УДК 378.124:159.9
Опыт обучения студентов направления подготовки «Конфликтология»
Л. Н. Гречман, О. А. Молокова, Т. Ф. Ушева
В статье представлен научно-практический опыт обучения студентов направления подготовки «Конфликтология». Показаны особенности организации психолого-педагоги-ческой работы со студентами в учебном и воспитательном процессах. Развитие общекультурных и профессиональных компетенций рассматривается как ведущая задача будущих профессионалов - конфликтологов.
Ключевые слова: адаптация; конфликтология; мотивация обучения; основная образовательная программа; общекультурные и профессиональные компетенции; психологопедагогическое сопровождение.
В разных сферах современной действительности - в политической, экономической, социальной и других областях активной коммуникации - становятся все более востребованными знания и умения специалиста-конфликтолога. Перспективы этой профессии на российском рынке труда обусловлены процессами развития общества. По мнению профессора А. И. Стребкова, заведующего кафедрой конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, конфликт составляет основу нашей жизни, а потому задача состоит не в том, чтобы избегать конфликтов, а в том, чтобы их разрешать, урегулировать мирными средствами на уровне согласования интересов. Конфлик-
тологи же способны разрабатывать и внедрять мирные стратегии и процедуры переговоров, способные привести стороны к согласию [Голубев, 2005, с. 6].
С 2009 года при кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности (под руководством Л. Н. Гречман) Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) началась подготовка бакалавров конфликтологии. В 2011 году в название структурного подразделения вуза было внесено изменение: оно стало кафедрой психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности. Переименование отражает приобретение нового статуса: в ИГЛУ появилась выпускающая кафедра по направлению подготовки «Конфликтология».
В системе современного образования в целях реализации прогрессивных идей в соответствии с мировыми тенденциями ведется целый комплекс преобразований, затрагивающих содержание, формы и методы преподавания. Изменения направлены на приобретение выпускником вуза знаний нового, более высокого качества.
Образовательное пространство расширяет возможности выбора как для студента, субъекта образовательной деятельности, в формировании индивидуальной образовательной программы, так и для вуза, осуществляющего подготовку по основной образовательной программе (ООП). Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Конфликтология» предусматривает ежегодное обновление ООП с учетом развития различных социальных сфер деятельности современного человека за счет изменений вариативной части учебных циклов. В ИГЛУ эта задача реализуется благодаря работе Совета образовательной программы по конфликтологии, который обеспечивает динамичность образовательной программы и расширение возможностей для будущей профессиональной реализации выпускника.
Междисциплинарность конфликтологии как науки связана с тем, что конфликт - явление универсальное, а сама эта научная область имеет теоретико-прикладной характер. Этим объясняется множество видов и задач профессиональной деятельности конфликтолога и, как следствие, достаточно широкий круг общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника-бакалавра. Учебный процесс должен быть организован с учетом всего спектра потенциально возможных сфер приложения профессиональных умений специалиста-конфликтоло-га. Эта задача нашла отражение в выборе базовых учреждений для проведения ознакомительной и производственной практики. В этом качестве выступили образовательные учреждения (средние общеобразовательные школы и вузы), Торгово-промышленная палата Иркутской области, Главное управление ГО и ЧС по Иркутской области, Центр разрешения конфликтов, Центр профилактики наркомании, Психологический кризисный центр, мировой суд и другие организации.
В процессе обучения студенты знакомятся с эволюцией представлений о конфликте и мире, философией конфликта и мира, основными теоретическими подходами к анализу конфликтных ситуаций, технологиями урегулирования конфликтов и поддержания мира; получают навыки осуществления анализа конфликтного взаимодействия, использования современных теоретических подходов в исследованиях конфликта и мира, определения технологий и институтов конфликторазрешения и поддержания мира.
Отличающаяся повышенной сложностью учебная деятельность будущего конфликтолога нуждается в создании для студентов адаптивной образовательной среды, для этого осуществляется психоло-го-педагогическая поддержка процесса обучения.
Практическая заинтересованность в повышении эффективности адаптации студентов послужила импульсом к разработке про-
граммы «Адаптация студентов-конфликтологов первого курса к обучению в вузе» в рамках работы научно-практической лаборатории социально-психологических проблем образования, действующей в Иркутском государственном лингвистическом университете. Сегодня мы можем говорить о четырехлетнем опыте реализации этой программы, позволяющем оценить сложность и многосторонность явления адаптации к обучению, а также практическую значимость подобной системной деятельности в вузе.
Целью программы является повышение эффективности адаптации студентов первого курса к обучению в лингвистическом вузе. Основными задачами выступают:
* определение психологических свойств личности первокурсника, оказывающих существенное влияние на адаптацию к обучению в лингвистическом вузе;
* исследование основных аспектов адаптации к обучению в вузе и определение условий повышения эффективности данного процесса;
* создание модели психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к обучению в вузе и ее практическая реализация;
* разработка методических рекомендаций для преподавателей, планирующих индивидуальные образовательные маршруты, и кураторов учебных групп.
Понимание адаптации как целостного и системного процесса не исключает различения в практических целях отдельных, относительно самостоятельных ее сторон. Сопровождение процесса адаптации студентов-конфликтологов включает в себя следующие аспекты:
* психогигиенический аспект: повышение умственной работоспособности и сохранение уровня здоровья;
* общеучебный аспект: выявление и коррекция трудностей обучения на начальном этапе;
* социально-психологический аспект: адаптация в учебной группе и в поликультурном пространстве лингвистического вуза;
* лингвистический аспект: адаптация к изучению иностранных языков и культур.
Выделение последнего аспекта обусловлено тем, что основная образовательная программа бакалавриата предусматривает для конфликтологов овладение профессионально ориентированным английским языком в объеме, значительно превышающем стандартные требования к изучению иностранного языка в вузе, включая профессионально ориентированный перевод и практический курс по культуре речевого общения на иностранном языке. С 20122013 учебного года пропедевтический курс «Введение в конфликтологию» проводится как на русском, так и английском языке с целью раннего погружения в профессионально ориентированный иностранный язык.
Преподаватели кафедры (А. Ф. Булнаева, Э. А. Житницкая, И. В. Каминская, С. И. Матафонова, Т. И. Никулина, М. В. Погодае-ва, Н. П. Сушкеева, В. Б. Хасьянов, Ю. В. Чепурко, А. А. Шеметова) проводят исследования предрасположенности студентов к выбранной профессии, их готовности к осуществлению профессиональной деятельности, а также особенностей организации образовательной среды в процессе освоения профессии [Хасьянов, 2012 и др.].
В ходе исследований 2010-2012 годов изучались:
* вопросы профориентации: факторы, влияющие на выбор профессии «конфликтолог» потенциальным абитуриентом;
* представления о личностных качествах конфликтолога;
* влияние школы на выбор профессии;
* самооценка студентов;
* рефлексивные умения студентов;
* навыки самоорганизации: умение эффективно использовать ресурсы времени при осуществлении учебной деятельности;
* показатели тревожности и страха.
Как показывают исследования, из всего многообразия мотивов основными можно считать «интерес к конфликтологии» и «гуманитарную направленность профессии». Это обусловлено двойственной природой конфликтологической деятельности. Интерес проявляется, с одной стороны, в желании профессионально заниматься деятельностью по разрешению конфликтов, анализировать причины их возникновения, находить варианты предотвращения сложных ситуаций. С другой стороны, выбор в пользу этой профессии может быть лишь опосредованно связан с деятельностью конфликтолога, если ребенка привлекает разрешение личностных конфликтов, познание основ психологии, знакомство с новым материалом в рамках конфликтологических предметов.
Согласно результатам опроса студентов-первокурсников ИГЛУ, у большинства их них мотивы поступления в вуз были связаны, прежде всего, с желанием заниматься чем-то необычным, новым. На соответствующий вопрос анкеты о том, что привлекает их в поступлении в вуз на данную специальность, 67 % студентов дали ответы: «необычность работы конфликтолога», «возможность трудоустройства после окончания вуза», «более тонкое владение собой в конфликтных ситуациях», «престижность конфликтологии».
Для погружения в профессиональную и учебную деятельность со студентами реализуется проект «Технологии формирования ме-тапредметных компетенций» (О. А. Молокова, Т. Ф. Ушева) в рамках федеральной экспериментальной площадки «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании» (под руководством Л. А. Выговского, Т. В. Живокоренцой) [Живо-коренцева и др., 2010, с. 38; Молокова, 2012].
В настоящее время предпринимаются попытки создания активной обучающей среды, использования развивающих форм, методов и средств обучения, изменения функций преподавателя и студентов.
Рамки компетентностного подхода при его практическом воплощении в образовательном процессе вуза позволяют преодолевать разрыв между теорией и практикой, характерный для современного образования, так как этот подход дает возможность объединить в единую систему деятельностно-личностный и личностно-ориентированный подходы и спроецировать их на уровень практической реализации [Ушева, 2011, с. 223].
Воспитательная работа также отвечает требованиям создания благоприятной образовательной среды, а также развития и саморазвития личности обучающихся. Основными ее целями является привлечение студентов к участию в различных общественных организациях, творческих клубах и кружках, спортивных секциях и т. п.
Отметим участие студентов данной специальности в волонтерском движении (помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде), при этом участие не ограничивается разовыми мероприятиями, работа ведется систематически. Основу социально-воспитательной работы мы видим также в создании своеобразного сообщества конфликтологов, в учебных и дружеских, эмоциональных связях студентов всех курсов. Мероприятия различного содержания (посвящение в студенты, «Умницы и умники конфликтологии», социально-психологические тренинги коммуникативного характера, профориентационные презентации и пр.) разрабатываются и проводятся совместно студентами младших и старших курсов. Подобная работа позволяет мобилизовать коллективные творческие возможности, создать благоприятную среду обучения в вузе, а также заложить основы корпоративности.
В условиях появления в различных сферах саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов профессиональной деятельности определенного вида, укрепление деловых и творческих отношений между различными поколениями конфликтологов пред-
ставляется нам прогностически верным для развития в регионе конфликтологической деятельности.
Литература
1. Голубев Е. Без конфликтов не прожить? [Электронный ресурс] / Е. Голубев // Санкт-Петербургский университет. - 14 ноября 2005 года. -№ 23(3713). -12 с. - Режим доступа : http://www.spbumag.nw.ru/2005/23/12. shtml.
2. Живокоренцева Т. В. Компетентность учителя в выстраивании индивидуальных маршрутов учащихся / Т. В. Живокоренцева, О. Ф. Чупрова // Стратегия повышения качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» : науч.-практ. конф. (Иркутск, 6 мая 2010 г.) : материалы / [науч.ред. Л. А. Выговский, Т. В. Живокоренцева]. -Иркутск : ГОУ ВПО ИГЛУ, 2010. - С. 36-41.
3. Молокова О. А. Управление временем как фактор адаптации к обучению в вузе [Электронный ресурс] / О. А. Молокова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - Режим доступа : http://www. science-education.ru/105-7030.
4. Ушева Т. Ф. Развитие метапредметных компетенций учащихся / Т. Ф. Ушева // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. - Т. 3. - № 15. - С. 221-227.
5. Хасьянов В. Б. Условия внедрения инноваций в учебный процесс на примере медиаобразования / В. Б. Хасьянов // Научный диалог. - 2012. -№ 1 : Педагогика. Психология. - С. 194-200.
© Гречман Л. Н., Молокова О. А., Ушева Т. Ф., 2012
Experience of Teaching Students Majoring in Conflictology
L. Grechman, O. Molokova, T. Usheva
The article covers the scientific and practical experience of teaching students majoring in Conflictology. The authors reveal organizational peculiarities of psychological and pedagogical work with the students in the learning and
educational processes. The development of general cultural and professional competences is considered to be the would-be professional conflictologists' major task.
Key words: adaptation; conflictology; study motivation; basic education program; general cultural and professional competences; psychological and pedagogical assistance.
Гречман Людмила Николаевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (Иркутск), lgrechman@ rambler.ru.
Grechman, L., PhD in Biological Sciences, associate professor, Head of Department of Psychology, Conflictology, Principles of Personal and Social Safety, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Irkutsk State Linguistic University” (Irkutsk), lgrechman@ rambler. ru.
Молокова Ольга Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (Иркутск), omolokova@ mail.ru.
Molokova, O., PhD in Biological Sciences, associate professor, Department of Psychology, Conflictology, Principles of Personal and Social Safety, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Irkutsk State Linguistic University” (Irkutsk), omolokova@ mail.ru.
Ушева Татьяна Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (Иркутск), itf76@mail.ru.
Usheva, T., PhD in Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Psychology, Conflictology, Principles of Personal and Social Safety, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Irkutsk State Linguistic University” (Irkutsk), itf76@mail.ru.