Научная статья на тему 'Структура, содержание, методики оценки профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности'

Структура, содержание, методики оценки профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Олег Федорович

Статья посвящена проблеме подготовки учителя к реализации здоровьесберегающей педагогической деятельности. В статье рассматриваются содержание, структура, методики оценки профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности в условиях общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Олег Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура, содержание, методики оценки профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности»

УДК 371.1:371.71

Жуков Олег Федорович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики физической культуры и спорта Ульяновского государственного университета, [email protected], Ульяновск

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Zhukov Oleg Fedorovich

Candidate of Pedogogical science, senior lecturer of the department of the theory, methods ofphysical education of culture and sport of the Ulyanovsk State University, [email protected], Ulyanovsk

THE STRUCTURE, CONTENTS, METHODS OF ESTIMATION OF PROFESSIONAL READY OF A TEACHER TO THE HEALTHKEEPING ACTIVITY

В педагогической теории и практике широко используется понятие «готовность к профессионально-педагогической деятельности», которое дифференцируется на разные ее виды: готовность студентов к нравственному воспитанию школьников [4]; готовность к взаимодействию учителя с семьей в полиэтнической среде [28]; готовность к реализации задач патриотического воспитания [20]; готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности [17; 24]; готовность учителя к коррекционно - педагогической деятельности с девиантными подростками [8]; готовность педагога к обучению основам здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья детей и взрослых [2; 6; 22; 26; 29]; готовность специалиста в области физической культуры и спорта [3; 7; 10; 21; 27; 32].

Изучение же феномена «готовность учителя к здоровьесберегающей деятельности» затруднено недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.

Здесь ключевыми понятиями являются: «здоровьесберегающая деятельность» и «профессиональная готовность» к этой деятельности.

Опираясь на исследования, в которых рассматриваются вопросы профессиональной деятельности и профессиональной подготовки специалистов в области образования В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. Д. Щадрикова, И. А. Зимней, Г. И. Хозяинова и др., мы рассматриваем «профессиональную готовность» как качественное, системное, динамичное состояние личности, выступающее как взаимодействие мотивационного,

когнитивного, операционного, рефлексивного компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями.

Понятие «здоровьесберегающая деятельность» определяем в широком смысле - как деятельность в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения, направленную на создание оптимальных условий для воспитания, развития, саморазвития личности ребенка. Это деятельность образовательного учреждения по обучению, развитию, воспитанию детей без ущерба для их здоровья.

Мы выделяем «здоровьесберегающую профессиональную деятельность педагога» как совокупность принципов, средств, методов, приёмов педагогической работы учителя, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Рассмотрим структуру готовности учителя к здоровъесберегающей деятельности, которая состоит из мотивационного, когнитивного, операционного ирефлексивного компонентов.

Мотивационный компонент готовности выражается в: ценностном отношении учителя к педагогической деятельности; удовлетворенности своей профессиональной деятельностью; осознании социальной значимости профессии учителя; осознанном отношении, познавательном интересе и принятии учителем здоровьесберегающих подходов к ней, ценностном отношении к здоровью своих воспитанников и собственному здоровью, в стремлении достичь высоких результатов в учебно-воспитательной работе.

Когнитивный компонент - профессионально-педагогические знания учителя, ориентированные на здоровьесбережение детей в процессе учебновоспитательной деятельности. Их можно представить как сведения о методологических основах здоровьесбережения в школе, их сущности и специфике, особенностях применения и др.

На наш взгляд, учитель в контексте здоровьесбережения должен знать: об индивидуальном и общественном здоровье, о здоровье как педагогической проблеме; об отечественном и мировом опыте здоровьесберегающего образования; о профессиональном здоровье и путях его сохранения; о закономерности возрастного развития детей; о здоровьесберегающих педагогических технологиях; о системе здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Мотивационный и когнитивный компоненты предопределяют стратегию профессионального поведения учителя, которая ориентирована на здоровьесбережение.

Операционный компонент, основанный на комплексе педагогических умений и навыков, представляет собой линию поведения учителя, совокупность приёмов и способов для достижения цели здоровьесберегающей деятельности.

Н. В. Кузьмина выделяет пять компонентов в структуре педагогической деятельности учителя.

В структуре личности педагога им соответствуют пять групп профессиональных умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные, коммуникативные умения [14].

Рассмотрим их с позиций здоровьесберегающей деятельности.

Гностические умения относятся к сфере знаний педагога выражаются в умении добывать, пополнять и расширять свои знания. Речь идет не только о знании своего предмета.

Высокая степень сформированности гностических умений с точки зрения здоровьесбережения выражается в умении и потребности систематически пополнять и расширять знания: о здоровье; закономерностях возрастного развития детей; физиолого-гигиенических основах нормирования факторов образовательной среды в организации учебно-воспитательного процесса; о средствах, принципах, методах, формах здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного учреждения путем самообразования, изучения передового опыта.

Проектировочные умения включают в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения с позиций здоровьесбережения. Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются по умению планировать занятие и систему занятий в соответствии с физиолого-гигиеническими, психолого-педагогическими, учебно-организационными факторами нормирования образовательной среды и организации учебно-воспитательного процесса.

Конструктивные умения - это способности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся.

Выражаются в выборе оптимальных приемов и способов обучения, отборе и дозировке учебного материала, умении выбрать формы работы, определении характера руководства учебным процессом. Степень сформированности рассматриваемой группы умений определяются: по умению выбирать оптимальные средства, методы, приемы, формы обучения с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и умению определить характер руководства учебным процессом.

Организаторские умения - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Уровень сформированности организационных умений определяется по умению организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в целях реализации намеченной программы занятия с соблюдением принципов здоровьесбережения.

Коммуникативные умения - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Выделяют три группы базовых коммуникативных умений педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного

взаимодействия. Педагогическое общение, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности учителя.

В контексте здоровьесбережения коммуникативные умения учителя должны обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование личности, развитие индивидуальности ребенка, связанные со спецификой мышления, памяти, внимания, учебной мотивации и т. д. То есть создание благоприятного психологического климата в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Степень сформированности рассматриваемой группы умений можно определить по:

- умениям межличностной коммуникации, которая включают в себя: умение передавать учебную информацию; умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации; умение организовывать и поддерживать педагогический диалог; умение активно слушать ученика;

- по степени сформированности перцептивных умений, умений проникать во внутренний мир ученика, умение улавливать их психическое состояние в каждый отдельный момент, умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния;

- по ведущему стилю общения и руководства учащимися.

Рефлексивный компонент готовности. Рефлексия это процесс мысленного

(ситуативного, перспективного или ретроспективного) анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения, а так же способность к пониманию других людей. Этот феномен может одновременно выступать как психический процесс, и как свойство, состояние субъекта.

Таким образом, критериями готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности в нашем исследовании выступают ведущие элементы в ее структуре:

1) Изучение мотивационного компонента предполагает анализ удовлетворенности профессиональной деятельностью, познавательного интереса к здоровьесберегающей деятельности, ценностных ориентаций, выраженности мотивации на достижение успеха.

2) Изучение когнитивного компонента предполагает анализ теоретических знаний учителя о здоровьесберегающих подходах к учебно-воспитательной деятельности.

3) Изучение операционного компонента заключается в выявлении уровня сформированности умений, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности (гностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных).

4) Изучение рефлексивного компонента предполагает исследование двух основных сфер реализации рефлексивных процессов: анализ собственного

мышления, сознания, деятельности, личности, с одной стороны, и анализ содержания сознания другого человека, рассуждения за него, понимание его позиции и мотивов с другой.

Далее мы переходим к методикам изучения готовности педагога к здоровьесберегающей профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент готовности предлагается определять с помощью методик: «Удовлетворенность избранной профессией» В. А. Ядов (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана. [23]; методика мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана [18] и теста «Индекс отношения к здоровью» (методика С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина [9].

Данные методики предполагает изучение в динамике следующих показателей: осознанность выбора учителем профессии; мотивацию профессиональной деятельности; ценностное отношение к здоровью. Взаимодо-полняя друг друга эти характеристики делают возможным личностный рост педагога и его направленность на здоровьесбережение в процессе свой деятельности.

Когнитивный компонент готовности. Знания учителя в области здоровь-есбережения предлагается оценивать на основании тестовых заданий разработанных специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и НИИ возрастной физиологии Российской академии образования [5; 16].

В содержание тестирования были включены следующие разделы: школа и здоровье; особенности возрастного развития детей; санитарно-гигиенические, учебно-организационные и психолого-педагогические условия обучения. Задания закрытой формы (85 тестов), с выбором из четырех вариантов ответов одного правильного.

Операционный компонент готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности мы предлагаем оценивать при помощи авторской разработки «Экспертная оценка урока с позиций здоровьесбережения».

Специально подготовленные эксперты, находясь на уроке, оценивают его со следующих позиций.

1. Санитарно-гигиенические условия проведения урока.

2. Организация деятельности учащихся на уроке.

3. Деятельность учителя науроке.

4. Психо-физиологическое состояние учащихся до и после урока.

Рефлексивный компонент готовности предполагается изучать при помощи

методики изучения уровня рефлексивности А. В. Карпова [12].

Для профессиональной педагогической деятельности важно учитывать выводы о том, что существует некая «область оптимальных значений» рефлексивности, задающая границы наиболее эффективного функционирования всей системы психики, являясь показателем адаптивности личности и эффективности профессиональной деятельности субъект-субъектного типа.

С помощью разработанного критериально-измерительного инструментария можно оценить уровень сформированности как отдельных компонентов профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности, так и оценить ее в целом.

Библиографический список

1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий [Текст] / В. С. Аванесов. -М.: Центр тестирования, - 2002. - 239 с.

2. Байкалова, Л. В. Подготовка учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр [Текст]: дис.... канд. пед. наук / Л. В. Байкалова. - Барнаул, 2004. - 190 с.

3. Бальсевич, В. К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка, 2003. -№1.- С. 11-17

4. Бездухов, В. П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников [Текст] / В. П. Бездухов. - Куйбышев, 1990. - 88 с.

5. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. Н. Безобразова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. -№ 19.-С. 44-47

6. Бондин, В. И. Здоровый образ жизни. Концепция программы [Текст] / В. И. Бондин. - Ростов на/Д: РГПУ, 2002. - 47 с.

7. Выдрин, В. М. Исследование профессионально-педагогической пригодности будущих учителей физической культуры [Текст] / Выдрин В. М., Собянин Ф. И. // Теория и практика физ. культуры, 1993. -№3.- С. 7-8

8. Гонеев, А. Д. Система формирования профессионально-личностной готовности учителя к коррекционно - педагогической деятельности с девиантными подростками: [Электронный ресурс] / А. Д. Гонеев. - Курск: Курский государственный университет, 2006. - Режим доступа: // http://scientific-notes.ru/pdf/st5. рё£/ - Загл. с экрана

9. Дерябо, С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды [Текст] / С. Д. Дерябо; Под ред.: В. П. Лебедевой, В. И. Панова; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Центр комплекс. формирования личности. - М.: Мол. гвардия, 1997. - 216 с.

10. Железняк, Ю. Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе высшего профессионального физкультурного образования [Текст] /Ю. Д. Железняк//Теория и практика физ. культуры, 2006. -№4. - С. 9-11.

11. Жуков, О. Ф. Направления профессиональной подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности [Текст] / О. Ф. Жуков // Сибирский педагогический журнал, 2009. -№6.- С. 296-306.

12. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов управления [Текст] /

А. В. Карпов, В. В. Пономарева. - М.: ИП РАН, 2000. - 283 с.

13. Красилов, В. М. О сущности здоровьесберегающего подхода в педагогике [Текст] / В. М. Красилов // Сибирский педагогический журнал, 2009. -№ 6. - С. 306-315

14. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М.: Прогресс, 1984. - 251 с.

15. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.

16. Кучма, В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников [Текст] / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. - 152 с.

17. Лукьянова, М. И. Готовность учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды1: Монография [Текст] / М. И. Лукьянова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 440 с.

18. Мотивация профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: // http: // www.azps.ru/tests/tests2_zamfir. html. . - Загл. с экрана

19. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. . -М.: Знание, 1996. - 308 с.

20. Мирошниченко, Н. Г. Формирование готовности офицера к реализации задач патриотического воспитания [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. Г. Мирошниченко. - Магнитогорск, 1999. - 20 с.

21. Петунин, О. В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры [Текст]: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Петунин О. В. - ГЦОЛИФК. - М., 1993. - 36 с.

22.Популо, Г. М. Педагогические условия формирование здорового образа жизни студентов в зависимости от характерологических свойств личности : автореф. дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Г. М. Популо. - Самара, 2006. - 169 с.

23. Реан, А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией [Текст] / А. А. Реан // Вопр. психол., 1988. - № 1. С. 83 - 88

24. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография [Текст] / В. В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

25. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. - М.: Изд. дом Магистр-Пресс, 2000

26. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.

27. Собянин, Ф. И. Введение в акмеологию учителя: монгорафия. 2-е издание [Текст] / Ф. И. Собянин. - Тирасполь: Изд-во Приднестров. ун-та, 2007. - 192 с.

28. Терсакова, А. А. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей в полиэтнической среде: [Электронный ресурс] / А. А. Терсакова, 2007. - Режим доступа: // http://agpi. itech.ru/. - Загл. с экрана

29. Тимошенко, Н. О. Подготовка учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н. О. Тимошенко. - Ставрополь, 2004. - 24 с.

30.Хозяинов, Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения [Текст] / Г. И. Хозяинов. - М.: Физическая культура, 2006. - 224 с.

31. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] /

В. Д. Шадриков. - М.: Логос. - 320 с.

32. Эрюков, В. В. Роль и место дидактических умений в структуре готовности учителя физической культуры к профессиональной творческой деятельности [Текст] / В. В. Эрюков // Сибирский педагогический журнал, 2008. - N° 3. - С. 141-149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.