г.Краснодар: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ "РЭА", 2015. -С.218-223
3. Верниенко Л.В., Кузьменко Е.С. Профессиональная ориентация в условиях полипрофессионализма деятельности // Профессиональная ориентация, 2015, № 1, с. 12-14.
4. Аринушкина А.А. Стратегическое планирование привлечения студентов как элемент управленческого консультирования в образовательном секторе // В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы Материалы Х Международной научно-практической конференции В 2-х частях. Научный редактор В.И. Казаренков. 2017. С. 245-249.
5. Казакова Н.Е. Некоторые подходы к разработке понятия «творческий полипрофессионализм» // Синергия. 2017. № 1. С. 13-17.
6. Коноплянский Д.А. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в условиях личностно-ориентированного образования // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Кемерово, 2003. - 293 с.
Кормакова В.Н., Клепикова А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет
Ключевые слова: формирование, профессиональная компетентность, математическое образование.
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики в условиях реализации новых образовательных стандартов. Статья может быть интересна учителям математики, а также студентам, получающим математическое образование.
Key words: formation, professional competence, mathematical education.
Abstract: This article considers the problem of formation of professional competence of future mathematics teachers in the implementation of the new educational standards. The article may be of interest to mathematics teachers and students in mathematics education.
В обществе в XXI веке изменения происходят быстро, поэтому необходимо успевать адаптироваться к происходящим изменениям.
Устойчивость информационного развития, инновационность экономики, параметры обороноспособности зависят от уровня информационной и научно-технической культуры, от качественного школьного, в том числе математического, образования [5]. От учителя, который дает определенное качественное знание на уроках математики, с использованием новейших методов и технологий, зависит формирование и развитие у обучающихся компетенций, подготовка квалифицированных кадров для современного общества.
Роль подготовки специалиста высшего уровня с современном обществе, безусловна, важна. Ведь основными требования, выдвигаемые работодателями, к молодым специалистам сегодня характеризуются способностью работать с информацией; умения работать в команде; способность самоактуализироваться и самообразовываться; умение брать на себя инициативу. Личностные качества будущего педагога, а также начальная деятельность по профессии должны быть заложены в образовательной организации, в том числе на уроках математики, начиная уже со школьной скамьи. В связи с этим увеличиваются требования к компетентности будущего учителя.
Профессиональная компетентность будущего учителя математики состоит не только из его теоретического уровня знаний, умением оперировать математическими терминами и объектами, но также обладание знаниями и умениями в сфере психологии и педагогики, наличие гражданских личностных качеств (требовательность, решительность, целеустремленность, упорство в работе и др.), разрешающих влиять на духовный мир обучающихся.
Актуальность подготовки будущего учителя математики отражена в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной в 2013 году, основная идея которой заключается в построении обучения на основе активных методов обучения [4]. Поэтому подготовка будущего учителя математики к профессиональной деятельности требует основательных изменений с учетом современных тенденций в образовании и с введением ФГОС общего образования (ОО). В связи с этим должны изменяться способы предоставления образовательных услуг и организации обучения в системе высшего образования. Особенно это важно в отношении интенсивно развивающихся интернет-технологий и необходимостью их использования в подготовке будущих учителей.
Интернет предоставляет широкие возможности в модернизации подготовки будущих учителей математики на основе информационного взаимодействия между студентами,
преподавателями, а также студентами-практикантами и обучающимися.
Интернет-сеть выступает эффективным источником получения учебной информации в социально-культурной и интеллектуальной среде. Именно в такой среде, как справедливо отмечает А.Л. Андреев, происходит реализация компетенций и обмен «внекомпетентностной» информацией, связанной с неформализуемым «личностным» знанием [2].
Открытое и возможное предоставление обучающимся информационного обеспечения; реализация практичной совместной работы студентов при помощи деления и обмена информацией; вырабатывание персонализированной позиции обучающихся; предоставление качественно новой ступени взаимодействия субъектов образовательного (горизонтального) процесса; приобретение опыта рефлексии и коллективного действия; переход от обучения к самообразованию позволяют говорить о возможности и необходимости создания сетевых образовательных сообществ, которые можно отнести к сложным нелинейным информационным системам, имеющим тенденции к самоорганизации и подчиняющиеся законам синергетики.
В наступившую эпоху математизации наук, т.е. процесса проникновения математических идей и методов в самые различные области знания особенно важную роль играет внедрение Web-технологий в математическую подготовку будущих учителей, поскольку именно этим технологиям принадлежит фундаментальная роль в информационном обеспечении математических исследований.
Профессиональная особенность современного учителя математики заключается в том, что на сегодняшний день его работа принимает утверждающий характер, который включает требования к овладению профессиональных качеств, технологий, методов, форм, средств образования в зависимости от задаваемых государством целей и приоритетов.
Педагогическая деятельность педагога с учетом обновленных требований к профессиональной подготовке и в соответствии с требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) становится актуальной для разработки новых педагогических моделей формирования и развития компетенций студентов [6].
Это, в свою очередь, делает актуальной и практически значимой профессиональную подготовку будущего учителя математики со следующими основными идеями: синтез деятельностного и
компетентностного подходов к формированию модели выпускника, активная позиция студентов в процессе приобретения реальных знаний, способность решать профессиональные задачи; деятельностная совместная работа субъектов образовательного процесса; применение широкого диапазона ИКТ с обособлением роли технологий сетевого общения для поддержания интеллектуальных взаимодействий [2].
Основой многих исследований, в которых поднимаются вопросы совершенствования специальной, методической подготовки будущего учителя математики является целостная и комплексная концепция профессионально-педагогической тенденции подготовки будущего учителя математики.
Список литературы
1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. № 1. С. 72-75.
2. Андреев А.Л. Перспективы образования: компетенции, интеллектуальные среды, трансдисциплинарность // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 30-41.
3. Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обучению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии: учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 248 с.
4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garantru/products/ipo/prime/doc/70452506/#ixzz3Lse4kNQ
5 Кормакова В.Н., Лаверченко Т.О. Развитие мотивации учения школьников средствами учебного предмета // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы V Международной научно-практической конференции (Воронеж, 0102.12.2016 г.). Т.2. / Под ред. С.Л. Иголкина. - Воронеж: ВЭПИ, 2016. С. 91-96.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www. edu. ru/db -mon/mo/Data/d_ 10/prm1897-1 .pdf