Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / PATRIOTIC EDUCATION / TOURIST AND RECREATIONAL ACTIVITIES OF YOUTH / PATRIOTIC QUALITIES / CULTURAL AND EDUCATIONAL TOURISM / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна

Статья посвящена патриотическому воспитанию молодежи в процессе туристско-рекреационной деятельности. Туризм стал одним из способов формирования общечеловеческих ценностей и наиболее доступным методом познания окружающего мира. Автором подчеркивается идея о том, что туристско-рекреационная деятельность в большей степени, чем какая-либо другая, способствует восприятию объектов и явлений природного и культурного наследия отдельного региона и народа, что в определенных условиях, способствует развитию патриотических чувств и качеств у молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF TOURISM AND RECREATION ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article is devoted to Patriotic education of young people in the process of tourist and recreational activities. Tourism has become one of the ways to form universal values and the most accessible method of learning about the world in the XXI century. The author emphasizes the idea that tourist and recreational activities, more than any other, contribute to the perception of objects and phenomena of natural and cultural heritage of a particular region and people, which in certain conditions, contributes to the development of Patriotic feelings and qualities among young people.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

данном этапе является не только формирование определенного ряда знаний, но и в развитии ключевых способностей личности, ее культурных навыков. Следовательно, в условиях развертывания передовых направлений в области дошкольного образования, обновления его содержания и форм, нужно создать систему инновационной деятельности учителей, которая сможет обеспечить переход дошкольного образования на более высокий качественный уровень. Качество и эффективность инновационной деятельности в современном дошкольном образовании зависят непосредственно от выбора ее содержания и организации.

Литература:

1. Иванова, М.К. Формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках деятельности консультационно-методического центра / М.К. Иванова, К.В. Иванова // Проблемы современного педагогического образования.- Ялта: Издательство Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный федеральный университет имени В.И. Вернадскогоь2019. - N 62-3. - С. 97.

2. Макарова, Т.А. Открытая образовательная лаборатория «АЬАГАС ЭЙГЭ СИТИМЭ» как способ взаимодействия ДОО и семьи / Т.А. Макарова // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. - Электрон. текст. дан. (5,1 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - С. 118.

3. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 411 с.

4. Никифорова, Т.И. Модель процесса формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в МБДОУ / Т.И. Никифорова, Н.В. Никифоров, А.А. Захарова // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста. -Якутск, 2015. - С. 651.

Педагогика

УДК 379.83/.84

доктор педагогических наук, доцент Ильченко Лариса Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена патриотическому воспитанию молодежи в процессе туристско-рекреационной деятельности. Туризм стал одним из способов формирования общечеловеческих ценностей и наиболее доступным методом познания окружающего мира. Автором подчеркивается идея о том, что туристско-рекреационная деятельность в большей степени, чем какая-либо другая, способствует восприятию объектов и явлений природного и культурного наследия отдельного региона и народа, что в определенных условиях, способствует развитию патриотических чувств и качеств у молодежи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, туристско-рекреационная деятельность молодежи, патриотические качества, культурно-познавательный туризм, молодежь.

Annotation. The article is devoted to Patriotic education of young people in the process of tourist and recreational activities. Tourism has become one of the ways to form universal values and the most accessible method of learning about the world in the XXI century. The author emphasizes the idea that tourist and recreational activities, more than any other, contribute to the perception of objects and phenomena of natural and cultural heritage of a particular region and people, which in certain conditions, contributes to the development of Patriotic feelings and qualities among young people.

Keywords: patriotic education, tourist and recreational activities of youth, patriotic qualities, cultural and educational tourism, youth.

Введение. Одной из стратегических задач на современном этапе развития общества, является сохранение природных и культурных объектов каждого из регионов России. Процесс подготовки молодежи к восприятию этих объектов во многом зависит от желаний и усилий педагогических кадров и организации эффективной деятельности по их изучению.

К глобальным задачам туристско-рекреационной деятельности молодежи в системе патриотического воспитания можно отнести:

- развитие национального самосознания у молодежи, нравственных чувств и качеств личности;

- развитие чувства солидарности российских людей в стремлении к обогащению культурных и экономических ценностей страны;

- воспитание чувства ответственности и гордости за этническое сохранение истоков культуры народов, населяющих Россию, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений;

- стремление к сохранению памяти о подвигах защитников Отечества;

- изучение истории городов и поселений и связанных с ней событий и легенд, ставших основой для её создания;

- изучение основ и выявление причин для определения государственных праздников и памятных дат России и ее отдельных регионов;

- развитие интереса у молодежи к географии и путешествиям по своей стране;

- воспитание у подрастающего поколения уважения и почитания к атрибутике страны и государства (гербу, флагу, гимну);

- изучение истории, связанной с подвигами героев-воинов всех исторических периодов и деятелей культуры, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом;

- формирование у подрастающего поколения позитивного образа нашей страны и государства.

Перечисленные задачи организации воспитательной работы нуждаются в формах и средствах,

применение которых будет способствовать развитию новых психических новообразований у личности и воздействовать на сознание, чувства и её поведение. Одной из форм воспитательной работы может быть

система специально организованных мероприятий культурно-познавательного туризма. Мероприятия по организации молодёжного туризма, выполняют важнейшую функцию по удовлетворению потребности личности в общении с природой и объектами культурного наследия и осуществляют, одновременно, воспитательную и дидактическую роль. Приобщение к родной природе и культуре остается основным методом организации культурно-познавательного туризма и обладает широкими возможностями в реализации задач по формированию патриотизма у молодёжи.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая категория «патриотизм», в педагогике определяется по-разному, на его понимание всегда влияли социальные и политические явления в тот или иной период развития российского общества и, одновременно, субъективное понимание данного явления исследователями. Необходимо отметить тот факт, что универсального, единого для всех определения патриотизма быть не может. Вместе с тем, под патриотизм, в современных социальных условиях, можно понимать индивидуальное переживание и осознание личностью культурных и духовных ценностей и символов своего этноса и государства, стремление субъекта к изучению лучших традиций своего народа и народов страны, переживание чувства справедливости и непримиримости к врагам своего Отечества.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [5, т. 3, с. 24].

Патриотизм всегда был присущ российскому народу. Изучению сущности патриотизма, патриотического воспитания и развитию личностных патриотических качеств в отечественной философии, педагогике и психологии всегда уделялось большое внимание. Великий отечественный педагог, К.Д. Ушинский, писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [12, т. 2, с. 160].

Ценностные приоритеты патриотического воспитания и становления гражданина своего Отечества имели место в трудах отечественного философа И.А. Ильина. Он об этом писал так: «патриотизм есть чувство любви к родине; и потому он, как и всякое чувство, а особенно чувство любви, уходит корнями в глубину человеческого бессознательного. Патриотизм - есть состояние духовное...» [7, с. 221-222].

Направления и организация патриотического воспитания молодежи всегда поддерживались государством. Постоянно обновлялась Концепция патриотического воспитания, которая проверялась социальными явлениями и временем и корректировалась реалиями развития общества [10].

Кроме Концепции, разработан еще один важнейший документ государственной поддержки патриотического воспитания, который создает определенные условия для повышения гражданской ответственности за судьбу людей и страны - это Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В Программе отмечается, что «.основной целью государственной политики является, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [4, с. 1].

Патриотическому воспитанию молодежи посвящен ряд педагогических исследований. Например,

B.В. Гладких [3], утверждает, что для современного патриотизма и патриотического воспитания всех категорий молодежи характерна тенденция увеличения роли гражданственности в формирования патриотического мировоззрения подрастающих поколений россиян. Р.А. Кобылкин [8] убежден в наличии определенных негативных тенденций в духовной сфере современной России, под которыми он понимает: кризис духовно-нравственной сферы личности, выражающейся в иных представлениях о высших ценностях и идеалах; в стимулировании сепаратизма в национальных республиках; в насаждении западных ценностей; в разжигании межконфессиональной и межэтнической вражды. По его словам, все перечисленное, угрожает нашей стране деформацией культурного пространства и разрушением национальной самоидентификации.

C.К. Бондырева также считает, что кризис нравственности и патриотизма в современном социуме существует и сейчас, так как «нравственность вырастает из черт позитивной душевности, из доминанты «Я и Ты» [1, с. 47]. Другая позиция у А.В. Ковалевой, по её словам, преобладающим направлением формирования патриотизма у молодежи «служит национальная идентификация, осознание национальных интересов страны и их защиты как внутри государства, так и на международной арене» [9].

В этой связи, заслуживает внимания исследование А.К. Быкова, в котором обозначается ряд тенденций развития патриотического воспитания, среди которых:

- повышение роли патриотического воспитания в образовательной и молодежной государственной политике;

- применение программно-целевого подхода в области воспитания патриотизма как на федеральном, так и региональном уровнях;

- финансовая поддержка со стороны государства программ воспитательно-патриотической направленности;

- устойчивое функционирование сложившейся государственной системы патриотического воспитания в стране;

- рост активности россиян в патриотической работе и др. [2, с. 14-24].

В результате теоретического анализа можно сделать вывод о том, что вопросам патриотического воспитания в России всегда уделялось большое внимание и со стороны государства, и многими прогрессивными деятелями науки.

В ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова» было проведено исследование по организации патриотического воспитания учащейся молодежи в процессе туристско-рекреационной деятельности.

Исследование было организовано с учетом методологических подходов:

- деятельностный;

- мотивационный;

- личностно-ценностный.

В работе опирались на базовые организационно-педагогические принципы формирования патриотизма молодежи в условиях туристско-рекреационной деятельности:

- осуществление воспитательного процесса в процессе активной включенности личности в туристическую деятельность;

- целенаправленное формирование социально-культурной компетенции с опорой на принципы этнокультурной толерантности;

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей.

Решались следующие задачи:

- привлечение внимания к отдельной территории, месту и стране проживания;

- стремление не только к потребительскому отношению, но и защите культурной и природной среды;

- воспитание социальной активности и патриотических качеств личности.

Хорошо организованная и продуманная туристско-рекреационная деятельность, как составляющая культурно-познавательного туризма, воздействует, в первую очередь на познавательную активность личности, расширяет культурную и волевую сферы личности, способствует эстетическому восприятию окружающей культурной и природной среды. Расширение сознания личности происходит одновременно в процессе наблюдения, восприятия и осознания, которые позволяют усваивать большой объем информации об окружающей природе и объектах зодчества и культуры. Внешнее воздействие природной среды, а также познавательное взаимодействие с объектами культуры (архитектурой, фольклором, декоративно-прикладным искусством, живописью, скульптурой и др.) интегрируется в опыте личности в виде ценностных ориентаций, патриотических взглядов и убеждений.

Государство и регионы заботятся о возможности организации воспитательной работы образовательных учреждений и планирует финансовую поддержку по патриотическому воспитанию граждан. Анализ региональных законов позволил выявить возможности финансовой поддержки на патриотическое воспитание за счет средств региональных бюджетов. Например, на план мероприятий по реализации на территории Республики Крым государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» выделено около ста миллионов рублей [11], а в Краснодарском крае на реализацию данной программы планируется около трех миллионов рублей [6].

В процессе туристской деятельности как составляющей культурно-познавательного туризма молодые люди совершали походы, поездки, экскурсии, соревнования, слёты, работали в различных объединениях по интересам. Такая культурно-познавательная работа осуществлялась непрерывно при систематической организации туристской деятельности. От правильной организации подобной деятельности будет зависеть конечный результат - сформированность патриотической воспитанности молодого человека.

В лице патриотически воспитанных молодых граждан общество, в будущем, приобретает ценнейший созидательный потенциала страны, который будет определяться, прежде всего, его готовностью взять на себя ответственность за наше будущее.

В результате, деятельность, организованная с учетом указанных принципов и поставленных задач, способствовала целенаправленному восприятию молодыми людьми конкретных исторических объектов и явлений культуры, развитию чувства значимости и причастности к важнейшим историческим событиям станы. При этом происходило, своего рода личностное единение туриста, как субъекта туристской деятельности и объектов туризма, формировались патриотические качества личности. К показателям, характеризующим сформированность патриотических качеств личности, было отнесено:

- уважительное отношение к своей Родине, идентификация своих интересов с ее интересами;

- почитание основ своей и образцов иной культуры, традиций и святынь страны, осознание и принятие её со всеми историческими фактами, героическими и не совсем;

- познавательная и эстетическая потребность в созерцании красоты природы и потребность во взаимодействии с ней;

- потребность в познавательной и преобразующей деятельности;

- стремление к восприятию рукотворных шедевров культуры;

- стремление молодежи к здоровому образу жизни;

- интерес к духовным ценностям страны;

- готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия.

В результате исследования были выявленны организационные условия, влияющие на формирование патриотизма у молодежи в условиях туристско-рекреационной деятельности, такие как:

- целенаправленность действий по организации процесса патриотического воспитания;

- комплексность структур, организующих воспитательный процесс;

- объективность экономических, материальных, социальных, географических и др. источников патриотического воспитания;

- конкретность организационных форм патриотического воспитания.

Было, также, установлено, что туристско-рекреационная деятельность как составляющая культурно-познавательного туризма выполняет ряд функций, а именно:

- воспитательную - воспитание положительного отношения к культурному наследию и природному богатству России;

- развлекательную - создание условий для рекреативной деятельности для молодежи (формы организации: групповые, индивидуальные);

- физкультурно-оздоровительную - укрепление здоровья в процессе организации спортивно-развлекательных мероприятий, психологическая поддержка занятий спортом;

- информационную - широкая реклама туристско-рекреационных мероприятий и оказание методической и финансовой помощи в их проведении.

В результате поведенного исследования по определению значения туристско-рекреационной деятельности молодежи, как одного из средств патриотического воспитания современных молодых людей мы пришли к заключению о том, что:

- туризм оказывает воздействие как на когнитивную, эмоциональную, так и на деятельностную структуру психику человека;

- благодаря организованной туристско-рекреационной деятельности и созданию эффекта познания истории через объекты природы и культуры, отдельные исторические события, происшедшие в данной

местности много лет назад и совсем недавно, формируются патриотические чувства у участников туристических походов;

- происходит эмоциональное сопереживание в процессе восприятия природных объектов и социальных преобразований территории, способствующие патриотическому воспитанию молодежи;

- деятельностный характер туризма отражает стремление молодых людей к определенным действиям во благо развития своего, родного края, страны, Отечества.

Выводы. В связи с вышеизложенным, можно отметить, что туристско-рекреационная деятельность как составляющая культурно-познавательного туризма молодежи имеет большое значения для воспитания патриотизма у молодежи, возможности которой неограниченны. Она включает в себя огромный тематический спектр туров и направлений путешествия. К ним можно отнести и виртуальные экскурсии, связанные с паломничеством по святым местам; экскурсии, связанные с культурно-этническим историй регионов; экскурсии, связанные с культурными событиями; экскурсии, раскрывающие ценностные богатства регионов и др. Все это позволяет молодым людям лучше изучить, понять и познать объективные и культурные богатства своей страны. В целом, потенциал хорошо организованной туристско-рекреационной деятельности имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств молодых людей, чья познавательная, эмоциональная, деятельностная и мировоззренческая сферы только формируются.

Таким образом, исходя из требований современности, изложенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы» [4], в воспитании патриотических чувств и качеств молодежи необходимо использовать наиболее эффективные средства, к числу которых можно, по праву, отнести туристско-рекреационную деятельность.

Литература:

1. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). М.; Воронеж, 2007.

2. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. - 2011. - №1. - С. 14-24.

3. Гладких В.В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза: монография. - Воронеж: Изд-во ВАИУ, 2011. - 115 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс] // URL : http://m.govemment.ru/docs/21341/. - (Дата обращения 04.03.2020).

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955.

6. Закон Краснодарского края от 30.12.2013 № 2867-КЗ (ред. от 06.02.2015) «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае» (принят ЗС КК 25.12.2013) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.03 2020).

7. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006. С. 221-222

8. Кобылкин Р.А. Патриотизм - новая тенденция современной России [Электронный ресурс] / https://studref.com/410570/pravo/ (дата обращения: 06.03 2020).

9. Ковалева А.В. Некоторые проблемы патриотизма в современной России // Ростовский научный журнал [Электронный ресурс] / http://rostjoumal.ru/?p=1775 (дата обращения: 06.03 2020).

10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] / https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения: 06.03 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 20 октября 2016 года № 1257-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Республики Крым государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493».

12. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Том 1: Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1974. - 584 с.

Педагогика

УДК 378.147:7.05

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Капунова Маргарита Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием готовности будущих дизайнеров к осуществлению инновационной деятельности в процессе обучения и профессионального становления. Отдельное внимание уделяется вопросу профессиональной подготовке таких специалистов и ее специфике. Изучается вопрос сущности феномена готовности к осуществлению какой-либо деятельности.

Ключевые слова: формирование готовности к деятельности, инновационная деятельность дизайнера, дизайн-образование, современная педагогическая наука, профессиональная подготовка дизайнера, инновационная деятельность в процессе обучения.

Annotation. The article is devoted to the consideration of issues related to the formation of the readiness of future designers to carry out innovative activities in the process of education and professional development. Special attention is paid to the issue of professional training of such specialists and its specifics. The question of the essence of the phenomenon of readiness to carry out any activity is studied.

Keywords: formation of readiness for activity, innovative activity of a designer, design education, modern pedagogical science, professional training of a designer, innovative activity in the learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.