRESENTATIONS ABOUT FAMILY RELATIONS / FUNCTIONS OF A FAMILY / REPRESENTATION ABOUT MATRIMONIAL CONFLICTS / DISPUTED SPHERES / DISPUTED BEHAVIOR / A CONFLICTNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алфеева Елена Владимировна

В статье рассматриваются актуальные вопросы молодой семьи, в частности представления о семейных конфликтах, их причинах, специфики конфликтных сфер и способах разрешения. Молодая семья находится в стадии становления и нуждается в пристальном внимании со стороны специалистов психологов. Представления молодых людей о супружеских конфликтах позволяют проводить систематическую и целенаправленную профилактическую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF reprESENTATIONS OF STUDENTS ABOUT MATRIMONIAL CONFLICTS IN A YOUNG FAMILY

In article pressing questions of a young family, in particular representations about family conflicts, their reasons, specificity of disputed spheres and ways of the permission are considered. The young family is in a stage of formation and needs steadfast attention from experts of psychologists. Representations of young men about matrimonial conflicts allow to spend regular and purposeful preventive work.

Текст научной работы на тему «Изучение представлений студентов о супружеских конфликтах в молодой семье»

явления мотива власти не наблюдается. Потребность в достижении успеха выражается в удержании статуса лидера, соответственно процесс саморазвития проходит на уровне запросов и развития группы.

Преобладающий вид направленности - «на общение», но при этом присутствие «страха быть отвергнутым» значительно, лидер колеблется, подстраивается под группу, стиль его руководства нестабилен, он как никто другой допускает попустительские нотки в руководстве.

Важно отметить, что группа такому лидеру покровительствует и эмоционально принимает его. Именно данный тип получает самые высокие баллы по социометрической шкале.

Потенциальный лидер

У потенциальных лидеров более, чем у других типов, выражен мотив власти. Человек, не будучи лидером актуальным, активно к этому стремится, желает подчинять, приказывать, давать советы, распоряжаться.

Интересен тот факт, что по результатам корреляционного анализа отсутствует связь между самооценкой себя как потенциального лидера и направленностью личности, а после рассмотрения феномена лидерской деятельности на основе анализа средних значений и по Т-критерию Стьюдента выявляется преобладающий вид направленности при потенциальной лидерской деятельности «на себя». Направленность - совокупность устойчивых мотивов личности, ориентирующих деятельность и относительно независимых от ситуации. Именно совокупность определенных мотивов и потребностей, характерных для потенциальной лидерской деятельности, и дает в качестве преобладающей данный вид направленности. Потребность в самореализации и самосовершенствовании незначительна, мотивация в достижении успеха также ярко не выражена. Человек направлен «на себя», стремится добиться желаемых результатов, но за счет потенциала других. Оценки по социометрическому показателю говорят о том, что группа такого человека не выдвигает на роль лидера, но и в «изгои» тоже не записывает.

Универсальный лидер

Универсальный лидер характеризуется более высокими показателями по большинству параметров, чем лидер потенциальный и актуальный.

Отмечается повышенная потребность в саморазвитии, маргинальные лидеры активно ищут пути и способы самосовершенствования, также значительна ориентация на достижение успеха за счет собственного потенциала. Важен социальный престиж и достижение поставленных целей, такая личность не претендует на власть, но стремится завоевать уважение и симпатию. При этом направлены универсальные лидеры «на общение» ради общения, они получают удовольствие от взаимодействия. Не признают попустительского стиля управления, считая его бессмысленным и ненадежным. Такие члены группы не являются социометрическими звездами, но группа их принимает и ценит.

Таким образом, универсальную лидерскую

деятельность можно определить как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы и на свою собственную.

Список литературы

1. Вараксин В.Н., Вараксина А.В. Рождение лидера: Учеб.

пособие / Науч. ред. АК Юрлов; М-во обр. РФ, Таганрог. гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2002. - 94 с.

2. Горчаков В.Г. Как провести школу лидерства // Школь-

ные технологии. - 2003. - №3. - С. 146-154.

3. Дубовицкая Т.В., Касимова З.Ш., Шарипова Р.В. Компе-

тентное лидерство: Научно - метод. материалы для организаторов, руководителей групп и коллективов. - СПб.: СГПИ, 2000. - 43 с.

4. Ермолин А. Кому он нужен, этот лидер? // Народ.

образование. - 2004. - №2. - С. 149-156.

5. Китов А.И. Психология управления: учебник для слуша-

телей Акад. МВД СССР. - М.: Акад. МВД СССР, 1979. -521с.

6. Журавлёв А.Л. Влияние личности руководителя на

стиль руководства коллективом // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности.- М.: ИП АН СССР, 1988. - С. 109-204.

УДК 159.9: 34. Е.В. Алфеева

Курганский государственный университет

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТАХ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы молодой семьи, в частности представления о семейных конфликтах, их причинах, специфики конфликтных сфер и способах разрешения. Молодая семья находится в стадии становления и нуждается в пристальном внимании со стороны специалистов психологов. Представления молодых людей о супружеских конфликтах позволяют проводить систематическую и целенаправленную профилактическую работу.

Ключевые слова: молодая семья, супружеские конфликты, представления, представления о семейных отношениях, функции семьи, представления о супружеских конфликтах, конфликтные сферы, конфликтное поведение, конфликтность.

E.V. Alfeeva Kurgan State University

STUDYING OF STUDENTS' REPRESENTATIONS ABOUT MATRIMONIAL CONFLICTS IN A YOUNG FAMILY

Annotation. In article actual questions of a young family in particular representations of family conflicts, their reasons, specificity of disputed spheres and ways of the permission are considered. The young family is in the stage

of formation and needs great attention of psychologist experts. Representations of young men about matrimonial conflicts allow doing regular and purposeful preventive work.

Key words: a young family, matrimonial conflicts, representations, representations about family relations, functions of a family, representation about matrimonial conflicts, disputed spheres, disputed behavior, and conflictness.

ВВЕДЕНИЕ

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, и одновременно с этим семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья необходима человеку для жизнеобеспечения и продолжения рода, хранения и передачи культурно-исторического опыта. В настоящее время наибольший процент разводов приходится на семью, прожившую менее 3-5 лет, т. е. на молодую семью.

О современной молодой семье в средствах массовой информации говорят либо с сочувствием, либо с осуждением. Диапазон отметок колеблется между «плохо» и «очень плохо». Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления. Молодая семья характеризуется объективно недостаточным уровнем материальной обеспеченности, нестабильностью отношений между ее членами, освоением ими социальных ролей, а также социализацией семейного союза в обществе как самостоятельного субъекта.

Постановка проблемы становления семейных отношений на начальном этапе развития семьи, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами. Семейная жизнь имеет первостепенное значение для человека, и от того, как она складывается, какую роль играют в ней конфликты и как они разрешаются, зависит благополучие супружеской жизни. Когда мы говорим о конфликтах, то на первый план выходят образы конфликтной ситуации, зависящие от представлений супругов о семье и семейных отношениях.

Представления - наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий они могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления — к прошлому и возможному будущему. Их существование не связано с наличием предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово — образ, образ — образ, чувство — образ, а также непроизвольно — через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Сущность представлений в том, что они есть обобщенные образы действительности, сохраняющие самые характерные, важные для особи или личности особенности мира. При этом сте-

пень обобщенности некоего представления может быть различной, в связи с чем различаются представления единичные и общие. Представления — исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности. Представления — итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового «видения» ситуации [1]. В повседневной жизни под представлением понимают разновидность внутреннего опыта, т.е. картины, открывающиеся «мысленному взору».

Таким образом, в широком смысле термин «представления» включает в себя собственно представления, образы и понятия. По мнению A.M. Шах-наревича и Н.М. Юрьевой, представление - это субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, функциональной компенсаторностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью. Иной характер имеют представления воображения. Тут мы не вспоминаем, а строим в своем сознании данную картину. Мы имеем установку уже не на точное воспроизведение когда-то виденного, а на построение в своем сознании нового образа из тех элементов, которые были восприняты раньше и сохранились в памяти. Эти особенности представлений воображения по сравнению с представлениями памяти имеют первостепенное значение. Если бы человек был ограничен только представлениями памяти, он всегда жил бы прошлым и не имел бы возможности представить будущее. Только представления воображения позволяют нам представить будущие события и добиваться того, чего еще не было, создавать и творить новые вещи [3].

Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями - аффектами, с действием познавательных стереотипов - способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т. е. ведущего к усилению конфликта, поведения [2].

В данной статье приводятся результаты исследования представлений студентов о супружеских конфликтах в молодой семье.

Экспериментальное исследование проводилось в 2009-2012 гг. на базе Курганского государственного университета. В нем принимали участие студенты КГУ в возрасте от 19 до 24 лет. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе для исследования представлений студентов о конфликтах в молодой семье. На втором этапе мы провели анализ особенностей представлений студентов о конфликтах в молодых семьях, применив методы математической статистики: корреляционный анализ Пирсона и непараметрический статистический U-крите-рий Манна - Уитни.

Констатирующий эксперимент включал блок методик для изучения представлений о разных сторо-

нах супружеских отношений и семейных конфликтов.

Для выявления причин возникновения конфликта в молодых семьях был проведен опрос студентов. Предложены следующие причины: разные взгляды на семейную жизнь; неудовлетворенные потребности и пустые ожидания; пьянство одного из супругов; неверность; неуважительное отношение друг к другу; нежелание участвовать в воспитании детей; бытовая неустроенность; неуважение к родственникам; нежелание помогать по дому; различия в духовных интересах; эгоизм; несоответствие темпераментов; ревность; свой вариант. Предлагалось провести ранжирование в зависимости от значимости причин возникновения конфликта.

Для девушек и юношей наиболее значимыми причинами для возникновения конфликтов являются неверность, неуважительное отношение друг к другу и пьянство одного из супругов. Для юношей и девушек наименее значимая причина для возникновения конфликтной ситуации - это различие в духовных интересах и несоответствие темпераментов. Разные взгляды юношей и девушек наблюдается только в одной причине, которая не имеет большого значения для возникновения конфликта. Для юношей - это бытовая неустроенность, а для девушек -неуважение к родственникам.

Чтобы выявить статистически достоверные различия между юношами и девушками, мы использовали непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Анализ результатов по методике «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочарян, Г.С. Кочарян) позволяет сделать вывод о том, что имеются статистический значимые различия по шкалам депрессии (иэмп=503 при р< 0,01), агрессии (иэмп= 574 при р< 0,01) и фиксации на психотравме (иэмп= 613 при р< 0,01). Полученные значения по критерию Манна-Уитни свидетельствуют о том, что женщины более склонны в конфликтной ситуации избирать реакцию депрессии, проявляющую себя такими переживаниями, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритики, снижение интереса к внешней активности. Также женщины более склонны прибегать в качестве реакции на конфликт к прямой физической агрессии, вербальной и смешанной агрессии. Фиксация на психотравме может означать, что нанесенная обида долго не забывается. По остальным факторам в данном опроснике значимых различий не наблюдается. В методике на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) обнаружены статистически значимые различия по одной шкале - организация семейной субкультуры (иэмп= 501 при р< 0,01). Это может означать, что, по представлениям молодых людей, интересы и увлечения семьи в большей степени зависят от женщин, именно ее правила и принципы являются оп-ределяюшими в семье. По другим шкалам в данной методике значимых различий не обнаружено. В методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» (Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман) статистически значимые различия обнаружены по

одной шкале - проявление стремления к автономии (иэмп = 511 при р< 0,01). У женщин чаще, чем у мужчин, в этой сфере происходят столкновения и конфликты. По другим сферам в данной методике статистический значимых различий не выявлено. В зоне неопределенности по критерию Манна-Уитни в методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» находится шкала - проявление ревности (иэмп = 618 при р< 0,05), в опроснике «Ролевые ожидания и притязания в браке» по 7 фактору - значение внешней привлекательности супруга, также выявленные различия находятся в зоне неопределенности (иэмп = 684 при р< 0,05). В тесте Томаса в зоне неопределенности находятся две шкалы: компромисс (иэмп = 672 при р< 0,05) и приспособление (иэмп=675 при р< 0,05).

Таким образом, можно сделать вывод, что конфликты могут возникать, когда начинаются трудности или появляется угроза неудовлетворения желания и ожиданий, а также уникальность представлений юношей и девушек о семейных отношениях молодой семьи имеет свою специфику возникновения и протекания конфликтов.

Также был сделан корреляционный анализ на всю выборку студентов и были получены следующие взаимосвязи. Шкала «Неконструктивные установки на брак» положительно связана со шкалой «Отношение к детям» (г = 0,32 при р < 0,01). Это говорит о том, что незрелое отношение к детям, приписывание им роли соединяющих или разрушающих семейные отношения связаны с неконструктивными установками на брак. Шкала «Протективные механизмы» отрицательно связана со шкалой «Представление о запретности сексуальной темы» (г = -0,34 при р < 0,01). Чем больше юноши и девушки будут прибегать к защитным механизмам, которые не допускают в мозг психотравмирующую информацию, тем запретность сексуальной темы будет меньше. Шкала «Соматизация тревоги» положительно связана со шкалой «Установка на хозяйственно бытовые ценности» (г = 0,33 при р < 0,01). Из-за повышения общей озабоченности повышается ожидание взаимной вовлеченности в хозяйственно-бытовое обслуживание. Это можно объяснить тем, что трудности здоровья могут ограничивать супруга или супругу в его хозяйственно-бытовой сфере. И чтоб справится со всеми бытовыми делами, требуется помощь супруга или супруги. Шкала «Фиксация на психотравме» положительно связана со шкалой «Значение сексуальной стороны в семейной жизни» (г = 0,28 при р < 0,01). Длительная концентрация на обиде влечет за собой увеличение значимости сексуальных отношений. Возможно, через интимные отношение может происходить снятие фиксации переживаний и ощущение обиды. Шкала «Воспитание детей» положительно связана со шкалой «Проявление стремления к автономии» (г = 0,29 при р < 0,01). Чем больше роль в воспитании детей приписывается себе, тем больше конструктивных решений в вопросах проявления стремления к автономии. Это мож-

но объяснить тем, что стремление к независимости исключает воспитание детей, так как воспитание детей предполагает ответственность, где уже поведение более ограниченно рамками воспитания детей. Шкала «Эмоциональный климат в семье» положительно связана со шкалой «Проявление ревности» (г = 0,38 при р < 0,01). Эмоциональный климат, психотерапевтическая функция связана с конструктивным решением конфликтов в вопросах ревности, так как состояние ревнивца отрицательно сказывается как на самом себе, так и на объекте ревности, что уже исключает положительное эмоциональное состояние. Шкала «Материальное обеспечение» положительно связана со шкалой «Проявление стремления к автономии» (г = 0,3 при р < 0,01). Приписывание себе роли за материальное обеспечение предполагает конструктивное решение в вопросах проявления стремления к автономии. Беря на себя роль за материальное обеспечение семьи, супруг(а) имеет право на стремление к независимости, так как зарабатывание денег предполагает независимость в действиях и принятии решений. Соответственно возникающие конфликты в проявлении стремления к автономии предполагают конструктивный исход. Шкала «Роль хозяйки/хозяина» отрицательно связана со шкалой «Сотрудничество» (г = -0,32 при р < 0,01). Исполнение роли хозяйки/хозяина предполагает уменьшение сотрудничества. Чем больше берется на себя роль самостоятельного исполнителя работ по дому (забота об уюте и удобство в квартире, повседневные покупки), тем меньше проявляется сотрудничество в этой сфере, так как видимо исполнение данной роли предполагает самостоятельность и исключает включенность другого члена семьи. Шкала «Роль сексуального партнера» положительно связана со шкалой «Представление о запретности сексуальной темы» (г = 0,34 при р < 0,01). Исполнение роли сексуального партнера исключает существование запрета на сексуальную тему, на интимные отношения между супругами. Шкала «Организация семейной субкультуры» отрицательно связана со шкалой «Отношение к детям» (г = -0,31 при р < 0,01). Чем больше у супруга обязанностей, связанных с организацией семейной субкультуры, например, когда пойти в кино, кого пригласить в гости, тем меньшее значение придается значению детей в жизни людей. Возможно, из-за молодости испытуемых и неимение своих детей отношение к детям не сформировалось и поэтому другим сферам предается большее внимание. Шкала «Отношение к людям» отрицательно связана со шкалой «Нарушение ролевых ожиданий» (г = -0,32 при р < 0,01). Чем позитивнее общее представление о людях, тем более конфликты, связанные с нарушением ролевых ожиданий, имеют неконструктивный исход. Так как позитивное представление о людях основано на положительном и тактичном к ним отношении, то и в ответ ожидается такое же тактичное отношение, а если происходит по-другому, то возникает конфликтная ситуация. Шкала «Отношение к детям» отрицательно связана со шкалой «Отношение к родительс-

ко-воспитательной функции» (г = -0,28 при р < 0,01). По представлениям юношей и девушек, значение детей в жизни не предполагает полную концентрацию жизни семьи на детско-родительских функциях и не предполагает исключение других ценностей. Шкала «Ориентация на совместную деятельность» отрицательно связана со шкалами «Установка на хозяйственно-бытовые ценности» (г = -0,35 при р < 0,01) и «Терапевтическая функция брака» (г = -0,4 при р < 0,01). Ориентация на совместную деятельность не предполагает только взаимодействие в хозяйственно-бытовой сфере и не рассмотрение семьи только как сферы релаксации и эмоциональной разрядки. Шкала «Отношение к любви романтического типа» отрицательно связана со шкалами «Терапевтическая функция брака» (г = -0,29 при р < 0,01) и «Приспособление» (г = -0,4 при р < 0,01), положительно связана со шкалой «Соперничество» (г = 0,29 при р < 0,01). Отношение к любви романтического типа не предполагает представление о семье как о сфере эмоциональной разрядки и релаксации, а также исключается приспособление в отношениях и увеличивает сопернические реакции. Шкала «Значение сексуальной сферы в семейной жизни» положительно связана со шкалой «Значение сексуальной стороны супружеских отношений» (г = 0,39 при р < 0,01). По представлениям юношей и девушек, сексуальная гармония - это важное условие супружеской жизни. Шкала «Представление о запретности сексуальной темы» отрицательно связана со шкалой «Установка на личностную идентификацию» (г = -0,35 при р < 0,01). Если в супружеских отношениях будет существовать запрет-ность сексуальной темы, то это повлечет за собой установку на личностную независимость, свободу интересов и время препровождения. Шкала «Расхождения в отношении к деньгам» отрицательно связана со шкалой «Установка на хозяйственно-бытовые ценности» (г = -0,29 при р < 0,01). Конструктивное решение конфликтов в денежных вопросах влечет за собой меньшую ценность хозяйственно - бытовой функции в жизни семьи.

Таким образом, конфликтность в молодых семьях, по представлениям студентов, находится в прямой зависимости от ряда факторов, к которым относятся реакция супругов на конфликт, особенности распределения ролей, установки в семейной паре, взаимодействие в конфликтных ситуациях и от способа реагирования на конфликтные ситуации. Установки, которые могут дезинтегрировать семейную сферу, присущи больше девушкам, чем юношам. Юноши склоны прибегать к защитным образцам поведения, а девушки к агрессии как к реакции на конфликтную ситуацию. Также девушки более склонны к фиксации на психотравме.

Для более детального изучения этой проблемы следует увеличить выборку испытуемых и провести дальнейшие исследования с применением соответствующих методик. Знание представлений и ориентации молодых людей (юношей и девушек) в вопросах брака и семьи позволяет не только лучше по-

нять нравственно-психологические особенности их поведения, но и предвидеть развитие их взаимоотношений в будущей семье. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Результаты, полученные в процессе исследования, можно использовать в работе специалистов различных сфер, занимающихся вопросами семьи и брака. Это в частности оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа и жены с родственниками, решение текущих внутрисемейных проблем.

Список литературы

1. Головин С.Ю.Словарь практического психолога.- Минск:

Харвест, 1998 - 409 с.

2. Силяева Е.Г., Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. и др.

Психология семейных отношений с. основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.Г. Силяевой. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-192 с.

3. http://psyznaiyka .net/vie w-

predsta vlenie. html?id=predsta vleniya-pamati-i-voobrageniya)

УДК 159.9.072. М.В. Чумаков

Курганский государственный университет

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУПРУГОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Аннотация. Рассматриваются взаимосвязи между личностными особенностями супругов и некоторыми параметрами семейных отношений, такими, как различные способы наказания детей в семье, толерантность к поведению ребенка, стресс в семейной жизни, удовлетворенность супругов браком.

Ключевые слова: личностные особенности, семейные отношения, наказания детей.

M.V. Chumakov Kurgan State University

PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE SPOUSES AND MODERN FAMILY'S PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Annotation. The article presents data about the interrelation between some aspects of family relations and parents' personality characteristics, e.g. different ways of

children's punishment in a family, tolerance to a child's behavior, and stress in a family life, married couple satisfaction.

Key words: personal characteristics, family relations, children's punishment.

ВВЕДЕНИЕ

Семья является важнейшей составляющей современного общества. Не случайно в последние годы увеличивается число исследований в области психологии семьи. Общая и социальная психология рассматривают системные особенности семьи, динамику семейных отношений, эго-идентичность и семейные отношения (Г.М.Анлдреева, В.Н. Дружинин, А.В. Петровский, Л.А. Петровская, М.Перре, Е.Л. Солдатова, В.Д.Шадриков и др.). В возрастной и педагогической психологии систематически изучаются проблемы детско-родительских отношений (О.А. Карабанова, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, РВ. Овчарова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.).

В данной статье приводятся результаты исследования взаимосвязей личностных особенностей родителей и параметров семейных отношений, таких, как удовлетворенность браком, эмоции супругов, толерантность к поведенческим проявлениям детей, предпочитаемые способы наказания, частота физических наказаний и др. Кроме того, исследуются некоторые особенности детского поведения. В целом, наше исследование направлено на поиск закономерностей в триаде, состоящей из таких компонентов, как личностные особенности супругов, семейные отношения и детское поведение. В настоящее время достаточно мало эмпирических фактов, связывающих волевую регуляцию, практику наказаний и эмоциональную регуляцию семейных отношений. Наибольшее внимание в работе уделяется частоте использования родителями тех или иных практик наказания по отношению к детям в различных ситуациях детско-родительких отношений. Именно злоупотребление наказаниями, с нашей точки зрения, может привести к негативным последствиям в формировании личности ребенка. С другой стороны, диспропорции в системе супружеских отношений и эмоциональные стрессы приводят к тому, что родители чаще наказывают своих детей [5].

В психологии существуют различные подходы к пониманию физического наказания. В рамках нашего исследования наказание трактуется с позиций поведенческого подхода и понимается как любое использование физической силы в детско-родительс-ких отношениях [3].

Гипотезы и методики исследования

Мы предположили, что личностные особенности супругов будут влиять на психологические особенности семейных взаимоотношений. Понимая, что личностные особенности включают в себя большое количество различных черт, мы ограничили круг исследования теми чертами, которые традиционно относятся к разряду волевых характеристик личности. Психологические особенности семьи в рамках на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.