Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

РАЗРАБОТКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1391
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ВОЕННО - ИСТОРИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОГО ПРОДУКТА / ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ / ВЫЕЗДНЫЕ "УРОКИ ИСТОРИИ" / PATRIOTIC EDUCATION / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH / MILITARY-HISTORICAL TOURISM / PATRIOTIC TOURISM / DESIGNING / DEVELOPMENT OF EXCURSION PRODUCT / CONDUCTING EXCURSIONS / VISITING "HISTORY LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачева Диана Александровна, Спирина Ирина Константиновна

В статье раскрываются возможности использования экскурсионного туризма военно -исторической направленности в патриотическом воспитании молодежи. Сочетание в профессиональном туристском образования навыков проектирования и экскурсоведения, практико-ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачева Диана Александровна, Спирина Ирина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of military-historical excursions in the process of educational activity, as a form of patriotic education of youth

The article reveals the possibilities of using excursion tourism of a military-historical orientation in the patriotic education of youth. The combination of design and tour management skills and practice-oriented education in professional tourism education.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

пространственной организации движений, 33% детей, выполнили пробы без ошибок (на входном контроле с пробами без ошибок из экспериментальной группы никто из детей не справился).

Исследование кинестетической основы движений рук так же продемонстрировало положительную динамику развития моторики среди детей экспериментальной группы, при входном контроле данного показателя лишь 6% детей справились с пробами без ошибок, при этом темп работы был достаточно низкий, в результате контрольного тестирования 30 % детей продемонстрировали высокий уровень переключения и темпа движений.

При проведении контрольного исследования кинестетической организации движений 40% детей из экспериментальной группы продемонстрировали высокий уровень сформированности, против 7% на входном этапе эксперимента.

При обследовании кинетической основы движений рук 33% испытуемых показали высокий уровень, в то время как на входном контроле лишь 17% с заданием справились без ошибок.

Исследование состояния артикуляционной и мимической моторики также показало положительную динамику в развитии кинетического орального праксиса, 40% детей из экспериментальной группы показали высокий уровень, 49% испытуемых продемонстрировали высокий уровень динамической координации артикуляционных движений. При исследовании мимической мускулатуры у 60% детей, входящих в экспериментальную группу, имеется нормальный мышечный тонус.

Выводы. Таким образом, наличие зарегистрированной положительной динамики в развитии моторной сферы детей общим недоразвитием речи, позволяют сделать вывод об эффективности предложенной коррекционно-развивающей программы для развития моторной стороны речи для этих категорий детей. Также можно говорить о том, что кинетическая и кинестетическая организация действий является необходимым звеном при переходе от осуществления отдельных моторных операций (например, выполнение статических и динамических упражнений) к общей речевой активности, о чем свидетельствует наличие положительной динамики в диагностике динамической координации артикуляционных движений в экспериментальной группе. Можно предположить, что развитие этого компонента оказывает влияние на формирование речевой функции и становление речемыслительной деятельности, причем как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей с нормативным развитием. Наиболее важным, онтогенетическим этапом в формировании и развитии способности к речевому развитию является старший дошкольный и младший школьный возраст. Именно для этих групп в первую очередь может быть рекомендована разработанная автором программа.

Системное применение комплексов кинезиологических упражнений стимулирует межполушарное взаимодействие и синхронизирует их работу. Положительно влияет на физическое здоровье, в частности снижает утомляемость. Способствует усилению самоконтроля, что не может не способствовать коррекции недостатков речевого развития.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т.7 No 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/931

2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель,2010. 254 с.

3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990. С. 373-392.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь |Гекст| / Л.С. Выготский. - Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт, 1999.

5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.122с.

6. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: АльнС, 2013. - С. 67-68; 92.

7. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие / А.Л. Сиротюк. - М: АРКТИ, 2010 - 60с.

8. Яночкина П.С. Медведева Е.Ю. Использование двигательных техник в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста: нейропсихологический аспект Перспективы науки и образования 2018. № 2 (32). С. 152-155.

Педагогика

УДК 379.85

доктор педагогических наук, доцент Горбачева Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Спирина Ирина Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

РАЗРАБОТКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье раскрываются возможности использования экскурсионного туризма военно -исторической направленности в патриотическом воспитании молодежи. Сочетание в профессиональном туристском образования навыков проектирования и экскурсоведения, практико-ориентированного образования.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, военно - исторический туризм, патриотический туризм, проектирование, разработка экскурсионного продукта, проведение экскурсии, выездные "Уроки истории".

Annotation. The article reveals the possibilities of using excursion tourism of a military-historical orientation in the patriotic education of youth. The combination of design and tour management skills and practice-oriented education in professional tourism education.

Keywords: patriotic education, civil-patriotic education of youth, military-historical tourism, patriotic tourism, designing, development of excursion product, conducting excursions, visiting "History Lessons".

Введение. В Российской Федерации за последние годы были предприняты значительные усилия по развитию и укреплению системы патриотического воспитания молодежи. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, опирающиеся на реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», которая является логичным продолжением программ по патриотическому воспитанию на 2001-2005 гг.; 20062010 гг.; 2011-2015 гг., тем самым сохраняя непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации [1, 2].

В Программе приоритетным направлением отмечается воспитание детей и молодежи. Она включает комплекс «правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции» [1].

В поисках наиболее эффективных форм и методов работы с молодежью по реализации данной программы обратимся к индустрии туризма, которая имеет богатый потенциал и патриотическое воспитание молодежи можно реализовывать через культурно-познавательный и военно-исторический экскурсионный туризм.

Изложение основного материала статьи. Цель патриотического туризма - это гражданско-патриотическое воспитание подростков через активное их включение в изучение историко - культурного, военно-исторического наследия своей Родины.

Туризм является эффективной педагогической технологией, средством, позволяющим воспитывать многогранную, всесторонне развитую личность, со сформированной концепцией физически и духовно здорового образа жизни. Туризм должен сопровождать теоретические занятия, пробуждая в подростке интерес к истории, географии, культурологии и другим наукам. Очевидно, что патриотическое воспитание должно осуществляться комплексно, в тесном общении с культурой, традициями, родной природой, обычаями. Необходимо разрабатывать системные, долгосрочные проекты.

По цели путешествия можно выделить героико-патриотический туризм в отдельный вид культурно -познавательного туризма. Героико-патриотический туризм включает в качестве основных компонентов программы места боевой славы, памятные мемориалы, памятники архитектуры, музеи, объекты исторического наследия, прославляющие героизм и доблесть великого русского народа.

В рамках изучения и развития данного вида туризма авторами на протяжении нескольких лет ведется активная деятельность на кафедре туризма (сейчас туризма и физической культуры) Краснодарского государственного института культуры по разработке и реализации экскурсионных проектов военно-исторической, патриотической направленности.

Наши многолетние исследования показали, что реализация подобных проектов дает возможность решать задачи патриотического воспитания на новом уровне, способствует совершенствованию форм и методов проведения работы, обеспечивая непрерывность процесса формирования патриотического сознания молодых граждан [9, с. 25]:

• Программы по патриотическому, военно-историческому туризму имеют большое значение для накопления, обобщения и распространения опыта организации патриотического воспитания граждан, апробации инновационных подходов в сфере воспитания и социализации личности.

• Организация деятельности в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан, является важной составляющей патриотического воспитания молодежи, она способствует формированию гражданских качеств личности и укреплению единства нашей страны.

Кафедра туризма Краснодарского государственного института культуры (КГИК) с 2015 года занимается активным изучением и развитием экскурсионного военно-исторического туризма на Кубани. Через включение в педагогический процесс деятельностного компонента, через разработку и реализацию военно -исторических экскурсионных маршрутов и туров. Так в 2015-2018 годах преподавателями кафедры туризма КГИК, были разработаны и реализованы 5 проектов по военно-патриотическому воспитанию школьников и студентов средствами экскурсионной деятельности, по местам боевой и трудовой славы Краснодарского края (Апшеронский район, г. Новороссийск, г. Крымск, г. Анапа, Усть-Лабинск, ст. Северская, г. Краснодар).

Все проекты были поддержаны грантами на всероссийских и краевых конкурсах и достижение количественных и качественных показателей проектов коррелировалось в зависимости от объемов финансового обеспечения из Федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

1. В 2016 г. кафедра туризма КГИК по результатам проведения Российским военно-историческим обществом (РВИО) всероссийского конкурса на лучший туристский военно-исторический маршрут «Жизнь Отечеству», стала победителем по Южному Федеральному округу с правом получения финансирования реализации проекта «Наследие полков Русской армии: герои и личности в развитии Апшеронского района» Краснодарского края» [8, с. 104].

2. Разработка и проведение серии военно-исторических, героико- патриотических экскурсий по историческим местам Краснодара в рамках всероссийского проекта «Дорогами Победы»-2017 г. В проекте приняли участие более 6 тысяч школьников и кадетов, иностранных студентов. Было разработано более 12 маршрутов для разного возраста «Аллеями славы Чистяковской рощи», «Письма с фронта», «История застывшая в камне и металле» и др.) [10, с. 226].

3. Разработка и проведение экскурсий по местам боевой славы Апшеронского района при реализации программы «Хранители Отечества - хранители Кубани!» - 2017.

4. В 2018 г. студенты кафедры туризма КГИК стали победителями Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования с проектом: «Экскурсионные поездки «По местам воинской славы на территории Краснодарского края» в номинации: «Патриотическое воспитание и межкультурные коммуникации». В проект входило несколько экскурсионно-образовательных маршрутов военно-патриотической направленности объединенных в цикл «Уроки истории». Цикл был посвящен известным личностям принимавших участие в военных событиях на Кубани: «Уроки истории: маршал Г.К. Жуков»; «Уроки истории: тропами А.В. Суворова», «Голубая линия», «Герои и техника ВОВ» [4].

Данные проекты являются одним из направлений реализации концепции патриотического воспитания граждан России, которая определяет патриотизм, как «одно из наиболее глубоких человеческих чувств,

закрепленных веками и тысячелетиями. Патриотизм понимается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите» [2].

Актуальность проектов вытекает из изменений, происходивших в российском обществе в постсоветский период его развития, во многих сферах привели к самым негативным, разрушительным последствиям. В полной мере это касается не только системы патриотического воспитания молодежи, но и отношения к самому понятию «патриотизма», значение которого некоторое время назад даже наделялось уничижительными оттенками.

Решение проблемы выявленной проектами, дает возможность восполнить утрату обществом традиционно российского патриотического сознания. Студентам и школьникам, на наглядных примерах были раскрыты истинные значения понятий «патриотизм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность», для формирования которых нужна долгая и кропотливая работа.

Демонстрация в ходе проектов образцов героизма и самопожертвования в военной истории Кубани, в ходе поездок в Крымск и Новороссийск, способствовала воспитанию личности, ориентированной на высокие духовно-нравственные ценности, формированию чувства верности к своему Отечеству, передаче исторической памяти студенческой молодежи.

Как отмечалось ранее, в ходе реализации серии уникальных экскурсий был сделан акцент на отдельные исторические личности, что способствовало более полному понимаю значимости роли отдельной личности, гражданина, патриота в событиях страны:

1. Создан уникальный маршрут по Краснодару, связанный с маршалом Победы Г.К. Жуковым, знакомство с военно-историческими объектами столицы Кубани. Раскрыт вклад Г.К. Жукова в победу над фашизмом.

2. Создан уникальный маршрут по историческим «тропам А.В. Суворова» в Краснодарском крае, знакомство с военно-историческими объектами районов Кубани; Изучена биография и подвиги, великого русского полководца А.В.Суворова, показан его вклад в развитии территорий Краснодарского края и др. [7, с. 157].

В результате реализации проектов достигнута важная цель: формирование у школьников и студентов патриотизма, устойчивого интереса к событиям истории родного края.

В студенческих работах раскрывается организация кафедрой обучающей проектной деятельности обучающихся в процессе профессионального образования в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания молодежи, в ходе проведения и разработки серии тематических экскурсий. Реализация подобной проектной деятельности возможна на профессиональных предметах направления подготовки 43.03.02 "Туризм" начиная со 2 курса обучения. Для разработки качественного экскурсионного проекта профессиональные предметы должны быть связаны с туроперейтингом, проектированием туристского продукта, экскурсоведением, рекламной деятельностью, анимационной деятельностью в туризме, географией туризма Краснодарского края.

В ходе проектирования экскурсионного продукта патриотического содержания должны быть представлены обязательные подготовительные организационные мероприятия. Определены цели и задачи экскурсионных программ, возрастной состав, перечень школ города г.Краснодара. Составлены технологические карты экскурсионных маршрутов. Просчитана продолжительность автобусных поездок с учетом остановок у памятников, посещения музеев, а также технических остановок . Продумано рекламное и PR сопровождение реализации проекта и т.д.

Сначала студенты в ходе подготовки проектов, а затем и школьники в процессе участия в экскурсиях, получают представление об исторических событиях, главными героями которых стали солдаты Отечества -воины разных национальностей плечом к плечу оборонявшие Россию и Кубань от захватчиков. Участники знакомятся с памятниками ратной славы и узнают о подвигах земляков, увидев непосредственно те места где происходили события описанные в учебниках истории и исторических книгах. Именно поэтому, один из проектов посвященных раскрытию роли известных личностей в развитии Краснодарского края и получил название "Уроки истории". Как показывают наши исследования, подобные выездные уроки имеют более высокую результативность в отличии от обычных уроков или лекций, так как усвоенный материал остается в памяти участника экскурсии надолго.

Для тех, кто планирует подобные экскурсионные маршруты на автобусах, необходимо предусмотреть все до мельчайших деталей. Необходимо все рассчитать по времени, в том числе с учетом технических остановок, предусмотреть изготовление дипломов, подарков для конкурсов, квестов и викторин и др. Наша методика разработки подобных экскурсионных проектов включает несколько этапов:

1. Формирование рабочей группы, распределение обязанностей по подготовке и реализации проекта, определение ответственных за размещение информации о мероприятии в СМИ.

2. Проведение переговоров, заключение договоров. Мониторинг цен на услуги осуществляемые для реализации проекта.

3. Разработка макетов сувенирной продукции с символикой заказчика согласно официального брендбука заказчика.

4. Разработка макетов и изготовление рекламных листовок, брошюр о проекте.

5. Определение состава групп участников. Организационные мероприятия по проведению экскурсии.

6. Определение группы экскурсоводов в том числе из числа обучающихся в КГИК по направлению подготовки «Туризм».

7. Приобретение товарно-материальных ценностей для реализации проекта и награждения участников, согласно смете расходов.

8. Приобретение магнитов с символикой с логотипа заказчика и названием проекта для организаторов и участников (школьники, активные студенты) двух видов.

9. Изготовление брошюр и листовок о проекте с символикой заказчика согласно официального брендбука заказчика.

10. Распространение рекламной продукции по школам.

12. Согласование выезда с руководством школ (время и место выезда, количество людей), контроль сбора документов на выезд.

13. Организация участия музеев в проведении экскурсий.

14. Работа с экскурсоводами, над текстом экскурсии, сбор дополнительных материалов, отработка навыков ведения экскурсии, анимационной части экскурсии в соответствии с возрастом участников.

15. Разработаны задания для викторины и квест-заданий проводимых в ходе экскурсии, и изготовлены дипломы для награждения участников проекта.

16. Отбор участников и составление списков учащихся, сопровождающих учителей и подготовка документов по безопасности автобусных поездок.

17. Реклама в СМИ. Обязательной составляющей успешной реализации Проекта, является выход материалов в СМИ, социальных сетях, сайтах образовательных организаций. Должна быть проведена продуманная рекламная и информационная компания.

Мероприятия, реализованные в ходе проекта - это посещение памятников, мемориалов боевой техники, музеев боевой славы, действующего военного аэродрома, музеев военной техники, рассказы о событиях и героях, конкурсы и викторины по темам проекта, возложение цветов к мемориалам и д.р. Данные мероприятия составили важную составляющую военно-патриотического воспитания молодежи, способствовали формированию гражданских качеств личности и укреплению единства нашей страны.

Основой для реализации данной деятельности стала не только педагогическая, но и научная деятельность преподавателей кафедры. Научные биографии преподавателей кафедры туризма: Горбачева А.А., Горбачевой Д.А., Горбачевой В.А., Геращенко И.Н., Абазяна А.Г., Егоровой Е.Н. пронизаны идейно-политическим, экологическим, эстетическим, аксеологическим и др. направлениями воспитания молодежи [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Так, например, не случайно Горбачев А.А., Горбачева Д.А., Горбачева В.А., это те ученые которые включены в известный научный сборник статей по патриотическому воспитанию молодежи Кубани (раздел «Научная семейная династия Кубани») [7, с. 134]. Студенты под научным руководством преподавателей кафедры не только разрабатывали экскурсионные проекты, но и выступали на научных конференциях, публиковались в научных сборниках. Многие из них получили дипломы и почетные грамоты на международных и краевых конкурсах проектов. Назовем лишь некоторых из студентов и магистрантов, кафедры: Здвижков А., Паю Е.А., Марчук В.Н., Сохина Н.П., Гаркушев А.В., Сагандакова Е.А., Руденко Э.О., Радченко А.С., Макарец В.А.; аспиранты Чавыкина У.Г., Сазыка Г.С., Семенякина Г.Б. и многие другие [4, 5, 9, 10].

Эффективность работы кафедры по практико-ориентированному образованию со студентами и по патриотическому воспитанию школьников, который изложен выше, измеряется умением и желанием участников экскурсий сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой Родины. «Результативность такого воспитания, показатель действительности - убежденность, патриотическая направленность поступков молодежи» [3, с. 152], напрямую связана с наглядными возможностями экскурсионного военно-исторического туризма на Кубани.

Перспективными экскурсионными военно - историческими маршрутами кафедры туризма разработанными в процессе профессионального образования студентов направления подготовки Туризм может быть реализация таких инновационных проектов как:

1. «Проект экскурсионного маршрута «город-герой Керчь».

2. «Культурно-познавательный экскурсионный маршрут «город воинской славы Юга России» (г. Славянск-на-Кубани).

3. «Военно-патриотическая экскурсия как способ воспитания и просвещения молодежи».

4. «Военно-историческая экскурсия по городу Краснодару».

5. «Развитие морских экскурсий на побережье черного моря в городе воинской славы Новороссийске».

Выводы. Разработке патриотических маршрутов способствовало предварительное исследование

существующих предложений на туристическом рынке по данному направлению и уникальные военно-исторические маршруты разработанные кафедрой туризма КГИК можно предложить к реализации краснодарским туроператорам в учебных заведениях, популяризировать их на территории Краснодарского края. Опыт данных проектов возможен и для реализации в других субъектах Российской Федерации.

Опыт и методики проектирования подобного турпродукта учитывать в вузах в процессе практико-ориентированного обучения так как сопоставление содержания учебной программы с объектами культурного наследия в дестинациях стимулирует познавательную и исследовательскую деятельность учащейся молодежи.

В результате реализации экскурсионных патриотических проектов КГИК были достигнуты цели и решены следующие задачи:

• Формирование патриотического сознания молодежи, преданности и любви к своему Отечеству, краю, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее своей Родины, готовность к ее защите.

• Знакомство представителей учащейся и студенческой молодежи с историческими событиями и героическим прошлым Кубани, памятниками воинской славы на территории Краснодарского края, знакомство с подвигами земляков. Показана связь поколений и раскрыта роль отдельных личностей в героическом военном прошлом Краснодарского края.

• Развитие интереса к процессу обучения: к урокам военной истории у школьников и к разработке новых уникальных турпродуктов в профессиональном образовании у студентов.

• Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

В результате реализации проектов в городе Краснодар, частично решена проблема организации качественного досуга подростков и молодежи.

Результативность работы по разработке в вузе и реализации экскурсионных проектов в общеобразовательных школах по патриотическому воспитанию, который изложен выше, измеряется степенью сформированности готовности и стремлением студентов и школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой Родины.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"- М., 2011

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" - М., 2018

3. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2012, с. 192.

4. Геращенко И.Н.; Сагандакова Е.А. Взаимосвязь технологий практико-ориентированного обучения студентов и процесса формирования патриотического мировоззрения детей и молодежи (на примере Краснодарского государственного института культуры) // Культура и время перемен. - 2017. - № 3(18); URL: timekguki.esrae.ru/34-275 (дата обращения: 25.09.2017).

5. Горбачев А.А., Руденко Э.О.Стратегия семейного и делового отдыха // Курорты. Сервис. Туризм. -Краснодар, 2016. № 2 (31). С. 31-36.

6. Горбачева Д.А., Котенко И.В., Крюков Д.М., Петрова Т.В Социализация и патриотическое воспитание учащихся средствами современной наглядной агитации // Культурная жизнь Юга России. -Краснодар, 2015. № 2 (57). с. 33-36.

7. Горбачева Д.А., Горбачев А.А. Туристский образовательный ресурс - вектор развития культуры и патриотизма: инновационный подход. К юбилею кафедры туризма: монография. - Краснодар: Экоинвест, 2019. - 394 с.: ил.

8. Горбачева Д.А. Опыт реформирования туристского образования (по итогам реализации экскурсионного военно-исторического маршрута по Апшеронскому району) // Образование и наука в высшей школе: современные тренды: сборник материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию КГИК. - Краснодар. 2016. - С. 104-108.

9. Егорова Е.Н., Макарец В.А. Маркетинговые исследования при проведении экскурсий военно-исторической тематики на территории Краснодарского края // Курорты.Сервис.Туризм. - Краснодар, 2016. -№3-4 (32-33). - С. 23-26.

10. Радченко А.А., Горбачева Д.А Перспективы развития военно-патриотического туризма в Краснодарском крае // Молодежь-науке - IX, развитие сферы туризма, гостеприимства и спорта: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (3-4 апреля 2018 г.). - Нижневарторск, 2018. -С. 224-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика

УДК: 37.09

доктор педагогических наук, профессор Горюнова Лилия Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

кандидат педагогических наук, доцент Тимченко Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров к работе с лицами с расстройствами аутистического спектра, в том числе в условиях специального и инклюзивного образования. Отмечается недостаточность количества образовательных программ, ориентированных на подготовку специалистов к работе с лицами с РАС, их доминирующая направленность на аспекты психолого-педагогического сопровождения и реабилитации. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ подготовки магистров, ориентированных на вопросы организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специального и инклюзивного образования. Представлен опыт разработки программы магистратуры «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра», реализуемой в Южном федеральном университете, отмечены ее объективные и субъективные преимущества, привлекающие абитуриентов. Описан опыт включения потенциальных работодателей в процесс разработки основных результатов освоения образовательной программы (обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций), а также содержательных элементов теоретической и практической подготовки магистрантов.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, работа с лицами с расстройствами аутистического спектра, магистерская программа.

Annоtation. The article is dedicated to the problem of teacher training aimed at working with individuals with autism spectrum disorders also in conditions of special and inclusive education. The lack of educational programmes, targeted at preparing specialists for the work with individuals with autism spectrum disorders and their main focus on such aspects as psychological and pedagogical support and rehabilitation, is stated. The conclusion is made about the necessity of designing and developing Master's programmes, focused on organizational issues of educational process for children with autism spectrum disorders in conditions of special and inclusive education. The experience of designing Master's programme "Theory and methodology of the work with individuals with autism spectrum disorders" implemented in Southern Federal University is presented; both subjective and objective benefits, attracting applicants, are highlighted. The experience of potential employers incorporation in developing main results of mastering an educational programme (mandatory and recommended professional competencies) as well as substantive elements of theoretical and practical Masters training, is described.

Keywords: teacher training, working with individuals with autism spectrum disorders, master's programme.

Введение. В настоящее время в поле научных интересов ряда исследователей оказались проблемы подготовки кадров для работы с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра. Современная статистика, как зарубежная, так и отечественная, показывает ежегодное увеличение количества детей, у которых диагностированы расстройства аутистического спектра разной степени тяжести. Специалисты, способные работать с данной категорией лиц, востребованы в настоящее время не только в образовательных организациях, но и в органах социальной защиты и медико-психологической помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.