Научная статья на тему 'Теоретико-практические Основы формирования индивидуальной образовательной траектории студента в разноуровневом вариативном образовании'

Теоретико-практические Основы формирования индивидуальной образовательной траектории студента в разноуровневом вариативном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / MULTILEVEL VARIABLE EDUCATION / THEORETICAL AND PRACTICAL BASIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мойсеенко Александр Александрович

Данная статья посвящена технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов на материале практического занятия по лингвистике текста. Автор в сжатой форме рассматривает теоретические и практические аспекты индивидуальной образовательной деятельности учащихся ВУЗов и показывает опытнo-экспериментальную работу по реализации технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов по соответствующей тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мойсеенко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-практические Основы формирования индивидуальной образовательной траектории студента в разноуровневом вариативном образовании»

тельности студента, его индивидуальному развитию и профессиональному самоопределению.

Библиографический список

1. Психологические тесты [Текст]. В 2 т. Т.1. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 312 с.

2. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности [Текст]

: учеб. пособие / сост. В. А. Сонин. - Спб. : Издательство «Речь», 2004. - 408 с.

3. Сонин, В. А. Психологический практикум. Задачи. Этюды. Решения. [Текст] / В. А. Сонин. - 4-е изд. - М., 2004. - 186 с.

4. Ушева, Т. Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов [Текст] / Т. Ф. Ушева. - Germany : «LAP LAMBERT Academic Publishing», 2011 - 146 с.

5. Ушева, Т. Ф. Формирование метапредметных умений учащихся [Текст] : учебно-метод. пособие / Т. Ф. Ушева. - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - 92 с.

Мойсеенко Александр Александрович

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и языкознания ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

ББК 74.58 УДК 378.637

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА В РАЗНОУРОВНЕВОМ ВАРИАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Данная статья посвящена технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов на материале практического занятия по лингвистике текста. Автор в сжатой форме рассматривает теоретические и практические аспекты индивидуальной образовательной деятельности учащихся ВУЗов и показывает опытш-экспериментальную работу по реализации технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов по соответствующей тематике.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория; разноуровневое вариативное образование; теоретические и практические основы.

THEORETICAL AND PRACTICAL BASIS FOR THE INDIVIDUAL STUDENT’S EDUCATIONAL TRAJECTORY FORMATION IN MULTILEVEL VARIABLE EDUCATION

The article is devoted to the theoretical and practical basis for the individual student’s educational trajectory formation in multilevel variable education.

Key words: individual educational trajectory; multilevel variable education; theoretical and practical basis.

В настоящее время перед педагогической наукой стоит проблема совершенствования методов и форм вузовской подготовки. Новые педагогические технологии должны быть направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, сущность которого заключается в гуманизации педагогического процесса, уважительном отношении к личности студента, создании условий для выявления и развития индивидуальных возможностей и способностей. Студент при этом должен выступать активным и ответственным субъектом образовательного процесса. Современные тенденции развития образовательного процесса, как в школе, так и в вузе предполагают разработку личностно-ориентированных технологий и способов обучения, обеспечивая при этом сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Актуальным в рамках задач гуманизации образования, как нам представляется, является проблема педагогического проектирования учебной деятельности студентов при изучении конкретных учебных дисциплин с учетом их индивидуальных особенностей. Одним из способов индивидуализации обучения является организация продвижения студентов по их индивидуальным образовательным маршрутам. Студент вуза должен иметь возможность осуществить индивидуальный выбор своего образовательного пути во время подготовки к профессиональной деятельности. Такая организация обучения требует особой методики и технологии.

Особенностям проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов посвящены исследования Н.А. Лабунской, В.В. Лоренц, М.Л. Соколовой и др. [Лабунская, 1999; Лоренц, 2001; Уколова, 2001]. Мы в своем исследовании при решении проблемы организации обучения студентов по спроектированным совместно с преподавателями индивидуальным образовательным траекториям будем основываться на данных комплексной психолого -педагогической диагностики, которая поможет выявить реальное положение дел, а именно: уровень сформированности профессиональных умений и степень развитости качеств личности студентов высшего учебного заведения.

Необходимость создания новых, личностно-ориентированных условий изучения студентами одного из теоретико-практических аспектов дисциплины «Основы языкознания», обусловили выбор темы исследования: «Теоретикопрактические основы формирования индивидуальной образовательной траектории студента в разноуровневом вариативном образовании».

Цель исследования: разработать технологию проектирования индивиду аль-ной образовательной траектории студента по лингвистике текста как одного из аспектов дисциплины «Основы языкознания», выявить и обосновать комплекс условий, обеспечивающих ее реализацию. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1) на основе психолого-педагогической диагностики личностных и профессиональных качеств студента создать предварительную информационную базу дисциплины;

2) разработать комплекс заданий по дисциплине учитывая разноуровневую специфику индивидуальных образовательных качеств контингента (четыре уровня: 1-й уровень - сильные (продвинутые студенты), 2-й уровень - студенты

на индивидуальном графике, 3-й уровень - основной контингент с возможными проблемными зонами, 4-й уровень - слабый контингент);

3) разработать ряд тестирующих мероприятий по дисциплине согласно представленной выше градации уровня знаний студентов;

4) сформулировать педагогические условия профессионально-личностного развития студента.

Реализация теоретических задач, стоящих перед курсом «Основы языкознания» в лингвистическом университете, тесно связана с реализацией практических задач, так как теоретические сведения о системе языка, особенно о его синтаксической системе, не могут быть усвоены одним только заучиванием грамматики и изолированных вокабул. Они должны усваиваться, на наш взгляд, в процессе практической деятельности, в частности работы с языковым материалом. Поскольку любой язык сам по себе является средством коммуникации, что и отличает его в плане методики от всех других учебных дисциплин, практическое его изучение предполагает обучение коммуникативной деятельности на данном языке. По отношению к иностранным языкам, в силу объективных условий существования их в форме устной и письменной речи, это есть обучение технологиям восприятия и реализации текста и текстовых категорий, которое рассматривается не только как объект, но и как важнейшее средство обучения, необходимое для усвоения лексики, семантики, грамматики и теоретических сведений о системе языка.

В качестве информационной базы курса могут выступать следующие критерии: целевая направленность изучения дисциплины, тематическая составляющая дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины, виды общих и индивидуальных работ, результативность обучения, критерии оценки результатов обучения, система самоконтроля результатов работы студента.

Дисциплина «Основы языкознания» содержит основные сведения о языке, его функциях, истории его изучения. Главное внимание в ней уделено проблемам внутренней лингвистики - синхронической, диахронической и сравнительной. Лекционные и семинарские занятия распределяются по темам, которые содержат вводную информацию об исторических и современных проблемах языка и теоретических направлений лингвистической науки. По каждой теме будет представлен комплекс теоретических и практических заданий, контрольноизмерительных материалов, предусматривающих разноуровневую специфику индивидуальных образовательных и личностно-ориентированных качеств студентов.

Семинарское занятие по лингвистике текста направлено на детальное изучение понятия текста, текстовых категорий, дисциплинарной структуры науки о тексте, ее семасиологической (коммуникативной деятельности слушающего) и ономасиологической (коммуникативной деятельности говорящего) составляющей. По завершению семинарского занятия студент должен усвоить следующую информацию: синтетические и аналитические аспекты семасиологической лингвистики текста, факторы текстообразования, формально-содержательную специфику когерентности и когезии текста, основные виды номинаций в тексте.

Исходя из дифференциальных особенностей индивидуальных образовательных качеств контингента предлагается распределить задания семинарского занятия по следующим уровням:

Первый уровень - сильные (продвинутые студенты).

1. Терминология по лингвистике текста (терминологический диктант): лингвистика текста, текст, дискурс, контекст, речевой акт, иллокуция (иллокутивный акт), перлокуция (перлокутивный акт), референт, референция, пресуппозиция.

2. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

2.1. Дайте названия науки о тексте в истории языкознания?

2.2. На конкретном примере покажите отсутствие резкой границы между единицами языка различной протяжённости.

2.3. На какие дисциплины Вольфганг Дресслер делил лингвистику текста?

2.4. Определите главную категорию синтетической лингвистики текста.

2.5. Охарактеризуйте три типа связи в тексте.

2.6. Что такое ССЦ и каково его соотношение с абзацем?

2.7. Какие виды номинации выделила Н.Д.Арутюнова в своей теории текста?

3. Вопросы для самоконтроля:

3.1. На какие разделы делится лингвистика текста?

3.2. Дайте определение текста.

3.3. На какие аспекты делится семасиологическая лингвистика текста?

3.4. Дайте определение цепного типа связи и проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах из изучаемого языка (три предложения).

3.5. Дайте определение параллельного типа связи и проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах из изучаемого языка (три предложения).

3.6. Дайте определение присоединительного типа связи и проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах из изучаемого языка (три предложения).

3.7. Назовите и определите основные компоненты аналитической лингвистики текста.

3.8. Как определяется ономасиологический аспект лингвистики текста?

3.9. Из каких разделов состоят содержательные факторы текстообразования?

3.10. Назовите и определите интратекстуальные факторы текстообразования.

3.11. Назовите и определите экстратекстуальные факторы текстообразования.

3.12. В чем заключается стилистико-жанровый тип текста?

3.13. Покажите на конкретных примерах из изучаемого языка интродуктив-ный тип номинации.

3.14. Покажите на конкретных примерах из изучаемого языка идентифицирующий тип номинации.

3.15. Покажите на конкретных примерах из изучаемого языка атрибутивный тип номинации.

4. Материалы, тестирующие уровень знаний студентов:

Объектом контроля в тесте №1 являются краткие сведения истории формирования дисциплинарной структуры лингвистики текста, особенности социального и философского происхождения текста, текстовых единиц и текстовых ка-

тегорий, теоретические и практические данные, определяющие формальносодержательную специфику текста. Цель контроля - установить уровень знаний студентов по вышеуказанным аспектам, определить степень сформирован-ности фонетических, грамматических и семантических навыков в ономасиологическом и семасиологическом направлениях языкознания. Время выполнения теста - 40 минут. Критерии и система оценок: 18-20 правильных ответов - «отлично», 15-20 - «хорошо», 12-20 - «удовлетворительно».

Второй уровень - студенты на индивидуальном графике.

Отличительной особенностью в обучении студентов второго уровня является то, что большая часть материала предназначена для самостоятельного обучения. Студентам предлагаются темы для написания рефератов, контрольные задания и вопросы для самоконтроля. Данные материалы в статье не представлены по причине их достаточно большого объема. Цель работы над рефератами сводится к тому, чтобы научить студентов самостоятельно работать и разбираться в сложных вопросах текстообразования, современных теориях текста и дискурса. Написание рефератов позволяет сформировать следующие умения и навыки у студентов:

- умение отбирать основную информацию, конспектировать учебнометодические материалы;

- умение правильно структурировать отобранный материал, тезисно и логично излагать ответы на поставленные вопросы;

- находить релевантные примеры для иллюстрации теоретических положений;

- уметь граммотно представить свое выступление, сообщение, доклад по предложенной проблеме.

Контроль осуществляется регулярно в удобное для преподавателя и студента время, а также с помощью письменных (контрольных) работ, реферата и других форм репрезентации материала. Самостоятельная работа над рефератами рассчитывается в соответствии с учебным планом по данной дисциплине и регламентируется графиком СРС. Критерии оценивания письменной работы (Тест №

2) смотрите выше, а критерии оценивания реферата представлены нами в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценивания реферата

параметр «5» «4» «3» «2»

Знание основ дисциплины и умение правильно оформлять работу Отличные знания по данной дисциплине, ошибок нет. Техническое оформление полностью соответствует требованиям. Допускается минимум ошибок. Тема раскрыта на 70%. Техническое оформление полностью соответствует требованиям. Допускается минимум ошибок. Тема раскрыта на 65%. Техническое оформление не полностью соответствует требованиям. Допускается значительное количество ошибок. Тема раскрыта на 50%. Техническое оформление не соответствует требованиям.

Третий уровень - основной контингент с возможными проблемными зонами.

Студентам данного уровня предлагаются те же вопросы для обсуждения и задания для самоконтроля, что и студентам первого уровня. Снижение уровня сложности заключается в том, что студент не обязан выполнять реферативную работу, или может выполнить ее по собственному желанию. Базовой формой проверки уровня знаний является тест № 3 (тест пониженой сложности). Критерии оценки теста смотрите выше.

Четвертый уровень - слабый контингент.

Содержание работы, предусмотренное данным уровнем, включает в себя написание терминологического диктанта, обсуждение вопросов по теме семинарского занятия, выполнение теста № 4 (тест самой низкой сложности) со студентами данного уровня. Критерии оценки теста смотрите выше.

На основе изученного теоретического материала и подготовленных практических заданий по теме семинарского занятия, посвященного лингвистике текста, можно сформулировать следующие педагогические условия профессионально-личностного развития студента:

- наличие субъект-субъектных отношений между студентом и преподавателем в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

-осознание будущим специалистом необходимости профессиональноличностного саморазвития;

- использование рефлексивных и творческих форм работы с целью учета индивидуальных особенностей студентов и развития их профессиональнозначимых и личностных качеств, формирования у них навыков субъект-субъектных отношений;

- освоение этапов и содержания проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

- отслеживание динамики формирования личностных качеств студентов на основе комплексной психолого-педагогической диагностики.

В перспективе будет разработан цикл заданий и контрольно-измерительных материалов по другим аспектам дисциплины «Основы языкознания».

Библиографический список

1. Лабунская, Н. А. Педагогическое исследование современного студента [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Лабунская. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 76 с.

2. Лоренц, В. В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Лоренц. - Омск, 2001. - 250 с.

3. Соколова, М. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. Л. Соколова. -Архангельск, 2001. - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.