Научная статья на тему 'Совместные научно-исследовательские проекты студентов как форма учебного занятия (на примере дисциплин «Гендерный фактор в конфликте», «Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии обучения», «Основы медицинских знаний»)'

Совместные научно-исследовательские проекты студентов как форма учебного занятия (на примере дисциплин «Гендерный фактор в конфликте», «Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии обучения», «Основы медицинских знаний») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СОВМЕСТНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / JOINT RESEARCH PROJECTS / EDUCATIONAL MOTIVATION / JOINT SCIENTIFIC ACTIVITY / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепурко Юлия Владиславовна, Шеметова Анна Анатольевна

В статье представлен опыт проведения со студентами совместных научно-исследовательских проектов на семинарских занятиях по дисциплинам: «Гендерный фактор в конфликте», «Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии обучения», «Основы медицинских знаний» с целью развития мотивации к научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of joint student research projects on the seminar classes in the following disciplines: «Gender factor in the conflict», «Decision-making in the conflict», «Health saving technologies of training», «Medical knowledge base» to develop the students’ motivation to research activities.

Текст научной работы на тему «Совместные научно-исследовательские проекты студентов как форма учебного занятия (на примере дисциплин «Гендерный фактор в конфликте», «Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии обучения», «Основы медицинских знаний»)»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 378 ББК 74.48

Ю.В. Чепурко, А.А. Шеметова

СОВМЕСТНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ СТУДЕНТОВ КАК ФОРМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН «ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В КОНФЛИКТЕ», «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В КОНФЛИКТЕ», «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ», «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»)

В статье представлен опыт проведения со студентами совместных научноисследовательских проектов на семинарских занятиях по дисциплинам: «Гендерный фактор в конфликте», «Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии обучения», «Основы медицинских знаний» с целью развития мотивации к научной деятельности.

Ключевые слова: совместные научно-исследовательские проекты; учебная мотивация; совместная научная деятельность, компетенции

Yu.V. Chepourko, A.A. Shemetova JOINT RESEARCH PROJECTS OF STUDENTS AS FORM OF LEARNING SESSION (ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINES «GENDER FACTOR IN THE CONFLICT», «DECISION-MAKING IN THE CONFLICT», «HEALTH SAVING TECHNOLOGIES OF TRAINING», «MEDICAL KNOWLEDGE BASE»)

The article presents the experience of joint student research projects on the seminar classes in the following disciplines: «Gender factor in the conflict», «Decision-making in the conflict», «Health saving technologies of training», «Medical knowledge base» to develop the students' motivation to research activities.

Key words: joint research projects; educational motivation; joint scientific activity, competences

Проблема совместной деятельности в современной психологической науке, несомненно, вызывает интерес. Совместная деятельность является целостным психологическим феноменом, в котором аккумулируются и интегрируются основные социально-психологические, организационно-психологические и экономико-психологические явления [Журавлев, 2005]. А.Л. Журавлев подчерки-

© Чепурко Ю.В., Шеметова А.А., 2014

вает сохранившую актуальность результатов исследования различных форм организации совместной деятельности Л.И. Уманского и др. в 1970-е гг. [Уман-ский, 1963; 1969]. Б.Ф. Ломовым разработана структура совместной деятельности, к ее психологическим составляющим относятся: общая цель, спецификация задач, мотивы участников совместной деятельности, планирование, принятие решений, оценка результатов [Ломов, 1972]. Психология труда накопила много данных по исследованию совместной деятельности, в частности, типичными были исследования трудовых коллективов в условиях техникотехнологических и организационно-управленческих нововведений (технологическая реконструкция предприятий и реорганизация форм коллективного труда); совместное владение и пользование собственностью (на предприятиях с негосударственными формами собственности). Кроме того, изучена и описана совместная мыслительная деятельность [Белоусова, 2002].

Однако проблема изучения совместной научно-исследовательской деятельности студентов как формы учебного занятия в психологии остается не разработанным.

В связи со сменой парадигмы образования и формированием его новой национальной модели возникает необходимость построения учебного процесса профессиональной подготовки в вузах с учетом компетентностного подхода. В связи с переходом системы образования на компетентностную основу, целенаправляющими являются: обучаемость, самоактуализация, развитие индивидуальности, самоопределение. Для достижения этих целей используются принципиально новые конструкты: компетенции и компетентности [Кривко, 2013]. Т.В. Живокоренцева отмечает, что в настоящее время особо подчеркивается ориентация на новое качество образовательных результатов как ключевой характеристики современной образовательной системы любого уровня, в том числе высшего профессионально-педагогического образования. Вместе с тем, практика фиксирует недостаточную разработанность научного и учебнометодического сопровождения процесса достижения нового качества образовательных результатов [Живокоренцева, 2008; 2011].

В педагогике высшей школы существуют различные виды научноисследовательской работы студентов, включающей НИРС (доклады, рефераты, курсовые, лабораторные работы, задания на практики, выпускные квалификационные работы; НИРС, выполняемые во внеучебное время - это работа студентов в научных кружках и семинарах, в хоздоговорных и госбюджетных работах, участии студентов в международных исследованиях, участие студентов в конкурсах на получение грантов; организационно-массовые мероприятия: конкурсы, олимпиады, конференции, выставки). Кроме того, разработаны методические приемы для успешного изучения различных дисциплин бакалавриата. Т.Ф. Ушева предлагает создавать индивидуальную образовательную программу студента по курсу «Региональная конфликтология» на основе рефлексивного подхода, с целью формирования надпредметных навыков [Ушева, 2012; Греч-ман, 2013]. Показаны особенности организации психолого-педагогической работы со студентами в учебном и воспитательном процессах, а также опыт развития общекультурных и профессиональных компетенций будущих конфликтологов [Гречман, 2012]. М.В. Погодаева отмечает, что тренинговые занятия могут выступать особой формой полимодальной учебно-профессиональной деятельности студентов [Погодаева, 2008]. Однако включение преподавателем совместных научно-исследовательских проектов в качестве формы учебного занятия может выступать альтернативой традиционным формам занятий. В этой деятельности формируются у студентов аналитические, коммуникативные, прогностические, профессиональные и личностные качества студентов.

На семинарских занятиях нами организованы студенческие группы с целью работы над совместными научно-исследовательскими проектами.

В совместных научно-исследовательских проектах принимали участие студенты, обучающиеся на 1, 2 и 3 курса направления подготовки «Конфликтология», «Безопасность жизнедеятельности» в период с 2012 по 2014 гг.

Цель организации совместных научно-исследовательских проектов - получение студентами новых научных знаний, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, а именно: формирование общекультурных

компетенций - способность к восприятию, анализу, обобщению информации постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1); способность анализировать социальнозначимые процессы и проблемы (ОК-4). Профессиональные компетенции -формируются знания теоретических и практических компонентов прикладного исследования, основных методов анализа информации, умения концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способность самостоятельно планировать исследовательский проект (ПК-4).

В процессе выполнения совместных научно-исследовательских проектов решаются следующие задачи: 1) повышается мотивация студентов к научноисследовательской деятельности в целом; 2) формируются общекультурные и профессиональные компетенции; 3) повышается престиж научной деятельности.

В качестве примера приведем методическое описание организации совместной научно-исследовательской деятельности студентов направления подготовки «Конфликтология» и «Безопасность жизнедеятельности» (бакалавриат). Учебная группа делится на пары и тройки, осуществляющие совместные студенческие научно-исследовательские проекты. Перед началом работы студентам предлагается перечень тем для научно-исследовательского изучения, в соответствии с содержанием учебно-методического комплекса. Каждая подгруппа («Конфликтология») самостоятельно проводит исследование по следующим темам дисциплины «Гендерный фактор в конфликте»: «Диагностика гендерных особенностей личности тестом MMPI»; «Изучение маскулинности-фемининности вопросником Сандры Бэм»; «Изучение маскулинности-фемининности в дошкольном возрасте», «Исследование гендерных стереотипов у различных возрастных групп (молодежи и людей пожилого возраста)», «Особенности маскулинности-фемининности у студентов разных специальностей (технических и гуманитарных)». Студенты-бакалавры направления «Безопасность жизнедеятельности» выбирают темы научных проектов по дисциплине «Основы здоровьесберегающего обучения»: «Формирование культуры здоровья как аспект здоровьесберегающей педагогики»; «Охрана физического и пси-

хического здоровья обучающихся»; и по курсу «Основы медицинских знаний»: «Иммунизация как эффективный способ профилактики инфекционных болезней», «Первичная профилактика заболеваний».

Студенты самостоятельно формулируют цель работы, определяют задачи исследования, планируют проведение исследования и оценивают полученные результаты работы. Преподавателем отмечается мотивация участников совместной группы и особенности принятия решений в процессе обсуждения студентами этапов работы.

Все подгруппы студентов самостоятельно осуществляют подготовку к проведению диагностики: поиск выборки с учетом требований учебной задачи, проводят сбор эмпирического материала, данных, обрабатывают полученные данные, опираясь на методические разъяснения в тексте психологического инструментария, выполняют презентацию полученных данных и докладывают результаты проведенного обследования. По итогам выступления каждой подгруппы обсуждаются полученные данные, выдвигаются гипотезы относительно тех или иных результатов. В процессе обсуждения студенты задают докладчикам вопросы уточняющего характера. Этот вид деятельности побуждает студентов рассуждать, анализировать и синтезировать как полученные новые знания, так и усвоенные.

Проведение учебного занятия в виде научного исследования развивает творческие способности студентов, развивает стремление к углублению знаний. В результате выполненных научно-исследовательских проектов формируются умения проводить диагностическое исследование, осуществлять сбор эмпирических данных, их обработку, анализ и интерпретацию и навыки создавать проектно-смысловые структуры своей будущей деятельности.

Библиографический список:

1. Белоусова, А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности [Текст] / А.К. Белоусова. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 2002. - 360 с.

2. Л.Н. Общепрофессиональные особенности студентов первого курса специ-

альности «Конфликтология» [Электронный ресурс] / Л.Н. Гречман, Т.Ф. Ушева // Научнопедагогический журнал Восточной Сибири «Magister Dixit». - 2013. - №2 1(13). - С. 192-198. - Режим доступа: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http:

//md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_usheva_tf_grechman—ln.pdf (дата обращения:

15.04.2014).

3. /^еч^ан,Л.Н. Опыт обучения студентов направления подготовки «Конфликтология» [Текст] / Л.Н. Гречман, О.А. Молокова, Т.Ф. Ушева // Научный диалог. - 2012. - Вып. 10.-С. 61-69.

4. Живокоренцева, Т.В. Интеграция содержания образования [Текст] / Т.В. Живокоренцева // Новые знания. - 2008. - № 4. - С. 32-36.

5. Живокоренцева, Т.В. Стратегия реализации идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях профессионально-педагогического образования [Текст] / Т.В. Живокоренцева // Вестник ИГЛУ. - 2011. - № 3 (15). - С. 175-184.

6. Журавлев,А.Л. Психология совместной деятельности [Текст] / А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. - 640 с.

7. Кривко, О.А. Реализация компетентностного подхода в подготовке педагога по физической культуре и спорту [Текст] // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (129). - С. 33-37.

8. Ломов, Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими [Текст] / Б.Ф. Ломов // Правовые и социально-психологические аспекты управления / под ред. В.Г. Шорина. - М.: Знание, 1972. -С. 211-240.

9. Погодаева, М.В. Тренинговые занятия как особая форма полимодальной учебнопрофессиональной деятельности студентов [Текст] / М.В. Погодаева, Т.Н. Бандурка // Социально-психологические и валеологичекие проблемы образования: сборник научных статей.-Иркутск: ИГЛУ, 2008. - С.52-57.

10. Уманский, Л.И. Опыт изучения организаторских способностей школьников [Текст] / Л.И. Уманский // Вопросы психологии. - 1963. - № 1. - С. 15-21.

11. Уманский, Л.И. Групповой сенсомоторный интегратор [Текст] / Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Б.В. Тарасов // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 128-130.

12. Ушева, Т.Ф. Индивидуальная образовательная программа студента по курсу «Региональная конфликтология» [Текст] / Т.Ф. Ушева // Вестник ИГЛУ. - 2012. - №2 4. - С. 194-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.