УДК 378: 371.015
ББК 74.480.26: 88.840
Шишкина Екатерина Владимировна
аспирант г. Челябинск Shishkina Ekaterina Vladimirovna
Post-graduate Chelyabinsk
Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе Pedagogical Conditions of a To-Be Teacher's Training for Conflict Management in the Group of Pupils
В данной статье рассматриваются педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе: осуществление индивидуализации обучения; использование системы управленческо-партисипативных задач; применение партисипативных методов учебной деятельности будущего педагога; реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы спецкурса «Управление конфликтами в ученическом коллективе».
This article considers pedagogical conditions of a to-be teacher's training for conflict management in the group of pupils: individualization of studying process; application of the system of management and participative tasks; application of the participative methods in the process of to-be teachers' training; implementation of a special course "Conflict Management in the Group of Pupils" in the studying process of a higher educational institution.
Ключевые слова: педагогические условия, индивидуализация обучения, управленческо-партисипативные задачи, партисипативные методы, спецкурс «Управление конфликтами в ученическом коллективе».
Key words: pedagogical conditions, individualization of studying process, management and participative tasks, participative methods, special course "Conflict Management in the Group of Pupils".
Подготовка будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе представляет собой систему, которая, в свою очередь, может эффективно функционировать лишь при наличии определенного комплекса педагогических условий.
Под педагогическими условиями подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе мы понимаем комплекс взаимосвязанных между собой средств учебного процесса, который способствует максимальной реализации внутренних возможностей студентов в освоении знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления управления конфликтами учащихся и обеспечивает переход будущих специалистов на более высокий уровень данной деятельности.
Анализ психолого-педагогической и управленческой литературы, обобщение педагогического опыта, собственные изыскания по данному направлению привели нас к выявлению следующих педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе:
- осуществление индивидуализации обучения;
- использование системы управленческо-партисипативных задач;
- применение партисипативных методов учебной деятельности будущего педагога;
- реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы спецкурса «Управление конфликтами в ученическом коллективе».
Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса педагогических условий.
Первым педагогическим условием является осуществление индивидуализации обучения.
Основная цель осуществления индивидуализации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей
каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии навыков управления конфликтами.
Индивидуализация обучения в процессе подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе осуществляется на следующих этапах:
1. Систематическое изучение каждого студента с целью выявления индивидуальных (типологических) особенностей.
2. Постановка ближайших управленческо-партисипативных задач в работе с каждым студентом.
3. Выбор и применение наиболее эффективных средств управления в постановке учебных задач с учетом типологических особенностей будущих специалистов.
4. Решение конфликтных ситуаций с целью овладения необходимыми управленческими знаниями, умениями и навыками.
5. Контроль за деятельностью каждого студента с целью выявления трудностей при решении конфликтных ситуаций.
6. Устранение возникающих трудностей в решении конфликтных ситуаций путем применения косвенных (выражение мнения учащихся в опросах, анкетах, путем голосования и т.д.) и прямых (применяются в процессе непосредственного общения будущего учителя и учащихся в различных конфигурациях в ходе осуществления друг с другом совместной деятельности. Как правило, это консультация, совет, убеждение, рекомендация, собеседование, просьба и т.д.). партисипативных методов
7. Организация самостоятельной работы будущих специалистов.
Таким образом, фактором эффективности осуществления индивидуализации обучения при подготовке будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе является профессиональная компетенция преподавателя в реализации принципа индивидуального подхода.
Вторым педагогическим условием является система управленческо-партисипативных задач.
Анализ работ по данной проблеме позволил нам солидаризироваться с мнением Е.Ю. Никитиной, которая рассматривает задачу как результат осознания будущим учителем необходимости выполнения управленческих действий в условиях модели, где управленческие действия включают потребность - мотив - цель - способ - результат [2, с.59].
При этом под управленческо-партисипативной задачей нами понимается заданная цель подготовки на освоение будущим специалистом правил продуктивного взаимодействия, эффективных коммуникативных технологий для управления конфликтами в ученическом коллективе. Управленческо-партисипативная направленность заданной деятельности будущего специалиста обеспечивается за счет специального профессионально-ориентированного опыта, вводимого в образовательный процесс подготовки будущих специалистов к управлению конфликтами в ученическом коллективе посредством такого рода задач.
На основании изложенного опишем методику классификации типов представленных нами управленческо-партисипативных задач. Мы различаем три группы педагогических задач по временному признаку: стратегические, тактические и оперативные. В таблице 1. приведены типы управленческих задач и их перечень.
Таблица 1.
Управленческо-партисипативные задачи подготовки будущих учителей к _управлению конфликтами в ученическом коллективе_
Типы задач Перечень задач
Стратегические (формирование у студентов системы знаний и умений в области управления конфликтами) 1. Задачи, связанные с развитием представлений о себе как о субъекте управления конфликтами в ученическом коллективе. 2. Задачи, связанные с развитием осознания важности управления конфликтами в ученическом коллективе. 3. Задачи, связанные с выявлением различных точек зрения на проблему управления конфликтами в ученическом коллективе. 4. Задачи, связанные с умением выявлять актуальные проблемы управления конфликтами в ученическом коллективе.
Тактические (результате решения которых студент добывает новые для 5. Задачи на выполнение соответствия теории и практики управления конфликтами в ученическом коллективе. 6. Задачи на освоение педагогических теорий, относящихся к проблеме подготовки будущих учителей к управлению
него знания в области управления конфликтами или способы решения конфликтных ситуаций на основе известных ему знаний и способов решения) конфликтами в ученическом коллективе. 7. Задачи, направленные на овладение конкретными методиками подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе. 8. Задачи, связанные с корректировкой форм использования результатов самонаблюдений и самооценки в процессе управления конфликтами в ученическом коллективе.
Оперативные (которые требуют для своего решения коммуникативно-компетентных навыков и умений оперативно решать возникшие конфликтные ситуации) 9. Задачи, направленные на усвоение понятий в области управления конфликтами в ученическом коллективе. 10. Задачи, направленные на активизацию познавательной деятельности в области управления конфликтами в ученическом коллективе. 11. Задачи, направленные на анализ психолого-педагогической, управленческой литературы по проблеме управления конфликтами в ученическом коллективе.
Таким образом, в основу положенной нами содержательной классификации управленческо-партисипативных задач заложена структура подготовки будущего учителя, включающая в себя управленческий, психолого-педагогический и технологический компоненты.
Третьим педагогическим условием является применение партисипативных методов учебной деятельности будущего педагога.
В самом общем значении метод определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность [3, с.384].
Мы в своем исследовании вслед за Е.Ю. Никитиной, будем рассматривать партисипативные методы учебной деятельности будущих учителей, как способ организации управленческого взаимодействия, побуждающего субъектов образовательного процесса к деятельности, направленной на достижение компетентности в области управления конфликтами в ученическом коллективе.
Попробуем спроецировать их на предмет своего исследования (Таблица 2.).
Таблица 2.
Партисипативные методы подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе
Группы методов Пассивные методы(условия) Активные методы (воздействия)
Социальные - создание равных возможностей для всех учащихся независимо от их реальных учебных возможностей для высказывания своего мнения, предложений, критики; - ликвидация запретных для обсуждения зон; - доступность учебной информации; закрепление идеи сотрудничества как принципа ценности ученического коллектива; - создание возможностей для интенсивного делового и неформального общения учащихся; - формирование и развитие организационной культуры на основные идеи сотрудничества - широкое информирование студентов по всем актуальным вопросам управления конфликтами в ученическом коллективе; - формирование учебных групп и привлечение субъектов образования к принятию решения в управлении конфликтами по принципу заинтересованности, значимости проблемы для них
Психологические - психологическая атмосфера толерантности и эмпатии; - доброжелательные межличностные отношения в учебной группе; - низкая конфликтность; - демократический стиль общения - выведение из учебной группы студентов, ухудшающих психологический климат; - персональное психологическое консультирование студентов; - формирование учебных групп с учетом типологической совместимости; - развитие у будущих учителей мотивов сотрудничества
Организации-онные Установление правил: - будущий учитель не имеет права принимать единолично важные решения в аспекте исследуемой проблемы; - обязательно определение границ участия и единоначалия, обязательность вынесения работы по разрешению определенных проблем на учебную группу. - ротация студентов в учебных группах с переходом ролей; - организация кооперативной совместной деятельности преподавателя и будущего учителя в области управления конфликтами в ученическом коллективе.
Четвертым условием является реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы спецкурса «Управление конфликтами в ученическом коллективе». Опытно-поисковая работа показала, что в процессе изучения спецкурса создаются специальные условия, в которых будущий
учитель, опираясь на полученные в высшей педагогической школе управленческие, психолого-педагогические и технологические знания в области педагогического управления конфликтами в ученическом коллективе, овладевает искомым качеством.
Программа спецкурса рассчитана на 24 часа: 11 часов лекций, 13 часов практических занятий. На спецкурс «Управление конфликтами в ученическом коллективе» отводится по два часа в неделю. Каждая тема затрагивает различные аспекты общей теории конфликта.
Спецкурс предусматривает зачет, который выставляется слушателям при условии глубокого изучения проблемы управления конфликтами в ученическом коллективе теоретически и на практике, активного участия на практических и лабораторных занятиях, выполнения заданий, разработки и исследования одной из актуальных проблем управления конфликтами в ученическом коллективе. По окончании данного курса студенты должны уметь: вести беседу в конфликтных ситуациях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, определять стили конфликтного поведения, прогнозировать развитие конфликтной ситуации, предупреждать возникновение конфликтов в ученическом коллективе, регулировать конфликтные взаимодействия учащихся, разрешать конфликты в ученическом коллективе. Приведем учебный план предлагаемого нами спецкурса (Таблица
3.).
Таблица 3.
Учебный план спецкурса
«Управление конфликтами в ученическом коллективе»
№ п/п Название темы Количество часов
Лекции Практические занятия
1. Понятие ученического конфликта, его необходимые и достаточные условия 1
2. История конфликтологических идей. 1
3. Феноменология ученического конфликта 1 1
4. Внутриличностный конфликт как причина возникновения ученических конфликтов 1
5. Стили поведения в ученическом конфликте 1 2
6. Управление конфликтами в ученическом коллективе 1
7. Предупреждение ученических конфликтов 1 2
8. Прогнозирование ученических конфликтов 1 2
9. Особенности регулирования ученических конфликтов 1 2
10. Переговорный процесс как технология разрешения конфликта 1 2
11. Медиация как технология регулирования конфликта 1 2
Итого: 11 13
Библиографический список
1. Машбиц, Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью [Текст] / Е.И. Машбиц - Киев: Вища школа, 1987. - 191 с.
2. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст]: Монография / Е.Ю. Никитина - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2000 - 285 с.
3. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии [Текст]: Учебник для высших и средних учебных заведений по педагогическим специальностям/ под ред. С. А. Смирнова.- 4-е изд., испр.- М.: Академия, 2001.- 511 с.
Bibliography
1. Mashbits, E.I. Psychological Basis of Educational Activity Management [Text]/ E.I. Mashbits - Kiev, Visha Schkola, 1987. - 191 p.
2. Nikitina, E.Yu. Theory and Practice of a To-Be Teacher Preparing to Education Differentiation Management [Text]: Scientific Publication/ E.Yu. Nikitina -Chelyabinsk: Publishing House CSPU, 2000 - 285 p.
3. Pedagogics: Pedagogical Theories, Systems, Technologies [Text]: Textbook for Higher Educational Pedagogical Institutions and Academies / Edited by S.A. Smirnov. - 4th ed., Corrected. - Moscow: Academia, 2001. - 511 p.