УДК 378.14 ББК 74.480.44
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.В. Никитовская
Аннотация. Целью статьи является научное обоснование необходимости формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Произведен анализ содержания основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник на основе изучения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и непосредственных трудовых действий учителя, определенных в профессиональном стандарте «Педагог». В статье раскрыты понятие и структура управленческой компетенции, описаны результаты эмпирического исследования личностной, организаторской и функциональной составляющих управленческой компетенции будущих педагогов.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, управленческая компетенция будущего учителя, функции педагогического управления.
FORMATION OF A MANAGING COMPETENCE OF A FUTURE LECTURER IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
G.V. Nikitovskaya
Abstract. The article dwells upon the scientific substantiation of necessity of formation of a managing competence among the future lecturers during the process of their professional preparation in high schools. Analysis of the content of basic types of professional activities to which graduate students should be prepared on the basis of a study of federal State educational standard of higher education in the preparation of 44.03.01 pedagogical education (bachelors level) and direct actions of teachers identified in the professional standard of "teacher". The article deals with the concept and structure of managerial competence, describes the results of an empirical study of personal, organizational and functional components of the managerial competence of future lecturers.
85
Keywords: competence approach, professional competence, managing competence of a future lecturer, functions of pedagogical management.
86
Переход системы высшего образования на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО) значительно актуализировал проблему становления профессиональной ком-пететентности будущего педагога. Компетентностный подход, как новая парадигма образования, предполагает формирование активной профессиональной и жизненной позиции будущего учителя, обеспечение его профессионально-личностного развития.
Значительными в исследовании проблем формирования профессиональной компетентности педагога являются научные труды российских ученых, таких как: К.А. Абульханова, С.Г. Воровщиков, В.И. Байденко, С.Г. Вершловский, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Б. Серякова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и другие.
В числе принципиальных особенностей содержания высшего образования на основе компетентностно-го подхода С.Б. Серякова называет организацию «студентоцентриро-ванного» обучения, основанного на активизации внутренней позиции обучающегося, а также переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции [1].
В связи с этим компетентность будущего педагога рассматривается как интегративная характеристика, включающая в себя фундаментальные знания и приобретенный опыт их практической реализации,
обусловленный личностными качествами обучающегося. Это сложное личностное образование, основанное на ценностях и обеспечивающее профессионально-личностное развитие обучающегося, формирование его субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности [2, с. 171].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», основными видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, являются: педагогическая, проектная, исследовательская и культурно-просветительская.
В области педагогической деятельности у бакалавра, освоившего программу, наряду с непосредственным осуществлением процессов обучения и воспитания должна быть сформирована готовность решать такие профессиональные задачи:
• изучать возможности, потребности и достижения обучающихся в условиях образовательного процесса;
• организовывать взаимодействие с образовательными и общественными организациями, детскими коллективами, родителями обучающихся либо их законными представителями;
• участвовать в управлении школьным коллективом, а также осуществлять самоуправление для оптимального решения профессиональных задач;
ЕК
• формировать образовательную среду с целью обеспечения гарантии качества образования [3].
Основное содержание проектной деятельности будущего учителя заключается в проектировании содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы; моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Исследовательская и культурно-просветительская деятельности также предполагают наличие у будущего педагога аналитических, проектных, организационных и других управленческих умений.
Таким образом, анализ ФГОС ВО показывает потребность современной системы образования в подготовке не просто школьного учителя, но педагога-менеджера, способного планировать и организовывать как свою профессиональную деятельность, так и учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечив при этом высокое качество их обучения и воспитания.
Система внутренних ресурсов, необходимых для организации эффективного руководства учащимися в соответствии со всеми составляющими педагогической деятельности — целями, принципами, содержанием, технологиями — составляет сущность управленческой компетенции педагога. А владение управленческой компетенцией означает возможность быть менеджером учебно-
познавательного процесса учащихся в различных его проявлениях.
Управленческие аспекты профессиональной педагогической деятельности рассматриваются в научных трудах Ю.В. Васильева, В.С. Лазарева, В.П. Симонова, В.А. Сластенина, В.А. Трайнева, Т.И. Шамовой, В.А. Якунина и др.
Управленческой компетенции педагога посвящены исследования О.Ю. Заславской, Н.Г. Киселевой, Л.М. Павловой, И.Б. Сенновского, Н.П. Шаминой и других авторов.
С учетом изученности, актуальности и значимости проблемы была сформулирована цель статьи — научно обосновать необходимость формирования управленческой компетенции будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки.
Анализ литературных источников показывает, что управленческая компетенция педагога рассматривается как совокупность личностного, организационного и функционального, или собственно управленческого, компонентов.
Личностная составляющая уп- 87 равленческой компетенции предполагает наличие развитых управленческих качеств личности, которые являются важным фактором успешности профессиональной деятельности педагога — это социальный интеллект, организаторские и коммуникативные способности, волевые качества, уровень субъективного контроля, направленность личности учителя на профессиональную деятельность.
Организаторская компетенция способствует включению обучающихся в различные виды деятельности и обеспечивает организацию учебно-по-
знавательной деятельности ученического коллектива.
Функциональная составляющая или собственно управленческая компетенция рассматривается в качестве постоянно обогащающейся системы знаний, стремлений, готовности и способности будущего учителя выполнять функции педагогического управления.
Л.Н. Павлова обосновывает необходимость взаимосвязи перечисленных составляющих управленческой компетенции в форме их объединения и называет это явление коньюгацией. Автор поясняет, что коньюгация указывает на сложность в практической и качественной реализации педагогического управления [4].
Управленческая компетенция, как одна из составляющих профессиональной готовности будущего педагога, во многом определяется личностными качествами обучающегося. Ведь, по мнению Е.А. Левановой, Т.В. Пушкаревой, именно личностные качества являются индикатором профессиональной компетентности, 88 обеспечивающей в будущем конкурентоспособность специалиста. Все полученные знания могут быть сведены к «нулю», если у педагога не сформированы целеустремленность,
потребность к профессиональному совершенству, к преодолению трудностей [5, с. 148].
Для определения личностной составляющей управленческой компетенции студентов-бакалавров была проведена оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б.А. Федоришина. В выборке участвовали 179 студентов первого курса трех факультетов Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Полученные результаты по факультетам представлены ниже (см. таблицу).
На основании полученных результатов (см. гистограмму) можно утверждать, что коммуникативные способности в пределах среднего — высокого уровня отмечаются у 65% студентов. Это означает, что они стремятся к общению, непринужденно ведут себя в коллективе, инициативны, предпочитают принимать самостоятельные решения, коммуникабельны. Естественно, такие качества помогут студентам лучше и быстрее адаптироваться к обучению в вузе и освоить педагогическую профессию.
Соответственно не достаточно развиты данные склонности у 35% первокурсников, что может явиться
Таблица
Коммуникативные и организаторские склонности студентов
\ Способ-\ ности Уровни \ Факультет педагогики и психологии (52 студ.) Естественно-географический (52 студ.) Филологический факультет (75 студ.)
Коммуник. способн. Организ. способн. Коммуник. способн. Организ. способн. Коммуник. способн. Организ. способн.
Низкий 19,9% 14,2% 18,6% 23,3% 17% 26%
Ниже ср. 11,7% 23,9% 24,4% 22,6% 13% 17%
Средний 25,9% 16,3% 21,6% 39,1% 22% 10%
Выше ср. 23,5% 9,2% 16,1% 7% 13% 20%
Высокий 19,04% 36,4% 19,3% 8% 35% 27%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
23%
21%
21%
17%
22%
18%
12%
Низкий уровень
Ниже среднего Коммуникативные склонности
Средний уровень I Организаторские склонности
Выше среднего
Гистограмма. Результаты методики КОС
причинои появления трудностей в обучении, а впоследствии и в организации практической профессиональной деятельности.
Организаторские склонности в пределах среднего — высокого уровня показали 58% студентов. То есть, эта категория обучающихся проявляет яркие способности к самостоятельному принятию решений, планированию, показывает высокую инициативность в учебной деятельности. Эти способности и отражают личностную составляющую управленческой компетенции будущего учителя.
Недостаточно развиты организаторские склонности у 42% студентов, что обуславливает значительные трудности в сфере освоения профессии учителя, непосредственно связанной с руководством коллективом учащихся и педагогическим общением.
Достаточно высокие показатели низкого и ниже среднего уровня, по-
лученные в ходе исследования, подтверждают необходимость формирования управленческих компетенций у студентов — будущих учителей.
Для изучения организаторской и собственно управленческой компетенций был проведен письменный опрос студентов. Полученные результаты показали, что 23% студентов знакомы с идеями педагогического управления только на уровне отрывочных, в большей мере бытовых представлений. 36% обучающихся не придают особого значения вопросам управления. И только 41% опрошенных студентов понимают роль управленческой компетенции для успешной реализации профессиональной педагогической деятельности, однако не владеют данной компетенцией.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что управление, как профессиональная компетенция, не воспринимается будущими педагогами
89
ВЕК
90
как ресурс совершенствования образовательного процесса и как механизм развития личности учащихся и самого учителя в целом.
Изучая требования государства и социума к современному педагогу, обращаем внимание на описание основных трудовых действий учителя в профессиональном стандарте «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании): планирование учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; формирование мотивации к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений обучающихся и т.п. [6].
Перечисленные трудовые действия учителя точно соотнесены с основными функциями управления ученическим коллективом и составляют содержание собственно управленческой компетенции (функциональной), которую необходимо сформировать у будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки.
Анализ литературы подтверждает, что нет единого мнения по вопросу количества и содержания управленческих функций педагога. Однако можно заметить ряд функций, которые выделяются как основные большинством авторов (Ю.А. Ко-наржевский, А.Г. Поршнев, М.М. Поташник П.И. Третьяков, Т.И. Шамо-ва и др.). Отнесем к таким функциям следующие: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую и контрольно-диагностическую.
Компетентное выполнение информационно-аналитической функции управленческой деятельности предполагает наличие таких умений, как: отбор и анализ соответствующей информации; анализ учебно-программной документации; технологий обучения; анализ средств диагностики и измерения знаний и умений обучающихся.
Реализация мотивационно-целе-вой функции управления обеспечивает способности педагога к целепо-лаганию; соотнесение своей профессиональной деятельности с задачами образовательного учреждения; установление оптимального стиля взаимоотношений с обучающимися; проявление заботы об ученическом коллективе и отдельной личности; стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся; формирование у них чувство сопричастности.
Планово-прогностическая функция управленческой деятельности обусловливает наличие прогностических умений; умений планировать как собственную деятельность, так и деятельность ученического коллектива в соответствии со стратегией развития образовательного учреждения; разрабатывать документацию, пользоваться ею; использовать современные средства обучения.
Успешное осуществление организационно-исполнительской функции возможно при наличии у педагога таких умений, как: использование технологий организации совместной деятельности обучающихся, а также организация собственной деятельности; включение игровых способов организации совместной деятельности; распределение и оценка имеющихся
ресурсов для реализации поставленных целей.
Содержание контрольно-диагностической функции определяют контроль выполнения поставленных перед обучающимися задач; обеспечение обратной связи с обучающимися; анализ причин отклонения от запланированного результата в обучении; внесение необходимых корректив в учебную деятельность для достижения целей обучения.
Наряду с формированием специальных управленческих умений и навыков, подготовка будущего педагога должна быть ориентирована на развитие инновационного мышления, что предполагает подготовку специалиста, умеющего не только решать типовые задачи, но и выделять педагогические проблемы, мыслить комплексно [7, с. 51].
Формулируя выводы, важно указать, что управленческая компетенция формируется в структуре профессиональной компетентности будущих педагогов и рассматривается как составная часть их готовности к успешной профессиональной деятельности.
Под управленческой компетенцией понимаем постоянно обогащающуюся систему знаний, стремлений, готовности и способности будущего учителя выполнять функции педагогического управления. В связи с этим структуру управленческой компетенции составляют личностная, организационная и функциональная (собственно управленческая) составляющие.
Однако результаты эмпирического исследования показывают, что управление, как профессиональная компетенция, не воспринимается бу-
дущими педагогами как ресурс совершенствования образовательного процесса и как механизм развития личности учащихся и самого учителя. В связи с этим, выявлена необходимость осознанного формирования управленческой компетенции у будущих педагогов в процессе их подготовки в вузе.
Проблема формирования управленческой компетенции будущего учителя определяется новыми социальными запросами системы образования, введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов. Ведь успешно сформированные управленческие компетенции педагога, в свою очередь, становятся обязательным условием успешного формирования ключевых компетенций обучающихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Серякова, С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: Авто- 91 реф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / С.Б. Серякова. - Москва, 2006. - 40 с.
2. Серякова, С.Б. Современные требования к компетентности преподавателя вуза [Текст] / С.Б. Серякова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 5-2. - С. 170-174.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -уровень бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] - URL: http://www.sgu.ru/structure/edudep/ utverzhdennye-fgos-vo-3-bakalavriat (дата обращения: 07.04.2016).
4. Павлова, Л.Н. Абрис парадигмы педагогического управления ученическим кол-
ВЕК
лективом [Текст] / Л.Н. Павлова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11-4. - С. 518521 [Электронный ресурс]. - URL: http:// expeducation.ru/ru/article/view?id=8627 (дата обращения: 07.04.2016).
5. Леванова, Е.А. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентноспособности специалиста [Текст] / Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 3-2. - С. 148-150.
6. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintru d/orders/129 (дата обращения: 11.04.2016).
7. Мухаммед, Ф.М. Основные тенденции развития педагогического образования в условиях его интеграции в мировое образовательное пространство [Текст] / Ф.М. Мухаммед, Л.С. Подымова // Среднее профессиональное образование. -2014. - № 3. - С. 50-53.
REFERENCES
1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovaniya - uroven 92 bakalavriata po napravleniyu podgotovki
44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, available at: http://www.sgu.ru/structure/ edudep/utverzhdennye-fgos-vo-3-bakalavri-at (accessed: 07.04.2016). (in Russian)
2. Levanova E.A., Pushkareva T. V., Profession-alnaya gotovnost k prakticheskoj deyatel-nosti pedagoga kak zalog konkurentnospo-sobnosti specialista, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta, 2014, Vol. 10, No. 3-2, pp. 148-150. (in Russian)
3. Muhammed F.M., Podymova L.S., Os-novnye tendencii razvitiya pedagogichesk-ogo obrazovaniya v usloviyah ego integracii v mirovoe obrazovatelnoe prostranstvo, Srednee professionalnoe obrazovanie, 2014, No. 3, pp. 50-53. (in Russian)
4. Pavlova L.N., Abris paradigmy peda-gogicheskogo upravleniya uchenicheskim kollektivom, Mezhdunarodnyj zhurnal ehk-sperimentalnogo obrazovaniya, 2015, No. 11-4, pp. 518-521, available at: http://expe-ducation.ru/ru/article/view?id=8627 (accessed: 07.04.2016). (in Russian)
5. Professionalnyj standart "Pedagog" (peda-gogicheskaya deyatelnost v doshkolnom, nachalnom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel, uchitel), available at: http://www.rosmin-trud.ru/docs/mintrud/orders/129 (accessed: 11.04.2016). (in Russian)
6. Seryakova S.B., Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga dopolnitelnogo obrazovaniya, Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2006, 40 s. (in Russian)
7. Seryakova S.B., Sovremennye trebovaniya k kompetentnosti prepodavatelya vuza, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta, 2014, Vol. 10, No. 5-2, pp. 170-174. (in Russian)
Никитовская Галина Владимировна, аспирантка, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Nikitovskaya G.V., Post-Graduate Student, Social Pedagogics and Psychology Department, Moscow State University of Education, [email protected]