Научная статья на тему 'ПРАВДИВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЙ СКАЗИТЕЛЯМИ КЫРГЫЗСКОГО ЭПОСА "МАНАС" (НА ПРИМЕРЕ ПРОСТЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ)'

ПРАВДИВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЙ СКАЗИТЕЛЯМИ КЫРГЫЗСКОГО ЭПОСА "МАНАС" (НА ПРИМЕРЕ ПРОСТЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛО / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / СОБЫТИЕ / СИТУАЦИЯ / ПРАВДА / ЧЕСТЬ / СОВЕСТЬ / ПОДВИГ / БЕССТРАШИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колдошев Мисирали Колдошович

В предлагаемой научной статье рассматривается положение о том, как числовые соотношения, содержащиеся в некоторых строках эпоса «Манас», и математические действия с ними, наталкивают нас на важную мысль, что, одна из главных задач сказителей эпоса состояла, как можно более правдиво, донести до слушателей картину происходящих событий. А также, сказители старались, чтобы содержание эпоса способствовало воспитанию правильного исторического сознания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUTHFUL NARRATION OF EVENTS BY THE STORYTELLERS OF THE KYRGYZ EPIC “MANAS” (USING THE EXAMPLE OF SIMPLE MATHEMATICAL OPERATIONS)

This research article examines the position on how the numerical ratios contained in some lines of the epic “Manas”, and mathematical actions with them, push us to the important idea that one of the main tasks of the storytellers of the epic was to convey to the audience as truthfully as possible a picture of the events taking place. And also, the storytellers tried to make the content of the epic contribute to the education of the correct historical consciousness of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПРАВДИВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЙ СКАЗИТЕЛЯМИ КЫРГЫЗСКОГО ЭПОСА "МАНАС" (НА ПРИМЕРЕ ПРОСТЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ)»

одноразово или носить несистемный характер. Важно, перед подведением итогов собрания обозначить следующий шаг, который будет сделан в сторону развития инклюзивной среды в школе с пользой для всех детей. Например, можно предложить на следующем собрании сделать родителей детей с РАС активными участниками обсуждения и рассказать о своем ребенке и о себе, о своих ожиданиях и переживаниях. Наполнение подобных мероприятий живыми историями и эмоциями поможет пробудить интерес у родителей и вовлечь их в развитие инклюзивной среды прежде всего через правильное воспитание своего ребенка. Тем не менее, на первом собрании, родителю особенного ребенка, вероятно, будет трудно раскрыться перед незнакомыми людьми, поэтому на начальном этапе целесообразно привлекать других людей с позитивным опытом инклюзии, чтобы пробудить у родителей собственное желание стать активным участником следующих собраний.

Выводы. Родительские собрания по формированию толерантного отношения к детям с РАС, при необходимости, возможно проводить в дистанционном формате. Чтобы скомпенсировать трудность обмена эмоциями и дефицит обратной связи необходимо обеспечить на собрании несколько активных участников, которые могут рассказать об инклюзии с разных сторон: эксперты, родители детей с РАС, педагоги и дети, имеющие опыт реализации инклюзивных практик. На дистанционном собрании важно иметь заранее подготовленный план, так как трудно ориентироваться по ситуации без естественной обратной связи, при этом достаточно часто передавать слово друг другу, задавать уточняющие вопросы. Желательно привлекать к собранию детей, имеющих позитивный опыт обучения в инклюзивной среде. Участие таких детей в собрании - прямое доказательство тому, что инклюзия не только не наносит вреда нейротипичным детям, но и пробуждает в них толерантность, духовно-нравственные качества и активную позицию в содействии равноправию.

Список литературы:

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск. - 2013. С. 71 - 95.

2. Волченкова А. Формирование толерантности - путь к инклюзивной культуре школы. Издатель: LAP Lambert Academic Publishing. - 2015. - 57 с.

3. Давыдова Л.Н., Колокольцева М.А., Рябова Е.В. Инкллюзивные и нравственные взаимоотношения: грани одной проблемы. Монография. - М.: ЛЕНИНГРАД. - 2018. - 200 с.

4. Концепция комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями, утвержденная распоряжением правительства Нижегородской области от 11.09.2019 г. №928-р.

5. Михальчи Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт. - 2020 г. - 177 с.

6. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.А.Гусейнова, Н.М.Назарова, О.Г. Приходько, Е. В.Ушакова, И.М. Яковлева; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: ИНФРА-М. - 2019. - 335 с.

7. Социальная Инклюзия: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт. - 2020. - 189 с.

8. Тренинг «Толерантность как образ жизни»: Методическое пособие для педагогов. г. Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии». -2001. -136 с.

9. Пасторова А.Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: монография Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского гос. ун-та. -2012. - 95 с.

УДК: 39:398.22:371.036

ПРАВДИВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЙ СКАЗИТЕЛЯМИ КЫРГЫЗСКОГО ЭПОСА «МАНАС» (НА ПРИМЕРЕ ПРОСТЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ)

Колдошев Мисирали Колдошович

кандидат педагогических наук, доцент, Ошский государственный университет, 723500, Кыргызская Республика, г. Ош, Ленина, 330.

TRUTHFUL NARRATION OF EVENTS BY THE STORYTELLERS OF THE KYRGYZ EPIC "MANAS" (USING THE EXAMPLE OF SIMPLE MATHEMATICAL OPERATIONS)

Koldoshev Misirali Koldoshovich

candidate of pedagogical sciences, associate professor,

Osh State University, 723500, Kyrgyz Republic, city of Osh, Lenina, 330.

АННОТАЦИЯ

В предлагаемой научной статье рассматривается положение о том, как числовые соотношения, содержащиеся в некоторых строках эпоса «Манас», и математические действия с ними, наталкивают нас на важную мысль, что, одна из главных задач сказителей эпоса состояла, как можно более правдиво,

донести до слушателей картину происходящих событий. А также, сказители старались, чтобы содержание эпоса способствовало воспитанию правильного исторического сознания подрастающего поколения.

ABSTRACT

This research article examines the position on how the numerical ratios contained in some lines of the epic "Manas", and mathematical actions with them, push us to the important idea that one of the main tasks of the storytellers of the epic was to convey to the audience as truthfully as possible a picture of the events taking place. And also, the storytellers tried to make the content of the epic contribute to the education of the correct historical consciousness of the younger generation.

Ключевые слова: число, математические действия, событие, ситуация, правда, честь, совесть, подвиг, бесстрашие.

Key words: number, mathematical actions, event, situation, truth, honour, conscience, feat, fearlessness.

В текстах эпоса «Манас» содержится множество цифровых, числовых данных. В процессе изучения эпоса мы заинтересовались ими, и в какой-то степени проявили желание исследовать их. Изучение этих текстов с числовыми содержаниями привёл нас к выводам о понимании реальности, происходящих событий в рассматриваемом эпосе «Манас».

По настоятельному совету отца бай Жакыпа, который сообщил ему, что мать очень соскучилась по нему и хочет видеть сына, Манас возвращался домой в свой аул от пастуха Ошпур. Калмаки по дороге увидев Манаса, специально стали его дразнить, презирать, мол, они то здешние, местные, а он какой-то жалкий пришелец; из разных сторон сыпались на него издевательские, насмешливые выпади, бранные слова от подростков-калмаков; их оскорбительные выпади стали принимать все сильные обороты; от их принижений, кичливости и заносчивости не осталось в стороне и его отец, и, в конце концов, от их важничанья и зазнайства терпение мальчика Манаса лопнуло, так как была сильно задета честь и совесть его самого, и его отца заодно; дело скоротечно дошло до яростной драки с юношами-калмаками. В данном событии говорится о том, что Манасу ещё не исполнилось полного девяти лет (по варианту сказителя Сагымбая Орозбакова).

Все шестеро ребят-калмаков напали одновременно, так сказать толпой на Манаса. Их схватки отражены в следующих строках: Шестеро же, оказывается, остались целы, Переломаны руки у двоих, Вывихнута нога у одного. Головы рассечены у троих, Пригорюнившись, вздыхая тяжело [1: с. 300-301].

Если содержанию вышеуказанным строкам придать математический вид, то: 6=2+1+3.

Данное событие на дороге имело продолжение. Следующие строки имеют отношение нападению маньчжурских калмаков-подростков на Манаса:

Семеро калмаков подошли, Один из них возле верблюда остался, Шестеро поскакали на лошадях, Поскакали во весь опор [1: с. 308]. Математическое выражение содержания строк выглядит так: 7=1+6.

Китайский хан Эсенкан, пригласив своих поданных, посоветовавшись с ними, и, рассказав о том, что не целесообразно ждать того момента, когда Манас подрастёт и будет наносить им

сокрушительные удары, своим одиннадцати разведчикам дал специальное задание, чтобы они под видом торгашей разведывали всю окрестность Алтая, попытались поймать молодого богатыря Манаса, и привели к нему. После долгих поисков в горах и долинах, наконец, им удалось поймать Манаса. Услышав эту плохую весть, что люди Эсенкана поймали его сына, очень рассердившись, горевал произошедшей неблагоприятной ситуацией; окутанной тяжёлыми душевными переживаниями, что останется без сына, а также мыслями за дальнейшую судьбу своего народа, отец Манаса, бай Жакып, пришёл к ним, и, встав на колени, очень просил их, чтобы отпустили его сына. Они тут же гордо и непреклонно ответили, что это задание хана Эсенкана и, не могут наперекор идти его заданию. Догадавшись и заметив, что перед ним тот самый отец Манаса, они поспешно стали кричать «Поймайте бай Жакыпа и возьмите в плен!». Тут же четверо из них отчаянно кинулись на Жакыпа. Манас на них громко закричал, сказав, что, не может понять их хулиганские действия, что это за безобразие с их стороны напасть на пожилого старика! Тогда они ещё более изощрённо стали обращаться, выкрикивая «Давайте, их обоих свяжите!» за непослушание и оказание сопротивления. Здесь сильно задета честь и совесть подростка Манаса и, он не вытерпел их очень грубое и силовое отношение; начались яростные драки Манаса с ними. Схватки были настолько быстротечными, головокружительными, что «Пыль (столбом) поднялась. Вокруг сгущало пылью. Изрыта земля, где схватились они». Манаса гнев обуял: Ярость в его словах, Пламя у него в глазах. Одного за правую руку схватил, Другого за левую руку схватил, Этого за шиворот схватил, Того за ворот схватил -Четверых он схватил, Встряхнув, как рубашку, всех четверых, Оземь ударил их. Ещё семеро приготовились Вместе одолеть одного, На Манаса накинулись они. Мальчик в четырнадцать с половиной лет Обеими руками двоих Разом обхватил. На тех четверых Ещё двоих швырнул. Шестерых он придавил -

Пыль (столбом) поднялась. Изрыта земля, где схватились они Пятеро остались ещё -На Манаса набросились и они Двух он швырнул на двоих А один в испуге стоял [1: с. 386]. Если вышеизложенные строки привести в математическую форму, то: 4=1+1+1+1. (Вначале четверо кинулись на Манаса).

4+7=11 (ещё остальные семеро примкнулись к ним).

Из них:

4+2=6. («Шестерых он придавил») 5=2+2+1. («Двух он швырнул на двоих. А один в испуге стоял»). 11=6+5.

Войска великана Нуукера сумели добраться до леса, расположенного на другом берегу реки, в котором скрывались джигиты Манаса, и войска противника, составив по всей ширине густого леса цепь, стали шаг за шагом искать Манаса. В процессе поиска они, то есть войска Нуукера и джигиты Манаса, внезапно встретились где-то посредине в относительно свободной площадке леса. Войска Нуукера стали сильно, насильно кричать, ругаться, подавляя джигитов Манаса, приказав, всех джигитов до единого привести к Нуукеру. К заносчивым сильным приказным тонам войск Нуукера, разгневавшись джигиты Манаса, ответили тем, что, их быстротечно разгромили, не оставив ни одного в живых.

Данная сцена отражена в следующих строках эпоса:

Из пришедших ста человек Тринадцать погибло в реке, Восемьдесят семь человек погибло тут -Никого не осталось в живых [1: с. 402] В математическом выражении: 100=13+87. Захваченных Манас батыром кытай-калмакских городов, как Талма-Куруп, когда нашли и сосчитали, убежавших и скрывших людей, мужчин и женщин, из 30 000 нашедших людей, из них 7 000 оказались мужчинами, а 23 000 -женщинами [3: с. 427].

В математическом выражении: 30 000 = 7 000 (м) + 23 000 (ж).

Где, знаки: (м) означают «мужчин», соответственно (ж) - «женщин».

В другом городе, называемом «Кулус», статистика численности, оставшихся мужчин и женщин выглядела так: 20000 = 4000 (м) + 16000 (ж) [3: с. 428].

А в городе Сооруне соответственно: 80000=30000 (м) + 50000 (ж) [3: с. 428].

В связи с этим возникает резонный вопрос: -почему число мужчин оказались гораздо меньше числа женщин?

Причина тому, все это последствия военных столкновений и сражений, в ряды которых вовлекаются, прежде всего, молодые крепкие мужчины, юноши. В данных больших и малых сражениях большинство из них погибают.

Всё это наталкивает на мысль о ненужности, разрушительности, трагичности войны, военных конфликтов для человечества и ценности мира, чистого, голубого неба, яркого, лучезарного солнца над головой, о благородности жизни, мирной жизни народов и государств нашей очень хрупкой планеты, называемой «Земля».

В эпосе, конечно, не прямо, но, как бы косвенно, сквозит эта мысль.

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать, на наш взгляд, следующие заключения:

- сказители эпоса старались донести до слушателей реальные действия, реальный ход событий, при рассказе нисколько не приняв, не обратив внимания на математические раскладки произошедших событий;

- правильность наших предположений подтверждается простыми математическими вычислениями хода событий, отражённых в содержании строк текста;

- сказители эпоса хорошо понимали и представляли ту воспитательную нагрузку, тот воспитательный эффект, оказываемые на подрастающее поколение, когда правдиво передаётся ход события;

- в целях придания художественно-эстетичной привлекательности к текстам добавлялись, конечно же, элементы гиперболизации, художественные сюжеты, стили, но постарались передать факты, по возможности, не фальсифицируя, не искажая их сути;

- сквозной нитью, проходящей через фрагменты событий, была показать и продемонстрировать бесстрашные, героические подвиги богатыря Манаса.

Список литературы:

1. Манас. Киргизский героический эпос. Книга 1. [Текст] / Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», М., 1984. 544 с. с илл. («Эпос народов СССР»). (На русском языке)

2. Манас. Киргизский героический эпос. Книга 2. / Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», М., 1988. 688 с. («Эпос народов СССР»). (На русском языке).

3. Манас. Кыргыз элинин баатырдык эпосу. [Текст] / С. Орозбаковдун варианты боюнча. КРУИАнын Ч. Айтматов атындагы Тил жана адабият институту. ТYЗ. С. Мусаев. -Б.: Хан-Тецир. - 2010. -1840 б. (На кыргызском языке).

4. Koldoshev M. K., Bozhonov Z. S. The peculiarity of the Kyrgyz people's democracy in the course of the choosing Manas as a Khan / Palarch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology, 17(7), (2020). - P. 5699-5703.

5. Koldoshev M. K., Tazhikova B. Sh., Bubaeva Z. Zh. The exploits of young Manas in clashes with the Kitai-Kalmaks (Based on the material of the Kyrgyz heroic epos "Manas") / Palarch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology, 17(7), (2020). -P. 5682-5688.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.