Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЭПОСА “МАНАС” В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЁЖИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2021-2030-ГОДЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЭПОСА “МАНАС” В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЁЖИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2021-2030-ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАЙ / РОДОСЛОВНОЕ / ИСТОРИЯ НАРОДА / ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдошев Мисирали Колдошович

В предлагаемой научной статье рассматривается вопрос об использовании идей кыргызского эпоса “Манас” в реализации положений Концепции воспитания школьников и молодёжи Кыргызской Республики на 2021-2030-годы, касающиеся проблем культурного наследия народа, его мудрости и нравствено-духовных ценностей в деле повышения эффективности воспитания школьников и молодёжи страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF IDEAS OF THE MANAS EPIC IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE CONCEPT OF EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AND YOUTH OF THE KYRGYZ REPUBLIC FOR 2021-2030

The proposed research article discusses the issue of using the ideas of the Kyrgyz epic “Manas” in the implementation of the provisions of the Concept of education of schoolchildren and youth of the Kyrgyz Republic for 2021-2030, concerning the problems of the cultural heritage of the people, their wisdom, moral and spiritual values in increasing the effectiveness of education of schoolchildren and the youth of the country.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЭПОСА “МАНАС” В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЁЖИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2021-2030-ГОДЫ»

молодежной политики, патриотического воспитания граждан и развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы.

10) Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 03 марта 1993 №60 «О создании сети президентских школ Республики Саха (Якутия).

УДК: 39:398.22:371.036

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЭПОСА "МАНАС" В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЁЖИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА 2021-2030-ГОДЫ

Колдошев Мисирали Колдошович

кандидат педагогических наук, доцент, Ошский государственный университет, 723500. Кыргызская Республика, г. Ош, Ленина, 330.

USE OF IDEAS OF THE MANAS EPIC IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE CONCEPT OF EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AND YOUTH OF THE KYRGYZ

REPUBLIC FOR 2021-2030

Koldoshev Misirali Koldoshovich

Candidate of pedagogical sciences, associate professor,

Osh State University, 723500. Kyrgyz Republic, city of Osh, Lenina, 330.

АННОТАЦИЯ

В предлагаемой научной статье рассматривается вопрос об использовании идей кыргызского эпоса "Манас" в реализации положений Концепции воспитания школьников и молодёжи Кыргызской Республики на 2021-2030-годы, касающиеся проблем культурного наследия народа, его мудрости и нравствено-духовных ценностей в деле повышения эффективности воспитания школьников и молодёжи страны.

ABSTRACT

The proposed research article discusses the issue of using the ideas of the Kyrgyz epic "Manas" in the implementation of the provisions of the Concept of education of schoolchildren and youth of the Kyrgyz Republic for 2021-2030, concerning the problems of the cultural heritage of the people, their wisdom, moral and spiritual values in increasing the effectiveness of education of schoolchildren and the youth of the country.

.Ключевые слова: воспитанность, культурное наследие, традиция, обычай, родословное, история народа, прикладное искусство.

Key words: good upbringing, cultural heritage, tradition, custom, genealogy, history of the people, applied

arts.

Введение

Всё более усложняющимся сегодняшнем мире духовно-нравственному воспитанию

подрастающего поколения стало уделяться самое серьёзное внимание в системе образования. И потому, активизация усилий учителей и учёных в решении указанной приоритетной задачи - это требование времени.

В вышеназванной Концепции, нынешней нашей молодёжи советуется как заповед "... усвоение мудрости вековых наследий" [1, С 6].

Мудрые наставления по воспитанию подрастающего поколения, мы находим, обратившись к кыргызскому национальному эпосу «Манас».

Методы исследования: изучение научно-методической литературы и статьей по теме исследования; анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценивание, прогнозирование и другие.

Малолетний Манас растёт очень подвижным, буйным мальчиком. Шалуном, обладающим

необычным характером. В аиле, где рос маленький Манас среди сельчан, как ветер разнеслись различные негативные слухи, склоки о нём, о его странных поведениях и поступках. Отец Манаса, пожилой бай Жакып, до того ходивший высоко поднятой головой, гордым, как состоятельный человек, уважаемым односельчанами, в связи с необычайными поведениями, проступками своего сына и, доносившими до него негативными слухами и, попав как бы в очень неудобное положение, чувствуя «как бы в не своей тарелке», в последнее время стало ходить с приземлённой головой, опустившись, не смог смотреть прямо в глаза односельчан, стал убегать от них при встрече с ними. Поэтому, глубоко обдумав весьма неприятную для его семьи возникшую ситуацию, он советуется с женой Чыйырды, и принимают единственно верное решение в этой складывающейся ситуации, отдать Манаса к пастуху Ошпуру из далёкого села, чтобы он видел воочию трудности жизни, почувствовал на своей шкуре, как с трудом добывается хлеб, ежедневное

пропитание, одежда и другие вещи, чтобы он окреп. В результате его отец Жакып в большей степени достиг изначально поставленной цели по воспитанию своего сына. Манас стал, во-первых, более глубоко понял смысл труда для человека; во-вторых, понял значение своих родителей в его жизни, стал больше почитать отца и мать; в-третьих, расширилось его мировосприятие.

Кыргызы возлагали большие надежды на энергичного малыша, оптимистично предположив, что его неуёмная энергия в будущем, когда он входит во взрослую жизнь трансформируется в активную социальную деятельность во благо народа. Такую точку зрения высказал, например, видный кыргызский учёный-педагог С. О. Байгазиев [3].

Когда Манас находился на чужой земле среди калмаков, часто возникали трения и драки его с местными подростками в связи, с чем у пастуха Ошпура возникла тревога в душе; появилось боязнь за здоровье и жизнь подростка Манаса. И потому, Ошпур решил незамедлительно позвать к себе бай Жакыпа и, рассказать ему наедине о складывающейся неблагоприятной обстановке с его сыном и, предложить его отцу о том, что, будет правильным в данной ситуации, если он увезёт сына обратно домой. Поняв суть обстоятельства из уст Ошпура, отец Жакып позвал сына к себе и, ободрил поначалу его хвалебными словами, что за время пребывания здесь он неплохо потрудился, повзрослел, окреп, возмужал, неплохо перенёс непривычные условия жизни, чему он очень рад. Но, случались, оказывается, частые стычки с местными подростками, что его определённо пугает. Под конец разговора с сыном наедине отец Жакып открыл своё намерение сказав, что специально пришёл для того, чтобы отвести сына домой обратно. На что Манас стал тут же упрямо сопротивляться, ответив отказом, ссылаясь на то, что, «в таком случае, что подумают о нём местные ребята; мол, Манас позвал своего отца и убежал из-за боязни, побоялся?... поступил, мол, не по-мужски, так сказать?..». Услышав упрямый отказ Манаса к его предложению, Жакып прибегает к другому приёму убеждения сына. Он сказал ему о том, что, в последнее время его мать стала сильно тосковать и скучать по нему и очень хочет видеть его; когда думает о нём, даже не знает, куда деть себя, переживает. «Мне, сынок, на самом деле приходится еле успокаивать её. Подумай сынок о маме?.. Твое возвращение домой для твоей мамы будет огромным подарком, большим утешением, огромной радостью». Только тогда Манас стал немного призадумываться, и кивал головой, дав знак согласия. Данный небольшой эпизод наводит нас к мысли об уважении и почитании ребёнком своей матери и, это, является важной традицией народов востока. Эпос также напоминает нам о значении данной традиции и ценности её в воспитании.

В сообществе высоко оценивалось изготовление народных умельцев, труд мастеров и мастериц. Они подшивали народные

художественные промыслы, изделия из войлока, одежды из натуральных материалов, головные уборы, оборудования и украшения для белой юрты, занимались зодчеством, изготовляли ювелирные изделия и украшения для девочек с учётом их возрастных особенностей, для женщин разных возрастов, обмундирования для воин, для лошадей, накидки для них, мундиры и знаки для воин, чтобы они приятно и солидно выглядели. В эпосе неоднократно упоминается о красочном, художественном и с большим вкусом оформленной белой юрте Каныкей - жены Манаса. Известные токарные мастера изготовляли добротные оружия для солдат, и эти оружия приобрели известность далеко за пределами Ханства. В эпосе упоминается имена таких искусных мастеров и мастериц, как Болокбай, Даут, Каныкей, Арууке и другие.

В настоящее время, с тех пор как Кыргызское государство приобрело суверенитет, стало возрождаться народное художественное ремесло, и это очень радует. И это лучший ответ и уважительная дань нынешнего подрастающего поколения к заветам и духовному наследию наших предков, отражённые в содержании эпоса «Манас».

В эпосе находим эпизоды, связанные с забыванием своего родного языка, забвением народных культурных обычаев и традиций, своих исторических корней. В отдалённом прошлом козкаманы были репрессированы китайцами-завоевателями земли кыргызов, и козкаманы были высланы в далёкие края, называемые Жуушангиром, и они стали жить среди чужого народа на чужбине. Там женились. Родились дети. «Козкаман» - это имя-прозвище одного из них. До высылки его звали Усеном, который был родным братом бай Жакыпа - отца Манаса. Прошло 36 лет с тех пор как козкаманы были высланы в далёкие края от родной земли. Когда Манаса избрали Ханом, его героические подвиги приобрели широкую известность далеко за пределами государства. Информации об этом доходили даже до Козкамана и, в старости лет Козкаман с семьёй, с детьми изъявили желания вернуться в родные края, в землю Ала-Тоо. Услышав об их желании, Хан Манас принял эту весть с большой радостью и направил приглашение к ним. Когда они пришли в Ала-Тоо сразу же бросились в глаза их неприятная, грязная внешность, неподстриженные волосы, небритые длинные бороды, длинные ногти рук и ног. Используемые ими посуды и другие кухонные принадлежности также были немытыми. Совершенно забыли свой родной язык. Не помнили историю своих предков (родословное). Чистоплотность Каныкей им сразу же не понравилась. Успели даже сплетничать про неё, характеризовав её чистоту в превратном ракурсе, толкуя меж собой, поэтому-то она не рожает. Доброту, всемерную заботу Манаса о них, они по-своему в отрицательном ключе интерпретировали, моль, что, Манас боится от них, и поэтому он так печётся за них. Когда они стали на ноги, стали немного состоятельными, появились у них намерения навредить Манасу, чтобы присвоить

себе его власть. В конце концов, козкаманы хитроумно действуя, им удаётся отравить Манаса сильнодействующим ядом. Манаса еле спасли от неминуемой смерти.

Эти сцены являются духовно-нравственным уроком для нынешнего поколения, которые не придают соответствующего значения

вышеуказанным ценностям. В эпоху сегодняшней глобализации трудными становятся для нашей молодёжи найти правильные жизненные ориентиры. Миграционные процессы, тенденции, их динамика все ощутимее принимают необратимые обороты. Дети мигрантов могут вовсе забыть свой язык, своё родословное древо, историю своих предков, страны, народные культурные традиции, о чём упоминается и завещается в эпосе.

Сорок сподвижников (джигитов) Хан Манаса не только обладали отменными, крепкими телосложениями, но были ещё и разносторонне воспитанными людьми. Отличались они широтой взглядов. Прекрасно играли в «Ордо», «Тогуз коргоол», «Куреш (борьба)» и другие виды национального спорта. Каждый воин владел искусством лечения, по меньшей мере, какой-то одной болезни, когда солдаты получали травмы, увечья, ранения в полях сражений. Воины Манаса после боевых сражений оперативно оказывали помощь раненным. Джигиты Манаса также были искусными мастерами в различных областях деятельности народного прикладного искусства.

Заключение

Отсюда вывод: образованность и воспитанность нашей молодёжи, гармоничное сочетание этих понятий в человеке имеет приоритетное значение в современных условиях. А также овладения соответствующими

компетенциями в различных сферах

профессиональной деятельности должно цениться, и соответственно - мотивироваться и стимулироваться в обществе, в государстве. В связи с этим, на наш взгляд, следующие положения Концепции необходимо принять педагогам школ как руководство к действию: - Кружки «Умелые руки» (работа с бумагой, деревом, металлом, тканью, войлоком, нитками и др.). Декоративно-прикладное искусство (резьба и выжигание по дереву, вязание, вышивка, работа со спицами), «Юный натуралист», «Юный техник», «Юный математик», а также работа других предметных кружков, секций, клубов. [2, C. 11]

Список литературы:

1. Манас: Героический эпос кыргызского народа [Текст]. / По варианту С. Орозбакова. Институт языка и литературы имени Ч. Айтматова НАН КР. Сост. С. Мусаев. - Бишкек: Хан-Тенир, 2010. - 1840 с. (На кыргызском языке).

2. Концепция воспитания школьников и молодежи Кыргызской Республики на 2021-2030 гг. [Текст]. (На кыргызском языке).

3. Байгазиев С. Философия воспитания и обучения [Текст]. / С. Байгазиев. - Бишкек: «Алтын тамга», 2012. - 475 с. (На кыргызском языке).

4. Koldoshev M. K. The peculiarity of the Kyrgyz people's democracy in the course of the choosing Manas as a Khan / M. K. Koldoshev, Z. S. Bozhonov // Palarch's Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology, 17(7), (2020). - Pp. 5699-5703.

5. Koldoshev M. K. Physical concepts and phenomena in the context of the Kyrgyz epos "Manas" / M. K. Koldoshev // International Journal of Advance Research in Science and Engineering, Vol. №9, Issue №12, December 2020. www.ijarse.com - Pp.118 - 125.

СУТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОШИБОК У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Кондрашкина Полина Дмитриевна

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

THE ESSENCE AND UNDERLYING CAUSES OF ERRORS IN FOREIGN LANGUAGE CLASS

Kondrashkina Polina Dmitrievna

Southern Federal University, Rostov-on-Don DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.2.72.483

АННОТАЦИЯ

В обучении иностранному языку ошибки определяются как неотъемлемая и естественная часть процесса. Тем не менее, иногда они могут демотивировать студентов и понижать их уверенность в себе, что иногда приводит к понижению успеваемости. При этом методически правильное исправление ошибок со стороны учителя может выработать положительное отношение к таковым у учащихся.

ABSTRACT

Errors are an integral and natural part of learning a foreign language. However, they can sometimes be demotivating and lower one's confidence, thus leading to decline in academic performance. At the same time, teachers are able to instil an optimistic attitude in their students by proper error correction.

Ключевые слова: ошибка, выставление оценок, демотивация, уверенность, техники исправления ошибок.

Keywords: error, marking, demotivation, confidence, techniques of error correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.