Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом колликтиве'

Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом колликтиве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПАРТИСИПАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ / ПАРТИСИПАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СПЕЦКУРС «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» / SPECIAL COURSE “CONFLICT MANAGEMENT IN THE GROUP OF PUPILS” / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / MANAGING AND PARTICIPATING TASKS / PARTICIPATING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Е.В.

В данной статье рассматриваются педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе: осуществление индивидуализации обучения; использование системы управленческо-партисипативных задач; применение партисипативных методов учебной деятельности будущего педагога; реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы спецкурса «Управление конфликтами в ученическом коллективе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREPARATION OF A FUTURE TEACHER TO CONFLICT MANAGEMENT IN THE GROUQ OF PUPILS

Pedagogical conditions of preparation of a future teacher to conflict management in the group of pupils are viewed in this article: realization of study individuality; usage of the system of managing and participating tasks; use of participating methods of teaching activity of a future teacher; realization of special course “Conflict management in the group of pupils” in the educational process of higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом колликтиве»

УДК 378: 371.015

ББК 74.480.26: 88.840

Шишкина Екатерина Владимировна

аспирант г. Челябинск Shishkina Ekaterina Vladimirovna

Post-graduate Chelyabinsk

Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе Pedagogical Conditions of a To-Be Teacher's Training for Conflict Management in the Group of Pupils

В данной статье рассматриваются педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе: осуществление индивидуализации обучения; использование системы управленческо-партисипативных задач; применение партисипативных методов учебной деятельности будущего педагога; реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы спецкурса «Управление конфликтами в ученическом коллективе».

This article considers pedagogical conditions of a to-be teacher's training for conflict management in the group of pupils: individualization of studying process; application of the system of management and participative tasks; application of the participative methods in the process of to-be teachers' training; implementation of a special course "Conflict Management in the Group of Pupils" in the studying process of a higher educational institution.

Ключевые слова: педагогические условия, индивидуализация обучения, управленческо-партисипативные задачи, партисипативные методы, спецкурс «Управление конфликтами в ученическом коллективе».

Key words: pedagogical conditions, individualization of studying process, management and participative tasks, participative methods, special course "Conflict Management in the Group of Pupils".

Подготовка будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе представляет собой систему, которая, в свою очередь, может эффективно функционировать лишь при наличии определенного комплекса педагогических условий.

Под педагогическими условиями подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе мы понимаем комплекс взаимосвязанных между собой средств учебного процесса, который способствует максимальной реализации внутренних возможностей студентов в освоении знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления управления конфликтами учащихся и обеспечивает переход будущих специалистов на более высокий уровень данной деятельности.

Анализ психолого-педагогической и управленческой литературы, обобщение педагогического опыта, собственные изыскания по данному направлению привели нас к выявлению следующих педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в ученическом коллективе:

- осуществление индивидуализации обучения;

- использование системы управленческо-партисипативных задач;

- применение партисипативных методов учебной деятельности будущего педагога;

- реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы спецкурса «Управление конфликтами в ученическом коллективе».

Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса педагогических условий.

Первым педагогическим условием является осуществление индивидуализации обучения.

Основная цель осуществления индивидуализации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей

каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии навыков управления конфликтами.

Индивидуализация обучения в процессе подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе осуществляется на следующих этапах:

1. Систематическое изучение каждого студента с целью выявления индивидуальных (типологических) особенностей.

2. Постановка ближайших управленческо-партисипативных задач в работе с каждым студентом.

3. Выбор и применение наиболее эффективных средств управления в постановке учебных задач с учетом типологических особенностей будущих специалистов.

4. Решение конфликтных ситуаций с целью овладения необходимыми управленческими знаниями, умениями и навыками.

5. Контроль за деятельностью каждого студента с целью выявления трудностей при решении конфликтных ситуаций.

6. Устранение возникающих трудностей в решении конфликтных ситуаций путем применения косвенных (выражение мнения учащихся в опросах, анкетах, путем голосования и т.д.) и прямых (применяются в процессе непосредственного общения будущего учителя и учащихся в различных конфигурациях в ходе осуществления друг с другом совместной деятельности. Как правило, это консультация, совет, убеждение, рекомендация, собеседование, просьба и т.д.). партисипативных методов

7. Организация самостоятельной работы будущих специалистов.

Таким образом, фактором эффективности осуществления индивидуализации обучения при подготовке будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе является профессиональная компетенция преподавателя в реализации принципа индивидуального подхода.

Вторым педагогическим условием является система управленческо-партисипативных задач.

Анализ работ по данной проблеме позволил нам солидаризироваться с мнением Е.Ю. Никитиной, которая рассматривает задачу как результат осознания будущим учителем необходимости выполнения управленческих действий в условиях модели, где управленческие действия включают потребность - мотив - цель - способ - результат [2, с.59].

При этом под управленческо-партисипативной задачей нами понимается заданная цель подготовки на освоение будущим специалистом правил продуктивного взаимодействия, эффективных коммуникативных технологий для управления конфликтами в ученическом коллективе. Управленческо-партисипативная направленность заданной деятельности будущего специалиста обеспечивается за счет специального профессионально-ориентированного опыта, вводимого в образовательный процесс подготовки будущих специалистов к управлению конфликтами в ученическом коллективе посредством такого рода задач.

На основании изложенного опишем методику классификации типов представленных нами управленческо-партисипативных задач. Мы различаем три группы педагогических задач по временному признаку: стратегические, тактические и оперативные. В таблице 1. приведены типы управленческих задач и их перечень.

Таблица 1.

Управленческо-партисипативные задачи подготовки будущих учителей к _управлению конфликтами в ученическом коллективе_

Типы задач Перечень задач

Стратегические (формирование у студентов системы знаний и умений в области управления конфликтами) 1. Задачи, связанные с развитием представлений о себе как о субъекте управления конфликтами в ученическом коллективе. 2. Задачи, связанные с развитием осознания важности управления конфликтами в ученическом коллективе. 3. Задачи, связанные с выявлением различных точек зрения на проблему управления конфликтами в ученическом коллективе. 4. Задачи, связанные с умением выявлять актуальные проблемы управления конфликтами в ученическом коллективе.

Тактические (результате решения которых студент добывает новые для 5. Задачи на выполнение соответствия теории и практики управления конфликтами в ученическом коллективе. 6. Задачи на освоение педагогических теорий, относящихся к проблеме подготовки будущих учителей к управлению

него знания в области управления конфликтами или способы решения конфликтных ситуаций на основе известных ему знаний и способов решения) конфликтами в ученическом коллективе. 7. Задачи, направленные на овладение конкретными методиками подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе. 8. Задачи, связанные с корректировкой форм использования результатов самонаблюдений и самооценки в процессе управления конфликтами в ученическом коллективе.

Оперативные (которые требуют для своего решения коммуникативно-компетентных навыков и умений оперативно решать возникшие конфликтные ситуации) 9. Задачи, направленные на усвоение понятий в области управления конфликтами в ученическом коллективе. 10. Задачи, направленные на активизацию познавательной деятельности в области управления конфликтами в ученическом коллективе. 11. Задачи, направленные на анализ психолого-педагогической, управленческой литературы по проблеме управления конфликтами в ученическом коллективе.

Таким образом, в основу положенной нами содержательной классификации управленческо-партисипативных задач заложена структура подготовки будущего учителя, включающая в себя управленческий, психолого-педагогический и технологический компоненты.

Третьим педагогическим условием является применение партисипативных методов учебной деятельности будущего педагога.

В самом общем значении метод определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность [3, с.384].

Мы в своем исследовании вслед за Е.Ю. Никитиной, будем рассматривать партисипативные методы учебной деятельности будущих учителей, как способ организации управленческого взаимодействия, побуждающего субъектов образовательного процесса к деятельности, направленной на достижение компетентности в области управления конфликтами в ученическом коллективе.

Попробуем спроецировать их на предмет своего исследования (Таблица 2.).

Таблица 2.

Партисипативные методы подготовки будущих учителей к управлению конфликтами в ученическом коллективе

Группы методов Пассивные методы(условия) Активные методы (воздействия)

Социальные - создание равных возможностей для всех учащихся независимо от их реальных учебных возможностей для высказывания своего мнения, предложений, критики; - ликвидация запретных для обсуждения зон; - доступность учебной информации; закрепление идеи сотрудничества как принципа ценности ученического коллектива; - создание возможностей для интенсивного делового и неформального общения учащихся; - формирование и развитие организационной культуры на основные идеи сотрудничества - широкое информирование студентов по всем актуальным вопросам управления конфликтами в ученическом коллективе; - формирование учебных групп и привлечение субъектов образования к принятию решения в управлении конфликтами по принципу заинтересованности, значимости проблемы для них

Психологические - психологическая атмосфера толерантности и эмпатии; - доброжелательные межличностные отношения в учебной группе; - низкая конфликтность; - демократический стиль общения - выведение из учебной группы студентов, ухудшающих психологический климат; - персональное психологическое консультирование студентов; - формирование учебных групп с учетом типологической совместимости; - развитие у будущих учителей мотивов сотрудничества

Организации-онные Установление правил: - будущий учитель не имеет права принимать единолично важные решения в аспекте исследуемой проблемы; - обязательно определение границ участия и единоначалия, обязательность вынесения работы по разрешению определенных проблем на учебную группу. - ротация студентов в учебных группах с переходом ролей; - организация кооперативной совместной деятельности преподавателя и будущего учителя в области управления конфликтами в ученическом коллективе.

Четвертым условием является реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы спецкурса «Управление конфликтами в ученическом коллективе». Опытно-поисковая работа показала, что в процессе изучения спецкурса создаются специальные условия, в которых будущий

учитель, опираясь на полученные в высшей педагогической школе управленческие, психолого-педагогические и технологические знания в области педагогического управления конфликтами в ученическом коллективе, овладевает искомым качеством.

Программа спецкурса рассчитана на 24 часа: 11 часов лекций, 13 часов практических занятий. На спецкурс «Управление конфликтами в ученическом коллективе» отводится по два часа в неделю. Каждая тема затрагивает различные аспекты общей теории конфликта.

Спецкурс предусматривает зачет, который выставляется слушателям при условии глубокого изучения проблемы управления конфликтами в ученическом коллективе теоретически и на практике, активного участия на практических и лабораторных занятиях, выполнения заданий, разработки и исследования одной из актуальных проблем управления конфликтами в ученическом коллективе. По окончании данного курса студенты должны уметь: вести беседу в конфликтных ситуациях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, определять стили конфликтного поведения, прогнозировать развитие конфликтной ситуации, предупреждать возникновение конфликтов в ученическом коллективе, регулировать конфликтные взаимодействия учащихся, разрешать конфликты в ученическом коллективе. Приведем учебный план предлагаемого нами спецкурса (Таблица

3.).

Таблица 3.

Учебный план спецкурса

«Управление конфликтами в ученическом коллективе»

№ п/п Название темы Количество часов

Лекции Практические занятия

1. Понятие ученического конфликта, его необходимые и достаточные условия 1

2. История конфликтологических идей. 1

3. Феноменология ученического конфликта 1 1

4. Внутриличностный конфликт как причина возникновения ученических конфликтов 1

5. Стили поведения в ученическом конфликте 1 2

6. Управление конфликтами в ученическом коллективе 1

7. Предупреждение ученических конфликтов 1 2

8. Прогнозирование ученических конфликтов 1 2

9. Особенности регулирования ученических конфликтов 1 2

10. Переговорный процесс как технология разрешения конфликта 1 2

11. Медиация как технология регулирования конфликта 1 2

Итого: 11 13

Библиографический список

1. Машбиц, Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью [Текст] / Е.И. Машбиц - Киев: Вища школа, 1987. - 191 с.

2. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст]: Монография / Е.Ю. Никитина - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2000 - 285 с.

3. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии [Текст]: Учебник для высших и средних учебных заведений по педагогическим специальностям/ под ред. С. А. Смирнова.- 4-е изд., испр.- М.: Академия, 2001.- 511 с.

Bibliography

1. Mashbits, E.I. Psychological Basis of Educational Activity Management [Text]/ E.I. Mashbits - Kiev, Visha Schkola, 1987. - 191 p.

2. Nikitina, E.Yu. Theory and Practice of a To-Be Teacher Preparing to Education Differentiation Management [Text]: Scientific Publication/ E.Yu. Nikitina -Chelyabinsk: Publishing House CSPU, 2000 - 285 p.

3. Pedagogics: Pedagogical Theories, Systems, Technologies [Text]: Textbook for Higher Educational Pedagogical Institutions and Academies / Edited by S.A. Smirnov. - 4th ed., Corrected. - Moscow: Academia, 2001. - 511 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.