• Устойчивая связь с работодателями магистров, позволяющая магистрам работать над собственными проектами в области госзакупок под руководством ведущих ученых и опытных консультантов-практиков.
• Уникальное содержание мониторинга качества подготовки выпускников и степени соответствия их подготовки требованиям рынка труда, а также механизмов внесения соответствующих изменений в ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
• Разработка научно-методического обеспечения и учебно-методических материалов, соответствующих миссии, цели и задачам программы.
• Прохождение практик в Департаменте города Москвы по конкурентной политике, Департаменте по развитию информационных технологий, Федеральной антимонопольной службе и др.
Таким образом, формирование и развитие Федеральной контрактной системы будет успешным при условии подготовки высокопрофессиональных специалистов в области государственных и муниципальных заказов.
Библиографический список
1. Дегтев, Г. В. Технология экспертного отбора членов конкурсных комиссий по размещению заказов [Текст] / Г. В. Дегтев, И. П. Гладилина, Г. М. Королева, А. А. Гладилин. - М. : ООО «Коллаж», 2011. - 36 с.
2. Доронин, С. Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления [Текст] / С. Н. Доронин, Н. А. Рыхтикова, А. О. Васильева. - М. : Форум, 2012. - 232 с.
3. Госзакупки: новые правила игры [Текст]. - М. : Инфотропик Медиа, 2011.
- 368 с.
4. Концепция проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе» [Текст] // «Российская газета». - 2011 (17 авг.).
5. Строганов, А. А. Госзаказ и контроль за его размещением [Текст] / А. А. Строганов. - М. : Юриспруденция, 2010. - 208 с.
Г речман Людмила Николаевна
Кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
Ушева Татьяна Фёдоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
УДК 37.0 ББК 74.00
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
В статье анализируются общепрофессиональные особенности студентов, выбравших специальность «Конфликтология». Содержание статьи показывает
специфику организации психолого-педагогической работы со студентами на первом этапе вхождения в профессию. Представлен богатый диагностический и методический инструментарий для понимания особенностей студентов первого курса.
Ключевые слова: адаптация студентов первого курса; специальность «Конфликтология»; профориентационная работа.
CHARACTERISTICS OF FRESHMEN OF “CONFLICT RESOLUSION”
(SPECIALITY)
The article deals with the characteristics of students who chose the speciality “Conflict Resolution”. The purpose is to show the specific features of psycho-pedagogical work with students on the first step of focusing on the profession and give rich diagnostic and methodological tools for understanding first year students’ characteristics.
Key words: adaptation of first year students; speciality “Conflict Resolution”; career coaching.
Реальные перспективы профессии конфликтолога обоснованы социальными процессами развития общества. Новый специалист - конфликтолог на рынке труда России востребован в разных сферах: политической, экономической, социальной. Ориентация учащихся на работу в конфликтологии, отбор абитуриентов на данную специальность, направленность и содержание подготовки студентов, профадаптация выпускников - на несколько десятилетий определяют становление новой профессии.
В системе современного образования в целях реализации прогрессивных изменений в соответствии с мировыми тенденциями ведется целый комплекс преобразований в содержании, формах и методах преподавания. Все преобразования направлены на получение выпускником вуза знаний нового, более высокого качества. В процессе обучения студенты знакомятся с эволюцией представлений о конфликте и мире, философией конфликта и мира, основными теоретическими подходами при анализе конфликтных ситуаций, основными технологиями урегулирования конфликтов и поддержания мира; получают навыки осуществления анализа конфликтного взаимодействия, использования современных теоретических подходов в исследованиях конфликта и мира, определения технологий и институтов конфликторазрешения и поддержания мира.
Деятельность конфликтолога обладает рядом неоспоримых достоинств, связанных с самим характером конфликтологического труда, требующего высокой культуры, широкой эрудиции, предоставляющего благодатные возможности для свободы творчества, инициативы, содержательного общения с людьми.
На этом основании специалисты кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного лингвистического университета проводят исследования на предрасположенность к выбранной профессии, на готовность к ее осуществлению и на особенности организации образовательной среды в процессе освоения профессии.
В ходе исследования 2010- 2012 гг. изучались: факторы ориентации студентов первого курса на профессию «конфликтолог» до поступления в университет; представления о личностных качествах конфликтолога; влияние школьной жизни на выбор профессии; самооценка студентов; его рефлексивные умения; организация времени; показатели тревожности и страха. В данной статье мы остановимся только на некоторых моментах того богатого и интересного материала, который был получен в результате обработки анкет выявляет личностные особенности студентов первого курса специальности «Конфликтология».
Для получения материалов в исследовании были использованы следующие методики: «Кто я есть в этом мире?», «Распределяем время», «Планы», «Письмо себе», «Уровень тревожности» (адаптированный вариант Ю.Л. Ханина), опросник определения индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности (А.В. Карпова), методика определения сформированности умений понимать себя и других в процессе коммуникации (адаптированный вариант методики «Q - сортировка»), методика изучения рефлексивного анализа (С.Д. Неве-рович, Н.В. Самоукиной, Е.Н. Кучумовой), методика определения кооперативной рефлексии (Т.Ф. Ушевой, Е.А. Паноморевой, Е.В. Паравян) и анкета первокурсника «Конфликтолога» [Психологические тесты, 2002; Психодиагностическое познание профессиональной деятельности, 2004; Сонин, 2004; Ушева, 2011].
Всю полученную информацию мы выражаем в количественных показателях, что дает возможность сопоставлять по каждому критерию респондентов - первокурсников каждого учебного года. В дальнейшем, как мы полагаем, на основе такого подхода можно будет выработать значимые критерии отбора школьников, наиболее перспективных для целенаправленной работы с ними с целью подготовки к поступлению в учебные заведения конфликтологического профиля.
В результате обработки материалов диагностики и математического аппарата мы получили обобщенные показатели второго уровня, интегрирующие все перечисленные выше компоненты. Расчеты показали, что данный показатель составляет 0,81, различие статистически незначимо с прошлым набором первокурсников - 0,80. Существеннее различие с первокурсниками 2010 года - 0,74. Данные результаты свидетельствуют о более осознанной заинтересованности профессией конфликтолога.
Объективные предпосылки ориентации абитуриентов на конфликтологическую специальность сами по себе не могут обеспечить выбор юношами и девушками своего будущего в сфере конфликтологической деятельности. Для этого необходимо осознание собственных предпочтений, осознанный учет своих возможностей, желание посвятить себя выбранной профессии, понимание перспективности такого выбора по сравнению с другими возможными вариантами.
Рассмотрим лишь некоторые аспекты готовности войти в профессиональный мир конфликтологии студентов первого курса факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ».
Из всего многообразия мотивов выделяются два основных - «интерес к конфликтологии» и «гуманитарная направленность профессии». Это обусловлено самой конфликтологической деятельностью, связанной с ее двойственной природой. Интерес к профессии конфликтолога проявляется, с одной стороны, в желании заниматься конфликтологической деятельностью как таковой, разрешать конфликты, анализировать причины их возникновения, находить варианты предотвращения конфликтных ситуаций. Но есть и другая сторона этого интереса, опосредовано связанная с профессиональной деятельностью конфликтолога - разрешение личностных конфликтов, познание основ психологии, знакомство с новым материалом в рамках конфликтологических предметов.
Выявленная двойственность подхода к конфликтологической профессии подтверждается при выявлении причин, побудивших нынешних студентов поступить в университет, в Иркутский лингвистический в частности. Мотивы поступления большинства студентов первокурсников связаны, прежде всего, с желанием заниматься чем-то необычным, новым. Так ответили на соответствующий вопрос анкеты 67% студентов: «необычность работы конфликтолога», «возможность трудоустройства после окончания вуза», «более тонкое владение собой в конфликтных ситуациях», «престижность конфликтологии».
Студенты, пришедшие на специальность «Конфликтология», не одержимы мечтой стать конфликтологом, хотя уже сделали свой профессиональный выбор. Некоторые из них связывают свою будущую профессиональную деятельность с юриспруденцией и социальной сферой.
Собирательный образ конфликтолога наполнен разными, порой и противоречивыми, характеристиками. По мнению студентов первого курса, специалист в области конфликтологии должен быть, прежде всего, коммуникабельным, высоконравственным, толерантным, кроме того, ему должно быть присущи следующие качества: активность, воля, внимательность, доброта, ответственность, открытость, понимание, решительность, сострадание, спокойствие, умение слушать, упорство, харизматичность, чувство юмора, чуткость, широта взглядов.
Все студенты признались, что не обладают в достаточной мере названными характеристиками и стремятся развивать их в себе.
Результаты исследования самооценки показали, что студенты первого курса обладают адекватным уровнем (84%) и адекватным уровнем с тенденцией к завышению (8%).
Объективные предпосылки ориентации студентов на конфликтологическую специальность сами по себе не могут обеспечить профессиональное становление. Для этого необходимо осознание собственных предпочтений, трезвый учёт своих возможностей, желание посвятить себя этой работе, понимание перспективности такого выбора по сравнению с другими возможными вариантами.
Мы обратили внимание на рефлексивные умения студентов как средство самопознания и самосовершенствования [Ушева, 2012]. Определили четыре группы умений:
- личностные - умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки; оценка собственных качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития;
- коммуникативные - умение «встать на место другого», понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях;
- интеллектуальные - определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;
- кооперативные - самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности, стало понятно, какие умения необходимо формировать у студентов.
По каждому рефлексивному умению мы обнаружили следующее:
- каждый студент продемонстрировал адекватное самовосприятие,
- умение анализировать себя и свое поведение сводилось к анализу ситуации и действий других людей, а чаще всего не к анализу, а к оценке их поступков,
- умение понимать свои качества в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития вызвало затруднение у студентов по трем моментам:
1. Сложность в описании личностных характеристик, студенты отвечали: «Я не знаю, какими словами сказать», «Мы не можем сами говорить о себе, о своих качествах», «Преподаватели о нас больше могут сказать».
2. Проблему вызывает качественный анализ, его заменяют оценочные мнения. Студенты говорили о себе: «Я такой же, как раньше», «Нормальным был учеником, думаю, буду и нормальным студентом».
3. Отсутствует образ, к которому надо стремиться. У студентов существуют общие представления, например: «Я хочу быть хорошим конфликтологом», «Хочу быть успешным»:
- понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия делают лишь 2,9% студентов. Другие либо затрудняются это делать в силу отсутствия такого умения, либо используют негативный стереотип «Пусть думает каждый сам за себя!»;
- анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях вызывали у студентов удивление и даже раздражение, данное умение продемонстрировали 5,7% студентов. Описание ситуации происходит при взгляде «внутри», а не из «вне», действия других вызывают положительное или отрицательное отношения, но и в том и в другом случаях не учитываются в своих поведенческих стратегиях;
- умение определить цели деятельности не проявил не один участник эксперимента. Цели подменялись желаниями, а чаще всего предполагалось, что цели должен ставить «другой» (преподаватель, руководитель группы и т.п.), но
не каждый сам студент;
- оценка собственной позиции вызывала у всех студентов затруднения, часто позиция подменялась ролью. Студенты стеснялись демонстрировать свои представления, озвучивать свои взгляды на ту или иную педагогическую ситуацию;
- умение прогнозировать последующий ход действий и умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана сформированы у 3,4% студентов;
- умение самоопределяться в ситуации не проявил никто из участников контрольного среза (во время диагностических процедур студенты ждали четких инструкций, ситуации выбора оказались затруднительными для них, и каждый обратился за помощью к преподавателю);
- умение удерживать коллективную задачу сформировано у 5,6% студентов. Такие студенты во время экспериментальной процедуры проявили активность и обращали внимание группы на их коллективную задачу деятельности, но при этом сами не инициировали диалоговый и субъектный характер взаимодействия. Их отношения сводились к просьбам по типу субъект-объектных отношений;
- умение принимать ответственность за происходящее в группе не проявил никто из студентов, но из их высказываний мы услышали, что они видят в этом необходимость и у некоторых из них было желание действовать, например: «Я знал, как нам необходимо действовать, но побоялся предложить свой вариант группе, потому что неизвестно, что бы у нас получилось»;
- умение осуществлять пошаговую организацию деятельности проявили 3,4% студентов, остальные студенты не видят необходимости в анализе деятельности на организационном этапе и на рефлексивном этапе затрудняются описать ее пошагово;
- умение соотносить результаты с целью деятельности сформировано у 6,6% студентов. Но соотношение происходит количественное, а не качественное. Для многих студентов целью соотношения является внешняя оценка (преподавателя, одногруппников).
Результаты исследования свидетельствуют о несформированности рефлексивных умений студентов первого курса. Студенты не владеют способом организации рефлексии ни в индивидуальной, ни в коллективной деятельности. Они знакомы с понятием «рефлексия», но определяют его, как «подведение итогов для самого себя».
Итоги диагностической работы со студентами показали необходимость организации учебных занятий в вузе, которые могли бы обеспечивать диалоговый и субъектный характер взаимодействия, а также давать возможность для самостоятельного анализа и проектирования учебного действия студента.
Понимание и анализ общепрофессиональных особенностей студентов первого курса специальности «Конфликтология» позволяют создавать индивидуальные образовательные программы, что способствует и успешной учебной дея-
тельности студента, его индивидуальному развитию и профессиональному самоопределению.
Библиографический список
1. Психологические тесты [Текст]. В 2 т. Т.1. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 312 с.
2. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности [Текст]
: учеб. пособие / сост. В. А. Сонин. - Спб. : Издательство «Речь», 2004. - 408 с.
3. Сонин, В. А. Психологический практикум. Задачи. Этюды. Решения. [Текст] / В. А. Сонин. - 4-е изд. - М., 2004. - 186 с.
4. Ушева, Т. Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов [Текст] / Т. Ф. Ушева. - Germany : «LAP LAMBERT Academic Publishing», 2011 - 146 с.
5. Ушева, Т. Ф. Формирование метапредметных умений учащихся [Текст] : учебно-метод. пособие / Т. Ф. Ушева. - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - 92 с.
Мойсеенко Александр Александрович
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и языкознания ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
ББК 74.58 УДК 378.637
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА В РАЗНОУРОВНЕВОМ ВАРИАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Данная статья посвящена технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов на материале практического занятия по лингвистике текста. Автор в сжатой форме рассматривает теоретические и практические аспекты индивидуальной образовательной деятельности учащихся ВУЗов и показывает опытш-экспериментальную работу по реализации технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов по соответствующей тематике.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория; разноуровневое вариативное образование; теоретические и практические основы.
THEORETICAL AND PRACTICAL BASIS FOR THE INDIVIDUAL STUDENT’S EDUCATIONAL TRAJECTORY FORMATION IN MULTILEVEL VARIABLE EDUCATION
The article is devoted to the theoretical and practical basis for the individual student’s educational trajectory formation in multilevel variable education.
Key words: individual educational trajectory; multilevel variable education; theoretical and practical basis.