Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / МЕТОДИКА / ПРОГРАММА / СТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьева Александра Арияновна

В статье рассматриваются особенности организации преподавания основ правовой культуры в политехнических школах Республики (Саха) Якутия: опыт, инновации, перспективы развития. Актуальность обусловлена тем, что правовые знания - важнейший компонент функциональной грамотности современного школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА»

средствами регионального туризма. Социальный эффект от такой работы консолидирует общество, укрепляет государственность, формирует единое гуманитарное пространство между Россией и другими государствами.

Культурно-образовательная среда

способствует развитию межличностных отношений обучающейся молодежи посредством практической туристской деятельности в регионе, способствует взаимодействию педагогов по обмену опытом и поиску новых форм и методов работы по формированию патриотической культуры средствами регионального туризма. Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что культурно-образовательная среда способствует формированию патриотической культуры обучающейся молодежи.

Использованная литература:

1.Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. -С. 127.

3. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей // http://www.ito.su/2003/Vn/VII-0- 1673.html.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Рус. яз., 1981. - 816 с.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

6. Философский словарь. - М., 1986. -С. 497-498.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА.

Гурьева Александра Арияновна

учитель МБОУ «Майинский лицей им.И.Г.Тимофеева» МР Мегино - Кангаласский улус.

Тел: 89142273404

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности организации преподавания основ правовой культуры в политехнических школах Республики (Саха) Якутия: опыт, инновации, перспективы развития. Актуальность обусловлена тем, что правовые знания - важнейший компонент функциональной грамотности современного школьника.

Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, формирование, система, методика, программа, структура, технология.

Актуальность: развитие демократических тенденций, основ гражданского и правового общества в России ставят перед современным образованием цель - воспитание гражданина с высокой правовой культурой, социальной активностью, глубокими знаниями в области права, политики. В условиях модернизации образовательного процесса ключевым направлением выступает воспитание гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, родного края, региона.

Основной задачей любого образовательного учреждения является всестороннее развитие и воспитание ребенка, исходя из этого, важнейшим направлением развития личности школьника выступает правовое обучение, в процессе которого ребенок получает первоначальные представления о праве, формируется основы гражданской позиции.

В современном мире невозможно ориентироваться без правовых знаний, поэтому практическая реализация навыков защиты своих прав, высокая правовая грамотность-одна из приоритетных элементов учебно -воспитательного процесса и важнейшая составляющая

функциональной грамотности современного старшеклассника. Независимо от профиля школы, правовое направление должно является одним из наиболее приоритетных компонентов

образовательной программы школы.

Цель статьи: предоставить опыт работы политехнической сельской школы по формированию гражданской позиции на примере преподавания курса правоведения.

Изучение государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ ООО ФГОС, позволяет выявить большую значимость проблематики формирования гражданской позиции старшеклассников. Анализ практической деятельности политехнических школ Республики Саха (Якутия) свидетельствует о недостаточном внимании к вопросу формирования гражданской позиции как качества личности обучающихся, необходимых для осуществления своих гражданских прав.

В связи с ростом проблемы правового нигилизма, аполитичности, проявление абсентеизма, девиантного поведения,

необходимости воспитания выпускника основной школы социально активного, мобильного,

уважающего закон и порядок, формирование гражданской позиции и основ гражданственности становится в настоящее время актуальным вопросом в теории и практике. В связи с этим, востребовано воспитание выпускника основной школы политехнического профиля с активной гражданской позицией, правомерным поведением и высоконравственными гражданскими ориентирами.

Активизация исследований понятия «гражданская позиция» связана с необходимостью воспитания у подрастающего поколения высоких, нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых патриотизм, гражданственность за судьбу Отечества и готовность к ее защите [3].

Понятие гражданская позиция

рассматривается в современной науке на различных уровнях: педагогической,

психологической, философском, политическом. Так, российские дореволюционные и советские педагоги: А.Н Радищев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский отмечали особое внимание к гражданскому воспитанию: уважение к старшему поколению, семейным ценностям, воспитание любви к Отечеству.

Различные аспектами формирования гражданской позиции исследуют современные педагоги, психологи, философы:

Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмолов, Т.В.Болотина, Воскресенская Н.М, Крицкая Н.Ф, Князев А.М, Сухарев Т.А и др.

В педагогической науке понятию «гражданская позиция» имеет различные интерпретации. Так, Т.А.Мирошина, определяют гражданскую позицию как: «совокупность мировоззренческих взглядов, убеждений и отношений человека к обществу и государству, людям и социально - политическим явлениям, которые проявляются в гражданском поведении и поступках и реализуются в социально - значимой деятельности [6, С.110].

Ю.А Клейберг отмечает, что понятие «гражданская позиция» не имеет в науке единой дефиниции, оно является дискуссионной категорией. Это связано, вероятно, с тем, что существует большое количество научных подходов, точек зрения концепций, где ученые выделяют разные критерии и личностные индикаторы, являющиеся неотъемлемой составляющей гражданской позиции, определяют различные компоненты гражданской позиции, факторы влияния. [2].

Гражданское воспитание подростков через интерактивные формы и методы становится фундаментальным базисом для всего воспитательного процесса.

Республика Саха (Якутия) - один из многонациональных, поликультурных регионов России, активно внедряющее новые инновации в систему гражданско-патриотического, правового воспитания молодежи с опорой на традиционные, самобытные особенности культуры, истории,

территориальное, этническое своеобразие, менталитет арктических народов.

Согласно концепции патриотического воспитания, обучающихся Республики Саха (Якутия) к ключевые цели и задачи по воспитанию гражданственности и развитию активной гражданской позиции, который основывается на региональную специфику субъекта до 2032г.

Ключевыми целями выступают: гражданско -патриотическое воспитание граждан в условиях нового глобального открытого информационного общества нацелено на формирование чувства гордости, любви к Родине, жизненной цели служения Отечеству, на достижение стабильной, благополучной жизни на исконных землях предков.

Патриотическое воспитание юных граждан России в Республике Саха (Якутия) состоит в воспитании единства трехуровневой идентичности: общегражданской - российской, региональной -якутян и локальной - представителя конкретного территориального социума - улуса и поселения (города, села, поселка), на основе которых формируется фундамент гражданской позиции обучающихся. Следует отметить, что центральным элементом гражданской позиции школьников выступает правовое воспитание, направленное на осознание себя гражданином и активным деятелем социума, общественной жизни [8].

Формирование гражданской позиции, патриотизма имеет огромное значение и важность для культурного, социально-экономического развития республики в условиях

этнонационального региона.

Республика Саха (Якутия) - важнейший участник различных всероссийских,

международных политических, дипломатических мероприятий России. В связи с этим, разработка новых научно - концептуальных подходов к реализации гражданско - патриотического воспитания, формирования трехуровневой идентичности, гражданской позиции с учетом социокультурного пространства является приоритетной задачей системы образования республики.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что гражданское воспитание в общеобразовательных учреждениях республики сельской местности как основного института, формирующего основы гражданской позиции, гражданственности имеет локальные

специфические особенности, которые зависят от различных факторов. Во-первых, мировоззрение, ценностные ориентиры, менталитет,

психологические особенности, коммуникативные данные сельских обучающихся. Во-вторых, социально-экономические, культурные

особенности развития Заречных улусов: преимущественное развитие сельского хозяйства, быстрые темпы развития информатизации, географическая близость от центра и др.

Выборка исследования - сеть политехнических школ Республики Саха (Якутия).

Сеть политехнических школ Республики Саха

(Якутия) - это сеть сельских гимназий и лицеев, осуществляющих углубленное профильное обучение, преимущественно с политехническим направлением. Сеть политехнических школ Якутии основана 1993г первым президентом М.Е.Николаевым. В состав сети входят 12 лицеев и гимназий Заречного региона Якутии, городов республики.

Основная проблема политехнических школ -отсутствие большого количества часов общественных дисциплин, уклон на политехнические предметы, нехватка кадров, отсюда вытекают проблемы сельских обучающихся: низкая коммуникабельность, трудность в восприятии правовой информации, непонимание нормативных - правовых актов, мышление на родном якутском языке. В данном случае, основным средством для формирования основ активной гражданской позиции выступают внеклассная и внеурочная деятельность по правоведению, которое является основным инструментом формирования гражданской позиции обучающегося старшей школы.

Особое значение имеет практическая значимость при изучении правовых вопросов. Ученик должен конкретно понимать цели изучения материала, почему он должен, к примеру, знать основные способы защиты своих прав.

Во - первых, преподавание права в политехнической школе должно быть максимально практикоориентированным.

Современное правовое воспитание должно быть направлено не только на получение знаний о праве и законодательстве в целом, но и на формирование у лицеистов убеждения в необходимости следовать правовым предписаниям, нормам, формирования привычки соблюдать законы, проявлять правовую активность. Цикл правовых вопросов и структура в школьных программах максимально приближен к нашей реальной жизни и очень интересен ученикам. Преподавание права в школе, прежде всего, предполагает поэтапное, с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся, знакомство с юриспруденцией и основами правоведения. Важно осуществить отбор материала, доступного школьникам и соответствующего целям правовой подготовки.

В - третьих, основная цель не в том, чтобы заставить ребенка выучить все ведущие правовые нормы, а главное - дать базовые представления и знания, сформировать важные умения и навыки, на основании которых впоследствии можно изучать юриспруденцию и применять правовые знания в жизни. Задача учителя заключается в том, чтобы передать ученикам юридическую четкость правовых понятий в соответствии с возрастными особенностями, не забывая важный принцип уровневой дифференциации, позволяющий с более способными учащимися (одаренными.

продвинутыми детьми) заниматься на более высоком, повышенном уровне. Здесь применяются различные комбинированные методики обучения.

К примеру, для одаренных детей с высокими познавательными способностями и потенциалом, применяется технология финляндской системы обучения, которая является одной из эффективных методик европейского образования. Немаловажное значение в преподавании основ правоведения играют индивидуальные маршруты - гайды (от англ «guide).

Применение правовых гайдов используются в усвоении модульных тем, блоков. Сочетание приемов и технологий зависит от индивидуальных особенностей учащихся: личностно -ориентированного, системно - деятельностного подходов в обучении, построение индивидуальной траектории и маршрута могут гармонично использоваться в процессе познавательной работы.

В - четвертых, право не может преподаваться так же, как и другие дисциплины, оно требует совершенно другого подхода. Следует отметить, что существует множество подходов и технологий правового образования, которые зависят от специфики определенного региона.

Таким образом, учитель, который смог убедить учащихся, что право не только запрещает и наказывает, но и открывает большие возможности, является цивилизованным регулятором общественных отношений и процессов, то, без чего невозможно обойтись в динамичном, современном ХХ1в, уже во многом справился с задачей формирования правосознания - важнейшего компонента гражданской позиции современного школьника

Литература и источники:

1) Исаева Э.Ш, Гаджимусилов Г.М. Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. сборник статей.2017. С.71-75.

2) Клейберг Ю.А. Гражданская позиция современной молодежи: феноменология, тенденции, перспективы. //2017. [2].

3) Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву. Екб., 2010.

4) Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис....канд.пед.наук.Киров, 2005.214 с.

5) Голоденко В.Б. Теоретические основы становления гражданской позиции личности. //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008.№6. С.104-105. [3].

6) Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студентов как социально-экономическая проблема.//Вестник Кемеровского университета.-2014.№2(58).Т.Ю.П0. [1].

7) Морозова С.А. Теория и методика обучения праву. М., 2002.

8) Устинова С.Е. Концепция патриотического воспитания обучающихся в Республике Саха (Якутия).

https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17657

9) Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 года №888 О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Реализация

молодежной политики, патриотического воспитания граждан и развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы.

10) Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 03 марта 1993 №60 «О создании сети президентских школ Республики Саха (Якутия).

УДК: 39:398.22:371.036

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЭПОСА "МАНАС" В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЁЖИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА 2021-2030-ГОДЫ

Колдошев Мисирали Колдошович

кандидат педагогических наук, доцент, Ошский государственный университет, 723500. Кыргызская Республика, г. Ош, Ленина, 330.

USE OF IDEAS OF THE MANAS EPIC IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE CONCEPT OF EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AND YOUTH OF THE KYRGYZ

REPUBLIC FOR 2021-2030

Koldoshev Misirali Koldoshovich

Candidate of pedagogical sciences, associate professor,

Osh State University, 723500. Kyrgyz Republic, city of Osh, Lenina, 330.

АННОТАЦИЯ

В предлагаемой научной статье рассматривается вопрос об использовании идей кыргызского эпоса "Манас" в реализации положений Концепции воспитания школьников и молодёжи Кыргызской Республики на 2021-2030-годы, касающиеся проблем культурного наследия народа, его мудрости и нравствено-духовных ценностей в деле повышения эффективности воспитания школьников и молодёжи страны.

ABSTRACT

The proposed research article discusses the issue of using the ideas of the Kyrgyz epic "Manas" in the implementation of the provisions of the Concept of education of schoolchildren and youth of the Kyrgyz Republic for 2021-2030, concerning the problems of the cultural heritage of the people, their wisdom, moral and spiritual values in increasing the effectiveness of education of schoolchildren and the youth of the country.

.Ключевые слова: воспитанность, культурное наследие, традиция, обычай, родословное, история народа, прикладное искусство.

Key words: good upbringing, cultural heritage, tradition, custom, genealogy, history of the people, applied

arts.

Введение

Всё более усложняющимся сегодняшнем мире духовно-нравственному воспитанию

подрастающего поколения стало уделяться самое серьёзное внимание в системе образования. И потому, активизация усилий учителей и учёных в решении указанной приоритетной задачи - это требование времени.

В вышеназванной Концепции, нынешней нашей молодёжи советуется как заповед "... усвоение мудрости вековых наследий" [1, С 6].

Мудрые наставления по воспитанию подрастающего поколения, мы находим, обратившись к кыргызскому национальному эпосу «Манас».

Методы исследования: изучение научно-методической литературы и статьей по теме исследования; анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценивание, прогнозирование и другие.

Малолетний Манас растёт очень подвижным, буйным мальчиком. Шалуном, обладающим

необычным характером. В аиле, где рос маленький Манас среди сельчан, как ветер разнеслись различные негативные слухи, склоки о нём, о его странных поведениях и поступках. Отец Манаса, пожилой бай Жакып, до того ходивший высоко поднятой головой, гордым, как состоятельный человек, уважаемым односельчанами, в связи с необычайными поведениями, проступками своего сына и, доносившими до него негативными слухами и, попав как бы в очень неудобное положение, чувствуя «как бы в не своей тарелке», в последнее время стало ходить с приземлённой головой, опустившись, не смог смотреть прямо в глаза односельчан, стал убегать от них при встрече с ними. Поэтому, глубоко обдумав весьма неприятную для его семьи возникшую ситуацию, он советуется с женой Чыйырды, и принимают единственно верное решение в этой складывающейся ситуации, отдать Манаса к пастуху Ошпуру из далёкого села, чтобы он видел воочию трудности жизни, почувствовал на своей шкуре, как с трудом добывается хлеб, ежедневное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.