Научная статья на тему 'Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании'

Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2162
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД / СОВЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / РЕФЛЕКСИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушева Татьяна Федоровна

Статья посвящена описанию рефлексивного подхода в подготовке будущих педагогов. Рефлексия рассматривается как необходимое качество педагога, формирование которого надо начинать уже на этапе вузовской подготовки. Актуальность осознанного профессионального образования будущих учителей подчеркивает важность представленных материалов. В статье описаны идеи Концепции развития педагогического образования в вузе на основе рефлексивного подхода, основные действия Совета образовательной программы, как главного органа управления. Статья показывает многолетний опыт реализации рефлексивного подхода в высшей школе и даёт представления о сложности перехода к рефлексивному образованию. Опыт организации педагогического образования на идеях рефлексивного подхода в начале XXI века обобщён на примере многих вузов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушева Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании»

УДК 37.0

Ушева Татьяна Федоровна

Кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», itf76@mail.ru, Иркутск

реализация рефлексивного подхода

в педагогическом образовании

Аннотация. Статья посвящена описанию рефлексивного подхода в подготовке будущих педагогов. Рефлексия рассматривается как необходимое качество педагога, формирование которого надо начинать уже на этапе вузовской подготовки. Актуальность осознанного профессионального образования будущих учителей подчеркивает важность представленных материалов. В статье описаны идеи Концепции развития педагогического образования в вузе на основе рефлексивного подхода, основные действия Совета образовательной программы, как главного органа управления. Статья показывает многолетний опыт реализации рефлексивного подхода в высшей школе и даёт представления о сложности перехода к рефлексивному образованию. Опыт организации педагогического образования на идеях рефлексивного подхода в начале XXI века обобщён на примере многих вузов России.

Ключевые слова: педагогическое образование, рефлексивный подход, совет образовательной программы, рефлексия студента - будущего учителя.

Usheva Tatiana Fedorovna

Candidate of pedagogical science, doctoral candidate in pedagogy of "East-Siberian State Academy of Education», itf76@mail.ru, Irkutsk

implementation of reflexive approach in teacher training education

Abstract. This article describesa reflectiveapproach to the process of trainingfuture teachers. Reflection is consideredto be an essentialqualityof a teacher's personalitythe formation of whichshould startat the stageof high school education. Theideas ofthe Conceptionforthe developmentof pedagogical educationat the universitybased onthereflective approach and the basic actions of the Councilforan educational programasthe primary control authority are depicted in the article.

Keywords: pedagogical education, reflective approach, the Council for an educational program, a reflectionas a quality of a future teacher's personality.

Российское государство с началом третьего тысячелетия актуализировало потребность модернизации педагогического образования и проводит поступательную политику в области его развития.

Разрабатываются требования к профессиональным навыкам учителя, продумываются механизмы, стимулирующие педагога на повышение качества образования в своем образовательном учреждении и своего урове-ня профессионализма. «Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектиро-

вания содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами» [2].

Меняются требования и к образу учителя, и к его профессиональным качествам. «Стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогиче-

ского творчества» [5]. Устойчивость в профессии формируется на этапе вузовской подготовки через образовательные практики и осознание, полученного опыта.

Таким вызовам времени отвечает рефлексивный подход к организации педагогического образования. Сейчас можно наблюдать изменение практики педагогического образования на основе рефлексивных принципов и технологий, а так же частные формулировку отдельных понятий, которые могут стать инструментом для осознания подхода в познании и преобразовании педагогической практики.

В российской педагогической науке понятие «подход» обозначает устойчивую методологическую ориентацию человека при осуществлении своих действий в процессе познания или преобразования образовательной действительности, побуждающей к использованию определённой совокупности взаимосвязанных понятий, идей, способов, приёмов и методов [9].

На основе комплексного теоретического анализа под рефлексивным подходом к организации педагогического образования мы понимаем методологическую ориентацию в образовательной деятельности, позволяющую посредством опоры на систему принципов, взаимосвязанных понятий и способов действий обеспечить формирование рефлексивных умений будущих педагогов.

Следуя условному разделению подходов С. А. Крупником, мы отнесли рефлексивный подход к подходам, которые получают свои онтологические представления из других гуманитарных наук - философии, антропологии, социологии, культурологии и др. [3]. В нашем случае принципиальные взгляды, понятия, особенности отношений - нашли своё начало в психологии.

Вторая группа подходов имеет свою собственную ценностную ориентацию - личность, общество, информацию и др. Осознанный выбор - ценностная ориентация рефлексивного подхода, которая и имеет собственно педагогическое основание, в отличие от психологического - свободного выбора.

Так, рефлексивный подход в педагогическом образовании можно выделить в ранг самостоятельных подходов на основе глубоких гуманитарных корней и собственных ценностных ориентаций.

Изучение отечественной научной лите-

ратуры свидетельствует о большом интересе ученых высшей школы к рефлексивному подходу. На различных образовательных площадках исследуются понятия, таких как «педагогическая рефлексия» (А. А. Бизяева; Б. З. Вульфов, Г. Г. Ермакова, С. С. Кашлев, Е. А. Мелёхина, М. Н. Прозорова, С. Ю. Степанов и др.), «рефлексивный этап учебной деятельности» (Т. В. Дмитриева, Н. В. Емельянова, О. Г. Ларионова, Е. С. Надточева, Н. Е. Седова, А. И. Уман, М. А. Фёдорова и др. ), «рефлексивное образование» (Г. П. Звенигородская и др.), «рефлексивное обучение» (О.А. Алмабекова, П. Н. Осипова, Т. Е. Седанкина и др.) и т.д. [4; 8].

Становление рефлексивного подхода в педагогическом образовании на этапе вузовской подготовки реализовано и описано в рамках аудиторных занятий (М. А. Ви-кулина, Н. Б. Гребенникова, Т.А. Жданко, Т. В. Живокоренцва, Н. Н. Казыдуб, М. П. Ланкина, В. А. Метаева, Г. А. Поляков, И. М. Попов, И. Ф. Слепцова, И. А. Стеценко, О.И. Федосеева, Ю. В. Че-пурко , А. А. Шеметова, T. Carson и др., во внеучебной деятельности - (Е. В. Новикова, Г. А. Шайхутдинова и др.), проанализированы и определены педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих педагогов (М. А. Викулина, М. Н. Прозорова, Т. Ф. Ушева, О. И. Федосеева J. Gore и др.), проведен качественный анализ процесса адаптации студентов в условиях рефлексивной среды вуза (О. А. Молокова и др. [1; 7; 9; 12-13].

Рассмотренные нами теоретические и практические исследования подтверждают, что рефлексия является необходимым качеством педагога. Это дает основание начинать формирование рефлексии уже на этапе вузовской подготовки.

Из выше сделанного обобщения следует, что фундаментом возникновения рефлексии будущего учителя, на наш взгляд, может явиться взаимодействие субъектов деятельности, которое требует понимания в согласовании целей, методов и приемов для достижения результата. Рефлексия педагогической деятельности может проявиться в следующих ситуациях:

- в ситуации практического взаимодействия педагога и учащегося в адекватном понимании друг друга;

- в процессе проектирования деятель-

ности учащегося с учетом совершенной им деятельности и его возрастных и индивиду-ально-психологиче ских особенно стей;

- в процессе самоанализа и самооценки педагогом собственной деятельности и самого себя как её субъекта: «какой я учитель?», «каковы мои личностные качества?», «правильно ли я действую в ситуации с позиции моих общих принципов?», «каковы мои установки?», «какова мотивация моей деятельности?» и т.д. Такие и подобные вопросы, на наш взгляд, характеризуют рефлексивное отношение учителя к самому себе как к субъекту профессионально-педагогической деятельности. Действия по самоанализу, анализа субъектов педагогической действительности и анализ педагогической ситуации в целом педагогом совершается свернуто в мышлении.

Значительное воздействие на процессуальные и результирующие стороны педагогического общения, межличностного взаимодействия в системе «учитель - ученик» рефлексия оказывает в тот момент, когда она, интегрируясь с другими психологическими свойствами, выступает в качестве компонента стилевой характеристики профессиональной деятельности учителя [10, с. 17]. К данному описанию рефлексии как необходимого качества будущего педагога следует добавить, что в различных ситуациях взаимодействия для возникновения рефлексии должно содержаться затруднение в ориентации «я и другой», так как рефлексия такого порядка дает возможность развития педагогической деятельности через рефлексию педагогического опыта. Осваивая известный педагогический опыт, учитель, в нашем случае - студент педагогического вуза, конструирует педагогические ситуации, действует, анализируя деятельность, создает индивидуальный педагогический опыт.

Для реализации идей рефлексивного подхода к организации педагогического образования был переосмыслен имеющийся опыт и сделан шаг по созданию новой образовательной практики. Многолетняя работа велась и со студентами и с коллективами преподавателей. Для формирования коллективных представлений были определены основные идеи развития педагогического образования на основе рефлексивного подхода и описаны в концепции. Концепция развития педагогического образования на основе

рефлексивного подхода опирается на принципы государственной политики в области стратегического планирования и поддержки педагогического образования.

Цель концепции - определение путей и способов обеспечения устойчивости в педагогической профессии на этапе получения высшего образования и профессиональной адаптации.

Основные условия реализации концептуальных идей:

1. создание условий для реализации индивидуальной траектории обучения.

2. формирование субъектности обучающегося через погружение в учебную и квазипрофессиональную деятельность, а также в учебно-профессиональную и профессиональную деятельность.

3. внедрение и реализация современных педагогических технологий, в том числе образовательных, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий и методов обучения, в основе, которых лежит диалог во взаимодействии.

4. организация сопровождения обучающихся на разных этапах: сопровождение обучающихся в период адаптации в вузе; научно-методическое сопровождение на этапах обучения и «вхождения в профессию»; психолого-педагогическое сопровождение и менеджерская поддержка на этапах вхождения в профессию: выбор профессии, трудоустройство выпускников по специальности в систему образования.

Концепция развития педагогического образования на основе рефлексивного подхода определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и технологические приоритеты развития педагогического образования на основе переосмысления богатой практики и сложившихся научных взглядов.

Главным органом управления по направлению подготовки «Педагогическое образование» является Совет образовательной программы (СОП). Основная его цель качественная реализация программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» [11, с. 139]. Приоритетными задачами являются: создание интеграционного межкафедрального пространства, обеспечивающего качество реализации основных образовательных программ; учебно-методическое сопровождение и контроль качества реализации основных образовательных программ;

экспертно-аналитическая деятельность в рамках направления подготовки [6].

Возросшие требования к высшему образованию, в частности к педагогическому, осознанное понимание будущего своего образовательного учреждения и способов его построения, осмысленный выбор стратегических приоритетов позволили сформировать рефлексивный орган управления. Решение вопросов стратегического управления программой по направлению подготовки «Педагогическое образование» были возложены на СОП.

Важной характеристикой стратегического управления на основе рефлексии является командность осуществления управленческой деятельности. Коллективная мыследе-ятельность, основным механизмом которой является рефлексия, позволяет быстро реагировать на новые требования, анализировать настоящее состояние в контексте будущего, понимать потребности и возможности субъектов образовательной программы, создавать условия для её реализации.

СОП координирует разработку содержания образовательных программ (вносит предложения о содержании рабочих учебных планов, формирования календарного графика учебного процесса, соответствии компетенций и оценочных средств, программ практик студентов и т.д.), осуществляет мониторинг разработки и актуализации основных образовательных программ и всех видов учебно-методической деятельности с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Большой объем деятельности реализуется за счёт технологии рефлексивного управления. Технология включает четыре обязательных стадии: рефлексивный анализ, конструктивно-ориентированное определение, стабилизация и системная рефлексия. СОП при многообразии управленческих функций не изменяет технологии и каждое решение последовательно проходит все стадии.

Опыт организации педагогического образования на идеях рефлексивного подхода в начале XXI века в России можно обобщать на примере многих вузов, их география обширна: Волгоградский государственный педагогический университет (Н. М. Бо-рытко), Вятский государственный гуманитарный университет (Е. М. Рендакова), Дальневосточный государственный гума-

нитарный университет (Г. П. Звенигородская), Карельский государственный педагогический университет (Ю. В. Кушеверская), Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого (А. Н. Максимов), Новосибирский государственный педагогический университет (А. Я. Кузнецова), Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Н. Б. Гребенникова, М. П. Ланкина), Орловская региональная академия государственной службы (С. А. Дьяченко), Сочинский государственный университет (И. А. Мушкина) и др.

Идеи представленные в данной статье были реализованы полностью или частично в трёх вузах страны: Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева, Иркутском государственном лингвистическом университете и Восточно-Сибирской государственной академии образования.

Проект «Совершенствование качества образования в вузе», реализуемый в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева в 2000-2006 годы, позволил исследовать организацию работы с преподавателями по переходу на новый способ обучения. В нём участвовала многочисленная команда преподавателей филологического факультета и факультета начальных классов, а также преподаватели кафедры психологии.

С 2007 года на базе Иркутского государственного лингвистического университета и Восточно-Сибирской государственной академии образования происходит тиражирование идей и создание рефлексивной практики организации образовательного процесса. В Иркутском государственном лингвистическом университете апробированы идеи Концепции развития педагогического образования в вузе и получен интересный опыт.

Так, реализация рефлексивного подхода связана с рядом проблем, которые в организации образовательного процесса мы формулировали, как поступательные задачи:

1. Сделать рефлексию одним из компонентов содержания образования. Для этого была проведена научно-методическая работа с профессорско-преподавательским составом. Результаты, которой нашли отражение в следующих учебно-методических комплексах для реализации основной образовательной программы по направлению подготовки 050100 «Педагогическое

образование»: «Психология и педагогика» (О. А. Молокова, Т. Ф. Ушева), «Современные проблемы науки и образования» (Т. А. Жданко), «Инновационные процессы в образовании» (Т. В. Живокоренцева), «Безопасность жизнедеятельности» (М. В. По-годаева, В. Б. Хасьянов), «Психология экстремальных ситуаций» (С. И. Матафонова), «Психология обучения иностранному языку» (Т. И. Никулина), «Детская практическая психология» (Ю. В. Чепурко), «Психологические основы безопасности» (И. В. Каминская), «Экология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» (А. Ф. Булнаева), «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. А. Шеметова) и др.

2. Предоставить возможность студентам активно действовать в каждой конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия. Для решения данной задачи была разработана и реализована Концепция развития педагогического образования в вузе.

3. Овладеть рефлексивными техниками преподавателям и создать педагогические условия для формирования рефлексивных умений студентов. Серия организационно -деятельностных игр, рефлексивные мастерские и тренинги способствовали изменению практики организации педагогического образования.

4. Постоянно использовать специальные средства для организации образовательного процесса студентов. Нами для этого был разработан богатый учебно-методический инструментарий по дисциплинам подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование»: дидактические материалы, индивидуальные образовательные маршруты и программы, апробирована технология формирующего оценивания в рамках ИОС MOODLE.

Таким образом, говорить о становлении рефлексивного подхода, как о свершившемся факте пока рано. В данный период можно фиксировать изменение практики педагогического образования на основе рефлексивных принципов и технологий, а также частные формулировки отдельных понятий, которые могут стать инструментом для осознания подхода в познании и преобразовании педагогической практики. Но уже накоплен богатый эмпирический опыт по организации педагогического образования на основе

рефлексивной практики, который требует глубокого научно-теоретического анализа.

Библиографический список

1. Викулина М. А., Федосеева О. И. Развитие рефлексивных умений студентов как основа повышения качества высшего образования. // Нижегородское образование. - 2013. - № 3. - С. 91-96.

2. Каким должен быть современный учитель сегодня [Электронный ресурс].URL: http://monru. livejournal.com/58390.html (дата обращения: 24.06.2014).

3. Крупник С. А. Методологические подходы к предмету // Педагогика. - 2000. - №4. - С. 21-26.

4. Мелёхина Е. А. Педагогические условия профессионального развития преподавателя вуза. // Сибирский педагогический журнал -2012. - № 7. - С.123-127.

5. Милкус А. Чему и как должен учиться современный педагог? [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 31 октября 2013 г. URL: http://www.kp.ru/daily/ 26153.4/3041789/ (дата обращения: 08.07.2014).

6. Мкртчян М. А., Литвинская И. Г. Новые формы организации образования взрослых. -Красноярск: КИПК, 2012. - 120 с.

7. Молокова О. А., Ушева Т. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение студентов на этапе адаптации к обучению в лингвистическом вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 2. - С. 101-107.

8. Прозорова М. Н. Образовательная рефлексия как механизм формирования учебно профессиональной деятельности студентов. [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2013. №2 (февраль). ART 1956. -URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1956. htm - (дата обращения 02.08.2014)

9. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания: монография. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 220 с.

10. Федотова Е. Л., Ушева Т. Ф. Рефлексия как способ педагогического взаимодействия в условиях высшей школы. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - С.15-19.

11. Формирование ключевых компетенций в педагогическом образовании: коллективная монография /О. А. Молокова, М. В. Погодаева, Т. Ф. Ушева. - Иркутск: ФГБОУ ВПО ИГЛУ, 2014.- 188 .

12. Carson T. Pedagogical Reflections on Reflective Practice in Teacher Education. // Phenomenology + Pedagogy -1991.-№ 9.-P.40- 53.

13. Gore J. Reflecting on reflective teaching. // Journal of Teacher Education -1987.-№ 38(2).-P. 33-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.