УДК 371.01 ББК 74.202:454
Глазырина Лариса Анатольевна
соискатель
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Glazyrina Larisa Anatolievna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Педагогические условия подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися Pedagogical Environmental Complex of Future Teachers’ Training for Working
with HIV-Positive Pupils
В статье рассмотрены педагогические условия подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися,охарактеризован процесс профилактики ВИЧ-инфекции в вузе и содержательные особенности спецкурса по выбору,раскрыты подходы к применению стратегических и тактических образовательных технологий, партисипативных методов обучения, созданию дидактико-коммуникативных ситуаций интерактивного обучения при обучении студентов работе с ВИЧ-инфицированными у учащимися.
The article deals with pedagogical environmental complex of future teachers’ training for working with HIV-positive pupils; the process of HIV infection preventive treatment at a higher school and content peculiarities of the optional special course are characterized; the approaches are revealed for the application of strategic and tactical educational technologies, participative teaching methods, creating didactic-communicative situations of interactive learning while teaching students to work with HIV-positive pupils.
Ключевые слова: педагогическое условие, воспитательно-
профилактическая деятельность, образовательная технология, интерактивные и партисипативные методы обучения студентов.
Key words: pedagogical environmental complex, educational-and- preventive activity, educational technology, interactive and participative methods of teaching students.
Под педагогическими условиями подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися мы понимаем взаимосвязанную совокупность внешних обстоятельств выполнения и соблюдения правил межличностного общения и взаимодействия и внутренних особенностей личности, от наличия которых зависит достижение положительной динамики уровня профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися.
Анализ научной и психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, данные констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы привели нас к необходимости выделения двух групп педагогических условий успешной подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися: 1) содержательные
условия:привлечение будущих учителей к воспитательно-профилактической деятельности в вузе; разработка и реализация программы спецкурса для будущих учителей; 2) процессуально-технологические условия: применение стратегических и тактических образовательных технологий; создание дидактико-коммуникационных ситуаций интерактивного общения; применение партисипативных методов обучения.
Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса педагогических условий.
Первым условием из группы содержательных является привлечение будущих учителей к воспитательно-профилактическойдеятельности в вузе. Актуальность этого условия обусловлена реализацией государственных задач, направленных на формирование ответственности за собственную жизнь, осознанный выбор здорового образа жизни, приобретение уверенности в противостоянии негативному влиянию среды.
Включение студентов в воспитательно-профилактическуюдеятельность подразумевает организацию и проведение ими социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих инфицированию ВИЧ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий инфицирования ВИЧ.
По мнению Л.М. Шипицыной профилактика, в первую очередь, должна быть направлена наразвитие коммуникативных навыков: умение молодежи общаться междусобой, отстаивать свою точку зрения, уметь говорить «нет», избегать конфликтных и рискованных ситуаций. Профилактическая работа должна формировать в каждом обучающемся внутренний моральнонравственный стержень, который позволит ему избежать не только ситуаций,
связанных с повышеннымриском ВИЧ-инфицирования, но и других ситуаций, связанных с повышеннымриском для жизни и здоровья [4].
В соответствии с Концепцией превентивного обучения профилактика ВИЧ/СПИДа в образовательной среде состоит из трех направлений: просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа, обучение молодежи ответственному поведению и формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность [3]. Этому могут способствовать как традиционные мероприятия, проходящие в вузе (день здоровья, спортивные мероприятия, профилактические акции), так и нетрадиционные, придуманные для решения определенной задачи (например, организационно-деятельностные игры).
Применение данного условия в качестве одного из содержательных условий подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися открывает для нашего исследования значительные возможности в формировании у будущих учителей мотивации на здоровый образ жизни, их социальной и творческой самореализации, что способствует совершенствованию процесса усвоения ими знаний и развития навыков работы с детьми, имеющими отношение к ВИЧ-инфекции.
Вторым условием успешной подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися является разработка и реализация программы спецкурса «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в образовательную среду». Данный курс позволяет будущему учителю на основе правильных знаний о ВИЧ-инфекции сформировать умения и навыки работы с ВИЧ-инфицированными учащимися через их интеграцию в образовательную среду.
В задачи курса входило: повышение уровня информированности
студентов по проблеме ВИЧ/СПИДа, ознакомление их с принципами интеграции детей, затронутых эпидемией ВИЧ, в образовательную среду, формирование толерантного отношения к детям, имеющим такой диагноз.
Особенным в методике проведения данного спецкурса является грамотное использование наглядного метода обучения, значительно
расширяющего возможности устной подачи информации преподавателем или обучающимися. Для этого в рамках спецкурса активно используется работа на флип-чарте, электронные слайд-презентации, учебные фильмы, фотографии, рисунки, схемы, модели и др.
Опора студентов на самостоятельную исследовательскую работу, сочетание индивидуальной и групповой форм обучения способствует возникновению интереса к освоению знаний, умений и навыков работы с ВИЧ-инфицированными учащимися.
Оценка знаний и умений будущего педагога проводится в процессе семинарских занятий, игровых ситуаций, тренингов, контрольных опросов, тестирования. Для разработки учебного плана спецкурса использовался опыт проведения семинаров-тренингов для руководителей и педагогов образовательных учреждений по проблемам работы с детьми, затронутыми эпидемией ВИЧ-инфекции [1].
По окончании данного курса студенты должны знать общие представления о ВИЧ-инфекции и способах ее предупреждения в образовательной среде, основы психолого-педагогических знаний по решению проблем ВИЧ-инфицированных учащихся, их интеграции в образовательную среду, уметь оказать психологическую поддержку ВИЧ-инфицированному ребенку, эффективно общаться со всеми участниками образовательного процесса при возникновении ситуаций, связанных с ВИЧ-инфекцией, в целях выстраивания психологически комфортной и безопасной среды в классе и в школе.
В процессуально-технологической группе педагогических условий первым выступает условие, связанное с применением стратегических и тактических образовательных технологий. Разделяя мнение Н.В. Борисовой, Е.Ю. Никитиной, Л.Р. Тицкой, под стратегическими образовательными технологиями мы понимаем технологии, ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса и выступающие как способ достижения стратегических образовательных целей. Стратегические образовательные технологии направлены на развитие личностных и
профессиональных способностей будущих специалистов. Цель стратегических образовательных технологий обуславливает возможность их использования на всех ступенях профессиональной подготовки обучаемых. В качестве таковых нами выявлены: игровые, моделирующие, исследовательские, тренинговые, лекционные, семинарские и др. В связи с тем, что реализация стратегических образовательных технологий предполагает их конкретизацию через тактические образовательные технологии, их выбор уточняется нами в процессе выявления возможностей тактических образовательных технологий, под которыми мы понимаем конкретный способ достижения тактических целей подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися в рамках определенной стратегической технологии [2].
В ходе опытно-поисковой работы нами проведен анализ используемых тактических образовательных технологий в целях эффективной подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися. Из лекционных процедур нами использовались: информационная лекция, минилекция с использованием слайд-презентации, лекция-дискуссия; практические процедуры представлены тренингами, практикумами, упражнениями; в исследовательские процедуры входят: семинар-дискуссия, семинар-исследование, ситуативное моделирование.
Опытно-экспериментальным путем удалось подтвердить правильность выбранных тактических образовательных технологий и соотнести их с учебным материалом спецкурса по интеграции детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в образовательную среду.
Следующим педагогическим условием подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися является создание дидактикокоммуникативных ситуаций интерактивного обучения. Данное условие мы определили исходя из высокой социальной значимости проблемы ВИЧ/СПИДа, ее закрытости и сложности для реального восприятия молодыми людьми, в большинстве своем не подозревающими о масштабах распространения этих заболеваний в ближайшем социальном окружении. Исходя из этих обстоятельств, при организации образовательного процесса для будущих специалистов требуется
создание таких учебных ситуаций, в ходе которых создаются комфортные условия для беспрепятственного общения обучающихся друг с другом и преподавателем, устанавливаются доверительные отношения, содержание разговора становится личностно принятым, ценностным для каждого из его участников. Этого можно достичь лишь путем постоянного диалога, активного общения, обмена мнениями, суждениями, взглядами. В основе этой деятельности лежит явление интерактивности - взаимодействия, основанного на диалоге. Создание дидактикокоммуникативных ситуаций интерактивного обучения поможет решить одновременно три задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-
развивающую и социально-ориентационную, результаты которой отражаются уже за пределами учебного времени и пространства. Технологическими средствами создания этих ситуаций в процессе профессиональнопедагогической подготовки являются диалоговые технологии, которые представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня [5].
Таким образом, создание дидактико-коммуникативных ситуаций интерактивного обучения способствует развитию личностной самостоятельности и ответственности будущих учителей, формированию их творческого и духовного потенциала, обеспечивает в процессе профессионально-педагогической подготовки возможность прогнозирования и управления ситуациями межличностного взаимодействия, что, в конечном счёте, влияет на эффективность их подготовки к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися.
Применение партисипативных методов обучения как следующее
условие искомой модели в полной мере соотносится с вышеназванными
методами подготовки будущего учителя к работе с детьми, затронутыми
эпидемией ВИЧ-инфекции. Слагаемыми термина «партисипативность»
являются: совместное принятие и исполнение решений, предоставление
возможности каждому студенту быть деятельностным на всех этапах
подготовки, принятия, реализации, контроля и оценки решения в области
работы с ВИЧ-инфицированными учащимися.
Вестник ЧГПУ42011 30
В практике реализации разработанного нами спецкурса для будущих учителей широко используются методы дискуссии и полемики, которые позволяют использовать на практике теоретические знания по педагогике и психологии детей, развивают умение внимательно слушать других, понимать и сопереживать эмоциям. Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых мероприятий, защиты результатов опытно-поисковой работы и т.д., представляющие собой кооперативную деятельность, суть которой состоит в объединении усилий участников образовательного процесса для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
По данным проведенного нами исследования, весьма эффективным оказывается метод обучения в команде. В данном варианте реализации обучения на основе сотрудничества особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена коллектива и постоянном взаимодействии с членами своей группы.
Выявленный комплекс педагогических условий повышает эффективность реализации модели подготовки будущего учителя к работе с ВИЧ-инфицированными учащимися.
Библиографический список
1. Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение: монография / О.Ю. Афанасьева - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 324 с.
2. Дети со знаком «плюс»: Пособие по проведению семинара-тренинга для сотрудников дошкольных и общеобразовательных учреждений по вопросу интеграции детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в образовательную среду / А.И. Загайнова, Л.А. Глазырина, Т.А. Епоян, Е.В. Фомина, И.А. Яковлева; под ред. А.И. Загайновой. - М.: ООО «БЭСТ-принт», - 2008. - 171 с.
3. О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде / Письмо Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 октября 2005 г.
4. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических вузов / под ред. Л.М. Шипицыной. -М.: ООО «Фирма «Вариант», - 2006. - 256 с.
5. Райсвих, Ю.А. Научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке студентов педвузов: дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Райсвих. -Челябинск, 2009.- 227 с.
Bibliography
1. About the Concept of Preventive Learning in the Sphere of HIV/AIDS Preventive Treatment in Educational Environment / Letter of the Department of Education and Science of
31 Вестник ЧГПУ 42011
Russian Federaion and Federal Agency of Consumers’ Protection and Human Well-Being Supervision, October, 4, 2005.
2. Afanasyeva, O.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Management: Pedagogical Accompaniment: Monograph / O.Yu. Afanasyeva.- M.: Publishing House of MSOU, 2007. - 324 p.
3. Children with “Plus”: Manual for carrying Out the Training Workshop for Preschool and Secondary School Staff Concerning HIV-Positive Children’s Integration Into educational Environment / A.I. Zagaynova, L.A. Glazyrina, T.A. Epoyan, E.V. Fomina, I.A. Yakovleva / Under the Edit. of A.I. Zagaynova. - М.: BEST-Print Ltd, 2008. - 171 p.
4. Raysvikh, YuA. Scientific-and-Organizational Support of Axiological Approach to Higher Pedagogical School Students’ Professional Training: Diss. ... Cand. of Ped. / YuA. Raysvikh. - Chelyabinsk, 2009. - 227 p.
5. The Under Age’s HIV/AIDS Preventive Treatment in Educational Environment: Study Guide for Higher Pedagogical School Teachers / Under the Edit. of L.M. Shipitsyna . - М.: LLC «Variant» Firm. - 2006. - 256 p.