Научная статья на тему 'Индивидуальная образовательная программа студента по курсу «Региональная конфликтология»'

Индивидуальная образовательная программа студента по курсу «Региональная конфликтология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / INDIVIDUAL EDUCATION PROGRAM / REFLECTIVE SKILLS OF STUDENTS / COLLECTIVE TRAINING SESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушева Т. Ф.

В статье предлагается вариант создания индивидуальной образовательной программы студента и организации учебных занятий в вузе на основе рефлексивного подхода. Содержание статьи показывает возможности курса «Региональная конфликтология» в формировании надпредметных навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATION PROGRAM OF STUDENTS IN THE COURSE «REGIONAL CONFLICTOLOGY»1

The article offers a discussion of opportunities for an individual educational program and organization of classes at the university on the basis of a reflexive approach. The heuristic potential of the course «Regional Conflictology» has been considered to this effect.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная образовательная программа студента по курсу «Региональная конфликтология»»

УДК 37.0 ББК 74.202

Т.Ф. Ушева

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ пРОГРАММА СТУДЕНТА пО КУРСУ «РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

В статье предлагается вариант создания индивидуальной образовательной программы студента и организации учебных занятий в вузе на основе рефлексивного подхода. Содержание статьи показывает возможности курса «Региональная конфликтология» в формировании надпредметных навыков студентов.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа; рефлексивные умения студентов; коллективные учебные занятия

T.F. Usheva

individual education program of students IN the course «regional conflictology»

The article offers a discussion of opportunities for an individual educational program and organization of classes at the university on the basis of a reflexive approach. The heuristic potential of the course «Regional Conflictology» has been considered to this effect.

Key words: individual education program; reflective skills of students; collective training sessions

Курс «Региональная конфликтология» относится к циклу профессиональных дисциплин и является междисциплинарным направлением в конфликтологии, имеющим высокую степень практической ориентированности на изучение региональной специфики и применение современных технологий предупреждения и разрешения конфликтов в социокультурной среде.

В процессе проектирования совместного действия со студентом преподаватель

удерживает основополагающую цель курса - формирование у студентов конфликтологических знаний, умений и навыков, позволяющих оценивать значение региональных конфликтов в жизни общества, прогнозировать и в случае необходимости предупреждать возникновение конфликтной ситуации и конструктивно разрешать

конфликт.

Настоящая цель предусматривает решение следующих задач:

- создать систему знаний о региональных конфликтах как разновидности социальных конфликтов;

- развить способности выявления объективных и субъективных причин возникновения региональных конфликтных ситуаций;

- сформировать умения анализа взаимосвя-

зи региональных конфликтов (регионального социального напряжения) с социально-экономическим развитием и культурными традициями народов;

- сформировать умения применения технологий предупреждения и разрешения региональных конфликтов.

Необходимо учитывать и специфику курса: место региональных конфликтов в системе социальных конфликтов определяется основой их возникновения, к которой могут относиться противоречия как в сфере экономики, так и в сфере политики, религии, идеологии и т. п. Так, региональные конфликты по объектам пересекаются с такими видами конфликтов, как политические, экономические, этнические, экологические, информационные, духовные.

Границы содержания курса удерживает само понятие «регион». Согласно этому, «регион - это территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность

- объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [Алаев, 1983, с. 198].

На основе этого студенту предлагаются со-

Вестник ИГЛУ, 2009

© Ушева Т.Ф, 2012

держательные рамки курса, выбор способов его освоения остается за студентом и планируется с преподавателем. Пошаговая реализация индивидуальной образовательной программы отражается в индивидуальном образовательном маршруте студента.

Если индивидуальная образовательная программа - это нормативный документ, определяющий и обосновывающий образовательные

цели студента, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение, значит, индивидуальный образовательный маршрут - это путь освоения (прохождения) программы. В курсе «Региональная конфликтология» индивидуальный образовательный маршрут может быть представлен следующим образом.

Индивидуальный образовательный маршрут студента_______________________

ФИО преподавателя_________________Предмет «Региональная конфликтология»

Вид деятельности Тема 1. Региональная конфликтология как наука Тема 2. Политические региональные конфликты Тема 3. Экономические региональные конфликты Тема 4. Этнические региональные конфликты Тема 5. Региональная идентификация и специфика региона Тема 6. Политика и пути развития региона Тема 7. Основы взаимодействия «центр-регионы» Тема 8. Стратегии и способы урегулирования региональных конфликтов

Лекция

Семинар

Практика

Сямостоят ельная работ я

Словарь

Карта

Кроссворд

Дайджест региона

Реферат

Ролевая игра

Проект

Рефлексия

Маршрут выполняет несколько функций:

- наглядно представляет возможные последовательности первичного изучения материала, отражая необходимый минимум содержательно-логических связей между осваиваемыми знаниями, способами и видами деятельности;

- показывает зависимости между темами, входящими в разные разделы и блоки, т. е. внутрипредметные зависимости, необходимые для формирования последовательностей в освоении курса;

- подсказывает, какие знания и умения необходимо актуализировать у студента, прежде чем изучать ту или иную тему [Лебединцев, 2012].

Проектирование индивидуальной образовательной программы студента происходит с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей. Представляет собой организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению студентов с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.

Индивидуальная образовательная программа предполагает принятие студентом ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию.

Рефлексия субъекта в деятельности проявляется через конкретные умения, их формирование возможно через реализацию индивидуально образовательную программу студента. Рефлексивные умения мы понимаем как освоенные студентами способы выполнения рефлексивной деятельности на основе знаний о сущности, средствах и способах осуществления рефлексии над собственной деятельностью [Ушева, 2011].

Если у студента не сформированы рефлексивные умения: анализировать себя, адекватное самовосприятие, определение и анализ причин своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки; понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспек-

тив развития, то это означает, что его внутренний мир как бы выключен из становления его профессиональной деятельности, он отчужден от духовного совершенствования. В свою очередь, отсутствие данных навыков влияет на конкурентоспособность личности студента в образовательном пространстве вуза [Ждан-ко, 2008].

Для понимания освоения курса, нужно осуществить рефлексию по поводу того, что произошло, при этом центральным вопросом поставить понимание своих действий. Способ для понимания собственной деятельности:

1. Студенту необходимо определить, в каких обстоятельствах пришлось ему действовать: какие субъекты что хотели, что делали, что получилось.

2. Ответить на вопросы: что сам хотел? Какие намерения, цели, программные представления были? Какие действия совершал? Что мог бы хотеть сделать? Что бы тогда получилось?

3. Рассмотреть варианты и ответить на вопрос: как бы изменились обстоятельства, если бы хотел другого?

Данный способ анализа деятельности и понимания себя возможен при условии возможности самостоятельного целеполагания и программирования собственной деятельности.

Студент самостоятельно отвечает на собственные вопросы и выстраивает программу действий по следующему алгоритму:

1) рисует картину будущего: то, что вне его должно быть (обстоятельства), там и представляет себя. Обстоятельства задаются другими людьми, их намерениями, их состояниями, их отношениями;

2) определяет, какова для этого должна быть его деятельность. Студент представляет проект собственной деятельности в связи с предлагаемой картиной будущей ситуации;

3) оформляет план ближайших действий и совершает данные действия, все время учитывая, что в ситуации есть другие люди.

Традиционная организация и условия учебного процесса в вузе не позволяют в полной мере реализовать индивидуальную образовательную программу студентов, потому что действия студента являются стереотипными и не требуют самостоятельности. Студент зачастую не умеет остановиться в своих действиях и посмотреть на себя, на свой внутренний мир со стороны, задуматься и спросить себя: «что я делаю?», «в чем смысл того, что я де-

лаю?» Скорее всего, у него в такой остановке в размышлении нет необходимости. Он действует по плану преподавателя, а собственной программы действий у него нет.

Для реализации индивидуальных образовательных программ студента в курсе «Региональная конфликтология» в качестве технологической основы реализации содержания программы нами были выбраны коллективные занятия (В.К. Дьяченко, Б.В. Лебединцев, М.А. Мкртчян) [Литвинская, 2009; Мкртчян, 2010].

Коллективные занятия предполагают использование четырех способов взаимодействия: коллективного (организация взаимодействия в парах сменного состава), группового, индивидуального, парного. При их использовании у студентов появляется возможность быть активными, проявлять самостоятельность и принимать ответственность за результат своей деятельности.

Коллективная организация процесса обеспечит студентам овладение рефлексивными умениями, так как характер такого взаимодействия построен на субъект-субъектных отношениях и коллективные занятия включают три последовательных этапа:

1. Проектирование.

2. Реализация деятельности.

3. Рефлексия деятельности.

«Проживание» данных этапов в учебной

деятельности позволяет студентам проводить самоанализ и фиксировать собственные результаты. В качестве примера можно привести выдержки из итоговой рефлексии студентки группы КОБ1-09-01 ИГЛУ Елены Леонидовны Чириковой:

«За пройденный курс “Региональная конфликтология” я изучила одиннадцать различных тем (восемь обязательных и три дополнительных, наиболее меня заинтересовавших). Эти темы были очень важны для полного понимания курса данной дисциплины. Я узнала много новых понятий, законодательных актов, административных документов, концепций развития (в том числе Иркутской области), различных персоналий. Думаю, все это пригодится для дальнейшей работы, создания собственных различных проектов, написания статей, в которых будет возможность использования изученного материала.

За время прохождения данного курса я выполняла различные виды работ. В первую оче-

Вестник ИГЛУ, 2009

редь готовилась к семинарам. При самостоятельной работе делала словарь (использование понятий - признак квалифицированного специалиста), при возможности использовала карты (грамотность, знание географии также является важным для специалиста), дайджест региона (нужно всегда быть в курсе событий региона и иметь возможность правильно интерпретировать ту или иную информацию), создала проект по теме «Централизация и децентрализация: а что в России» (в этом проекте я размышляла, искала пути решения). Если в дальнейшем развивать этот проект, то с ним можно участвовать в различных конференциях, что является мощным показателем при устройстве на работу.

Мне кажется, что изучать региональную конфликтологию необходимо не только будущим конфликтологам, но и другим специалистам. Знания, полученные при изучении данного курса, пригодятся и в обыденной жизни. Например, знания по теме «Этническая составляющая региональных конфликтов» должны знать все граждане РФ. Ведь зачастую многие не знают об этносах, проживающих с ними в одном регионе, не то, чтобы в России - а это важно для взаимодействия всех структур общества...

Изучать дисциплину «Региональная конфликтология» сложно и очень интересно. Каждое занятие проходило очень интересно, живо... были задействованы все учащиеся нашей группы. Проект в Областном краеведческом музеи был необычен, полезен и очень интересен... хочется работать, создавать собственные продукты деятельности. Я считаю, что я стала более грамотна в вопросах региональной политики, могу оценивать события, уже осмысливая их, понимая настоящие причины и действия случившегося».

Деятельностный характер обучения, вместо вербального, коллективный характер учебной деятельности способствуют формированию рефлексивных умений, студенческий коллектив используется как средство развития индивидуальности на основе оперативной самооценки, самоконтроля каждого обучающегося, так как коллективная деятельность предоставляет возможность каждому ее участнику.

Необходимо заметить, что при реализации деятельностного обучения, преподаватель несет ответственность за методические разработки к разделам программы учебного курса.

В них указываются:

• цели и задачи изучения разделов;

• возможные способы и этапы освоения отдельных тем;

• источники учебного материала (параграфы, фрагменты текстов учебника, справочников, пособий; карточки; компьютерные программы и т. п.);

• ориентиры необходимого времени;

• формы контроля и отчетности.

На основе этого преподаватель, опираясь на программу учебного предмета (в частности, учебно-тематический план, маршруты студентов), табло учета и интегрированные методические приложения к программе, определяет предварительные планы учебной работы каждого студента на разные периоды [Жи-вокоренцева, 2005].

Обобщая опыт организации обучения по индивидуальной образовательной программе студента, можно отметить, что студенты разделяют ответственность за результаты освоения курса, при коллективном характере деятельности обеспечивается индивидуальный подход к каждому, студенты занимают разные позиции в учебном процессе, активно участвуют в организации диалога.

Библиографический список:

1. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь [Текст] / Э.Б. Алаев. - М. : Мысль, 1983. - 350 с.

2. Жданко, Т.А. Формирование конкурентоспособной личности студента в образовательном пространстве вуза [Текст] / Т. А. Жданко // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №4. - С. 67-69.

3. Живокоренцева, Т.В. Интеграция содержания образования в педагогическом колледже как проблема коллективного практико-ориентированного исследования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Живокоренцева. - СПб., 2005. - 256 с.

4. Лебединцев, В.Б. Организация деятельности учащихся в парах и малых группах [Текст] / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 2. - С. 64-73.

5. Литвинская, И.Г. Организация урока с учетом особенностей усвоения учащихся [Текст] / И.Г. Литвинская // Наука в вузах : математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования : тезисы докладов междунар. науч.-обр. конф. - М. : РУДН, 2009. - С. 703-705.

6. Мкртчян, М.А. Становление коллективного способа обучения [Текст] : монография / М.А. Мкртчян. -Красноярск : Красноярский сельхоз. ин-т, 2010. - 228 с.

7. Ушева, Т. Ф. Развитие метапредметных компетенций учащихся [Текст] / Т.Ф. Ушева // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. - 2011. - №3 (15). - С. 221-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.