УДК 378.14 ББК 74.480.44
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
I С.Б. Серякова, Г.В. Никитовская
56
Аннотация. В статье представлена теоретическая модель формирования управленческой компетентности будущих педагогов в условиях обучения в вузе. Модель составлена на основе изучения понятия, структуры и содержания управленческой компетентности учителя в научной литературе и включает целевой, содержательный, технологический, контрольно-измерительный и результативный блоки. Разработанная модель представляет собой открытый, педагогически управляемый процесс, все компоненты которого содержательно и функционально взаимосвязаны. Согласно представленной в статье модели, формирование управленческой компетентности студентов осуществляется поэтапно, постепенно преобразуя личностную позицию будущих педагогов в их профессиональную позицию. Важным аспектом реализации модели в образовательном процессе вуза является тот факт, что управленческая компетенция формируется в структуре профессиональной компетентности будущих педагогов и рассматривается как составная часть их готовности к успешной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, управленческая компетентность будущего педагога, управленческие компетенции будущего педагога, модель, учебная и внеучебная деятельность студентов.
THEORETICAL MODEL OF MANAGERIAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE TEACHERS
I S.B. Seryakova, G.V. Nikitovskaya
Abstract. The article presents a theoretical model of managerial competence formation of future teachers within their study at the University. The model is composed based on the study of the concept, structure and content of the managerial competence of teachers in the scientific literature and includes target, substantial, technological, control and measuring and result-oriented
blocks. The developed model is an open and pedagogically driven process, all components of which are meaningful and functionally interrelated. According to the presented model, the formation of managerial competence of students is carried out in a phased manner, gradually transforming the personal position of future teachers into their professional position. An important aspect of the implementation of the model in educational process of the University is the fact that managerial competence is formed within the structure of professional competence of future teachers and is seen as an integral part of their readiness for successful professional activity.
Keywords: professional competence, managerial competence of a future teacher, model, academic and extracurricular activities of students.
В современных образовательных условиях изменяется структура и функции педагогической деятельности, формируется новая система требований к педагогической профессии, в основе которой — развитие организационно-управленческих способностей учителя: умения ставить реальные цели, быстро находить нужную информацию, грамотно планировать и применять наиболее эффективные приемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, осуществлять контрольно-регулировочные действия. Традиционный педагог-предметник все более преобразуется в организатора процессов, формирующих личность обучающихся. А в структуре профессиональной компетентности учителя появляется управленческая составляющая.
Данное утверждение детерминировано конкретно-историческим характером содержания профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность ситуативна и выступает ориентиром для педагога, помогающим ему более адекватно действовать в постоянно изменяющихся профессиональ-
ных условиях. Вместе с тем, «основная направленность компетентност-ного подхода как новой парадигмы образования заключается в формировании активной профессиональной и жизненной позиции специалиста, в обеспечении социально ожидаемого результата» [1, с. 28].
Новые социальные и государ -ственные требования к подготовке компетентного учителя отражены в профессиональном стандарте педагога и определяют необходимость формирования у будущих педагогов управленческой компетентности — умений «управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность» [2].
Результаты анкетирования показывают, что 23% будущих учителей знакомы с идеями педагогического управления только на уровне отрывочных, бытовых представлений. Не придают особого значения вопросам управления в деятельности учителя 36% студентов. И только 41% респондентов понимают роль сформированной управленческой компетентности для успешной реализации професси-
57
ВЕК
58
ональнои педагогической деятельности, однако не владеют ею. Это также указывает на необходимость целенаправленного и осознанного формирования управленческой компетентности у будущих педагогов в процессе их подготовки в вузе.
В связи с вышеизложенным, была сформулирована цель научной статьи — теоретическое обоснование модели формирования управленческой компетентности будущих педагогов в условиях вуза.
Опираясь на научные основы ком-петентностного подхода ^.И. Бай-денко, Л.И. Берестова, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, A.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, С.Б. Серякова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, Е.А. Ям-бург) и учитывая результаты научно-педагогических исследований по проблеме формирования управленческой компетентности учителя (С.Г. Воров-щиков, А.К. Маркова, А.М. Новиков, Л.Н. Павлова, Л.В. Поздняк, И.Б. Сен-новский, В.П. Симонов, В.А. Трайнев, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий), авторами данной статьи было сформулировано определение управленческой компетентности будущего педагога. Это — комплексное личностное образование, основанное на ценностях, проявляющееся в осознанном знании, стремлении и готовности профессионально осуществлять управление ученическим коллективом, обеспечивая достижение лич-ностно и общественно значимых педагогических результатов.
Исходя из понятия, структуры и содержания управленческой компетентности учителя, была разработана теоретическая модель формирования управленческой компетентно-
сти будущего педагога в вузе, представляющая собой целостную, открытую, динамическую педагогическую систему, построенную на принципах структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды.
Теоретическая модель формирования управленческой компетентности будущего педагога в условиях обучения в вузе представлена комплексом взаимосвязанных и взаимозависимых блоков (см. табл.):
1. Целевой блок раскрывает конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс формирования управленческой компетентности будущих педагогов в условиях обучения в вузе и содержит цель и задачи, определяющие формирование взаимосвязанных компонентов управленческой компетентности. Целевой блок обуславливает выбор способов, действий и выступает средством управления процессом формирования управленческой компетентности будущих педагогов, сопоставление промежуточных действий с прогнозируемым результатом. Соответственно, целевой блок выступает основополагающим по отношению к другим блокам модели и в целом определяет результат формируемого процесса.
2. Содержательный блок определяет содержание и направления формирования управленческой компетентности будущих педагогов и дает установку на реализацию поставленных задач. Данный блок включает две составляющие управленческой компетентности — личностную и деятельностную. Причем деятель -ностная составляющая представлена совокупностью организационного и
Таблица
Теоретическая модель формирования управленческой компетентности
будущего педагога
1. Целевой блок
Цель: формирование управленческой компетентности будущих педагогов в
условиях обучения в вузе
Задачи: 1) формирование системы управленческих ценностей и развитие
мотивации формирования управленческой компетентности будущих
педагогов в составе их профессиональной компетентности; 2) формирование
управленческих знаний и умений на уровне осознания и понимания;
3) развитие управленческих способностей личности будущих педагогов;
4) формирование деятельностной и личностной готовности к управленческой й и
педагогической деятельности в
2. Содержательный блок о Е; о
Составляющие управленческой компетентности > X
Деятельностная составляющая: Личностная и к
т о организационный и функциональный компоненты составляющая е ч
1-I Управленческие компетенции г
Ф Программа формирования управленческой компетентности о а
о Учебная деятельность Внеучебная деятельность д е
л 1- о о - межпредметная интеграция частных учебных дисциплин; - участие в студенческом научном кружке (творческая проектная П -о
I л - спецкурс «Управление ученическим деятельность; психолого- л
с. а коллективом»; педагогический тренинг и т.д.); о х
1- IX - программа практик - волонтерство и с
ф 3. Технологический блок С ф
о: ш Этапы формирования управленческой компетентности и I а д з
X л 1. Обобщение и 2. Погружение в 3. Погружение в
ш осмысление моделирующую среду профессиональную о С
о О о ф теоретических знаний (межпредметная интеграция) (реализация экспериментальной программы) среду (программа практик, волонтерство) й. е л е
■& о Формы 1. Формы 2. Формы 3. т ш в
с Методы 1. Методы 2. Методы 3. ш ^
о X Психолого-педагогические условия о с е р
ю ф 1) диагностика сформированности управленческой компетентности;
Т > 2) установление педагогически целесообразных взаимоотношений ь
преподавателей и студентов, основанных на субъект-субъектных 1- о
взаимодействиях; о н
3) реализация программы формирования управленческой компетентности; 4) интеграция учебной и внеучебной деятельности преподавателя и студента ь л е т
4. Контрольно-измерительный блок IX ф
Уровни
оптимальный достаточный неприемлемый
Критерии
когнитивный функционально-деятельностный мотивационно-ценностный
5. Результативный блок
Результат: повышение уровня управленческой компетентности будущих
педагогов
59
60
функционального, или собственно управленческого, компонентов.
Личностная составляющая управленческой компетентности предполагает развитие управленческих качеств личности будущих педагогов, которые являются важным фактором успешности их профессиональной деятельности: социальный интеллект, организаторские и коммуникативные способности, волевые качества, уровень субъективного контроля, направленность личности учителя на профессиональную деятельность.
Организаторский компонент дея-тельностной составляющей управленческой компетентности способствует развитию умений включать обучающихся в различные виды деятельности и обеспечивать организацию их учебно-познавательной активности.
Функциональный или собственно управленческий компонент рассматривается в качестве постоянно обогащающейся системы знаний, стремлений, готовности и способности будущего педагога выполнять функции педагогического управления: целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.
Л.Н. Павлова обосновывает необходимость взаимосвязи перечисленных составляющих управленческой компетентности в форме их объединения и называет это явление коньюга-цией. Автор поясняет, что коньюга-ция указывает на сложность в практической и качественной реализации педагогического управления [3].
Перечисленные составляющие управленческой компетентности определяют управленческие компетенции будущего педагога, рассматри-
ваемые как система внутренних ресурсов, необходимых для организации эффективного руководства учащимися в соответствии со всеми составляющими педагогической деятельности — целями, принципами, содержанием, технологиями. Управленческими компетенциями в данной модели выступают: владение умениями ставить реальные педагогические цели и задачи, способность управлять информацией (анализ информации, принятие решений); готовность руководить коллективом учащихся (организация и мотивация); готовность управлять ресурсами педагогической деятельности (планирование и прогнозирование); готовность и способность осуществлять контроль (оценка результативности и регулирование); способность к самоорганизации и самоуправлению; рефлексия; коммуникативность; управленческие способности и интеллект.
Данный блок также содержит экспериментальную программу формирования управленческой компетентности будущих педагогов, которая в свою очередь состоит из двух разделов: содержание учебной и вне-учебной деятельности студентов, направленной на формирование их управленческой компетентности.
Учебная деятельность будущих педагогов в рамках экспериментальной программы представлена реализацией межпредметной интеграции частных учебных дисциплин; разработкой и внедрением спецкурса «Управление ученическим коллективом» и программы педагогической практики, направленной на возможность для студентов реализовать в профессиональ-
ной деятельности освоенные управленческие компетенции.
Внеучебная деятельность будущих педагогов по формированию управленческой компетентности включает участие в студенческом научном кружке «Педагог». В рамках работы кружка студентами — будущими педагогами осуществляется творческая проектная деятельность по тематике педагогического управления коллективом учащихся; психолого-педагогические тренинги по формированию управленческих способностей и др.
Также важной формой организации внеучебной деятельности будущих педагогов является волонтер-ство — добровольная помощь при организации педагогической деятельности в летнее-оздоровительных лагерях и летних площадках при образовательных учреждениях. Данное направление имеет огромный потенциал для формирования управленческой компетентности, так как задействует эмоциональную сферу студентов, формирует стойкую мотивацию и устойчивые педагогические ценности.
3. Технологический блок представляет узловую часть модели. Так как, по утверждению профессора Е.А. Левановой, «...возможность тех-нологизировать любой процесс, в том числе процесс взаимодействия, характеризуется возможностью осмысления труда, возможностью работы над конечным результатом и развитием собственной педагогической рефлексии» [4, с. 201].
Формирование управленческой компетентности будущих педагогов представляет собой целенаправленный процесс, в котором поэтапно осу-
ществляется качественное преобразование всех ее содержательных компонентов. На первом этапе происходит обобщение и осмысление теоретических знаний (межпредметная интеграция). Второй этап предполагает погружение в моделирующую среду (реализации экспериментальной программы). Третий этап — погружение в профессиональную среду (программа практик, волонтерство).
Причем, этапы процесса формирования управленческой компетентности будущих педагогов обусловлены не только календарными сроками и количественными накоплениями в соответствии с годами обучения, но также их качественным своеобразием. Каждый этап подготовки представляет собой целостную систему содержания, форм и методов работы со студентами — будущими педагогами.
Как справедливо отмечает И.А. Ко-робейникова, на протяжении всего процесса формирования управленческой компетентности важна активная личностная позиция самих обучающихся. При переходе от од- „^ ного этапа к другому у будущих пе- 61 дагогов возрастает потребность в осознании и реализации своей профессиональной позиции в качестве субъекта образовательного процесса [5]. В связи с этим, все блоки модели пронизывает такой ее компонент, как учебно-профессиональная деятельность студентов.
Деятельность преподавателя вуза имеет определяющее значение и рассматривается как деятельность, направленная на создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию управленческой компетентности будущих педагогов.
62
Таким образом, формирование управленческой компетентности студентов, согласно модели, осуществляется поэтапно от постепенного изменения личностной позиции будущих педагогов в профессиональную.
К таким психолого-педагогическим условиям относим:
• диагностику сформированно-сти управленческой компетентности;
• установление педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, основанных на субъект-субъектных взаимодействиях;
• реализацию программы формирования управленческой компетентности будущих педагогов;
• интеграцию учебной и внеу-чебной деятельности преподавателя и студента.
4. Контрольно-измерительный блок представлен тремя уровнями сфор-мированности управленческой компетентности будущих педагогов: оптимальный, достаточный и неприемлемый, а также критериями и показателями сформированности данных уровней.
На основании теоретического исследования структуры и содержания управленческой компетентности будущих педагогов были выделены следующие критерии:
1) когнитивный критерий — отражает теоретическую обеспеченность управленческой компетентности будущих педагогов и предполагает оценку уровня управленческих знаний и интересов личности студента, образующих управленческий кругозор, системность мышления. Когнитивный критерий включает, на наш взгляд, такие основные показатели: наличие теоретических зна-
ний в области педагогического управления; осознанное и полное выделение элементов управления в педагогической деятельности; знания об основных функциях педагогического уп-равления.
2) функционально-деятельностный критерий определяет прикладной аспект управленческой деятельности будущих педагогов и отражает уровень овладения управленческими умениями и навыками, развитием критического и практического мышления, четким использованием всех функций управления в различных ситуациях, позволяет оценить обеспеченность управленческой педагогической деятельности соответствующей системой коммуникации. Показатели данного критерия: сформированные управленческие умения и навыки; проявление способностей к организаторской деятельности; стремление к коллективному обсуждению и принятию решений; способности к целеполаганию, планированию и прогнозированию; наличие сформированных контрольно-диагностических умений и навыков; креативность и умение действовать в измененных условиях; стремление к самоуправлению.
3) мотивационно-ценностный критерий характеризуется ценностными ориентациями, установками и мотивами будущих педагогов к осуществлению управленческой деятельности; отражает качества личности будущих педагогов через систему убеждений, ценностных ориентаций, индивидуальных норм поведения, которые в совокупности образуют управленческое мировоззрение личности студента. Данный критерий выражается в следующих показателях:
ЕК
стремление к активному участию в жизни образовательного учреждения; принятие роли социального лидера в профессиональной деятельности; активная управленческая; коммуникативность; высокая мотивация достижения успехов; умение мотивировать себя и обучающихся; стремление к профессионально-личностному развитию и саморазвитию.
5. Результативный блок определяет эффективность функционирования предлагаемой теоретической модели, где сформулирован конечный результат — повышение уровня управленческой компетентности будущих педагогов.
Причем, при определении результативности модели важно учесть, что результат образования в компетент-ностной парадигме исключает противопоставление знаниевого и практи-ко-ориентированного подходов, обеспечивая их объединение в способности студентов использовать приобретенные знания и опыт при решении профессиональных задач [6, с. 8].
Также важно указать, что управленческая компетентность формируется в структуре профессиональной компетентности будущих педагогов и рассматривается как составная часть их готовности к успешной профессиональной деятельности.
Таким образом, в представленной теоретической модели схематично изображен процесс формирования управленческой компетентности будущих педагогов в условиях обучения в вузе. Данная модель представляет собой открытый, педагогически управляемый процесс, все структурные компоненты которого содержательно и функционально взаимосвязаны.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Серякова, С.Б. Технологический подход в проектировании образовательных программ [текст] / С.Б. Серякова // Преподаватель XXI век. — 2016. — Т. 1. — № 2.
— С. 24-31.
2. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rosmintr ud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 24.07.2017).
3. Павлова, Л.Н. Абрис парадигмы педагогического управления ученическим коллективом // Международный журнал экспериментального образования. — 2015.
— № 11-4. — С. 518-521.
4. Леванова, Е.А. К вопросу о профессиональной подготовке педагога [текст] / Е.А. Леванова // Глобальный научный потенциал. — 2012. — № 19. — С. 201-203.
5. Коробейникова, И.А. Формирование управленческой компетентности студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Коробейникова. — Новокузнецк, 2010. — 23 с.
6. Серякова, С.Б. Готовность преподавателей высшей школы к реализации компетент-ностно-ориентированных образовательных стандартов [Текст] / С.Б. Серякова, Л.Ф. Красинская // Преподаватель XXI век. — 2012. — Т. 1. — № 2. — С. 7-13.
REFERENCES
1. Korobejnikova I.A., Formirovanie uprav-lencheskoj kompetentnosti studentov v peda-gogicheskom vuze, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Novokuzneck, 2010, 23 p. (in Russian)
2. Levanova E.A., K voprosu o professionalnoj podgotovke pedagoga, Globalnyj nauchnyj potencial, 2012, No. 19, pp. 201-203. (in Russian)
3. Pavlova L.N., Abris paradigmy peda-gogicheskogo upravleniya uchenicheskim kollektivom, Mezhdunarodnyj zhurnal ehk-sperimentalnogo obrazovaniya, 2015, No. 11-4, pp. 518-521. (in Russian)
4. Professionalnyj standart "Pedagog" (peda-gogicheskaya deyatelnost v doshkolnom, nachalnom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii), available at: http://www. rosmintrad.ru/docs/mintrad/or-ders/129 (accessed: 24.07.2017). (in Russian)
5. Seryakova S.B., Krasinskaya L.F., Goto-vnost prepodavatelej vysshej shkoly k real-
izacii kompetentnostno-orientirovannyh ob-razovatelnyh standartov, Prepodavatel XXI vek, 2012, Vol. 1, No. 2, pp. 7-13. (in Russian)
6. Seryakova S.B., Tekhnologicheskij podhod v proektirovanii obrazovatelnyh programm, Prepodavatel XXI vek, 2016, Vol. 1, No. 2, pp. 24-31. (in Russian)
Серякова Светлана Брониславовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Seryakova S.B., ScD in Education, Professor, Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow State University of Education, [email protected]
Никитовская Галина Владимировна, аспирантка, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Nikitovskaya G.V., Post-Graduate Student, Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow State University of Education, [email protected]
64